"Компетентностный подход в преподавании предмета ИЗО искусство."
Автор: Аксенова Любовь Владимировна Должность: учитель ИЗО искусства
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ №64"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: "Компетентностный подход в преподавании предмета ИЗО искусство."
Компетентностный подход в преподавании предметов гуманитарно – эстетического
цикла.
Чувство прекрасного развивается и воспитывается в человеке с детства. Начинается это
воспитание еще до школы, в семье, в процессе общения с природой, книгами и
продолжается в школе, где формируется более глубокое воспитание прекрасного.
Успех обучения изобразительному искусству в школе зависит от множества условий, в
частности от компетентности самого учителя. Великий художник Ренуар писал «Художник
бессилен, если тот, кто заставляет его творить, слепой».
Компетентность обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией,
знающий, сведущий, полноправный и т.д.), а значит, учитель не должен и не может
позволить себе быть слепым.
Важно, как учитель посоветует начать работу и какое даст напутствие учащемуся. Нужно
знать, в какой степени вмешаться в работу каждого ученика: ведь такое вмешательство
должно быть уместным, своевременным и убедительным. Талантливый художник-
иллюстратор и педагог Е.И.Чарушин придавал огромное значение руководству детским
творчеством со стороны учителя, предлагая направлять содержание детских рисунков,
оказывать помощь учащимся в формировании образа, в поисках выразительности. Он
проявлял заботу о том, чтобы техника работы карандашами и красками не затрудняла, а
облегчала детям создание изображения.
«Чарушин указывает, что если ребенок неправильно держит карандаш и кисть (в кулаке,
скрюченными пальцами), то рука быстро утомляется, и ребенок лишается радости
творчества.»
Нельзя не согласиться с таким мнением.
Не следует оставлять учеников без помощи и
руководства. Они должны чувствовать, что есть опытный учитель- помощник, который
верно направит работу на любом этапе.
Учитель перестает быть вместе с учебником носителем «объективного знания», которое
он пытается передать ученику. Главной задачей становиться:
* мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности.
*организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы
реализовать свои способности и интересы;
*создать условия, «развивающую среду», в которой становится возможным выработка
каждым учеником на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей
определенных компетенций.
Как часто, к сожалению, педагоги не решают этих задач! В коллекции учителя ИЗО
искусства часто встречается в качестве красивого: голубые котята, красные коровы,
желтые медведи, в качестве некрасивого: черные волки, черные люди. Компетентность
учителя заключается в том, чтобы не закрыть путь к своему самостоятельному виденью
окружающего мира. Когда дети ищут соответствующее определенному чувству сочетание
цветов или какие-либо иные средства внешнего выражения замысла, они не только
развивают свои творческие способности, но и готовятся к восприятию и пониманию
произведений большого искусства.
Известный психолог В.С.Мухина пишет: «Полагаю, что полноценное развитие
восприятия ребенка осуществляется там, где ребенок получает возможность убедиться в
многообразии и многоцветье реального мира».
Опасность стандартизации может встретить педагога везде – ведь цвета, добрые и злые,
веселые и грустные, можно тоже «составлять заранее», превращать в догму, схему.
Поэтому критерий успешности художественно-педагогической работы исключает штамп,
и каждый учитель должен за этим следить.
Мир, в котором мы живем разнообразен и прекрасен. Присматриваясь внимательно к
окружающим предметам и явлениям педагог вместе с учеником открывают тайны
красоты: удивительную пропорциональность и изящество форм, целесообразность и
оригинальность строения, неповторимость постоянно изменяющейся окраски.
«У японцев еще сохранилась та простата существования, которая оставляет время на то,
чтобы выйти на прогулку, созерцать. Они смотрят на травинку, на летящую птицу, на
чудесные движения рыб и возвращаются, полные прекрасных впечатлений, которые без
труда переносят на бумагу».
Любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление должен
передавать педагог на каждом уроке. Не нужно учить, что прекрасное находиться только в
музеях. Прекрасное всегда рядом с нами. Педагог должен помочь увидеть прекрасное в
самом обыкновенном, много раз виденном предмете, который оставит неизгладимое
впечатление непривычным расположением в пространстве, причудливой игрой света и
тени, созвучием или контрастом цветовых отношений.
Все это вызывает у ребенка желание рисовать. И сколько радости испытывает педагог,
если в рисунке учащемуся удается передать хоть частицу впечатлений, поразивших
воображение.
Компетентный педагог должен уметь ставить цели перед учениками и оценивать их
достижения вместе с учениками. Оценивать достижения не только отметкой, но и
содержательной характеристикой. Оценивать не только предметные достижения, но и
развитие личностных качеств. И я хочу сказать: как все же «бедны» педагоги, которые не
испытывают радость творчества вместе со своими учениками, которых интересует только
собственная персона, собственный опыт. Совсем не обязательно чтобы из ребенка
получился профессиональный художник, но научить учащихся понимать, почему с самого
появления человека на земле стало развиваться искусство. Почему столько людей не могут
жить без него? Ведь только представить, что нет у нас духовного наследия, которое
оставили нам предки, - как мы будем бедны и беспомощны! И одной из главных задач
учителя становится – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни
своих учеников. Воспитать в учениках художественный вкус, помочь им разобраться в
красоте жизни. Конечно педагог должен постоянно учиться, привлекать экспертов и
специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен.
