"Роль фито – образов в развитии здорового образа жизни ребенка"

Автор: Абдрафикова Динара Рустамовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Белоснежка"
Населённый пункт: ЯНАО город Ноябрьск
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Роль фито – образов в развитии здорового образа жизни ребенка"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Роль фито – образов

в развитии здорового образа жизни ребенка»
Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо изучать. В процессе познания природы формируются и развиваются эстетические чувства и вкусы, эмоциональная сфера детей. Восприятие эстетических явлений природы и возникающие при этом переживания находятся в зависимости от круга представлений, значений и общего развития человека. Большая роль в воспитании здорового образа жизни, эмоциональном воспитании дошкольников средствами природы принадлежит педагогическому коллективу детского сада. Перед нами должна стоять задача - последовательно, систематически, целенаправленно развивать и совершенствовать эмоциональное, здорово-сберегающее развитие детей. Наблюдение окружающей действительности оказывает глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный - ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой - ребенок слышит шелест листьев, все это прелестно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различить - сладкий вкус клубники, горький чеснока, кислый лимона. Осязание - это вторые глаза ребенка. Ощущая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры деревьев, чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка - запах почек после дождя, запах травы, цветов… Недаром К.Д.Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками». Развивать наблюдательность у детей - вот задача, которая встает перед воспитателями. С помощью комнатных растений мы стараемся восполнить дефицит общения с природой, который неизбежно возникает среди однообразия стандартных домов, раздражающего шума машин. Один из советов, которые дают специалисты по видеоэкологии, состоит в том, что люди в помещении, где они находятся подолгу, обязательно должны завести комнатные растения. Всегда считалось, что между человеком и растением лежит непроходимая пропасть. Последние научные исследования заставляют в этом сильно усомниться. "Растения не так сильно отличаются от людей, - считают биологи из Великобритании. Они могут видеть, ощущать прикосновения, чувствовать запах, у них есть слух и даже вкус". Вместо глаз у растений есть белки, которые тонко реагируют на любые излучения энергии. На корнях растений найдены вкусовые ферменты, которые под землей помогают найти "деликатесы", например, споры грибов. С помощью запахов растения общаются между собой. Растения слышат. Это было доказано с помощью опытов, так что общайтесь со своими питомцами и они отблагодарят вас своим пышным ростом и цветением. Мир растений - величайшее чудо природы, царство красоты и наше целительное богатство. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят людям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, спасают от городского шума. В помещении растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, поэтому в интерьере и экологии они занимают важное место. Многие деревья способны нас сделать здоровыми. Осина, тополь, черемуха снимают боль от ушибов, ожогов, боли при радикулите, после операций и травм, при онкологических заболеваниях. Дуб, береза и сосна дают жизненную энергию. К ним надо приходить ежедневно и постоять 3-4 минуты, прислонившись к стволу затылком и спиной или обхватив дерево руками.
Для того, чтобы узнать, какое дерево "ваше", вырежьте полоску фольги и поднесите к дереву. Если липнет, значит - ваше, отталкивается - "враг". А лучше пользоваться небольшими легкими плашками - поперечными спилами ствола диаметром 12 см и толщиной 2 см, которые надо прикладывать к больному месту. Комнатные растения – неотъемлемая часть интерьера всех дошкольных учреждений, они нужны как детям, так и взрослым. Однако помимо украшения помещений, эти растения могут играть большую роль в оздоровлении детей и взрослых. Как же с помощью растений, улучшить психологический климат и гигиенические условия в детском саду? О лекарственных и фитонцидных свойствах разных видов тропических и субтропических растений написано много работ. Фитонциды — это летучие соединения, которые растение выделяет в окружающую среду, обладают дезинфицирующими свойствами, обеззараживающими воздух от болезнетворных микробов. Известно, что воздушная среда в городских помещениях далека от идеальной. Помимо пыли, в воздухе часто содержатся небезопасные химические соединения. Их выделяют строительные материалы, мебель, ковровые покрытия. Кроме того, в комнатах обычно присутствуют разнообразные микроорганизмы, попадание которых на слизистую верхних дыхательных путей может вызвать ОРЗ и аллергические заболевания. Даже самые современные технические средства очистки воздуха не всегда обеспечивают здоровую воздушную среду. В то же время, летучие выделения многих растений обладают фитонцидными свойствами, то есть способностью подавлять жизнедеятельность опасных микроорганизмов (среди них – сансевьера, плющ обыкновенный, виды бегонии, колеус, розмарин, пилея, алоэ…). Вот некоторые цифры: в закрытую камеру помещали различные растения, после чего закачивали в неё газ, содержащий химические вещества, типичные для наших помещений. Было установлено, что в отношении формальдегида наиболее активны: алоэ (поглощает до 90%), хлорофитум (86%) и филодендрон (76%). С бензолом наиболее успешно справляются: плющ (поглощает 90%), драцена (79%). Эти же растения способны противостоять трихлорэтилену. 