Автор: Иванова Наталия Станиславовна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ СШ№1
Населённый пункт: город Камышин,Волгоградская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля"
План – конспект урока физики в 7 классе по теме «Передача давления жидкостями и
газами. Закон Паскаля».
Тип урока: урок постановки учебной задачи
Задачи: обеспечить усвоение знаний о законе Паскаля в окружающем нас мире
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные: научаться
объяснять причину
передачи давления
жидкостью или газом во
все стороны
одинаково
,анализировать опыт по
передаче давления
жидкостью и объяснять
его результаты
Метапредметные:
Познавательные- управлять своей
познавательной и учебной деятельностью
посредством постановки целей;
Регулятивные – самостоятельно определять
цели своего обучения ,ставить и
формулировать для себя новые задачи в
учебе и познавательной деятельности,
оценивать достигнутый результат.
Коммуникативные -работать
индивидуально и в группе, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций
Личностные :
проявление
убежденности в
возможности познания
природы, в
необходимости
различного
использования
достижений науки и
технологии для
дальнейшего развития
человеческого общества,
уважение к творцам
науки и техники
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор,прибор «Шар Паскаля», большая
пластиковая
бутыль,
пипетка,
три
воздушных
шарика,
набор
стаканов,
коктейльных
трубочек,
маленьких
шприцев
без
иглы
на
класс,
шприцы
на
2
и
5
мл,
трубка
от
капельницы, пластиковая бутыль на 1-1,5л, шило.
Цель:разъяснить
механизм
передачи
внешнего
давления
жидкостями
и
газами,
находящимися в закрытых сосудах, сформулировать закон Паскаля.
Использование элементов педагогических технологий:
- игрового обучения;
- проблемного обучения;
- группового обучения;
- здоровьесберегающего обучения.
Демонстрации: опыты с «Шаром Паскаля» и «Картезианским водолазом», флеш-
презентация ЦОР о передаче давления газами, видеофрагменты «Шар Паскаля»
Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь.
1.
Мотивация.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем изучать один из важнейших законов природы - закон
Паскаля. Цель нашего урока: изучить закон, а также научиться объяснять наблюдаемые
нами физические явления с помощью закона Паскаля. Но прежде мы должны повторить
материал, необходимый для изучения этой темы.
Активизация знаний.
Фронтальная
беседа:
1.
Единица измерения давления в СИ
2.
Как называется прибор для измерения атмосферного давления
3.
Как называется физическая величина, равная отношению силы, действующей
перпендикулярно поверхности, к площади этой поверхности
4.
Чтобы увеличить давление тела на опору, не меняя силу, нужно уменьшить …
5.
К человеку, под которым провалился лед, подходить нельзя. Почему? Каким
способом можно его спасти?
6.
Сидя на стуле, вы оказываете давление? (Да.)
7.
В каком направлении передаётся действие силы? (Вниз, под действием силы
тяжести.)
Твёрдое тело оказывает давление лишь на ту часть опоры, с которой соприкасается -
книга, лежащая на столе, оказывает на него давление, но никак не воздействует на стены
или потолок комнаты.
Два
тела
равного
веса
поставлены
на
стол
так,
как
показано
на
рисунке.
Одинаковое
ли
давление
они
производят
на
стол?
Если
тела
поставить
на
чашки
весов,
то
нарушится
ли
равновесие?
Одинаковое
ли
давление
производят
на
стол
три
деревянных
тела
с
одинаковыми
площадями
основания?
S
1
S
2
S
3
Учитель. Молодцы! Вы отлично справились с заданием!
2.
Изучение нового.
Учитель. А сейчас мы немного поэкспериментируем. (Приглашаются три ученика) Вот
три абсолютно одинаковых воздушных шарика. Один мы наполним мелкими твердыми
предметами, во второй нальем немного воды, а третий надуем. Одинаковое ли давление
оказывают предметы, вода и воздух на шарики?
Ученик. Неодинаковое.
Учитель. А как передается это давление?
Ученик. В твердых телах давление передается вдоль направления действия силы. На
предметы
действует
сила
притяжения
к
Земле.
На
воду
в
шарике
тоже
действует
притяжение к Земле, поэтому оболочка вытягивается.
Учитель. Но ведь и на молекулы газа тоже действует сила притяжения.
