Напоминание

Работа с безречевыми детьми

Автор: Бондаренко Светлана Наильевна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ Очурский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Саяногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Работа с безречевыми детьми







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работы с безречевыми детьми

Формирование правильной речи дошкольника – одна из важнейших задач

воспитания и обучения в детском саду, поскольку от своевременного развития речи

зависит

успешное

овладение

ребенком

грамотой,

школьная

успеваемость.

В

последние

годы

количество

детей,

имеющих

отклонения

в

речевом

развитии

неуклонно растет: увеличивается процент малоговорящих и неговорящих детей в

возрасте 2-4 лет. В нашем дошкольном учреждении с каждым годом, к сожалению,

растет число детей страдающих нарушениями речи в частности с алалией.

В

работе

с

безречевамы

детьми важным

является

«закладка

фундамента»

предпосылок общения.

Начальный этап решает задачи выработки языковых умений и сенсомоторных

эталонов, необходимых для формирования общения. На начальном этапе использую

ряд

упражнений,

стимулирующих

развитие

внимания

памяти

оптико-

пространственных

представлений

нарядно-действенного

мышления.

Они

являются

базой для формирования общения Разнообразные приемы воздействия способствуют

исключению подражательных инертных стереотипов и стимулируют развитие спо-

собности детей переносить полученные умения в условия реального общения.

Коррекционная

работа

с

безречевыми

детьми

строится

по

следующим

направлениям:

• Развитие слухового восприятия

Развитие

способности

к

использованию

невербальных

компонентов

коммуникации.

• Развитие зрительно-моторной координации, мелкой моторики рук и артикуляционной

моторики.

• Развитие зрительнo-пространственного анализа и синтеза.

• Развитие сенсорно перцептивной деятельности.

• Развитие функции голоса и дыхания.

• Развитие чувства ритма.

• Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

1

Каждое

направление

включает

определенные

задачи

и

соответствующие

им

приемы, дифференцированные в зависимости от этапа работы и индивидуальных

особенностей безречевых детей.

1. упражнения на развитие

СЛУХОВОГО

восприятия.

Ребёнку показывается, умываются, едят, рисуют и т.д.

Затем просят ребёнка произвести эти действия не с реальными, а с воображаемыми

предметами.

Или ребёнок, рассматривая сюжетную картинку, отвечает на вопросы жестом или

движением. На сюжетной картинке «птичка летит» - ребёнок машет руками, имитируя

махи крыльев; «мальчик кушает» - движения рукой от стола ко рту;

«кошка лакает молоко» - имитирующее движение языком и т.д.

Упражнение

«Дополни

предложение» Ребёнка

знакомят

с

двумя

рисованными

знаками (машина- яблоко) и предлагают дополнить незаконченное предложение

одним из них, подняв его вверх На дереве растёт... По дороге едет...

Затем ребёнок, используя жест «дай»- показывает рукой на ту картинку, которую бы

хотел получить.

В

направлении

развитие

зрительно-моторной

координ а ц и и , мелкой

моторики рук и артикуляционной моторики.

Использую следующее

«Пальчиковый

бассейн»

наполнители: косточки,

фасоль,

песок Логопед

-

читая

стихотворный текст- побуждает ребёнка к одновременному выполнению движений в

«бассейне» (предварительно движения показаны).

Мама

и

дочка

стирали

платочки (движения раскрытой ладонью по дну бассейна

вперёд - назад- пальцы разведены)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью в направлении слева - направо)

Вот так- вот так!

Мама и дочка полоскали платочки (движения кистью вверх — вниз над бассейном)

Вот так- вот так

Упражнение "Необыкновенные следы".

"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2

"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка,

двигаясь в разных направлениях.

"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает

поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками

друг с другом - "жучки здороваются").

Упражнения для выработки контроля за положением рта, развитие мимических мышц.

Игра «Зеркало». Копирование мимических и артикуляционных движений: закрыть и

открыть глаза, нахмуриться, закрыть и открыть рот, улыбнуться, вытянуть губы тру-

бочкой.