3% поглощает спатифиллум – флаголист, от 13 до 20%, в зависимости от вида, драцена. Что касается окислов углерода, то в борьбе с ними незаменимы хлорофитум, поглощающий до 96% этого вредного вещества, и сциндапсус (75%). Столь впечатляющий эффект обусловлен особыми физиологическими свойствами растений. Различные химические вещества оседают на листьях и воздушных корнях, часть из них используется самим растением, основная же масса достаётся бактериям, которые живут на корнях растений и перерабатывают полученный коктейль. Таким образом, растение представляет собой уникальный биофильтр, которому не требуется дополнительное очищение. Кроме перечисленных, хорошо также иметь в детском саду растения, которые собирают пыль. Пыль неизменный спутник человека, впрочем, и на неё имеется управа. Секрет прост – растения нуждаются в регулярных поливах и интенсивно испаряют влагу, что увеличивает влажность воздуха. Вода оседает на мельчайших частицах пыли, вследствие чего их вес увеличивается, осаждение происходит быстрее, а воздух становится чище, увлажненным и полезнее для нас. Кроме того, листья растений способны задерживать на своей поверхности частички пыли, и чем больше листовая поверхность, тем лучше.
Идеальны в этом отношении всевозможные фикусы, монстеры, пальмы, филодендроны. Для помещений групп детского сада больше (из-за размеров) подходят фикусы и гибискус (китайская роза). Ряд растений выделяют отрицательные ионы кислорода (их ещё называют лёгкие ионы), особенно полезные людям с плохой сердечно-сосудистой системой, с повышенным внутричерепным давлением, страдающими головными болями. Именно ионы кислорода снабжают энергией организм человека. Соприкасаясь со слизистой оболочкой дыхательных путей, они возбуждают обонятельные рецепторы, стимулируют работу нервных окончаний. Лёгкие ионы регулируют активность дыхательных ферментов и обмена веществ, улучшают показатели крови, повышают мышечную активность и выносливость организма, улучшается общее самочувствие, восстанавливается сон и аппетит. Наличие в помещении таких растений, как пеларгония, папоротники, сенполия фиалкоцветная способствует обогащению воздуха ионами, что весьма благотворно сказывается на здоровье. Основная проблема детских заведений – микробы. Для уменьшения их числа рекомендуется использовать при оформлении интерьера бегонию, пеларгонию (герань), гибискус (китайская роза), колеус, лаванду, традесканцию, толстянку древовидную. При этом необходимо помнить, что среди фитонцидных видов есть и ядовитые, например, олеандр, молочай блестящий, диффенбахия. Не последнюю роль в профилактике бронхо-лёгочных заболеваний играет влажность воздуха. Для поддержания её на необходимом уровне в детских заведениях рекомендуется использовать любящие частый полив пеперомию, пилею Кадье, гибискус. Что касается эстетических соображений, то для достижения максимального психо- эмоционального воздействия рекомендуется использовать всевозможные декоративно- листные и красивоцветущие растения. Исключение составляют диффенбахия, алоказия, и другие представители семейства ароидных, а также эуфорбия (молочай), акалифа, кротон, чей жгучий сок при попадании на кожу может вызвать аллергическую реакцию, а также растения, обладающие колючками (агава, молочай). На каждые 10 кубических метров в детских заведениях должно приходиться не менее 3–4 развитых крупномерных растений, то есть 5–6 и более экземпляров на помещение. Всегда надо помнить, что растения – живые существа, нуждающиеся в заботе и внимании. Только, в отличие от нас, у них нет ног, чтобы встать и уйти, если им что-то не по нраву. Поэтому, подбирая растения для фитокомпозиций, надо помнить об их требованиях к освещённости, влажности и температуре окружающей среды. В композицию (фитомодуль) входят виды растений, которые могут сосуществовать вместе. В то же время они отличаются формой и характером листьев, высотой и толщиной стеблей, окраской цветков. У них сходные требования к условиям произрастания: к теплу, свету, влаге. Приведем пример фитомодуля: фикус каучуконосный; гибискус (китайская роза); бегония королевская; хлорофитум хохлатый; спатифиллум (флаголист прелестный); колеус Блюма; пеперомия. Разумеется, данные фитокомпозиции не надо рассматривать как догму. Главное – всегда помнить об эстетической и биологической совместимости различных растений, чтобы потом не было обидно за напрасно потраченные время и труд. При создании фитомодуля необходимо также учитывать возраст детей-дошкольников.