Ученик. Из-за высокой подвижности молекул газов давление распределяется равномерно.
Включаем мультимедийный проектор.
Учитель. А как передается давление в жидкостях и газах? Сегодня мы найдем ответ на
этот вопрос. Запишите в тетрадь тему урока «Передача давления жидкостями и газами.
Закон Паскаля».
Проектор выключаем.
Учитель. Как вы думаете, что произойдёт, если пролить воду? (Немного проливаю воду на
стол).
Ученик. Вода потечёт.
Учитель. А если подуть на неё? Проведем эксперимент. Возьмите соломинку и аккуратно
подуйте на воду в стакане. Что наблюдаете?
Ученик. Появляется рябь.
Учитель. Как вы думаете, почему так происходит?
Ученик. Молекулы воды подвижны.
Учитель. Правильно. В отличие от твёрдых тел молекулы жидкости могут перемещаться,
поэтому пролитая из сосуда вода растекается, а вода в стакане приходит в движение, если
слегка подуть на её поверхность. Подвижность частиц жидкости, а так же и газа,
объясняет, что производимое на них давление передаётся не только в направлении
действия силы, но и по всем направлениям.
Учитель. Перейдем к следующему эксперименту. Возьмите шприц, поднимите поршень.
Что сейчас находится внутри?
Ученик. Воздух.
Учитель. Закройте отверстие пальцем и опустите поршень. Что чувствуете?
Ученик. Давление воздуха на палец увеличилось.
Учитель. Давайте представим себе, что молекулы воздуха стали видимыми. Что
изменяется, когда мы начинаем опускать поршень?
Ученик. Молекулы под поршнем уплотняются.
Учитель. Значит, давление, которое мы оказываем на поршень, передается слою молекул
воздуха под ним. А что же происходит дальше?
Ученик. Так как молекулы воздуха быстро двигаются, то они распределятся равномерно
по меньшему объему, а значит, давление воздуха возрастет.
Учитель. Правильно. Добавочное давление передалось всем частицам воздуха. Если
увеличить давление газа около самого поршня на 1 Па, то во всех точках внутри газа
увеличится настолько же.
Включаем мультимедийный проектор.
Демонстрация опыта с шаром Паскаля
Учитель. А сейчас мы посмотрим опыт с прибором, который называется шаром Паскаля.
Его устройство таково: полый металлический шар имеет узкие отверстия, которые
распределены равномерно по его поверхности. На шар навинчивается трубка с поршнем.
Мы наполним трубку и шар водой и опустим поршень вниз. Вода с одинаковым напором
выходит из всех отверстий шара. Какой можно сделать вывод из этого опыта?
Варианты учащихся.
Учитель. Давление, производимое на жидкость или газ, передаётся без изменения в
каждую точку жидкости или газа.Это утверждение называют законом Паскаля. Запишите
его в тетради.
Учитель. Как вы думаете, изменится ли суть опыта, если шар Паскаля заполнить дымом?
Ученик. Нет. Дым будет выходить равномерными струйками из всех отверстий.
Демонстрация опыта шара Паскаля(вместо дыма присыпка детская).
Учитель: Ребята , а где же этот закон применим? Для этого прочитайте текст, выделите
основную мысль и дайте название тексту
Жизнь
человека
те сно
связана
с
проце сс ами,
происходящими
в
природных
водоёмах
–
реках,
озёрах,
морях,
океанах.
Там
не
только
живут
различные
животные,
но
и
находятся
полезные
ископаемые,
множе ство
памятников
человеческой
культуры,
по
разным
причинам
в
разные
часы
и
эпохи
оказавшиеся
на
дне.
Понятно,
что
человек
стремится
исследовать
водные
глубины,
чтобы
использовать
природные
богатства
и
удовлетворить
своё
природное
любопытство.
Однако
при
этом
человек
сталкивается
с
действием
давления
жидкости,
которое
возрастает
с
увеличением
глубины
и
существенно
ограничивает
глубину
погружения
человека
в
воду.
Тако е
и зм е н е н и е
д а вл е н и я
с
гл уб и н о й
ч у в с т ву ют
л юд и ,
кото р ы е
п о
с в о е й
профессии
должны
работать
на
значительных
глубинах.
