Напоминание

Интеграция основного и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка

Автор: Кравцова Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБУДО "Белгородский областной Дворец детского творчества"
Населённый пункт: г.Белгород
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция основного и дополнительного образования как средство развития и самореализации личности ребенка







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Интеграция основного и дополнительного образования

как средство развития и самореализации личности ребенка

Кравцова Л.Н.,

педагог дополнительного образрования

ГБУДО «БелОДДТ»

Сегодня

учреждения

дополнительного

образования

детей

являются

составной частью единой системы образования.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов

предполагает достижение таких личностных и метапредметных результатов

образования,

которые

позволят

сформировать

в

выпускниках

школы

способность

к

активному

целенаправленному

развитию,

непрерывному

образованию и творческому применению знаний на практике, к осознанному

выбору

профессии,

что

невозможно

без

интеграции

общего

и

дополнительного образования детей.

Ни

для

кого

не

секрет,

что

современный

мир

меняет

человека,

современная

молодежная

субкультура

бросает

вызов

юным

неокрепшим

душам.

Уходит

духовный

потенциал,

накопленный

поколениями,

разрушаются моральные устои.

Учитывая

современные

вызовы

и

риски,

в

рамках

реализации

регионального проекта на базе Дворца в 2011 году был создан Детский

областной духовно - просветительский Центр «Благовест».

Cистемообразующим

компонентом

является

реализация

«Программы

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

обучающихся»

как

нормативного

документа,

обосновывающего

цели,

задачи

и

ценности

воспитательной работы, пронизывающей как общее так и дополнительное

образование.

Первыми

обучающимися

Центра

стали

территориально

ближайшие

наши социальные партнеры – ученики начальных классов МБОУ «СОШ

№13» школы и воспитанники МДОУ «Детский сад №39».

Было

проведено

предварительное

мониторинговое

исследование

запросов детей и родителей.

Представлен широкий спектр дополнительных общеобразовательных

программ в форме «Дня открытых дверей» и мастер-классов для детей и их

родителей.

С момента открытия в 2011 году и по сегодняшний день 100% учеников

начальной школы - воспитанники Центра «Благовест».

В

рамках

реализации

образовательной

программы

Центра

осуществляется:

создание

вариативной

системы

духовно

-

нравственного

воспитания в условиях городской среды на основе социального партнерства;

отработка

ресурсного

обеспечения

в

модели

ЦЕНТР

родительское

сообщество

дошкольные

образовательные

организации

общеобразовательные

организации

организации

дополнительного

и

высшего образования;

идет апробация интегрированных форм работы.

Программа разработана в условиях перехода на новые стандарты, когда

осуществлялся

поиск

механизма

использования

возможно стей

дополнительного

образования

во

внеурочной

деятельности

духовно-

нравственного направления.

Новизна образовательной программы Центра в том, что она органично

интегрируется

в

учебный

процесс,

обеспечивает

овладение

ключевыми

компетенциями обучающихся в воспитательном аспекте, необходимыми для

гармоничного развития личности, и дает представление о воспитательных

результатах внеурочной деятельности школьников, способствует созданию

ресурсного

научно-методического

центра

в

системе

дополнительного

образования, отражающего художественно-эстетическую направленность.

Учебные занятия разработаны с учетом требований ФГОС.

Интегративный подход при разработке образовательных программ и

проектировании

организации

образовательного

процесса

предполагает

согласование

общих

целей

и

механизмов

реализации

образовательных

программ

между

образовательными

организациями

и

организацией

дополнительного образования.

Духовно-нравственное воспитание личности мы рассматриваем не

только

как

одно

из

направлений

содержания

программ,

но

и

как

базовую

основу

процесса

воспитания

во

всем

многообразии

его

направлений, методов, форм, технологий.

Итак, рассмотрим механизмы интеграции:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при

организации внеурочной деятельности, это прежде всего:

обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными,

финансовыми, материально-техническими);

разработка

и

осуществление

совместных

программ

и

проектов,

отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных

задач;

предоставление

услуг

(консультативных,

информационных,

технических);

взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;

совместная экспертиза качества внеурочной деятельности

Таким образом, в центре модели взаимодействия находится единое

образовательное

пространство,

наполнение

которого

является

задачей

каждого образовательного учреждения.

Дополнительное

образование

является

составной

частью

образовательного процесса 13 школы и организуется по направленностям:

художественная,

естественно-научная,

социально-педагогическая,

туристко-краеведческая; физкультурно-спортивная.