В уголке природы младшей группы растения крупнолистовые, за которыми можно элементарно ухаживать. Значит здесь будут уместны такие фиторастения как фикус, филодендрон, антуриум. У этих растений крупные кожистые листья, которые удобно протирать влажной тряпочкой. В средней группе в уголке природы появляются цветущие растения с цветками: разного вида, разными по форме и цвету листьями. Растения расположены рядом, к ним должен быть подход, оборудование для ухода, маркировка на горшках (знаковая система ухода за растениями). Фиторастения в группах этого возраста могут быть самые разные. Это цветущая бегония, примула, пеларгония, колеус, спатифиллум, хлорофитум, традесканция, фикус… Нужно помнить, что у растений одного семейства существует несколько видов, поражающих разнообразием форм и расцветок. И подобрать те, которые будут гармоничны в интерьере вашей группы не трудно и очень интересно. В старшем возрасте в уголок природы добавляются два-три вида одного растения. Конечно, это должны быть фиторастения. Например, разновидности бегонии, разнообразие листьев которой по форме и расцветке не устают поражать воображение. Можно рассадить два-три вида традесканции, листья которой хотя не сильно отличаются по форме, но разнообразны по окраске. Очень красиво смотрятся виды пеперомии: магнолиелистная и серебристая Давно подмечено, что общение с цветами благоприятно сказывается на психо- эмоциональном состоянии человека. Наиболее сильное воздействие оказывает, конечно, цвет. Холодные фиолетовые, синие, голубые и зелёные тона успокаивают нервную систему. Композициями из синевато-голубоватых цветков хорошо любоваться перед сном. Это стимулирует мышечное расслабление, способствует хорошему сну, быстрому восстановлению работоспособности. Тёплые красные, оранжевые, жёлтые тона, наоборот, помогают проснуться. Растения, имеющие цветки с ярко-красной окраской (цикламены, антуриумы, гибискусы), бодрят, повышают работоспособность и снижают утомление. Считается, что растения с розовыми цветками (фиалка, бегония, пеларгония) устраняют грусть и меланхолию. Не последнюю роль играет и цветовая гамма листьев. Она варьирует от почти белой до фиолетовой, проходя через все цвета спектра в самых разнообразных сочетаниях. Надо только учитывать, что восприятие цвета листьев зависит от их расположения. Листья будут выглядеть темнее и однороднее, если растения в группе расположены плотно. Если растение стоит свободно и хорошо освещено, то и листья кажутся светлее и разнообразнее. Кожистый лист отражает лучи и при ярком свете кажется более эффектным, а опушенный, наоборот, как бы вбирает в себя солнечные лучи и гасит их яркость. Влияние на эмоциональное состояние оказывает даже форма кроны растений. Активизируют психическую деятельность растения с раскидистой кроной: (гибискус), успокаивают – растения с ампельной кроной (пилея, традесканция). При подборе растений в уголок природы, не забывая о биологической и декоративной сочетаемости растений, следует подумать и о соразмерности их помещению. Важно соблюсти принцип золотой середины – с одной стороны интерьер не должен быть перенасыщен растениями, с другой – они не должны раствориться в интерьере. Итак, все растения - живые существа, обладающие сильным биополем, способным воздействовать на человека. Именно поэтому домашние цветы способны активно участвовать в формировании энергоинформационной структуры группы. И от того, сумеем ли мы правильно подобрать комнатные растения, зависит и общая атмосфера в помещении, и самочувствие его обитателей.