Напоминание

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра: методы и приемы.

Автор: Власова Елена Владимировна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГАУ АО "Областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями"
Населённый пункт: г.Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в условиях реабилитационного центра: методы и приемы.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ в

условиях реабилитационного центра: методы

и приемы.

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор.

В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в

кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и

изобретательности в движении детской руки с орудием труда, тем сложнее

движения,

необходимые

для

этого

взаимодействия,

тем

ярче

творческая

стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской душе, тем ребенок

умнее».

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая

моторика?

Физиологи

под

этим

выражением

подразумевают

движение

мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной

сферы,

которая

непосредственно

связана

с

овладением

предметными

действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью

ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев,

М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). И. Кант писал: рука

является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала

легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают

о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те

таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в

другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой

внутренней энергии, то и возникает заболевание.

Представления

о

предметах

окружающего

мира

должны

быть

у

ребенка

разносторонними,

но

цельными.

Впечатления,

полученные

на

основе

зрительного,

тактильного,

двигательного

ощущений,

должны

сливаться

в

единый образ. А единство и разносторонность представлений о том или ином

предмете способствуют более точному пониманию значения слова-названия

предмета.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не

может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит

в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно-

двигательного

восприятия

складываются

первые

впечатления

о

форме,

величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом

действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма,

величина,

масса,

температура,

пространственное

расположение

предмета

познаются на ощупь, а рука учит глаз.

Известный

итальянский

педагог,

психолог

и

врач

Мария

Монтессори

отмечала,

что

благодаря

контакту

с

окружением

и

собственным

исследованиям,

ребенок

формирует

запас

понятий,

которыми

может

оперировать

его

интеллект.

Без

этого

теряется

способность

к

абстрагированию.

Контакт

происходит

с

помощью

органов

чувств

и

движений.

Начиная

с

упражнений

в

сенсомоторике,

ребенок

движется

к

развитию

интеллекта.

Причем

движение

это

происходит

в

определенной

логике, которую задает педагог.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность

двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый

орган

чувств

в

отдельности.

Чтобы

развитие

зрительного,

тактильного,

двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,

необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Отсутствие

или

неполноценность

представлений

об

окружающем

сказывается

на

развитии

речи.

Слово,

наполненное

случайным,

односторонним содержанием, понимается лишь в определенных условиях и

по

отношению

к

определенным

предметам.

В

то

же

время

отсутствие

единства

зрительного,

тактильного,

двигательного

образов

затрудняет

приобретение трудовых умений, навыков по самообслуживанию.

Уже давно доказано, что уровень развития речи детей постоянно коррелирует

со степенью развития движения пальцев рук. По мере того, как развивается и

совершенствуется функция руки, в связанное с ней полушарие поступает все

больше

руководящих

импульсов

и,

следовательно,

происходит

его

интенсивное развитие.

Ряд

современных

исследователей

уделяет

большое

в н и ма н и е

совершенствованию

методики

мануальных

упражнений,

способствующих

преодолению

психофизиологических

нарушений.

На

основе

выявленных

связей

мелкой

моторики

руки

и

психической

деятельности

человека,

отечественные ученые проводили серию соответствующих экспериментов.

Например,

в

своих

исследованиях

Б.И.

Пинский

указывает

на

то,

что

особенности психического развития умственно отсталых, выражающиеся в

нарушении познавательных процессов, строения и мотивации деятельности,

и недостаточное развитие моторики тормозят формирование двигательных

навыков.

Недостатки моторики детей с ОВЗ выражаются в замедленности движений,

неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном

неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы.

Это

влечет

за

собой

и

недоразвитие

кинестетического

самоконтроля.

Нарушения движений пальцев у детей с ОВЗне могут не оказать влияния на

контроль и регуляцию движений п ри формировании двигательного навыка.

Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное

влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они

приводят

к

нарушению

координации

движений,

затрудняя

тем

самым

контроль при выполнении действия.

В

связи

с

этим

актуальны

поиски

путей

и

методов,

способствующих

коррекции дефектов развития мелкой моторики у детей с ОВЗ.

У ребенка с отклонениями в развитии трудно формируется согласованность

двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый

орган

чувств

в

отдельности.

Чтобы

развитие

зрительного,

тактильного,

двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному,

необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.

Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей

с

нарушениями

развития

благоприятно

сказывается

на

развитии

речи,

мышления, памяти, практической деятельности.

Начиная

с

упражнений

в

сенсомоторике,

ребенок

движется

к

развитию

интеллекта. А помогут в этом весёлые и увлекательные упражнения, которые

ребёнок воспримет как интересную игру.

