Напоминание

Русский языку 2 класс Внеурочное занятие "Слова - синонимы"

Автор: Шаклеина Валентина Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 14"
Населённый пункт: город Находка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Русский языку 2 класс Внеурочное занятие "Слова - синонимы"
Дата публикации: 15.04.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Внеклассное занятие

Русский язык

2 класс

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Цель: познакомить учащихся со словами – антонимами, развивать пытливость и любознатель-

ность, воспитывать интерес к знаниям, к познавательной деятельности.

«Слова, слова…» (1 урок)

I.

Организационный этап

II.

Актуализация знаний.

- Отгадайте загадку:

Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова...

Собираются звуки в...

Интересные слова в русском языке! Есть слова, одинаковые по звучанию и написанию, на

разные по значению.

- Как называются такие слова? (омонимы) Приведите примеры слов – омонимов.

А есть слова, которые об одном и том же говорят по – разному. Что это за слова? (синонимы)

А есть слова с противоположным значением.

III.

Постановка цели и учебных задач

IV.

Усвоение новых знаний.

1). Отгадайте загадки и найдите в них слова с противоположным значением.

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг. Б. Тимофеев

(Дятел)

Как столкнутся – стук да стук!

Тишину вспугнул вокруг,

Толстый тонкого побьёт –

Тонкий что – нибудь прибьёт. А Рождественская

(Молоток и гвоздь)

2). Такие слова называют АНТОНИМЫ. Это слово очень древнее. Оно пришло в русский язык из

греческого и в переводе обозначает «противоположное имя».

3). Подберите антонимы к словам: горе, конец, свет, жара, утро, новый, длинный, узкий, добрый,

поднимать, бездельничать, радоваться, приходить.

Вывод: обратите внимание, что антонимами могут быть и существительные, и прилагательные, и

глаголы.

V.

Первичное закрепление новых знаний.

1). Работа с текстом

Долго я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно. Грустно я плёлся

домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник. Надоело мне всё это. Что

я хуже других? Стал внимательным, старательным. И вот я уже считаюсь …

- Продолжите рассказ. Возьмите для этого начало рассказа, заменяя выделенные слова противопо-

ложными по значению.

2). Проверка

3). - Как видите, один и тот же человек в разное время может оказаться то весёлым, то грустным,

то аккуратным, то е. Вот как об этом В. Орлов рассказал в стихотворении «Спор».

Жила плохая девочка Когда она плохая!

Она была хорошая, - И ничего не выдумки,

Она была хорошая, Она была хорошая

Хотя была плохая, И ничего не выдумки,

- Ну да! Она была плохая!

Вот это выдумки! Она была хорошая,

Шаклеина В. И.

Внеклассное занятие

Русский язык

2 класс

- Ха – ха! Когда была послушная,

Вот это выдумки! Когда она не слушалась,

Не может быть хорошая, Она была плохая.

4). - А может ли какой – нибудь предмет в одно и то же время быть и глубоким, и мелким, высоким

и низким, далёким и близким? Прежде чем ответить на этот вопрос, помогите разрешить спор

между отцом и сыном, о котором рассказывает П. Ребро в стихотворении «Кто прав?»

Вьётся синяя река, Так мелка иль глубока?

Убегает к морю. Как же быть нам с нею?

Говорит отец: До колен отцу река,

- Мелка! Ну, а мне по шею.

- Глубока! – я спорю.

- Кто же прав? Оказывается, оба правы, каждый по – своему. Назовите из стихотворения слова с

противоположным значением.

VI. Повторение

5) Прочитайте стихотворение:

У прохожих на виду А улитка – далеко.

Висело яблоко в саду. А Телёнок – озабочен

Ну, кому какое дело? Тем, что яблоко

Просто Мало.

Яблоко А Цыплёнок - тем

Висело. Что очень.

Только Конь сказал Велико и тяжело.

Что низко, А Котёнку всё равно:

А Мышонок - - Кислое – зачем оно?

Высоко, - Что вы! –

Воробей сказал, Шепчет Червячок, -

Что близко, Сладкий у него бочок.

- Как говорили о яблоке Конь и Мышонок, Воробей и Улитка, Телёнок и Цыплёнок, Котёнок и Чер-

вячок?

- Почему каждый из них сказал о яблоке по – своему?

- Можно ли к слову ЯБЛОКО подобрать антоним?

- Назовите другие слова, к которым нельзя подобрать, противоположные по смыслу.

6). Игра «Наоборот»

- Закончите фразу из стихотворения Д. Чиарди «Прощальная игра».

Скажу я слово Скажу тебе я слово ТРУС,

А ты ответишь ….. Ответишь ты …

Скажу я слово ДАЛЕКО Теперь НАЧАЛО

А ты ответишь …. Я скажу, -

Ну, отвечай….

VII.

Рефлексия учебной деятельности

VIII.

Домашнее задание

Записать 3 пословицы, в которых есть антонимы.

ВНЕКЛАССНОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Слова, слова…» (2 урок)

I.

Организационный этап

II.

Актуализация знаний.

Шаклеина В. И.

Внеклассное занятие

Русский язык

2 класс

Учитель предлагает учащимся прочитать стихотворение Г. Поженяна «Звёзды».

Скоро ты будешь А иногда и тусклыми –

Взрослым Точечками осиными.

