Напоминание

Применение проектных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС

Автор: Маслова Ирина Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №501
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала:
Тема: Применение проектных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Применение проектных технологий на уроках биологии в рамках реализации ФГОС

В современном мире успех во многом определяется способностью человека организовать

свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь

необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь

поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за

рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве,

спорте - люди, обладающие проектным типом мышления.

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью

проектно-исследовательской деятельности учащихся. И хотя проектная деятельность все

чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось

представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого

различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания до

действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или

дипломной работы.

В современном образовательном процессе метод проектов занимает одну из лидирующих

позиций. ФГОС основного общего образования предполагает использование учебного проекта

как одну из форм государственной итоговой аттестации. Проектный метод позволяет

организовать деятельность учащихся не только с опорой на личный опыт, но и развивать такие

черты характера, как самостоятельность, любознательность, развивать социальные навыки в

процессе групповых взаимодействий, приобретать опыт исследовательской деятельности,

формировать креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные

навыки.

Согласно истории в педагогике слово “проект” известно уже около 300 лет. Это слово

происходит от итальянского глагола ‘‘projicere’’, что означает “разрабатывать”, “планировать”,

“браться за что-либо”.

Таким образом, проектной метод означает путь, которым идут ученики и учителя, если они

хотят научиться чему-то.

Занимаясь образовательной деятельностью, которую она планирует, осуществляет, доводит до

конца или прерывает, проектная группа выполняет проект.

Если же деятельность основывается только на двух или трёх элементах проектного метода, то мы

можем говорить о проектном обучении.

Не нужно сильно напрягаться, чтобы заменить, что школа оторвана от жизни во многих

отношениях. Это оторванность во многих отношениях давно уже превратилась в пропасть.

Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть “мостики” через

эту пропасть.

С помощью проектного метода можно:

1.Содействовать скорее сотрудничеству, толерантности, коллективному созидательному

творчеству, чем конкурирующему/ соревновательному поведению;

2.Принимать во внимание реальные ситуации и обстоятельства, которые чаще всего возникают

вне школы;

3.Ориентироваться на личные способности учеников, с целью их оптимального развития;

4.Стараться учитывать личные потребности учащихся;

5.Усилить мотивацию для достижения целей обучения;

6.Содействовать соединению, а может даже синтезу школьных и внешкольных образовательных

областей;

7.Создать связующие звенья между отдельными предметами;

8.Способствовать постоянному внутреннему обновлению школы, принимая во внимание

актуальные потребности и вопросы.

Проектный метод – это путь, на котором обучающиеся сами создают действительность.

Они сами формируют и развивают обучающую ситуацию. Они пробуют себя в различных видах

деятельности и определяют свои предпочтения и интересы. Они обретают самостоятельность,

работая не под присмотром учителя. Они сознательно выбирают и применяют различные методы

обучения. Они принимают на себя ответственность за свое обучение.

Использование проектного метода возможно в любой области и при преподавании любого

предмета. Проектный метод, наряду с другими интерактивными методами , помогает отойти от

традиционного фронтального урока и открывает перспективы для формирования многих важных

навыков. Ведь на обычном уроке, который учитель практикует каждый день, отсутствует

деятельность учащихся. Здесь учитель структурирует происходящее, цитирует, объясняет, дает

указания, задает вопросы, оценивает. При этом он находится в центре внимания. Проектный

метод, напротив, предлагает участие учителя в уроке в новой роли- “ фигуры на заднем плане”.

Учитель

1.постепенно уходит в тень;

2. вмешивается, если есть необходимость; - включается в процесс на правах участника;

3. проявляет выдержку и не вмешивается.

Основные требования проектного метода:

1.Самостоятельность учащихся;

2.связь с реальным миром;

3.активизация разных форм самовыражения;

4.принятие во внимание мнения других при выполнении действий.

Схема проекта:

1.Проявление интереса учащихся к какой-либо проблеме или теме.

2.Учитель разъясняет условия проектной работы.

3.Участники определяют главную тему.

4.Класс делится на группы, каждая из которых разрабатывает тему, выдвигает какую-либо идею.

5.Класс выбирает наиболее подходящие идеи.

6.Создаются рабочие группы, в которых участники определяют направления деятельности,

необходимой для реализации идей.

7.Рабочие группы выбирают методы и средства для проведения исследования (исследовательские

проекты). Разрабатывают и осуществляют детальный план действий ( практические проекты).

Разрабатывая теоретические проекты, группы проводят исследовательскую работу:

эксперименты, опросы, интервью, наблюдения. Группы могут проводить презентацию отдельных

этапов – в форме рефератов, сообщения, аудио или видео материала.

8.Группы объединяют результаты работы в общий итог.

9.Осуществляют презентации результатов исследования или внедряют разработанный план.

10.Производится оценка результата и процесса работы.

Планируемые результаты исследования:

1.планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование,

модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

2.распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования,

отбирать методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

3.готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

4.освоение ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Риски:

1.низкая мотивация обучающихся;

2.зависимость результата работы группы от личной ответственности каждого её участника;

3.несформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку и его

мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достижение в нем

взаимопонимания.

Схемы проектов могут варьироваться в зависимости от типа проекта, его длительности,

объема. Конечно, они будут разными для проведения проектного урока или серии уроков,

проектной недели или осуществления большого проекта, но все они будут предусматривать

ВКЛАД группы, ПРОЦЕСС, который она осуществляет, и ПРОДУКТ, который группа получает в

результате проекта:

ВКЛАД

ПРОЦЕСС

ПРОДУКТ

Уже имеющиеся

знания, умения и

навыки

Исследование: сбор и

обработка информации.

Разработка: плана действия.

Осуществление:плана.

Развитие навыков,

приобретение новых знаний.

Реферат, альбом, плакаты, макет,

фоторепортаж, видео материал, акция,

выставка, урок, мероприятие и т.п.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. В основе методов

проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно

конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития

критического мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия

проекта, его прагматичная направленность на результаты, который получается при решении той

или иной значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной

практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей

самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из

разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных

вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он предполагает

определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или

иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией

этих результатов. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации

преподавателя, недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим

адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Основные требования к использованию метода проектов.

1.Наличие значимой проблемы в исследовательском, творческом плане.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предлагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, групповая, парная) деятельность учащихся.

4.Структурирование содержательной части проекта.

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную

последовательность действий.

Биология в школе прагматична, в ней всё ясно и понятно, все описано и объяснено. Может

ли метод проектов внести в её изучение что-то новое? Что здесь может подлежать исследованию?

Вопросов было больше, чем ответов: как приступить, как выявить проблему, подвести детей к

возможности её сформулировать, определить и высказать. Метод проектов в курсе биологии дал

возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной

исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на

высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Именно

поэтому метод проектов дал для меня такой высокий результат - высокую мотивацию к

обучению, и, как следствие, высокий уровень научного знания предмета исследования.

Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность

результативного проектирования учебного процесса. Проектирование учебного процесса путем

выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности

процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает

достижение предполагаемых результатов.

Вот именно результативность подкупила меня в проектных технологиях. Результативность

и возможность ее практического применения. Поэтому, я считаю, что применение методов

проектов в образовательном процессе позволит повысить мотивацию и эффективность учебной

деятельности, самостоятельность и инициативность обучающихся.

Примеры уроков

Тема «Жизнедеятельность организмов»:

Проект «Движение» 6 класс

Проект «Питание и пищеварение» 6 класс

Проект «Транспорт веществ в организме» 6 класс

Тема «Царство Растения»

Проект «Отдел покрытосеменные растения» 7 класс