Средства развития мелкой моторики

-Шнурки -Пластилин -Крупа, бусы, пуговицы -Природный материал- Куклы

-Краски -Песок –Прищепки

Способы развития мелкой моторики

-

Игры

с

пластилином

-Пальчиковая

гимнастика

-Игры

с

прищепками

-шнуровки

-Рисование

и

раскрашивание

-Массаж

кистей

рук

и

пальцев

-Пальчиковый театр -Игры с конструкторами и мозаикой -Игры с крупой,

бусинками, пуговицами, камешками –Пескотерапия

Народные пальчиковые игры

Раньше

существовало

множество

народных

пальцевых

игр,

потешек,

сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже

забытых

или

полузабытых.

В

последнее

время

специалисты

занимаются

поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам,

фольклористам, филологам, проводя опросы в различных регионах России.

Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются

современными детьми.

С

народными

пальчиковыми

играми

ребенок

встречался

уже

в

грудном

возрасте. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с

ребенком. Нынче таких забав осталось совсем мало, да и те, что есть, часто

усечены.

Мало

кто

знает,

что

любимая

всеми

«Сорока-ворона»

не

заканчивалась покачиванием бездельника-мизинца:

«Ты дров не рубил,

воды не носил».

Игра имела продолжение. Взрослый говорил:

«Знай наперед:

Здесь водичка холодненька».

(и поглаживал ребенка у запястья);

«Здесь тепленька»

(поглаживал у локтя);

«Здесь горяченька»

(поглаживал у плеча);

«А здесь – кипяток, кипяток!»

(щекотал ребенка под мышкой).

Другой вариант:

«Знай наперед:

Здесь двор,

Здесь криница,

Здесь холодная водица!»

Ведь

не

только

в

развитии

мелкой

моторики

смысл

этой

потешки.

Она

позволяет ребенку ощутить радость телесного контакта, почувствовать свои

пальцы,

локоть,

плечо;

осознать

себя

в

системе

телесных

координат,

сформировать схему тела.

Пальчиковые игры

Включение пальчиковых игр и упражнений в коррекционное занятие

создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать

взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность ребенка. Если ребенок, выполняя упражнения, сопровождает их

короткими стихотворными строчками, то его речь становится более четкой,

ритмичной,

яркой.

Ребенок

учится

концентрировать

свое

внимание

и

правильно

его

распределять.

Развивается

память,

так

как

он

учится

запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У

малыша развивается воображение и фантазия. Эти игры дают возможность

детям ориентироваться в понятиях: «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Эти

упражнения направлены на улучшение подвижности пальцев, развитие их

силы

и

гибкости,

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Такие

игры

позволяют

детям

раскрепоститься,

почувствовать

себя

уверенными,

способствуют налаживанию доверительных отношений с взрослыми.

Пальчиковый театр

Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно –двигательный тренажер.

Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь

персонажей.

Театр можно использовать для изучения счета (например сказка Теремок,

стали жить лягушка-квакушка и зайчик- побегайчик вдвоем, потом втроем, и

т.д.), для знакомства с героями и сюжетом сказки, для знакомства с понятиями

«Справа-слева», «рядом», для развития речи и мелкой моторики( в ходе игры

ребенок,

повторяя

движения

взрослого,

активизирует

моторику

рук.

С

помощью

этого

вырабатывается

ловкость,

умение

управлять

своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности).

С

их

помощью

можно

оживить

любимые

стихи,

сказки,

потешки.

Незамысловатая игрушка

разовьет

интонацию, исполнительские умения,

творческие способности в передаче образа героя из сказки.

Массаж кистей рук и пальцев

Массаж

является

одним

из

видов

пассивной

гимнастики.

Он

оказывает

общеукрепляющее

действие

на

мышечную

систему,

повышая

тонус,

эластичность

и

сократительную

способность

мышц.

Приемы

массажа

и

самомассажа кистей и пальцев рук: массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони массаж пальцев рук. (Мы эту ручку разотрем,). Детям можно

предлагать массаж с использованием природного материала (шишек, грецких

орехов и другого), мячиков – ёжиков, карандашей. Эффективность и интерес

к той или иной деятельности повышается, если упражнения сопровождаются

чтением стихов, потешек.

Карандаш.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Орехи.

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Ежик

Катится колючий ежик…

Рисование, раскрашивание, штриховка

Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Вместе с тем,

оно

продолжает

оставаться

средством

развития

согласованных

действий

зрительного

и

двигательного

анализаторов

и

укрепления

двигательного

аппарата пишущей руки. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно,

не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный

цвет. В процессе рисования у детей развиваются не только творчество, но

формируются элементарные графические умения, столь необходимые для

развития ручной ловкости, освоения письма. Увлекательный способ развития

графических

навыков

ребенка

обведение

рисунка

по

точкам.

Эти

упражнения направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий,

без отрыва от бумаги.

