Напоминание

Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС

Автор: Сапего Олеся Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Мадеевская ООШ
Населённый пункт: д.Мадеевка Погарского района Брянской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статья

по теме: «Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС».

Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают

внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования,

смещение акцентов с одной задачи –вооружить учащегося знаниями - на другую -

формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.

Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире

электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он

должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо

владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы

общаться на одном языке с ребёнком.

С помощью ИКТ я организую такие формы работы, как: защита учащимися творческих

работ, сопровождение докладов и сообщений. Во внеурочное время использую ИКТ в

подготовке учащихся к викторинам, олимпиадам,

дистанционным конкурсам, а также в создании презентаций к творческим работам.

Наиболее успешным, на мой взгляд, видится проектный метод обучения, который очень

тесно связан с интернет-технологиями

Особое место в работе отвожу проектно-исследовательской деятельности учащихся. Эта

образовательная технология предполагает решение учащимися исследовательской,

творческой задачи под руководством учителя, в ходе которого реализуется научный метод

познания.

Проектная деятельность позволяет максимально активизировать интерес учащихся к

предмету, развить навыки самостоятельной работы, интегрировать разные предметы,

способствует общению. Проектная деятельность

максимально социализирует ребенка, готовит его к жизни во взрослом трудовом

коллективе. Для реализации исследовательских проектов организую групповую и

индивидуальную работу учащихся. На современном этапе развития учащимся необходим

навык организации и эффективной реализации поставленной практической задачи. Работа

над проектами в классе ведётся как индивидуальная, так и групповая. В классе

эффективно реализованы следующие типы проектов:

творческие проекты (декламация своих стихов, исполнение песен, участие в

инсценировках, создание фильма и т. д.), которые позволяют ребенку проявить и

развить свои способности; ролевые, игровые проекты, сообразные возрасту и

позволяющие школьникам «примерять» на себя чей-то образ, познавать, таким

образом, мир;

ознакомительно-ориентировочные (информационные), предполагающие

аналитическую работу с полученной информацией;

практико-ориентированные(прикладные), завершающиеся изготовлением нужных и

полезных для окружающих вещей, что позволяет ребенку почувствовать свою

социальную значимость.

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более

интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал,

нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-

сопровождения – всё это уже заранее готово и содержится на маленьком компакт-диске.

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4

классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение,

применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в

процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как

нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от

объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором

ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует

осознанному усвоению знаний учащимися.

Не следует отвергать зарекомендовавшие себя на протяжении нескольких столетий методы

и средства обучения. Но очевидна необходимость внедрения, наряду с традиционными

методами новых, отвечающих требованиям времени. Современное образование должно

обеспечить интенсификацию процесса обучения, реализацию развивающего обучения,

переход от механического усвоения знаний, уточнение содержания обучения,

совершенствование форм и методов организации и управления процесса обучения, тем

самым, обеспечивая уровень подготовки сегодняшних школьников, будущих специалистов

и их готовность к гармоничному существованию в обществе. Именно с развитием

информационных образовательных технологий связываются описанные выше изменения в

образовании.

Потребность эффективного использования информационно-коммуникационных

технологий в образовательном процессе определяет новые задачи перед

профессиональным педагогическим образованием. ИКТ выступают неотъемлемым

компонентом профессиональной подготовки современного учителя.

Я работаю учителем три года. Мне очень интересно заниматься чем-то новым и

увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь

задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь

внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились

добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным

технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой

познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных

дисциплин. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моих классов,

а для меня стали нормой работы.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперед стремительными шагами

и, чтобы угнаться за ними, необходимо все время учиться.

Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо

владеть и широко использовать на своих предметных уроках.