А также

мимические упражнение, например «Игра с облачками-эмоциями», «Мы

умеем улыбаться, мы умеем удивляться» мы умеем сердится» и т.д.

4. Развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза.

«Назови части тела» Ребёнку показывают картинку с изображением человека или

куклы, затем просят показать свою ножку и ножку у куклы на картинке. После этого

ребёнка

просят

показать,

как

он

«вымоет»

определенную

часть

тела

или

лица,

предъявляя ему соответствующую картинку (глаза, рот. нос).

Цель:

учить

узнавать

предметы

по

их

цветному

и

контурному

изображению,

функциональному назначению, развивать внимание и память.

Упражнение «узнай предмет» Ребёнок узнаёт предметы, изображённые на цветных

картинках. Последовательно (по одной) ему предъявляются контурные изображения

тех

же

предметов.

Предлагается

соотнести

цветное

и

контурное

изображение,

накладывая парные картинки друг на друга. Затем можно перемешать

картинки и

просить ребёнка разобрать их по парам.

5. Развитие сенсорно-перцептивной деятельности.

Игра «Чудесный мешочек». В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы"

шары разной величины, карандаш, пирамидка, коробочка. Ребёнку предлагается найти

на ощупь и вынуть шарик, затем ребёнка просят показать, как можно играть с ним,

побуждают к совершению различных действий. После того, как вес шарики выбраны

3

из мешочка, ребёнок и логопед рассматривают их, находят отличия (большие и малень-

кие) и раскладывают в большую и маленькую коробочки.

Игры на развитие тактильного

гнозиса, узнавание на ощупь различной фактуры

предметов просят ребёнка погладить, ощупать игрушки или предметы.

6. Развитие функций голоса и дыхания.

Упражнения на формирование длительного целенаправленного выдоха. «Аквариум»,

«Подвеска лето», «Что спрятал зайка?», «Что спрятала собачка», «Тучка», «Домик»,

«Забрось мяч в корзину», «Помоги бабочке»

Игра «Большой - маленький» Ребёнку предлагается рассмотреть парные картинки

«большой - маленький самолёт (кукла, заяц, лошадка). Затем логопед объясняет, что

большой самолёт гудит громко -«У», а маленький - тихо (кукла - звук «А», заяц «О»,

лошадка - «И», побуждая ребёнка к произнесению этих звуков. Картинки переме-

шиваются,

и

ребёнку

предлагается

разобрать

их

по

парам,

воспроизводя

соответствующие звуки. Как вариант, предлагается выбрать из предложенных только

те картинки, чьи голоса «звучат» громко (тихо).

7. Упражнения на развитие чувства ритма.

Ребёнку предлагается раскидывать на пол игрушки из корзинки на каждый удар бубна

(барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух» После того, как

все игрушки раскиданы на пол, на каждый удар бубна игрушка кладётся обратно в

корзинку.

Как

варианты,

ребенку

предлагается

действовать

по

световому

сигналу

(включать и выключать фонарик) или перелистывать книгу из твёрдой бумаги на

каждый звуковой или световой сигнал

В направлении развитие импрессивной и экспресснвной речи

учим соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к произвольному

произнесению звукоподражания «а а а», развивать слуховое внимание

Ребенку показывается кукла, говорится что она хочет спать и ее нужно покачать.

Взрослый

качает

куклу

сопровождая

действия

звукоподражанием

«a

a

3aтем,

показывает

игровые

действия,

сопровождая

их

эмоциональным

комментарием

и

побуждает ребенка к совершению аналогичных действии со звукоподражанием

Цель

следующего

упражнения:

побуждать

ребенка

к

произнесению

эмоциональных

рефлексивных

восклицаний

«Ой,

Ай,

Ух

Ах»

используя

разницу

4

температурных

ощущений.

На

столе

перед

ребенком

тарелочки

с

теплой

водой,

кусочком льда, предварительно нагретым в горячей воде, шариком для пинг – понга.