Лепка

Большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной

моторики имеет лепка. Она необходима для развития у детей сенсорных

пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки можем

использовать

пластилин,

соленое

тесто;

составление

узоров

из

семян,

ракушек и другого материала. Это кропотливый, интересный труд, который

развивает внимание, и совершенствует сенсомоторику – согласованность в

работе глаза и руки, координации движений, и их точность.

Бусы

Нанизывание, как и шнуровка, — отличный способ развития координации

движений, ловкости, меткости и конечно мелкой моторики рук. Такая игра

развивает сообразительность и усидчивость, помогает показать ребенку, как

можно самостоятельно создать интересную игрушку. Нанизывать можно все

что нанизывается: разрезанные на части трубочки, пуговицы, бусы и т.п.

Можно составлять бусы из картонных кружочков, квадратиков, сердечек,

листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябин.

С помощью этой игры также можно изучать цвета, учиться счету, если

сделать

бусины

различного

размера

можно

изучать

понятия

«большой-

маленький», «короткий-длинный» и т.п.

Обыграть это пособие можно следующим образом: расскажите ребенку, как

его

маме

нравятся

бусы,

объясните,

что

он

сам

сможет

сделать

бусы

в

подарок и покажите как. Можно сделать бусы для куклы и тут же примерить

на модель.

Другой вариант: веревочка — это поезд, длинный состав с вагонами, который

необходимо провести через туннели — бусины, проводя веревку через бусину

можно проговаривать «Поезд едет через туннель, ту-ту, чух-чух-чух»

А также можно придумать несколько игр с применением считалок, учиться

прибавлять и вычитать, нанизывая и снимая бусины с веревки.

Сделать бусы ребята могут сами.

Дети разрезают прямоугольные листы бумаги на треугольники, каждый из

них скручивается в виде бусины, конец ее закрепляется при помощи клея.

Готовые бусины нанизываются на нитку. Вся работа по изготовлению бус

требует сенсорно-двигательной координации, аккуратности, настойчивости,

т. е. качеств, необходимых при обучении письму.

Сухой бассейн

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

- нормализации мышечного тонуса;

- стимуляции тактильных ощущений;

- увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук;

- формированию произвольных, координированных движений пальцев рук.

Многие дети с ОВЗ испытывают специфические трудности формирования

графических навыков: они неправильно держат карандаш или ручку, не могут

плавно прослеживать глазами за движениями своей руки.

Для коррекции этих трудностей необходимо, прежде всего, научить ребенка

правильному

захвату

карандаша,

для

чего

требуются

специальные

коррекционные

упражнения.

Изначально

необходимо

р а з в и т ь

дифференцированные движения пальцев рук, умения складывать большой

палец

«в

щепотку»

и

захватывать

крупу.

Перекладывать

её

в

миску,

прослеживая глазами за движениями руки. Для этой цели идеально подойдут

упражнения в «сухом бассейне».

Золушка.

Насыпать в миску красную и белую фасоль. Помните, как в сказке злая

мачеха

заставила

Золушку

перебирать

крупу,

чтобы

отделить

рис

от

чечевицы?

Так

это

замечательная

тренировка

для

пальчиков!

Позвольте

ребенку перебирать крупу и раскладывать её по баночкам, красную в одну

баночку – правой рукой, а белую в другую, левой рукой.

Можно усложнить задание и перебирать фасоль пинцетом или китайскими

палочками.

Фасоль.

На дне «бассейна» спрятать геометрические фигуры или объёмные буквы.

Опустить кисти рук в «бассейн», «помешать» фасоль, затем с закрытыми

глазами найти и достать фигуру, не открывая глаз назвать форму или отгадать

букву.

Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой

рукой.

Более

сложный

вариант

-

ребенок

одной

рукой

ощупывает

предложенный

предмет,

а

другой

рукой

открытыми

глазами)

его

зарисовывает.

Тесто.

Опустить

кисти

рук

в

«сухой

бассейн»

и

изображать,

как

месят

тесто,

перебирая пальцами фасоль.

Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Стираем платочки.

Выполнять

движения

раскрытой

ладонью

по

дну

«сухого

бассейна»

в

направлении вперед-назад, пальцы разведены.

Мама и дочка

стирают платочки.

Вот так, вот так!

Постирали и отжали.

Ох, немножко мы устали.

Цветочная полянка.

Игры с прищепками

Цель:

развитие

мелкой

моторики

пальцев

рук,

развитие

творческого

воображения.

Игры с обычными бельевыми прищепками учат детей манипулировать с

предметами по образцу, проявлять фантазию. Способствуют расширению и

активизации словаря ребёнка, а также развитию памяти и мышления. Игры с

прищепками идеально подходят для развития мелкой моторики пальчиков.

Вложите

прищепку

в

руку

ребёнку

и

помогите

научиться

открывать

и

закрывать «ротик» у прищепки.

Лиса

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Ротик открывает, зайчика пугает.

Гусь

«Га-га-га, - гогочет гусь,-

Я семьёй своей горжусь».