Овладение различного рода компетенциями становится основной целью и результатом
процесса обучения, управление достижением которых и определяет его эффективность.
Любое педагогическое совершенствование даст действительный результат, лишь
реализовавшись в творческой энергии самого учителя. В глубине и самобытности его
мышления. В умении свободно распоряжаться учебно-воспитательными средствами, в
обаянии и интеллигентности его поведения и общения, его дидактическом искусстве
разжигать воображение своих учеников, инициативу, в умении эмоционально «зарядить»
ученика.
Время нуждается в учителе высокой профессиональной квалификации, пребывающем
в беспрестанных творческих поисках, умеющем оценивать результаты своего труда. И
хочется вспомнить стихотворение А.С.Пушкина:
...Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
ТЕЗИСЫ
К ВЫСТУПЛЕНИЮ ПО ТЕМЕ
«КОМПЕТЕНТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТОВ ГУМАНИТАРНО-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА».
Учителя ИЗО искусства СОШ №22 Аксеновой Л.В.
Адрес:Бумажников 9 кв 72 тел.:57-09-20
Литература:
1:41 журнал «Искусство в школе», №5 Москва 2002г.
2:13 Т.С.Комарова «Как научить ребенка рисовать» 2000г.
3:13 журнал «Начальная школа» №3 Москва 2008г.
4:165 Б.Неменский «Мудрость красоты»
5:41 журнал «Искусство в школе
МНЕНИЕ
Привет, самый продвинутый народ в мире. Да, да, девчонки и мальчишки,
к вам обращаюсь. Сегодня мне хотелось бы пообщаться с вами на такую тему:
«Любовь к кумиру – за и против». Давайте вместе попробуем разобраться в
этой ситуации. Как часто в нашей жизни можно услышать: «Я люблю
известного певца. Я готова жизнь за него отдать, а он меня не знает». Правда,
знакомая ситуация? Но обо всем по порядку. Для начала давайте разберемся
кто такой кумир? Загляну в словарь Ожегова. Кумир – предмет восхищения,
преклонения. Не сотвори себе кумира – призыв иметь собственную совесть,
самостоятельный и сильный ум. Вот сейчас, наверное, фаны и начнут
возмущаться: «А у нас не смелый ум, не свободная совесть, сильный ум?»
Настоящий фанат все свои мысли направляет на своего кумира, все свободное
время идет на наклеивание плакатов, сбор информации, хождениями по
магазинам в поисках того, что связывало бы его с предметом своего обожания.
Есть фаны, которые умудряются часами просиживать в Интернете на сайте
любимой группы, исполнителя. Сам того, не замечая, фанат растворяется в
своем кумире. Его больше ничего не интересует. И человек может потерять
себя, как личность, потерять свое «я». Тем самым он никогда не найдет свое
место в жизни, а разве это не самое страшное? Известны случаи, когда фанаты
кончали жизнь самоубийством из-за смерти своего кумира. Фанатизм может
привести к чему угодно. И напротив, парень, который очень любит какую-то
группу начинает играть на гитаре. Пытается сделать хорошую музыку, создать
свою группу. И, может быть, именно любовь к кумиру дает шанс реализовать
себя в этой жизни. Вот так-то. А что думаете вы по этому поводу?
Всем большой привет. Как жизнь? Конечно, половина народа сейчас
скажет: «Какая жизнь, нам вообще житья не дают! Учи уроки! Учи! Учи! Учи!
Но народ деваться не куда, рано или поздно экзамены подберутся к вам и
захотят снова сделать какую-нибудь гадость, например, испортить каникулы.
Поэтому я настоятельно призываю всех лицеистов - готовить сани осенью!
Потом будет намного легче. Твой друг тебе говорит: «Не хочу экзамены!» А
ты ему: «Ба, а я вот хочу» (ты-то все выучишь). И начинаешь расписывать все
достоинства экзаменов. После того, как проведешь эту приятную процедуру,
можешь делать все что хочешь. Но самое ужасное, что сейчас-то учить и
неохота. Мы, как все нормальные люди начинаем готовиться к экзаменам за
три дня. Почему? Раньше начинать учить и в голову не приходит. А сейчас
учим, так как НАДО. Надо – ужасное сочетание 4-х букв. На мой взгляд,
самое нелюбимое слово среди учеников и вообще у всех людей в целом.
Больно уж назидательную окраску оно носит. Зато это слово способно творить
чудеса. Вряд ли ты не закончишь четверть на «отлично» если тебе надо
получить билет на концерт любимой группы. Ну это к слову. Так что самые
продвинутые лицеисты, начинайте готовиться к экзаменам уже сейчас.