Ребенок

последовательно

прикасается

к

этим

температурным

раздражителям

с

помощью взрослого, сопровождая действия эмоциональными восклицаниями (речевой

образец предварительно демонстрирует логопед)

Для закрепления слухового образа звуков «А О У И», в работе использую кубик

с артикуляционными обозначениями

Игра

«Катись,

вертись» кубик

с

картинками

(девочка

качает

куклу,

машинка,

собачка), произнося текст «катись, вертись на бочок ложись», ребенок

произносит

звукоподражание, которое показывает кубик.

Упражнение

«Кто

как

говорит» За ширмой знакомые ребенку игрушки:

коровка,

цыпленок, лошадка и т.д.

Ребенок

по

произнесенному

звуку

догадывается,

кто

так

говорит

и

выбирает

соответствующую игрушку за ширмой на ощупь.

Упражнение «Узнай меня» Знакомые ребенку игрушки зaвернуты в бумагу. Ребенку

предлагается ощупав игрушку, не разворачивая ее, догадаться кто (что) там и

произнести соответствующее звукоподражание.

Применяю в своей работе фонетическую ритмику куда входит работа с каждым

отдельным звуком, фонетическая ритмика (в данном случае проговаривание звука с

одновременным движением рук

Пример фонетической ритмики, соединения произношения и движения:

Пример фонетической ритмики, соединения произношения и движения:

— «А»: по команде педагога «спрятались», дети принимают исходное положение:

приседают на корточки и обхватив колени руками прижимают подбородок к груди

(сгруппировались). По команде «встали и обрадовались!», встают и разводят руки в

стороны. Интонация радости.

— «У»: руки сомкнутые ладони повернуты от себя, давящим движением руки

выпрямить вперед вниз. Интонация угрозы

— «О»: поднять руки вверх через стороны и соединить над головой в кольцо.

Интонация удивления.

— «И»: поднять руки высоко над головой тянуться вверх, интонация удивления

5

радости

— «Ы»: руки согнуты на уровни груди, пальцы сжаты в кулаки, локти направлены в

сторону, с усилением отводят согнутые в локтях руки в сторону (растягиваем

пружину), звук произносить сердито

— «Э»: плавно сгибаем руки в локтях, поднимаем кисти до уровня плеч локти

опущены «поза хирурга», одновременно покачивая головой с укоризненным оттенком.

В дальнейшем использование предложенных дидактических игр будет способствовать

закреплению усвоенных знаний, поможет развить интерес к слову и речи, расширить

кругозор. Как писал великий педагог Макаренко Антон Семенович, «Хорошая игра

похожа на хорошую работу». Желаю успеха!

Список литературы

1. Грабенко Т.Н., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и

адаптирующие игры. – Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», Санкт – Петербург, 2002

2. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого

развития. – Издательство «Речь», Санкт-Петербург, 2004

3. Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с

неговорящим ребенком. – Издательский центр «Техинформ» МАИ, Москва, 1997

4. Довгаль Н.В. Логопедические игры в песочной стране // Логопед. – 2004. - №3

5. Жигалко О.В. Пять дружных гномов. Программа развития эмоциональной

сферы дошкольников с ОНР // Школьный психолог. – 2009. - №1

6. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми.- Творческий

центр «Сфера», Москва, 2011

7. Нищева Н.В. Картотека методических рекомендаций для родителей детей с

моторной алалией

8. Приказ Минобрнауки России № 1155 «ОБ утверждении федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

9. Ткаченко Т.А. Технология моделирования и разыгрывания сказок на

индивидуальных логопедических занятиях с дошкольниками // Практическая

психология и логопедия. – 2003. № 3-4. 10. Чистякова М.И. Психогимнастика //

Под ред. М.И.Буянова. – Просвещение, ВЛАДОС, Москва, 1995

Учитель-логопед

Бондаренко С.Н.

Первая категория

6

7