В

качестве

организационной

модели

внеурочной

деятельности

определена

базовая

модель,

предполагающая

использование

внутренних

ресурсов образовательного учреждения и привлечение ресурсов ГБОУ ДОД

«Белгородский

областной

Дворец

детского

творчества»

для

реализации

духовно-нравственного и общекультурного направлений.

Образовательный

процесс

в

областном

Дворце

детского

творчества

является многоуровневым и реализуется по четырем ступеням:

- 1 Ступень «Пролог» (дошкольники) На этой ступени занимаются дети

дошкольного возраста от 3-х до 6 лет. Для них реализуется 9 программ.

-

Ступень «Начало» для обучающиеся 1-4 классов, (реализуется 16

программ) базового уровня.

- Ступень «Перспектива» для обучающихся 5-8 классов, (реализуется

23 программы) продвинутого уровня.

-

Ступень «Мастерство и вдохновение» для обучающихся 9-11 классов,где

создаются

условия

для

самоопределения

(реализуется

11

программ)

педпрофессионального уровня

Всего во Дворце реализуются 59 авторских образовательных программ.

Таким образом, обучающиеся, освоив программу на начальном уровне,

имеют возможность продолжить обучение на следующей возрастной ступени

по выбранному направлению или попробовать свои силы в новом.

Юным

воспитанникам

предложен

целый

спектр

образовательных

программ:

хореография,

фольклор,

вокал,

изобразительное искусство,

декоративно-прикладное творчество

и история Белгородчины.

Эффективные формы работы: для детей младшего школьного возраста

-это инсценировка и театрализация, интеллектуальные игры,

экскурсии и путешествия.

Для детей среднего школьного возраста это:

защита творческих проектов;

- культурные практики,

-встречи с ветеранами

-акции

-культурные практики

Для учащихся старшего школьного возраста:

- коллективно-творческие дела

- тренинги психологического роста,

- деловые, ролевые, коммуникативные игры,

- практикумы,

- нравственные ситуации,

- праздники православного календаря

- социальные проекты

- профориентационная работа

План

традиционных

совместных

воспитательных

мероприятий

мы

составляем таким образом, чтобы в них могли принять участие как можно

больше детей, педагогов и родителей.

Дополнительное образование детей - это неотъемлемая часть общего

образования, которая выходит за рамки государственных образовательных

стандартов

и

реализуется

посредством

образовательных

программ,

как

в

у ч р е ж д е н и я х

д о п о л н и т е л ь н о г о

о б р а з о в а н и я

д е т е й ,

т а к

и

в общеобразовательных учреждениях.

Во время проведения творческих мероприятий происходит духовное

единение детей и взрослых, что способствует восстановлению нарушенных

связей между поколениями и формированию духовной культуры личности.

В итоге, дополнительное образование дает школе:

возможность построения индивидуального образовательного маршрута

ребенка,

ориентированного

на

личностные

и

метапредметные

результаты;

специалистов

в

узких

направлениях

дополнительного

образования

детей, сферах творческой деятельности (художественной, технической,

спортивной, социальной);

материально-техническую базу для качественной реализации программ

дополнительного образования и внеурочной деятельности;

изучение и формирование социального заказа на образование;

тьюторское сопровождение образования;

возможности поддержки одаренных детей и особых категорий детей

(трудных, с ограниченными возможностями здоровья);

возможности работы в социуме, социального творчества детей;

организацию каникулярного времени детей;

возможности

духовно-нравственного

воспитания,

формирования

здорового

образа

жизни,

детского

самоуправления,

коррекционной

работы, профилактики негативных явлений среды

Результат интеграции – это 5 выпускников Дворца - учеников 13 школы

стали

обладателями

премии

в

рамках

поддержки

одаренных

детей

приоритетного национального прооекта «Образование»

В 2018 году 13 школа - стала победителем регионального конкурса

«Школа года – 2018» в номинации «Школа успешной социализации»

Результат нашей работы на сегодняшний день - коллектив Дворца в

2018 году стал лауреатом I степени Всероссийского конкурса

«Педагогический калейдоскоп - 2018». На конкурс была представлена

«Система работы по духовно-нравственному воспитанию».

Такая

организация

совместной

деятельности

позволяет

наиболее

эффективным

и

рациональным

путем

достичь

объединения

усилий

и

возможностей социальных партнёров, что позволяет обучающимся получить

социальный опыт.