Автор: Марушкина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС "СЕМЬЯ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ"
Марушкина Т.В.
ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС «СЕМЬЯ
– ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ»
Крепче семья, крепче наше общество, страна и государство, семья –
это общество в миниатюре. Воспитание детей, будущих граждан страны
самая важная область нашей жизни, жизни каждого человека, одно из
главных условий национального возрождения.
Первые
уроки
гражданственности
дети
получают
именно
в
семье.Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей,
созданных человеком, за всю историю своего существования. Социальная
роль
семьизначима
в
жизни
общества,
укреплении
государственности,
безопасности, так как именно в семье рождается чувство преемственности
поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому,
настоящему и будущему, она является основой развития и сохранения
нации, духовного и материального благополучия граждан. Это социальный
институт рождения и воспитания детей,персональная микросреда развития
ребенка,
закладывающая
основы
личности,
наиболее
полно
удовлетворяющая потребности человека.Семья с раннего детства призвана
заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение
своего будущего, это целый мир, где царят добро, бескорыстие, уважение,
преданность и любовь. А для детей – это окно в большой мир, который
называется жизнь.
В
жизни
каждого
человека
родители
играют
важную
и
ответственную роль, они дают ребенку образцы поведения, формируют
духовно
–
нравственные
ценности,
стиль
отношений
между
людьми,
правовую
культуру.
От
того,
как
строятся
отношения
в
семье,
какие
ценности
находятся
на
первом
плане,
зависит,
какими
вырастут
дети.
Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности
в изменчивом мире.Семейное воспитание более эмоционально, так как его
проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства
детей к родителям.
В настоящее время во многих семьях снизился воспитательный
потенциал,ухудшился
нравственно-психологиче ский
к л и м ат,
прослеживаются проблемы в семейном воспитании; и такие факторы, как
распад семьи.Кризис семьи, который переживает современное Российское
общество, является одним из проявлений кризиса в духовно- нравственной
сфере.Многие
традиции
семейного
воспитания,
были
утрачены,
в
некоторых
семьях
произошли
нарушения
в
детско-родительских
отношениях; возникли проблемы взаимопонимания, отчуждение родителей
от детей, произошло ослабление воспитательной роли семьи и это стало
серьезной
социальной
проблемой;
происходит
падение
педагогического
потенциала родителей, родительского авторитета и престижа семейных
ценностей
и
традиций.В
настоящее
время
наблюдается
ситуация,
не
типичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье,
при которой родители обращаются к несовершеннолетнему ребенку за
консультацией
по
жизненному
вопросу,
корректируя
через
детей
свои
представления о реальных ценностях современного Российского общества.
Все
родителя
хотят,
чтобы
их
дети
выросли
счастливыми,
успешными, благополучными людьми, нашли свое место в жизни. Как
этому всему научить, где взять необходимые знания для воспитания детей?
Быть
родителями
нигде
не
учат,
и
родители,
воспитывая
детей,
обычно ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и
складывающиеся
обстоятельства.Сегодняшнему
поколению
родителей
требуется
глубокое
осознание
своей
воспитательной
роли
и
смыслов
собственного родительства, социально– психолого- педагогическая помощь
в
воспитании
детей,
и
как
следствие
развитие
системы
семейного
образования и воспитания.
Семья
как
социальный
институт
претерпевает
изменения,
имеет
место трансформация моделей брака, постепенно расширяются «новые»
формы брака.Некомпетентность подрастающего поколения в личностной
сфере приводит к неготовности исполнения социальных ролей супруга(и),
отца,
матери,
происходит
не с формированно сть
ц е н н о с т е й
родительства.Подготовка
взрослеющего
человека
к
будущей
семейной
жизни
–
одно
из
важнейших
слагаемых
его
развития,
личностного
становления
и
социальной
зрелости.Система
образования
пока
недостаточно включена в данную деятельность: отсутствуют специальные
курсы по подготовке молодого поколения к будущей семейной жизни,
воспитанию будущего семьянина, т.е. семейные ценности формируются
преимущественно
семейным
воспитанием,
а
не
социальным,
осуществляющимся в образовательных учреждениях.
