Напоминание

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС "СЕМЬЯ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ"

Автор: Марушкина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС "СЕМЬЯ – ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Марушкина Т.В.

ВОСПИТАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ: КУРС «СЕМЬЯ

– ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ»

Крепче семья, крепче наше общество, страна и государство, семья –

это общество в миниатюре. Воспитание детей, будущих граждан страны

самая важная область нашей жизни, жизни каждого человека, одно из

главных условий национального возрождения.

Первые

уроки

гражданственности

дети

получают

именно

в

семье.Семья, по признанию ученых, - одна из величайших ценностей,

созданных человеком, за всю историю своего существования. Социальная

роль

семьизначима

в

жизни

общества,

укреплении

государственности,

безопасности, так как именно в семье рождается чувство преемственности

поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому,

настоящему и будущему, она является основой развития и сохранения

нации, духовного и материального благополучия граждан. Это социальный

институт рождения и воспитания детей,персональная микросреда развития

ребенка,

закладывающая

основы

личности,

наиболее

полно

удовлетворяющая потребности человека.Семья с раннего детства призвана

заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение

своего будущего, это целый мир, где царят добро, бескорыстие, уважение,

преданность и любовь. А для детей – это окно в большой мир, который

называется жизнь.

В

жизни

каждого

человека

родители

играют

важную

и

ответственную роль, они дают ребенку образцы поведения, формируют

духовно

нравственные

ценности,

стиль

отношений

между

людьми,

правовую

культуру.

От

того,

как

строятся

отношения

в

семье,

какие

ценности

находятся

на

первом

плане,

зависит,

какими

вырастут

дети.

Родительский дом и семья являются гарантами стабильности и надежности

в изменчивом мире.Семейное воспитание более эмоционально, так как его

проводниками являются родительская любовь к детям и ответные чувства

детей к родителям.

В настоящее время во многих семьях снизился воспитательный

потенциал,ухудшился

нравственно-психологиче ский

к л и м ат,

прослеживаются проблемы в семейном воспитании; и такие факторы, как

распад семьи.Кризис семьи, который переживает современное Российское

общество, является одним из проявлений кризиса в духовно- нравственной

сфере.Многие

традиции

семейного

воспитания,

были

утрачены,

в

некоторых

семьях

произошли

нарушения

в

детско-родительских

отношениях; возникли проблемы взаимопонимания, отчуждение родителей

от детей, произошло ослабление воспитательной роли семьи и это стало

серьезной

социальной

проблемой;

происходит

падение

педагогического

потенциала родителей, родительского авторитета и престижа семейных

ценностей

и

традиций.В

настоящее

время

наблюдается

ситуация,

не

типичная в многовековой практике взаимоотношений поколений в семье,

при которой родители обращаются к несовершеннолетнему ребенку за

консультацией

по

жизненному

вопросу,

корректируя

через

детей

свои

представления о реальных ценностях современного Российского общества.

Все

родителя

хотят,

чтобы

их

дети

выросли

счастливыми,

успешными, благополучными людьми, нашли свое место в жизни. Как

этому всему научить, где взять необходимые знания для воспитания детей?

Быть

родителями

нигде

не

учат,

и

родители,

воспитывая

детей,

обычно ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и

складывающиеся

обстоятельства.Сегодняшнему

поколению

родителей

требуется

глубокое

осознание

своей

воспитательной

роли

и

смыслов

собственного родительства, социально– психолого- педагогическая помощь

в

воспитании

детей,

и

как

следствие

развитие

системы

семейного

образования и воспитания.

Семья

как

социальный

институт

претерпевает

изменения,

имеет

место трансформация моделей брака, постепенно расширяются «новые»

формы брака.Некомпетентность подрастающего поколения в личностной

сфере приводит к неготовности исполнения социальных ролей супруга(и),

отца,

матери,

происходит

не с формированно сть

ц е н н о с т е й

родительства.Подготовка

взрослеющего

человека

к

будущей

семейной

жизни

одно

из

важнейших

слагаемых

его

развития,

личностного

становления

и

социальной

зрелости.Система

образования

пока

недостаточно включена в данную деятельность: отсутствуют специальные

курсы по подготовке молодого поколения к будущей семейной жизни,

воспитанию будущего семьянина, т.е. семейные ценности формируются

преимущественно

семейным

воспитанием,

а

не

социальным,

осуществляющимся в образовательных учреждениях.

