Автор: Сорокина Татьяна Викторовна
Должность: директор
Учебное заведение: МБУ ДО "Центр дополнительного образования детей "Заречье"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание толерантной личности в условиях интеграции семьи и дополнительного образования детей
воспитание толерантной личности в условиях
интерграции семьи и дополнительного образования.
Сорокина Татьяна Викторовна
Директор МБУ ДО ЦДОД «Заречье»
Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется
всей социальной действительностью, окружающей ребенка, под влиянием
взаимоотношений в семье, сложившихся взглядов и отношений ее членов к
другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и
окружающими людьми. Толерантность – интегрированное качество. Если оно
сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению
ко
всем
людям.
Оно
представляет
установку
на
определенный
тип
отношений, который проявляется в личностных действиях человека. Задача
формирования
толерантности
должна
пронизывать
деятельность
всех
социальных институтов, но в первую очередь тех из них, работа которых
непосредственно связана с воспитанием детей. Мы имеем в виду школу,
УДОД и семью, которые имеют большие возможности для формирования
гуманистических
ценностей
и
реальной
готовности
к
толерантному
поведению.
В
этой
связи,
на
наш
взгляд,
крайне
важно
установить
взаимосвязь семьи, школы и УДОД в воспитании детей, так как основы
мировоззрения, толерантности закладываются в семье и продолжают свое
развитие под руководством педагогов с младшего школьного возраста. На
этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми,
пришедшими
из
разных
микросоциумов,
с
разным
жизненным
опытом.
Именно в семье, то есть в той микросоциальной среде, где наследуется и
формируется
здоровье
и
образ
жизни
новых
поколений,
где
происходит
первоначальное
становление
ребенка
как
личности
с
определенным
психическим складом и общественными установками, заложены
причины
благополучия и неблагополучия детства. Семейное воспитание-одна из форм
воспитания
подрастающего
поколения
в
обществе,
сочетающая
целенаправленное
педагогическое
действие
родителей
с
объективным
повседневным влиянием семейного быта. К сожалению, на сегодняшний
день
имеет
место
нарушение
школьных
и
семейных
связей,
отчуждение
взрослых
и
детей,
повышенная
конфликтность
в
их
взаимоотношениях.
Формирование в семье прочных
нравственно-этических
связей
между
родителями и детьми, пути установления в ней атмосферы взаимопонимания,
сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг-другу стало одним
из
главных
направлений
научно-практических
поисков
в
современном
человекознании. Это в первую очередь относится к семейному воспитанию,
где зарождаются и интенсивно
протекают важные процессы становления
нравственного и гражданского самосознания и самоопределения личности,
ее
духовной
культуры.
И
вполне
понятен
возрастающий
интерес
воспитателей
к
семейной
педагогике.
Нередко
задают
вопрос:
"Что
же
является главным в семейном воспитании детей?" Однозначно вряд ли можно
ответить на этот вопрос. Воспитание - явление сложное, многогранное. В нем
нет мелочей. "Целью всякого воспитания, - считал В.М.Бехтерев, - должно
быть создание деятельной личности в лучших идеалах общественной жизни,
в идеалах истины, добра и красоты. Воспитание должно создать личность с
самостоятельной
инициативой,
с
критическим
отношением
ко
всему
окружающему,
личность сильную духом и телом,
с любовью ко всему
человеческому, возвышенному и прекрасному, и в то же время личность
безукоризненной честности, отзывчивую на все доброе и хорошее."( Бехтерев
В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. -СПБ.: 1909. стр. 5-7)
Для того чтобы понять, определить личность, важно знать ту социальную
микросреду, в которой она формируется. Семья, детский коллектив, педагоги
–
это
те
факторы,
которые
оказывают
непосредственное
влияние
на
формирование личности. Образовательная и социокультурная среда является
важнейшим
фактором
социализации
подрастающего
поколения,
предупреждения социальной дезадаптации, расширения поля возможностей
для
самореализации.
