Автор: Сапего Олеся Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Мадеевская ООШ
Населённый пункт: д.Мадеевка Погарского района Брянской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Статья
по теме: «Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС».
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают
внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования,
смещение акцентов с одной задачи –вооружить учащегося знаниями - на другую -
формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире
электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он
должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо
владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы
общаться на одном языке с ребёнком.
С помощью ИКТ я организую такие формы работы, как: защита учащимися творческих
работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую ИКТ в
подготовке учащихся к викторинам, олимпиадам,
дистанционным конкурсам, а также в создании презентаций к творческим работам.
Наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень
тесно связан с интернет-технологиями
Особое место в работе отвожу проектно-исследовательской деятельности учащихся. Эта
образовательная технология предполагает решение учащимися исследовательской,
творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод
познания.
Проектная деятельность позволяет максимально активизировать интерес учащихся к
предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы,
способствует общению. Проектная деятельность
максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом
коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и
индивидуальную работу учащихся. На современном этапе развития учащимся необходим
навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. Работа
над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе
эффективно реализованы следующие типы проектов:
творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в
инсценировках, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку проявить и
развить свои способности; ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и
позволяющие школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким
образом, мир;
ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие
аналитическую работу с полученной информацией;
практико-ориентированные(прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и
полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою
социальную значимость.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более
интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал,
нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-
сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4
классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение,
применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в
процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как
нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от
объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором
ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует
осознанному усвоению знаний учащимися.
Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы
и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными
методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно
обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения,
переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения,
совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем
самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов
и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием
информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в
образовании.
Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных
технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед
профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым
компонентом профессиональной подготовки современного учителя.
Я работаю учителем три года. Мне очень интересно заниматься чем-то новым и
увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь
задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь
внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились
добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным
технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой
познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных
дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов,
а для меня стали нормой работы.
Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами
и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо
владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для
объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на
уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками
отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить
тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное
сопровождение к учебнику. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный
наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает
творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель,
имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к
уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое
представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал
урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться
более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся
создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень
увлекательная работа. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.
Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать
следующие факторы:
Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового
материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и
т.п.).
Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном
кабинете.
Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Количество уроков
с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда
относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.
Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или
разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала,
то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и
слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для
учащихся каждой из подгрупп.
Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.
От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами
с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо
подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с
программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и
операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом
случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером
на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют
интегрировать их в существующие формы обучения.
Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.
3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в
том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из
того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на
таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к
обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением
класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.
Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося,
и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с
компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся.
Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают
удовлетворение от учебного труда.
Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и
углубиться в поисковую работу.Качество обучения – это то, для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
усиление интенсивности урока
повышение мотивации учащихся
мониторинг их достижений
Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень
велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить
всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за
монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но
раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует
вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий
раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным.
Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.
Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных
результатов инновационной работы в нашей школе.
Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.
Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим
и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне
осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных
технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности
учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт
к решению главной задачи образовательной политики.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках можно с уверенностью сказать,
что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка,
анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти
индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире
– важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого
учителя.