Авторы: Бумага Наталья Валерьевна, Ручко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель, учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №249
Населённый пункт: город Красноярск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Практика вовлечения родителей в проведение календарных мероприятий в ДОУ
«Практика вовлечения родителей
в проведение календарных мероприятий в ДОУ».
БУМАГА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА ВОСПИТАТЕЛЬ,
РУЧКО ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД.
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад №249 компенсирующего вида»,
г. Красноярск, Россия
Как бы серьезно не продумывались формы воспитания и обучения детей в
дошкольных
учреждениях,
какой
бы
высокой
не
была
квалификация
работников
дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной
поддержки и активного участия родителей в образовательном процессе. Всестороннее
гармоничное
развитие
личности
требует
единства,
согласованности
всей
системы
воспитательно-образовательных воздействий на ребенка.
Неповторимая эмоциональная и духовная атмосфера итогового календарного
мероприятия,
согласно
календарно-тематическому
планированию,
разработанного
учителями-логопедами ДОУ, создается общим настроением и активностью всех его
участников:
детей, родителей,
воспитателей,
логопедов,
дефектологов. Вовлечение
семьи
в
воспитательно-образовательный
процесс
способствует
улучшению
эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей,
повышению их родительско-педагогической компетентности.
Поэтому нам необходимо проявить инициативу, наладить контакт с родителями
и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо
ребенка.
Мы
с
вами
не
только
педагоги детей, но и партнеры родителей по их
воспитанию.
Взаимодействие
необходимо
строить
на
принципах
совместной
д е я т е л ь н о с т и
п е д а г о г а ,
р о д и т е л е й
и
д е т е й .
Исходя
из
всего
этого, мы
поставили
перед
собой следующие
задачи
по
вовлечению
родителей
в
проведение
значимых
календарных
мероприятий:
- создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-
установить
партнёрские
взаимоотношения
в
профессиональном
общении
с
р о д и т е л я м и
в о с п и т а н н и к о в ;
-
обеспечить
преемственность
педагогов
ДОУ
в
семье
и
в
дошкольном
образовательном учреждении;
-
п р о б у д и т ь
и н т е р е с
к
с е м е й н ы м
о б ы ч а я м
и
т р а д и ц и я м ;
- формировать нравственную культуру детей и родителей;
- обогащать совместный эмоциональный опыт всех членов семьи;
- способствовать развитию коммуникативных навыков, доброты и взаимопонимания в
семье.
Чтобы наладить более тесные взаимоотношения с семьей необходимо выстроить
свою работу с родителями последовательно и планомерно. Для этого был намечен
следующий план работы:
-
педагогический
мониторинг
–
знакомство
с
жизнью
семьи,
её
интересами,
проблемами;
- формирование установки на сотрудничество;
- педагогическая поддержка и помощь;
- организация совместных календарных мероприятий;
-
привлечение
родителей
к
активному
участию
в
календарных
мероприятиях;
к
изготовлению
костюмов
и
атрибутов;
к
оформлению
зала,
к
изготовлению
дидактических пособий, к выполнению практических заданий разного направления, в
том числе и коррекционного.
При
организации
по
привлечению
родителей
к
участию
в
календарных
мероприятиях
в
ДОУ
детей
мы
используем
различные
формы
взаимодействия
с
родителями - как традиционные, так и нетрадиционные:
- информационно-аналитические: анкетирование;
- наглядно-информационные: стенды, папки-передвижки, фотовыставки;
- познавательные: родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы,
семинары-практикумы, презентации, открытые просмотры НОД, совместное создание
развивающей среды.
- досуговые: совместные праздники и развлечения, квесты, игры-путешествия.
Такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки, поскольку
это
определяет
содержание
выступлений,
ход
встречи,
оформление
наглядных
п о с о б и й ,
р а з р а б о т к а
р е к о м е н д а ц и й .
В результате внедрения нетрадиционных форм работы с родителями отмечается
повышение
интереса
к
жизни
детей
в
группе,
ответственности
родителей
за
воспитание ребенка в семье, повышение психолого-педагогической компетентности в
вопросах детско-родительских отношений, но самым интересным и привлекательным
является
досуговое
направление,
вовлечённость
родителей
в
итоговые,
значимые
календарные мероприятия.
Из опыта работы мы знаем, что родители охотно идут на контакт, выражают свое
желание
сотрудничать,
когда
речь
идет
непосредственно
об
их
ребенке.
Все
что
связано
с
их
ребенком
вызывает
неподдельный
интерес.
Любое
совместное
мероприятие позволяет родителям видеть успехи и проблемы своего ребенка, которые
в повседневной жизни скрыты за домашними хлопотами. Совместные календарные
мероприятия
устанавливают
теплые,
доверительные
отношения,
эмоциональный
контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Хорошей традицией нашего сада стало проведение совместных календарных
мероприятий: таких как «День птиц», «Вселенная детства» в честь Дня Защиты детей,
«Солнечный переполох», в честь 12 апреля Дня Космонавтики. Сценарные планы
календарных
мероприятий
со ст авлены
т ак,
что
родители
я вл я ю т с я
непосредственными
их
участниками.
