"Маршрут памяти: тематическая экскурсия"

Автор: Косякова Ксения Константиновна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ ТК №24
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Маршрут памяти: тематическая экскурсия"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Методическая разработка по теме

«Памятные даты России и Москвы»

«Маршрут памяти»: разработка тематической

экскурсии
Выполнила: Педагог-психолог ГАОУ СПО Технологического колледжа №24 Косякова К.К.

Пояснительная записка
Воспитание молодого поколения является одним из приоритетнейших направлений развития современного общества. В связи с этим проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. В настоящее время в молодежной среде очень часто проявляются негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сформировать в каждом молодом человеке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности. Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания. На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации. На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Патриотическое воспитание – это формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти,
государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд, привития бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов. Воспитание патриота – одна из краеугольных задач современного образовательного учреждения. Решая проблему патриотического воспитания учащихся, необходимо сосредотачивать свои усилия на формировании у них ценностного отношения к явлениям общественной жизни прошлого и современности. Особенностью современного патриотического воспитания является увеличение значения регионального и местного компонентов патриотизма.
Цель
разработанного экскурсионного мероприятия заключается в развитии у обучающихся патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения посредством проведения тематической экскурсии.
Задачи мероприятия:
1. Подготовка группы студентов к мероприятию, в том числе представление исторической справки по теме. 2. Проведение экскурсии с использованием основных педагогических и социально-психологических принципов работы с обучающимися. 3. Послеэкскурсионное сопровождение и оценка успешности проведенного мероприятия.

Экскурсия как метод педагогический метод
Любая экскурсия дает человеку новые знания о природе, обществе, исторических событиях, природных явлениях, экскурсия является частью процесса образования. Общение с экскурсоводом, его рекомендации, замечания оказывают также воспитательное воздействие на экскурсантов,воспитывает сам изучаемый материал, нравственно и эстетически влияя на сознание студентов. Экскурсия становится частью педагогического процесса, принимая на себя функции образования и воспитания человека, формирования его мировоззрения. Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Как и во всяком педагогическом процессе, в экскурсии участвуют две стороны: обучающий экскурсовод и обучаемые экскурсанты. Экскурсовод сообщает знания по определенной теме, экскурсанты эти знания воспринимают. Взаимодействие этих двух сторон является основой педагогического процесс, используется методика педагогического воздействия. Такжеэкскурсовод в своем рассказе использует педагогические методы сообщения знаний (индуктивные и дедуктивные). Применяя индуктивный метод сообщения знаний, экскурсовод обобщает факты и делает выводы на основе изложенного материала, продвигаясь от частного к общему, от единичных фактов к общему положению. Используя дедуктивный метод, он идет от общего к частному и только после этого при помощи аргументов доказывает тезис, выдвинутый вначале. Основываясь на требованиях педагогики, при проведении экскурсий необходимо использовать пять уровней перехода от прямого дедуктивного объяснения, возможного при наличии достаточных знаний, к вероятному объяснению при отсутствии достаточных знаний:
1. объяснение фактов из известных теоретических знаний; 2. объяснение фактов на основе перестройки ранее усвоенных знаний и их комбинирования; 3. высказывание способа объяснения в форме дедуктивной догадки в тех случаях, когда объяснение невозможно первыми двумя путями; 4. объяснение с помощью моделирования (индуктивно- дедуктивным путем) или аналогии; 5. объяснение индуктивное. Применяется при отсутствии возможности использовать моделирование или аналогию. Логическая схема при пятом уровне объяснения представляет собой следующее: вначале формулируется гипотеза, затем она в процессе приложения к новым фактам, их объясняя, превращается в доказательное понятие, умозаключение.Как и на первом уровне, в свете общего положения рассматриваются частные, отдельные факты и явления. В конце объяснения экскурсовод, возвращаясь к исходной точке, делает вывод. Важной частью педагогического процесса, который протекает в ходе экскурсии, является осмысление экскурсионной информации . В ходе такого осмысления в сознании экскурсантов происходят различные мыслительные операции - сравнение с ранее увиденным и услышанным, сопоставление данного объекта с другим, выделение главного и второстепенного, обобщение, выводы. Другая задача экскурсии как педагогического процесса - вооружить экскурсантов практическими навыками для самостоятельного наблюдения объектов. Экскурсия своей наглядностью, методическими приемами показа, формами рассказа способствует активизации экскурсантов. Для решения этой задачи экскурсовод стремится привить группе определенную "экскурсионную грамотность", прежде всего умение видеть объект. Главным при проведении экскурсии остается умение передать свои знания студентам. Особенности педагогического процесса: высокая степень
наглядности, четкая тематичность материала, развитая методика сообщения знаний обучаемым.