Больше будешь Эти зовутся

И шире грустными

Звёзды бывают тоже Или попросту

Маленькие зимними

И большие Восходят они

Те, что поближе, - далёкими

Дальними То ранними, сын,

Если ты счастлив - То поздними,

Счастливыми. Те, что одни, -

Если грустишь - одинокими

Печальными. Те, что вместе,

Звёзды бывают созвёздными,

Крупными … Звёзды – это надежды.

В южных широтах То, летние, сын,

Яркими. То зимние,

Спелыми, словно яблоки, Туманные или ясные,

Те, что сбивают Небесные звёзды – синие

Палками … Все звёзды земные – красные.

- Какие слова использовал автор стихотворения, чтобы подчеркнуть красоту звёздного неба?

III.

Повторение ранее изученного.

1). - На прошлом занятии вы познакомились с новыми словами с противоположным значением.

Как они называются? К каждому ли слову можно подобрать слова – антонимы? Приведите приме-

ры таких слов.

- А есть такие слова, к которым можно подобрать не одно, а несколько слов, противоположных

по смыслу. Попробуем это сделать и попытаемся ответить на вопрос, почему так получается.

Мелкий пруд - ….. пруд. Свежий хлеб - …. хлеб.

Мелкий дождь - … дождь. Свежий огурец - … огурец.

Свободный стул - … стул. Сладкое яблоко - … яблоко.

Свободная обувь - … обувь. Сладкое лекарство - … лекарство.

2). Вывод

Значит, несколько антонимов можно подобрать тогда, когда слово имеет не одно, а несколько зна-

чений.

IV.

Обобщение и систематизация знаний.

1). – Вы хорошо помните стихотворение В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»?

Учитель предлагает прослушать стихотворение в аудиозаписи.

- Что в человеке плохо и что хорошо: трудолюбие или лень, трусость или смелость, вежливость

или грубость, скупость или щедрость?

- Когда мы читаем рассказы или стихи, где сравниваются разные времена года, разные люди,

разные события, то в этих произведениях часто встречаются слова с противоположным значением.

2). - Прочитайте небольшой рассказ Н. Сладкова «Не грустно и радостно».

Учитель предлагает

прочитать рассказ самостоятельно и подчеркнуть антонимы.

- Почему рассказ назван «И грустно и радостно»?

Шаклеина В. И.

«И грустно и радостно»

Странный в сентябре лес – в нём рядом и весна, и осень.

Жёлтый лист и зелёная травинка.

Поблёкшие травы и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Тёплое солнце и холодная белая

радуга.

Увядание и расцвет. Тишина и песни.

И грустно и радостно! Н. Сладков

Внеклассное занятие

Русский язык

2 класс

3). - Антонимы часто встречаются в пословицах и поговорках, в народных приметах.

Вот некоторые пословицы:

КТО ХОЧЕТ МНОГО ЗНАТЬ, ТОМУ НАДО МАЛО СПАТЬ

ПОЛНЫЙ КОЛОС К ЗЕМЛЕ КЛОНИТСЯ, А ПУСТОЙ К НЕБУ ТЯНЕТСЯ

ЗА МАЛЕНЬКИМ ПОГНАЛСЯ, А БОЛЬШОЕ ПОТЕРЯЛ.

- Какие слова с противоположным значением употреблены в этих пословица? Как вы их понимае-

те?

4). – Закончите пословицы:

УЧЕНЬЕ – СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ - …

ЗНАЙ БОЛЬШЕ, ГОВОРИ …

КОРЕНЬ УЧЕНИЯ ГОРЕК, ДА ПЛОД ЕГО …

НЕ БОЙСЯ ВРАГА УМНОГО, БОЙСЯ ДРУГА …

ЛУЧШАЯ ВЕЩЬ НОВАЯ, ЛУЧШИЙ ДРУГ …

Ученики выполняют задание в парах.

5). - А сколько интересных математических задач, в которых можно встретить слова – антонимы.

ЗАДАЧА 1

Берёза, тополь и липа.

Несколько лет назад я посадил деревца: берёзу, тополь и липу. Все они выросли по – разному: то-

поль поднялся выше липы, а липа не может догнать берёзу.

Какое из этих деревьев оказалось самым высоким, а какое самым низким? (Высокое дерево – то -

поль, низкое - липа)

ЗАДАЧА 2

Четверо друзей.

Нас четверо друзей. Недавно мы собрались на каток. Решили встретиться около школы. Игорь

пришёл раньше Олега, а тот пришёл позже меня. Алёша появился раньше всех.

Кто пришёл последним? (Последним пришёл Олег)

6). – Несколько интересных фактов

Знаете ли вы?

Самая большая в мире книга находится в Америке. Её высота – три метра, толщина – один метр.

Перелистывает книгу специальный аппарат.

Самая маленькая русская книга – это сборник басен И. А. Крылова. Она отпечатана в Петербур-

ге в 1855 году. Книга в несколько раз меньше спичечной коробки.

Самый длинный в мире алфавит у абазинцев, народа, живущего на Кавказе. В нём – 71 буква.

Самый короткий в Европе алфавит имеют итальянцы и финны. У них алфавит состоит из 21

буквы.

V.

Рефлексия учебной деятельности.

VI.

Домашнее задание: придумать и записать 3 загадки, в которых есть антонимы.

Использованная литература:

Н. Н. Ушаков «Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах» Пособие

для учителей, М., «Просвещение», 1971

Шаклеина В. И.