Птичка

Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к

поверхности стола и закрыть (несколько раз).

Птичка клювом повела,

Птичка зёрнышки нашла.

Птичка зёрнышки поела,

Птичка песенку запела.

Далее поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

Если ребёнок научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему

смастерить

что-нибудь

из

прищепок.

Проявив

немного

фантазии,

из

прищепок можно сделать интересные игрушки, к примеру, самолёт.

Самолёт, самолёт

Отправляется в полёт.

Но без крыльев и хвоста

Не взлетит он никогда.

Сделайте различные заготовки из цветной бумаги и картона с недостающими

деталями, которые можно дополнить прищепками, это могут быть: ёлочка,

берёзка,

стебелёк

цветка,

солнышко,

облачко,

животные,

овощи

и

т.д.

Предложите ребёнку прищепить к ним разноцветные прищепки. Так у вас

получатся

васильки,

ромашки,

у

солнышка

появятся

лучики,

у

облачка

дождик, у ёжика иголки и т.д. И параллельно будете обучать ребёнка цветам.

Для развития речи используйте детские потешки и стихи.

Береза.

Белоствольная берёза

В холода весну ждала.

В мае листья распустила,

Ветки к солнцу подняла.

Ёжик

Ёжик, ёжик, где гулял?

Где колючки потерял?

Ты беги скорей к нам, ёжик.

Мы сейчас тебе поможем.

Волшебный мешочек

В

мешочек

складываются

различные

предметы,

буквы,

цифры.

Ребёнок

запускает руку в мешочек и опознаёт предметы, буквы, цифры на ощупь

поочередно правой и левой рукой.

Игры с пуговицами

Цель:

определение

развития

точности

движений,

подготовка

руки

к

овладению

письмом,

сформированность

внимания

и

контроля

над

собственными действиями.

Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в

которых детям необходимо аккуратно выкладывать камешками, пуговицами,

фасолью, вырезанными из картона кружочками и т.п. параллельные линии в

определенном направлении или различные узоры. Для развития речи, лучше

всего объяснить, что это за дорожка, куда он ведет, и кто по ней должен

пройти. («Эта дорожка от домика Красной шапочки к домику её бабушки».

«Эта дорожка - в замке Снежной Королевы, она изо льда. Герда должна

пройти по ней, чтобы спасти Кая».)

Бумага.

Этот комплекс упражнений поможет ребенку узнать, как обычная бумага

превращается в забавные объемные игрушки. Пусть ребенок сам скомкает

листы белой бумаги, а затем обмотает их цветными нитками. Вот и готовы

мячики

для

игры:

попробуйте

кидать

их

в

коробку

или

нарисованную

мишень.

Сшив,

склеив

или

просто

связав

мячики

между

собой,

можно

получить причудливые объемные игрушки.

Счетные палочки.

В этих упражнениях хорошими помощниками станут обыкновенные счетные

палочки, карандаши или соломинки, веточки. Нехитрые задания помогут

ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими

фигурами и понятием о симметрии.

На ровной поверхности из палочек очень интересно и полезно выкладывать

рисунки различных предметов. Начинать лучше с простых геометрических

фигур.

В

процессе

упражнения

необходимо

объяснить

ребенку,

как

называется

та

или

иная

фигура,

как

сложить

домик

из

квадрата

и

треугольника, солнце – из многоугольника и т.п. Ребенок может проявить

свою фантазию и выложить из палочек свою картинку.

Песочная терапия

С

помощью

построений

на

песке

можно

развивать

наглядно-образное

мышление, восприятие и память.

В

песочнице

мощно

развивается

тактильная

чувствительность,

мелкая

моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он

старается

сделать

правильно,

красиво,

аккуратно

и,

что

немаловажно

быстро.

Игры-занятия

следует

начинать

со

знакомства

с

песком,

с

тактильными

ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком.

Такие упражнения обладают колоссальным значением для развития психики

ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-

вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и

мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать

свои ощущения. А это способствует развитию речи, произвольного внимания

и памяти, что очень важно для детей с особыми потребностями в развитии.

Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится

понимать

себя

и

других.

Так

закладывается

база

для

дальнейшего

формирования навыков позитивной коммуникации.

После

обучения

детей

манипуляциям

с

песком

можно

переходить

к

предметному

конструированию.

Можно

строить

природные

ландшафты:

реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений.

Так,

постепенно

дети

получают

информацию

об

окружающем

мире

и

принимают

участие

в

его

создании,

развивается

пространственная

ориентация.

Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и

начинает действовать самостоятельно.

Рисование по крупе.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу

любую

мелкую

крупу

(манку).

Проведите

пальчиком

ребенка

по

крупе.

Получится яркая контрастная линия. Позвольте ребенку самому нарисовать

несколько

хаотических

линий.

Затем

предложите

ему

нарисовать

какие-

нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.