Социализация
должна
стать
п р ед м е том
образовательных
результатов
и
оцениваться
как
результат
деятельности
педагогов, родителей и ученика. К сожалению, на сегодняшний день имеет
место нарушение школьных и семейных связей, отчуждение взрослых и
детей,
повышенная
конфликтность
в
их
взаимоотношениях.
Избежать
недостатков
в
семейном
воспитании
можно
только
уст ановив
доброжелательные отношения между
родителями
и
детьми. Взрослые
должны развивать в ребенке все хорошее, поддерживать в нём стремление к
самосовершенствованию. Именно семья определенным образом влияет на
процесс
и
результаты
формирования
личности.
Только
в
семье
вырабатываются
многие
качества
личности,
которые
нигде,
кроме
родительского
дома,
не
могут
быть
воспитаны.
В
семье
происходит
становление
личности
гражданина,
патриота,
труженика,
будущего
семьянина,
человека
-
носителя
высоких
духовно-нравственных
качеств.
«Только вместе с родителями общими усилиями учителя - по глубокому
убеждению В. А. Сухомлинского, - могут дать детям большое человеческое
счастье» (Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - М.: Просвещение,
1978,-С.
8).
Семейное
воспитание
осуществляется
на
таких
принципах
общения
семьи
и
школы,
как
сотрудничество,
взаимодействие,
взаимодоверие,
взаимодействие
с
общественностью,
ед инст во
педагогических
требований
к
детям.
Родителям необходимо
овладевать
определенным объемом педагогических знаний и опытом воспитательной
деятельности. В современной России семья испытывает кризис: она все хуже
выполняет одну из основных своих функций - воспитание детей. Причинами
этого кризиса являются ухудшение экономического положения большинства
семей,
высокий
процент
разводов,
нарушение
преемственно сти
прогрессивных семейных традиций, отсутствие самодисциплины, пьянство,
низкая
культура
общественной
жизни,
обострение
конфликтов
между
поколениями. Снизился уровень педагогической культуры родителей, всего
общества. Неумение родителей наладить доброжелательные отношения в
семье, постоянные конфликты во взаимоотношениях между родителями и
детьми
приводят
к
негативным
последствиям.
Ребенок
часто
вырастает
недоброжелательным,
озлобленным,
черствым к переживаниям
других
людей,
дерзким,
неуживчивым
в
коллективе сверстников,
а иногда -
замкнутым, неприкаенным, чрезмерно застенчивым. На вопрос анкеты "что
вам мешает найти общий язык с родителями." Большинство ребят отвечали
"Они нас не слышат," "Не понимают," "Нет общих интересов". Если в семье
нет должной гармонии чувств, если вообще ребенок подвержен влиянию
безнравственной атмосферы,
эмоционально отрицательных проявлений в
отношении к своему ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка
осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором
формирования личности. В освоении опыта толерантного поведения большое
значение имеет личный пример родителей, родственников. Прежде всего,
доверительные, доброжелательные отношения в семье, стиль общения между
родителями,
между
родственниками,
детьми,
оказывают
существенное
влияние
на
формирование
толерантной
личности
ребенка.
Социальное
становление молодого человека протекает в сложных семейных и других
общественных отношениях. Наряду с общим мироощущением,
именно в
семье
закладывается
фундамент
духовной
культуры
личности,
формирование
его
толерантности.
Именно
в
семье
складывались
и
сохранялись воспитательные традиции и
поддерживались
коллективным
общественным мнением. Научный подход к семейной педагогике позволил
обнаружить исходные требования - принципы воспитания,
включающие
гуманизм,
трудовую
деятельность,
учет
возрастных,
половых
и
индивидуальных
особенностей
детей,
систематичность
и
последовательность в воспитании, единство требований и внимания к ним.