Дети,
мамы,
папы,
бабушки,
дедушки
принимают активное участие в играх, конкурсах, читают стихи, танцуют, выполняют
и задания познавательного характера, делают фотографии. Эти мероприятия не только
объединяют
родителей
и
детей,
но
и
создают
атмосферу
тепла
и
доверия
во
взаимоотношениях педагогов и родителей, и, конечно, детей.
Много интересного узнаешь о семьях своих воспитанников, об их традициях,
увлечениях,
о
системе
воспитания
детей
в
семье,
а
самое
главное
—
родители
раскрывают
свои
таланты
и
творческие
способности,
о
которых
они
даже
и
не
догадывались.
Каждому календарному мероприятию предшествует предварительная работа:
- определить цель и задачи мероприятия для детей, родителей, педагога;
- разработать сценарный план;
- составить план проведения мероприятия;
- индивидуальные беседы и консультации с родителями;
- и н д и в и д у а л ь н а я
р а б о т а
с
д е т ь м и ,
с п е ц и а л и с т а м и
Д О У ;
- подготовить предметную среду, атрибуты;
-
подобрать
музыкальный
и
познавательно-речевой
материал
с
учетом
индивидуальных возможностей детей и родителей;
- подготовить костюмы;
- продумать оформление зала.
Такие мероприятия готовятся не один день. Это кропотливая и трудная работа.
Родителям даются домашние задания: подготовить фотоколлаж «Как мы занимаемся
дома»,
стихотворение,
изготовить
соответствующий
костюм,
изготовить
познавательную
игру
своими
руками.
Например,
при
проведении
праздника
«Вселенная
детства»,
посвящённому
празднованию
Дня
Защиты
детей,
дети
и
родители презентовали фотоколлаж «Детство в нашей семье».
Тесный
контакт
ребенка
со
старшими
членами
семьи
эмоционально
обогащает
родственные
связи,
укрепляет
семейные
традиции,
налаживает
преемственность
м е ж д у
п о к о л е н и я м и .
При подготовке праздника-квеста «Птицы – весны прекрасной вестники» все
творчески подошли к выполнению заданий, в том числе и родители: изготовили
расписные
скворечники,
с
удовольствием
их
презентовали,
нарисовали
птиц
Красноярья, занесённых в Красную книгу, следствием стало изготовление альбома-
книги, с интересом вместе с детьми выполняли задания игрового познавательного
квеста. Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.
Мамы
и
папы гордились
своими
детьми, внуки – бабушками и мамами, а мы –
творче ской
фантазией
родителей
и
желанием
сотрудничать
с
н а м и .
Совместные календарные мероприятия надолго остаются в памяти взрослых и детей.
Они формируют нравственную культуру детей и родителей; способствуют развитию
коммуникативных умений, доброты, взаимопонимания, взаимовыручки; воспитывают
чувство гордости за свою семью.
Если правильно и в системе выстраивать работу с родителями, использовать
разнообразные
формы
работы,
то
родители
становятся
единомышленниками
и
помощниками в образовательном процессе с детьми.
Результатом взаимодействия стал возросший интерес к работе детского сада со
стороны родителей, их активность, мероприятия из разряда развлечений для родителей
перешли
в
средство
формирования духовно-нравственной
культуры
детей
и
родителей, создана атмосфера взаимоуважения, возросла компетентность родителей в
вопросах коррекционного обучения детей.
Это направление оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным,
но и самым трудным.
Это объясняется тем, что любое совместное календарное мероприятие позволяет
родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми,
увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т.е.
приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской
общественностью в целом.
Календарные
мероприятия
проводим
не
для
родителей,
а
с
привлечением
родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке.
Важный принцип нашей работы с родителями такой: «Чтобы родители помогали
детскому саду, их надо впустить в детский сад». Встречи с родителями на календарных
мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша
самооценка, как педагогов, у родителей появляется удовлетворение от совместной
работы.
Сценарии
календарных
мероприятий
разрабатываем
совместно
с
музыкальным
руководителем,
старшим
воспитателем,
другими
воспитателями,
логопедами,
дефектологами, педагогом-психологом и с самими родителями.
Мы – педагоги находимся
в постоянном поиске новых нестандартных форм и
методов
работы
с
родителями,
использование
которых
даёт
хорошие
результаты,
способствующие взаимоуважению и служащие залогом дальнейшего сотрудничества и
взаимодействия.
Список используемой литературы:
1.
Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в
организации воспитательно-образовательного процесса (методические рекомендации).
– Оренбург, 2016.
2.
Григорьева Н. Как мы работаем с родителями / Н.Григорьева, Л.Козлова // Дошкольное
воспитание. - 2008.
3.
Далинина
Т.
Современные
проблемы
взаимодействия
дошкольного
учреждения
с
семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 1.
4.
10.
Доронова
Т.Н.
Взаимодействие
дошкольного
учреждения
с
родителями
//
Дошкольное воспитание, 2004.
5.
Чечет В.В. Семья и дошкольное учреждение: взаимодействие в интересах ребенка:
пособие для педагогов дошкольных учреждений. В.В. Чечет, Т.М. Коростелева. -
Минск: Университетское, 2015