Уроки, составленные в виде презентаций в Power Point, для учителя являются опорой для

объяснения нового материала в сопровождении иллюстраций и видеосюжетов. Но на

уроке необходимо переходить от одного материала к другому, а жонглирование дисками

отнимает драгоценное время. Я пришла к выводу, что нужно заранее готовить

тематические презентации к урокам, которые будут представлять собой электронное

сопровождение к учебнику. Слайды, выведенные на большой экран,– прекрасный

наглядный материал, который не только оживляет урок, но и формирует вкус, развивает

творческие и интеллектуальные качества личности ребенка. Творческий учитель,

имеющий навыки работы на компьютере, может подготовить богатейший материал к

уроку. Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать учащимся более яркое

представление об услышанном на уроке. Дети с удовольствием погружаются в материал

урока, рассказывают дома об увиденном на экране, да и к природе начинают относиться

более внимательно и бережно. Ребята активно помогают мне в поиске информации, учатся

создавать свои презентации и с гордостью демонстрируют их одноклассникам. Это очень

увлекательная работа. Для более подготовленных учащихся я готовлю тестовые задания.

Применяя ИКТ на своих уроках, я пришла к выводу, что необходимо учитывать

следующие факторы:

Методическая цель урока и определяемый ею тип урока (объяснение нового

материала, закрепление, обобщение пройденной темы, промежуточный контроль и

т.п.).

Численность учебной группы (класса) и численность компьютеров в учебном

кабинете.

Гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Количество уроков

с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда

относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п.

Уровень подготовки класса. Важно учесть, является класс однородным или

разноуровневым. Если класс не однороден по способности к усвоению материала,

то обычно выделяют три подгруппы учащихся. Условно - сильные, средние и

слабые. При подготовке урока нужно отдельно продумать учебные задачи для

учащихся каждой из подгрупп.

Готовность учащихся к новому виду учебной деятельности.

От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами

с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока. Для слабо

подготовленных детей необходимо больше внимания уделять технологии работы с

программой. Грамотные учащиеся способны быстро ориентироваться в программе и

операционной среде. В этом случае задача учителя сильно облегчается. Однако в этом

случае следует особо обратить внимание учащихся на дисциплину работы с компьютером

на уроке, таким образом, дидактические возможности современных ИКТ позволяют

интегрировать их в существующие формы обучения.

Использование данной технологии позволяет:

1.Значительно сэкономить время на уроке.

2. Продемонстрировать ученикам аккуратные, четкие образцы оформления решений.

3. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.

4. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

Преимущество уроков с использованием ИКТ перед другими формами уроков состоит в

том, что ученик сам определяет темп своей познавательной деятельности. Это следует из

того, что учащийся управляет работой программы за компьютером. Следовательно, на

таких уроках у нас есть идеальная возможность осуществить разноуровневый подход к

обучению, даже индивидуальное обучение каждого учащегося. Это достигается делением

класса на подгруппы, подготовкой различных модульных заданий для каждой подгруппы.

Компьютерная программа предоставляет достаточно дидактики и для слабого учащегося,

и для мотивированного ученика. Мы предполагаем, что наилучший результат работа с

компьютерной программой приносит именно этим двум крайним категориям учащихся.

Слабые учащиеся, работая с программой, успевают сделать немного, но получают

удовлетворение от учебного труда.

Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и

углубиться в поисковую работу.Качество обучения – это то, для чего мы работаем.

С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:

усиление интенсивности урока

повышение мотивации учащихся

мониторинг их достижений

Объем информации, которую необходимо учитывать для всех учеников в классе, очень

велик. Поэтому без компьютера провести эту работу невозможно. В то же время усадить

всех школьников за компьютеры тоже нельзя из-за ограничения времени работы детей за

монитором. Единственным выходом является: готовить задания на компьютере, но

раздавать их на бумаге, в виде карточек. Затем результаты работы учеников следует

вводить в компьютер, который определяет, какие задания давать школьникам в следующий

раз. Итак, использование компьютера в указанных направлениях оказывается успешным.

Работа по ним доставляет удовольствие не только ученикам, но и мне.

Уроки с использованием ИКТ, на мой взгляд, являются одним из самых важных

результатов инновационной работы в нашей школе.

Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии.

Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим

и познавательным. Использование информационных технологий позволяет мне

осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных

технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности

учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт

к решению главной задачи образовательной политики.

Анализируя опыт использования ИКТ на уроках можно с уверенностью сказать,

что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка,

анимация);

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти

индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;

формировать навыки подлинно исследовательской деятельности; обеспечить

доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим

информационным ресурсам.

Высказывание академика Семенова А.П. «Научить человека жить в информационном мире

– важнейшая задача современной школы», должно стать определяющим в работе каждого

учителя.