Времени мало. Экзамены – явление сезонное. Они когда-нибудь придут, но и
соответственно в один прекрасный день уйдут. Так что мне остается пожелать
вам, чтобы вы встретили экзамены во всеоружии!
К ВАМ МОЖНО, ДОКТОР?
Зимой у всех часты насморки, простуды. Давай попробуем лечиться с
помощью не «химических», а естественных, природных лекарств. Загляни в
домашнюю аптечку,- посмотри, что удалось заготовить летом, что удалось
купить в аптеке, посоветуйся с родителями и попробуй лечить себя сам.
Свежий сок алоэ древовидного закапывай при остром насморке по пять
капель в обе ноздри через каждые два-три часа в течение двух-трех дней.
Порошок из листьев буквицы лекарственной насыпь на кончик пальца,
вдыхай при хроническом насморке.
Измельченные шишки ели обыкновенной - сорок граммов - залей
стаканом воды. Кипяти тридцать минут. Процеди. Остуди. Отвар закапывай
по четыре-пять капель в обе ноздри при лечении гайморитов и насморка.
Температура отвара- 35 градусов.
Три-четыре раза в день закладывай в нос на 10 минут кусочки ваты,
смоченные свежим соком лука.
Свежий сок свеклы закапывай по четыре-пять капель в каждую ноздрю
три-четыре раза в день при сильном насморке.
Одну чайную ложку измельченных цветков ромашки лекарственной
настаивай минут тридцать в стакане кипятка. Делай этим настоем
промывание носа при воспаленной слизистой оболочке. Помещай в нос
горячие тампоны с настоем при экземах и фурункулах.
Одну чайную ложку почек березы белой завари, как чай, на полстакана
кипятка и пей при легкой простуде.
ДРЕВНЕРИМСКИЙ ИНТЕРНЕТ.
Искусство писать на стенах старо, как Древний Рим, а в «вечном городе»
оно, пожалуй, было самым массовым искусством. Изучая надписи,
найденные на стенах римских зданий, немецкий археолог Мартин Лангнер
убедился, что для римлян черкнуть на стене словечко или рисунок было не
баловством, а повседневной привычкой. За неимением телефона или
Интернета они общались друг с другом с помощью граффити. В отсутствие
газет и телевидения оповещали о самом важном каракулями на стенах.
Возвращаясь с пирушки, они не прочь были оставить на века
отзыв:«Albuci,
bene
nos
accipis» - «Альбуций, хорошо ты принимаешь
гостей!», исцарапав для этого ближайшую стену. И горе тому скареду, что не
накормил бы их досыта. Весь Рим поутру потешался бы над бранной
эпиграммой. Ангельскими нравы римлян не назовешь. Обидевшись на кого-
нибудь, они рисовали на стене его дома гладиатора, скорого на расправу,
писали грязные намеки. Подобная агитация была нагляднее любой
стенгазеты. Искусство граффити перешло и в двадцать первый век. Яркие
примеры этого можно часто наблюдать в стенах этого лицея!!!
Учитель
смеха
Полуботинок
-
это
одна
вторая
ботинка
.
Корни
деревьев
питаются
листьями
.
Если
ударить
металлическим
предметом
по
камню
,
то
он
рассыплется
в
щепки
.
Человеческие
расы
имеют
разный
цвет
кожи
,
потому
что
они
произошли
от
разных
обезьян
.
Атом
состоит
из
нейтронов
,
электронов
и
патронов
.
Самая
большая
плотность
населения
-
в
автобусе
.
Размечтался
Вот
была
бы
красота
-
Знай
,
сиди
себе
в
пещере
Жил
бы
я
до
нашей
эры
,
У
дымящего
костра
.
Развалясь
на
шкуре
спальной
,
Думай
,
задремав
слегка
:
«
Вот
-
ни
парты
,
ни
лицея
,
Ни
противного
звонка
…
»
Я
бы
жил
себе
в
общине
,
Делал
все
,
что
захотел
.
Как
положено
мужчине
,
Я
б
дубинку
заимел
.
И
Сергея
Свистунова
Изо
всех
дикарских
сил
Так
бы
грохнул
в
лоб
дубинкой
,
Чтоб
за
Зинкой
не
ходил
!
Год Петуха отмечен героизмом, авантюризмом и безрассудством.
Петух – домашний фантазер и мечтатель, для которого главное – обратить
на себя внимание. Синий цвет года Петуха усиливает его оптимизм и
надежду на лучшее.
Год Петуха наиболее благоприятен для рожденных в год Змеи и Быка,
так как они все относятся к группе «мыслителей». Неплохо могут
складываться дела у созидателей» - Обезьяны, Крысы, Дракона. Люди,
рожденные в годы Тигра, Лошади и Собаки, могут проявить свои
достоинства. Труднее всего будет рожденным в год
Кролика(Кота),Овцы(Козы) и Кабана.
ОВЕН