Настало время выработать новые взгляды на семейное воспитание с учетом
национальных,
демографических,
этнопсихологических,
социально-
культурных
и
других
факторов,
неразрывно
связанных
с
передовой
педагогической наукой.
Прежде всего,
это гуманизация
всей системы
образования, ориентируемая на развитие личности. Стратегия модернизации
образования в РФ в основу обновленного содержания общего образования
положила
«ключевые
компетентности»:
«Основным
результатом
деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний,
умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых
компетенций
в
интеллектуальной,
о б ще с т ве н н о -п ол и т и ч е с ко й ,
коммуникационной, информационной и прочих сферах». В решении этой
проблемы
крайне
важно
установить
взаимосвязь
и
сотрудничество
педагогов с родителями. Следует отметить, что в основе взаимодействия
педагогов
и
родителей
лежат
принципы
взаимного
доверия
и
уважения,
взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к
другу.
Работа педагогов с родителями по воспитанию
толерантной личности
проводится с учетом педагогической культуры родителей, структуры и типа
семьи, сложившихся традиций и семейных взаимоотношений. За глубоким,
разносторонним изучением семьи,
её интересов, потребностей, традиций,
педагогического потенциала следует дифференцированная работа педагогов с
каждой семьей, оказание конкретной помощи в повышении педагогической
грамотности родителей. На современном этапе культура семейной педагогики
в
нашем
обществе
характеризуется
многими
исследователями
как
кризисная.
Противоречия
социального,
педагогического
характера,
отсутствие
новейших
исследований,
направленных
на
совершенствование
педагогического просвещения родителей, свидетельствуют об актуальности
данной
проблемы.
Современная
педагогика,
школа
и
семья
испытывают
потребность
в
научно
обоснованных
положениях,
рекомендациях,
способствующих
повышению
педагогической
культуры
общества.
В
этой
связи мы предлагаем организовать специальное психолого - педагогическое
просвещение
родителей.
С
этой
целью
в
ЦДОД
«Заречье»
разработана
программа педагогического просвещения родителей. В последние годы
сложился
так
называемый родительский всеобуч. Целью педагогического
всеобуча
является
проведение
научно-методической
работы,
которая
охватывает разнообразные формы популяризации психолого-педагогических
знаний среди родителей.
Цель программы: обосновать социально - педагогические условия
совместной деятельности Центра «Заречье» и семьи. Разработка и апробация
эффективных
направлений,
форм
и
методов
психолого-педагогического
просвещения родителей.
Задачи
программы:
- р а з р а б о т а т ь педагогические
условия
формирования
компетентностей
у
учащихся
в
совместной
деятельности
семьи и школы;
- изучение и обобщение передового опыта родителей в толерантном
воспитании детей;
- пропаганда лучших достижений взаимодействия родителей и детей в
семье;
-дифференцированный подход к семье, использование разнообразных
форм и методов индивидуальной работы с родителями.
-использование наиболее эффективных форм и методов психолого-
педагогического просвещения родителей;
- привлечение родителей
к организации
и проведению совместных
мероприятий;
Повышение
педагогической
культуры
отцов,
матерей,
представителей
общественности должно строиться с учетом дифференцированного подхода к
семье,
использования
разнообразных
форм
и
методов
индивидуальной
работы с родителями.
Для организации целенаправленной работы по формированию толерантности
и компетенций у школьников педагогу целесообразно составить программу
работы с коллективом учащихся и родителей на основе изучения отношений
в коллективе, возрастных и индивидуальных особенностей детей и их семей.
Целенаправленная работа по толерантному воспитанию и формированию
компетенций у учащихся вызывает необходимость тщательного изучения и
познания тенденций и общего состояния современной семьи как ведущего
фактора
нравственного
становления
ребенка.
Важно
активно
вовлекать
родителей
в
обсуждение
проблем
семейного
воспитания.
Лишь
на
этой
основе
могут
быть
определены
необходимые педагогические
условия
эффективного воспитания толерантности и формирования компетентности у
детей.