Напоминание

"Использование метода кейсов на уроках ОБЖ"

Автор: Сорокина Татьяна Витальевна
Должность: учитель биологии, обж
Учебное заведение: МОУ "СОШ №7 им. Д.П. Галкина" города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: статья
Тема: "Использование метода кейсов на уроках ОБЖ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сорокина Татьяна Витальевна

учитель ОБЖ, биологии

МОУ «СОШ №7 им. Д.П. Галкина»

города Магнитогорска

Ничему тому, что важно знать,

научить нельзя, —

все, что может сделать учитель,

это указать дорожки.

Олдингтон Р.

Использование метода кейсов на уроках ОБЖ

Введение

На сегодняшний день перед образованием стоит задача подготовки но-

вой модели выпускника, соответствующей требованиям современного рынка

труда. Выпускник должен уметь анализировать, быстро реагировать на изме-

нение обстановки, быть креативным, владеть новыми технологиями и уметь

работать в команде. Современный мир катаклизм и различных чрезвычайных

ситуаций также предъявляет требования к молодому поколению. Учащиеся

должны уметь действовать в различных экстремальных ситуациях, реагиро-

вать на изменения обстановки окружающей среды, быстро и четко проводить

анализ ситуации и решать ее, чтобы выжить и сохранить здоровье. Эту задачу

решает такой учебный предмет как основы безопасности жизнедеятельности.

Для того чтобы выпускник мог получить умения и навыки соответству-

ющие данным требованиям, на уроках, в том числе и уроках ОБЖ необходи-

мо применять новые, интерактивные методы обучения, например метод кей-

сов.

Что такое метод кейсов?

Метод case-study или метод конкретных ситуаций – метод активного

проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения

конкретных задач – ситуаций (от англ. cлова case – случай, ситуация).

Название метода предполагает разбор определенной ситуации. Очень

часто в качестве кейса используется художественное или публицистическое

произведение, в котором присутствуют все необходимые элементы. Напри-

мер: действующие лица и их характерные особенности, поступки, мотивы, а

также может быть описание их окружения. Все это помогает увидеть нагляд-

но, обсудить и найти выходы из сложившейся ситуации, так как основной за-

дачей

кейсов

является

определение

возможных

вариантов

для

решения

проблемы.

Данный метод хорош тем, что не только развивает познавательную дея-

тельность учащихся, но и их самостоятельность.

На уроках, где используются кейсы, также могут реализовываться и ряд дру-

гих задач:

мотивация учащихся на работу в группах

создание атмосферы в классе для высказывания и защиты собственного

мнения

анализ выполнения учащимися заданий

креативное отношение к изучаемому материалу

отработка практических навыков

Представляю

вашему

вниманию

пример

использования

метода

кейсов на уроке ОБЖ. Тема «Пожарная безопасность».

Цель урока: формировать практические навыки учащихся по пожар-

ной безопасности, при помощи метода кейсов.

Постановка учебной проблемы

На этом этапе урока учащимся предлагается прочитать отрывок из

произведения Бориса Житкова «Пожар» (как альтернатива: можно предло-

жить заранее подготовленную учащимися инсценировку данного отрывка или

использовать презентацию, на которой выложен отрывок и иллюстрации).

Далее учащиеся определяют тему урока, цель и задачи. Проходит обсу-

ждение ситуации описанной в произведении. Решают задачи по поставлен-

ным вопросам. Анализируют поступок главного героя произведения, состав-

ляют алгоритм действий во время пожара и сопоставляют его с уже установ-

ленными правилами поведения.

Далее перед учащимися ставиться задача, определить средства пожаро-

тушения (в виде иллюстрированного теста в презентации).

Отработка практических навыков

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа получает карточку с определенной

ситуации по теме пожарная безопасность. Им необходимо решить эту проблему, разрабо-

тав план действий, выполнив задание. В качестве рефлексии учащимся можно предложить

создать памятку, буклет, презентацию по правилам пожарной безопасности.

1 группа

2 группа

В квартире загорелся телевизор. Составьте

алгоритм действий.

По картинке определите, что было наруше-

но. Разработайте памятку по правилам поль-

зования газовым оборудованием.

3 группа

4 группа

Напишите рассказ по картинке, повествующий

о правилах пожарной безопасности

Ответьте на вопрос, правильно ли ведет себя

мальчик, объясните свой ответ. Составьте реко-

мендации для детей по правилам пожарной без-

опасности в быту.

Заключение

Опыт, полученный в процессе применения метода кейсов, показывает,

что учащиеся на уроке имеют возможность моделировать ситуацию, фор-

мировать положительную мотивацию к освоению материала и получению но-

вой информации в дальнейшем. Также уроки с использованием кейсов дела-

ют учащихся более самостоятельными, учат их работать в команде, высказы-

вать и доказывать свои мысли и идеи. А на уроках ОБЖ формируют практи-

ческие навыки в различных экстремальных ситуациях.

Используемая литература

1.

Архипова В.В. Взаимосвязь образовательных и информационных тех-

нологий /В.В. Архипова// Открытое образование. – 2006.-№5

2.

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное посо-

бие /Г.К. Селевко// - М.: Народное образование,-1998.

3.

Калачикова О.Н. Метод кейс-стади: Учебное пособие. – Томск, 2007