Таким

образом,

необходимость

и

актуальность

разработки

и

реализации программы состояла в том, что в своих собственных семьях

дети не всегда могут получить позитивный опыт построения семейных

взаимоотношений, а в школьных образовательных программах отсутствует

курс

по

воспитанию

будущего

семьянина.Выявленная

проблема,

послужила мотивом для разработки и реализации программы: «Семья –

общечеловеческая

ценность»,

которая

частично

могла

бы

ее

компенсировать.

Таким

образом,

педагогическая

целесообразность

программы

состоит

в

том,

что,

знания,

получаемые

в

процессе

ее

реализации, не представлены в базовых программах школы.

Значение

семьи

как

основного

института

социализации

подрастающего поколения обусловливает реализацию программы «Семья -

общечеловеческая ценность», направленной на формирование семейных

ценностей и ответственного отношения молодежи к созданию брака.

Программа

курса

предназначена

учащимся

общеобразовательных

школ 8-11 классов, реализуется в течение 16 академических часов.

В реализации цели и задач данного учебного курса важнейшую роль

играет осуществление компетентностного подхода к процессу обучения,

воспитания, и методика преподавания. В процессе реализации программы

используются

различные

приемы,

методы,

технологии.

Методической

особенностью преподавания курса является проблемно-диалогический и

интерактивный

подходы

в

проведении

занятий:

введение

элементов

тренинга,

дискуссий,

ролевых

игр,

мастер

класса,

семейной

гостиной.

Создание

на

занятии

«жизненных»

ситуаций

а кт и в и з и руе т

самостоятельную, творческую деятельность учащихся, позволяет включить

их в обсуждение, побудить высказать собственное мнение, соотнести свою

точку

зрения

с

точкой

зрения

другого,

способствует

формированию

личностной позиции, психологической культуры.

Групповая,

тренинговая

работа

с

учащимися,

позволяет

сделать

атмосферу

занятий

более

неформальной

и

доверительной,

быстрее

достигается

эффект

обучения.Для

оценки

эффективности

занятий

разработаны листы обратной связи. Они позволяют выявить отношение

участников

группы

к

занятию,

оценку

собственной

деятельности

на

занятии.

На занятиях учащиеся обсуждают вопросы:Зачем человеку семья,

сущность, функции, структурасемьи, семейные роли, семейные ценности и

традиции, семейные правила. В практической части занятий учащиеся

работают в мини - группах по 3-4 человека, разрабатывают и представляют

семейные правила, семейный договор, семейные собрания,разрабатывают

модельсвоего

будущего

Дома.На

последнем

занятии

каждая

группа

представляют свою деятельность в виде презентации или проекта.

В процессе изучения курса меняются взгляды и отношение учащихся

к созданию семьи. Если в начале изучения курса они говорят о том, что

создать семью не стоит большого труда, то к окончанию изучения курса

многие учащиеся приходят к выводу, что семья – это прежде всего, труд и

создание семьи – большая ответственность, которая связана с служением

близким, родным людям, заботой, жертвенностью, терпением; это место,

где раскрывается любовь и чувства друг к другу; что каждая семья –

уникальна, неповторима.

Выполнение практических заданий и участие в дискуссии, помогает

учащимся понять, что семейные правила - являются важной частью в

жизни каждой семьи, представляют собой принципы, по которым строится

жизнь семьи, что именно правила позволяют поддерживать стабильность в

семье, придавая ей устойчивость. Атрадиции семьи - это неотъемлемая

часть жизни каждой семьи, в воспитании детей, это огромная мастерская, в

которой переплетается вдохновение, игра радость, творчество, умение, они

как бы одухотворяют пространство событий, и творят атмосферу дома,

укрепляют семью.

Список использованных источников и литературы:

1.Т.А.Куликова

Семейная

педагогика

и

домашнее

воспитание

М

Изд.

центр. Академия, Москва,2000-232с

2.Маленкова Л.И Педагоги, родители, дети (методическое пособие для

воспитателей,

классных

руководителей),

М.:

Издательство

Педагогическое сообщество Россия, 2000- С.304

3.Овчарова

Р.В.

Семейная

академия:

вопросы

и

ответы.

-

М.:

Просвещение: Учеб. лит 1996. - 144с.

4.Т.В.Марушкина Человек, семья, общество, Методический журнал №3

НОУ Центр «Педагогический поиск», 2009. -128с