Содержание мероприятия
Объектом экскурсии выбрана Площадь Мужества, расположенная в ПКиО Измайловский города Москвы. Этапы проведения мероприятия: 1. Прибытие на место. 2. Осмотр достопримечательностей; рассказ педагога об истории памятного места. 3. Проведение минуты молчания; возложение цветов. Измайловский парк с гордостью можно назвать историческим музеем под открытым небом. В центральной части парка рядом с Круглым прудом расположились Площадь Мужества, Аллея славы и Вечный огонь. Площадь Мужества (архитектор М.Н. Мошинский) была создана в 1968 году в память о событиях Великой Отечественной войны, когда в Измайловском парке проходили учения партизан-подпольщиков. Здесь собирались отряды народного ополчения и был сформирован добровольческий Московский комсомольский 85-й гвардейский миномётный полк «Катюш». На площади установлены образцы боевой техники военных лет, памятные стелы, Вечный огонь и символический мемориальный знак (скульптор Р. И. Бальжак): на 7- метровую высоту взметнулись три направляющие рельсовые установки "катюш" с моделями реактивных снарядов. Это памятное для всех ветеранов место, где в 1968 году был установлен памятник в честь погибших воинов 85-го минометного гвардейского полка «Катюш». С годами появились Аллея Славы, памятные стелы, постаменты с настоящей военной техникой и Вечный огонь. Со временем этот мемориальный комплекс получил имя «Площадь Мужества». В памятные даты здесь проходят встречи ветеранов-однополчан и партизан-подпольщиков; торжественные митинги памяти павших героев с участием жителей Восточного административного округа. На аллее Славы проходит фотографирование ветеранов, звучат песни военных лет, и разворачивается настоящая военно-полевая кухня. Под звуки военного
оркестра проходит торжественный вынос Знамени Победы, а у Вечного огня – почетный военный караул.
Послеэкскурсионное сопровождение и оценка эффективности

мероприятия

Важной частью экскурсии как педагогического процесса является послеэкскурсионная работа педагога: перед ним ставится задача - превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной домашней работы ее участников по закреплению и углублению полученных знаний. Обучающиеся получают рекомендации, как продолжить изучение Отечественной истории: им предлагается список литературы для чтения, перечень художественных и документальных фильмов, которые они могут посмотреть. Также по окончании мероприятия студентам предлагается подготовить презентацию-отчет об экскурсии и представить свой проект другим учебным группам на утренней линейке в колледже. Отчет-презентация может быть представлен в различном формате в зависимости от предпочтения группы. Это может быть презентация в формате *.ppt, устное выступление, газета. Оценить результативность проведенной экскурсии следует при наблюдении выполнения студентами такого задания. Можно сформулировать основные критерии успешности мероприятия в зависимости от поведения студентов: 1. Включенность всех участников экскурсии и работу над отчетом- презентацией; 2. Интерес к теме, стремление узнать что-то новое из истории Отечества; 3. Высокий уровень мотивации при выполнении задания, стремление сделать презентацию как можно лучше; 4. Творческий потенциал выполняемого проекта.

Список литературы и источников
1. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения / В. В. Буткевич. – Минск: Национальный институт образования, 2010. – 207 с. 2. Белоусов, Н.А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования /Н.А.Белоусов, Т.Н.Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность: Сб. науч. ст. – Мн.,2004. – С.38-41. 3. К вопросу о патриотическом воспитании студенческой молодежи, Агапова Г.В. // Известия РГПУ им А.И. Герцена, Выпуск №43-2/том 17/2007 г. 4. Вырщиков, А.Н., Кусмарцев, М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе. Монограф ия. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев. – Волгоград: Авторское перо, 2006. – 272 с. 5. Лутовинов, В.И. В патриотизме молодёжи – будущее России / В.И. Лутовинов. – М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999.– 94 с. 6. Патрушева, Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков в историко-краеведческой деятельности школы: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Е. А. Патрушева-Челябинск, 2009. – 24 с.