Напоминание

Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в школе

Автор: Гусева Марина Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 44
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: статья
Тема: Организация дистанционного обучения детей с ОВЗ в школе
Дата публикации: 14.04.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация дистанционного образования детей с ОВЗ в школе

Гусева Марина Александровна

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 44 г.Томска

Аннотация. В статье рассказывается об организации дистанционного

обучения учащихся с ОВЗ в школе, о возможностях дистанционной

учебной среды «I-class», видах дистанционных уроков, достоинствах и

недостатках дистанционного образования.

Дистанционное обучение – это процесс получения знаний на

расстоянии при помощи современных технологий, главную роль среди

которых играет интернет. Именно с ним связывают широкое

распространение дистанционного образования в качестве

альтернативы традиционным формам обучения. Именно оно пришло

на помощь больным детям, детям – инвалидам, которые в силу

ограничений по состоянию здоровья не могут посещать обычную

школу и часто лишены возможности получать качественное

образование.

С 2014 года наша школа является участником Программы «Виртуальная

обучающая среда школы как средство организации дистанционного

обучения». Эта Программа получила статус региональной

инновационной площадки Томского областного института подготовки

кадров работников образования. Цель Программы: расширение

образовательной среды школы через использование технологии

дистанционного обучения в среде Moodle. Результат реализации

данной Программы предполагает:

Расширение образовательных возможностей для всех участников

образовательного процесса: учителей-разработчиков курсов,

учителей-пользователей, обучающихся, родителей обучающихся

Повышение уровня информационной, технологической

компетентности обучающихся, их родителей, учителей школы,

использующих ресурсы виртуальной образовательной среды

школы

Повышение уровня познавательной самостоятельности и

активности обучающихся.

С 2014 года реализация мероприятия «Развитие дистанционного

образования детей-инвалидов» продолжена в рамках государственной

программы «Развитие образования» на годы. Участником проекта

является и г.Томск, в том числе МАОУ СОШ № 44 - школа равных и

разных возможностей. Детям с ОВЗ предложено получать образование

в дистанционной форме, через интернет. Каждый ребенок-инвалид

получил в безвозмездное временное пользование на дом

компьютерное рабочее место с необходимым набором устройств и

комплектов учебного оборудования, ему бесплатно был обеспечен

высокоскоростной безлимитный выход в интернет, доступ в

образовательную среду дистанционного обучения. Дистанционные

занятия осуществляют сетевые преподаватели, которые владеют не

только методикой и технологией организации образовательного

процесса в очной и дистанционной форме, но и знаниями

особенностей психофизического развития детей с ОВЗ. Уроки

проводятся в специальной учебной среде «I-class» Центра образования

«Технологии обучения», которая позволяет использовать учебные и

методические материалы, разработанные педагогами российских

школ, осуществлять оперативное взаимодействие «учитель-ученик»,

вести коллективную проектную работу, осуществлять взаимодействие

участников курса с использованием программы «Skype». В нашей

школе дистанционные уроки проводятся как с одним учеником, так и с

группой учащихся. При этом, во время урока могут присутствовать два

педагога: дистанционный учитель, ведущий урок, и локальный

координатор, помогающий ученикам в случае затруднения

применения информационных технологий. Чаще всего, урок по Skype

ведет один учитель-предметник, прошедший специальные обучающие

курсы для дистанционной работы с детьми с ОВЗ. Дистанционные

уроки разнообразны: учебный кейс, видеоурок, урок с использованием

чат-технологий, урок, размещенный на сайте, урок с использованием

видеоконференцсвязи и т.д.

Проработав пять лет с детьми-инвалидами в дистанционной среде

обучения, я могу сказать о достоинствах и некоторых недостатках

дистанционного образования детей с ОВЗ. К достоинствам можно

отнести:

• Дистанционное обучение решает психологические проблемы

учащегося, снимает временные и пространственные ограничения,

проблемы удалённости от учебных заведений, помогает учиться детям

с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и

неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу

учеников и педагогов.

• Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения. Дети

занимаются по удобному для них расписанию и в удобном темпе.

Дистанционная среда позволяет не только повысить качество

образования, но и дает детям-инвалидам возможность виртуального

общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети. Это

содействует интеграции в социум посредством Интернет технологий,

дает возможность ребятам реализовать себя.

• Занятия проводятся в режиме онлайн с использованием программы

Skype, которая позволяет увидеть, услышать учащихся, обменяться с

ними учебными файлами, быстрыми сообщениями, а также видеть

экран ученика и работать с ним удаленно.

• Специальная учебная среда «i-class» позволяет прокомментировать

каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибки -

работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она

создает и хранит отчеты о деятельности (портфолио) каждого ребенка:

все сданные им работы, все оценки и комментарии учителя к работам,

все сообщения в форуме.

Но существуют и некоторые недостатки:

• Основная проблема - это низкий уровень владения компьютером

основной массы детей с ОВЗ, особенно младшего школьного возраста.

В рамках данной программы необходимо научить прежде всего

родителей, которые смогут помочь своему ребенку работать на ПК, в

том числе и в операционной системе mac. Такие курсы проводятся

Томским областным институтом подготовки кадров работников

образования, чтобы родители детей с ОВЗ получили необходимые

технические навыки при организации обучения по дистанционным

образовательным технологиям.

• Острой проблемой внедрения в образовательный процесс

дистанционных форм обучения является низкая скорость интернета,

иногда не соответствующая норме ДО, а также возникающие перебои с

подключением интернета.

Возможности дистанционного обучения практически безграничны,

виртуальная среда действительно помогает преодолевать условные

границы и преграды. Дистанционное обучение детей с ограниченными

возможностями здоровья – не просто одна из тенденций современного

информационного общества, это уникальная и порой единственная

возможность для таких детей адаптироваться и в последующем

получить востребованную профессию.

Использованные источники:

1. Андреев А. А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-

методическое пособие. - М.: ВУ, 1997 г.

2. Елизаров А. А., Ястребов Л. И., Гужеля Д. Ю. Дистанционное

образование. Характеристика понятия. / Журнал "Информационное

общество", № 4, 2005 г.

3. Полат Е. С. "Дистанционное обучение: организационные и

педагогические аспекты" ИНФО, № 3, 1996 г.