Если
в
лёгком
ко стюме
водолаз
может
работать
на
глубине
не
более
100
м,
то
д л я
исследования
глубин
морей
и
океанов,
достигающих
во
многих
случаях
нескольких
километров,
приходится
изготавливать
специальные
скафандры
или
глубинные
аппараты
–
батисферы
и
батискафы.
Учащиеся:
дают
название
тексту,
опрделяют
главную
мысль.
Учитель. Сейчас я покажу вам еще один опыт под названием «Картезианский водолаз».
Наполним пипетку водой так, чтобы она плавала вертикально, практически полностью
погрузившись в воду. Опускаем пипетку - водолаза в бутылку, доверху наполненную
водой, герметично закрываем бутылку крышкой. Теперь нажмем на бутылку. Пипетка от
нажима начнет опускаться. В чем причина погружения и всплытия «водолаза»?
Ученик. Нажатие на пластиковую бутылку создает избыточное давление в ней. По закону
Паскаля оно передается по всем направлениям без изменения. В пипетку входит
дополнительная порция воды. Она становится тяжелее и начинает опускаться на дно.
3.
Физкультминутка.
А сейчас выполним дыхательную гимнастику. Наберем воздух в лёгкие (вдыхаем
медленно, но как можно больше воздуха),медленно выдыхаем. Руки медленно поднимаем
вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох. Руки опускаем – выдох.
Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-
4 раза в день.
А какой физический закон лежит в основе дыхательной гимнастики?
Ученик. Закон Паскаля.
4.
Закрепление изученного.
Учитель. Сейчас вы будете выполнять работу в группах по 4 человека. Я вам раздам
задания и оборудование для выполнения работы. Внимательно прочитайте задание и
запишите ваше предположение, сделайте эксперимент и вывод. Затем один представитель
из каждой группы прочитает задание, продемонстрирует опыт и сделает вывод.
№1. Если выстрелить из мелкокалиберной винтовки в вареное яйцо, то в яйце образуется
отверстие. Если же выстрелить в сырое яйцо, оно разлетится. Как объяснить это явление?
№ 2 . Почему
взрыв
снаряда
под
водой
губителен
для
живущих
в
вод е
организмов?
№3. Объясните явление, пользуясь законом Паскаля. Как изменится наблюдаемое явление,
если увеличить сжатие?
№4. Оборудование: два шприца разного сечения, трубочка от капельницы.
Ход опыта:
Соедините два шприца разного сечения трубочкой от капельницы. Частично заполните
систему подкрашенной водой.
Вопрос: почему при нажатии на поршень маленького шприца поршень большого шприца
поднимается вверх?
№5. Оборудование: пластиковая бутылка с пробкой, шило.
Задание: изготовить прибор для демонстрации закона Паскаля.
Заслушивание заданий и отчетов групп по их выполнению. (Слайды 11 – 16)
5.
Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.
Учитель. Напомните, пожалуйста, цель нашего урока.
Ученик. Познакомиться с законом Паскаля и научиться объяснять с его помощью
наблюдаемые нами физические явления.
Учитель. Ребята, как вы считаете, достигли мы сегодня цели урока?
Ученики. Да.
Рефлексия. На доске нарисован прибор. Что это за прибор?
Ученик: Шар Паскаля
Учитель: Совершенно верно. На столах у вас лежат капельки они трех цветов, выберите
одну из этих капелек, какую считаете нужной. Голубая – у меня все получилось я доволен
уроком. Желтая- у меня почти все получилось, но я делал ошибки. Красная – у меня было
много ошибок, мне нужна помощь.
Домашнее задание: § 36. Упр. 14 № 2.
Для желающих: подготовить короткие сообщения о применении закона Паскаля в
технике.
Учитель. Урок окончен. Я благодарю вас за внимание и активную работу
Литература
1.
А.В.Перышкин « Физика», 7 класс «Дрофа» ,2009 г.
2.
Внеурочная работа по физике/ Под ред. О.Ф. Кабардина. М.: Просвещение,
1983.
3.
Гальперштейн Л. Занимательная физика. М.: РОСМЭН, 2000.
4.
Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. М.: Просвещение, 1985.
5.
Горячкин
Е.Н.
Методика
и
техника
физического
эксперимента.
М.:
Просвещение. 1984 г.