Таким
образом,
необходимость
и
актуальность
разработки
и
реализации программы состояла в том, что в своих собственных семьях
дети не всегда могут получить позитивный опыт построения семейных
взаимоотношений, а в школьных образовательных программах отсутствует
курс
по
воспитанию
будущего
семьянина.Выявленная
проблема,
послужила мотивом для разработки и реализации программы: «Семья –
общечеловеческая
ценность»,
которая
частично
могла
бы
ее
компенсировать.
Таким
образом,
педагогическая
целесообразность
программы
состоит
в
том,
что,
знания,
получаемые
в
процессе
ее
реализации, не представлены в базовых программах школы.
Значение
семьи
как
основного
института
социализации
подрастающего поколения обусловливает реализацию программы «Семья -
общечеловеческая ценность», направленной на формирование семейных
ценностей и ответственного отношения молодежи к созданию брака.
Программа
курса
предназначена
учащимся
общеобразовательных
школ 8-11 классов, реализуется в течение 16 академических часов.
В реализации цели и задач данного учебного курса важнейшую роль
играет осуществление компетентностного подхода к процессу обучения,
воспитания, и методика преподавания. В процессе реализации программы
используются
различные
приемы,
методы,
технологии.
Методической
особенностью преподавания курса является проблемно-диалогический и
интерактивный
подходы
в
проведении
занятий:
введение
элементов
тренинга,
дискуссий,
ролевых
игр,
мастер
класса,
семейной
гостиной.
Создание
на
занятии
«жизненных»
ситуаций
а кт и в и з и руе т
самостоятельную, творческую деятельность учащихся, позволяет включить
их в обсуждение, побудить высказать собственное мнение, соотнести свою
точку
зрения
с
точкой
зрения
другого,
способствует
формированию
личностной позиции, психологической культуры.
Групповая,
тренинговая
работа
с
учащимися,
позволяет
сделать
атмосферу
занятий
более
неформальной
и
доверительной,
быстрее
достигается
эффект
обучения.Для
оценки
эффективности
занятий
разработаны листы обратной связи. Они позволяют выявить отношение
участников
группы
к
занятию,
оценку
собственной
деятельности
на
занятии.
На занятиях учащиеся обсуждают вопросы:Зачем человеку семья,
сущность, функции, структурасемьи, семейные роли, семейные ценности и
традиции, семейные правила. В практической части занятий учащиеся
работают в мини - группах по 3-4 человека, разрабатывают и представляют
семейные правила, семейный договор, семейные собрания,разрабатывают
модельсвоего
будущего
Дома.На
последнем
занятии
каждая
группа
представляют свою деятельность в виде презентации или проекта.
В процессе изучения курса меняются взгляды и отношение учащихся
к созданию семьи. Если в начале изучения курса они говорят о том, что
создать семью не стоит большого труда, то к окончанию изучения курса
многие учащиеся приходят к выводу, что семья – это прежде всего, труд и
создание семьи – большая ответственность, которая связана с служением
близким, родным людям, заботой, жертвенностью, терпением; это место,
где раскрывается любовь и чувства друг к другу; что каждая семья –
уникальна, неповторима.
Выполнение практических заданий и участие в дискуссии, помогает
учащимся понять, что семейные правила - являются важной частью в
жизни каждой семьи, представляют собой принципы, по которым строится
жизнь семьи, что именно правила позволяют поддерживать стабильность в
семье, придавая ей устойчивость. Атрадиции семьи - это неотъемлемая
часть жизни каждой семьи, в воспитании детей, это огромная мастерская, в
которой переплетается вдохновение, игра радость, творчество, умение, они
как бы одухотворяют пространство событий, и творят атмосферу дома,
укрепляют семью.
Список использованных источников и литературы:
1.Т.А.Куликова
Семейная
педагогика
и
домашнее
воспитание
М
Изд.
центр. Академия, Москва,2000-232с
2.Маленкова Л.И Педагоги, родители, дети (методическое пособие для
воспитателей,
классных
руководителей),
М.:
Издательство
Педагогическое сообщество Россия, 2000- С.304
3.Овчарова
Р.В.
Семейная
академия:
вопросы
и
ответы.
-
М.:
Просвещение: Учеб. лит 1996. - 144с.
4.Т.В.Марушкина Человек, семья, общество, Методический журнал №3
НОУ Центр «Педагогический поиск», 2009. -128с