Автор: Марушкина Татьяна Владимировна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Приморского района Санкт- Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: МАСТЕР- КЛАСС: "РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ В ЖИЗНИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА"
МАСТЕР- КЛАСС: «РОДИТЕЛЬСКИЙ ДОМ В ЖИЗНИ И
РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА»
Марушкина Татьяна Владимировна, социальный педагог, Почетный
работник РФ, Государственное бюджетное учреждение дополнительного
образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи Приморского района г. Санкт-Петербурга ( ГБУ ДО ЦППМСП
Приморского района, г. Санкт – Петербурга)
Характеристика мастер – класса
Мастер- класс проводится с учащимися 8-11 классов.
Для эффективной работы в мастер – классе весь класс делится на группы
по 3-4 человека, работа рассчитана на 4часа
Це л ь : формирование
социальных
компетенций
учащихся
в
сфере
семейно- бытовых отношений, семейных ценностей
Задачи:
1.
Воспитывать
чувство
любви
и
уважения
к
родителям,
близким
людям, Дому, в которым ты живешь.
2.
Способствовать
позитивному
моделированию
учащимися
своего
будущего.
3.
Показать учащимся многообразие моделей Дома, в зависимости от
взглядов и жизненных установок человека.
Сценарий
Эпиграф:
Что увидит птенец в гнезде,
то поймает в высоком полете.
Народная мудрость.
Материалы к занятию
Карточки- задания, бумага, ватман, фломастеры, карандаши
Оборудование:
1. Мультимедийное оборудование
2.Презентация к уроку.
3.План самостоятельной работы группам
Ход занятия
Ребенок в детстве рисует свой «Дом» на листе бумаги,затем лепит его
из пластилина, строит из песка, и, вырастая, сначала мечтает о своем
собственном «Доме» и создав семью, начинает его создавать, строить.
У каждого человека имеются представления о «Доме», в зависимости
от своего мировоззрения, миропонимания, мироощущения, своей меры
ответственности за того, кто рядом.
Так что же такое Дом? Каким быть Вашему Дому? Как построить
Дом, где тебя поймут и поддержат, такой Дом, в котором будет уютно
всем, кто в нем живет?
.
План самостоятельной работы групп
Цель: пригласить учащихся к размышлению о назначении родительского
Дома и роли, которую он играет в жизни и развитии
человека,способствовать позитивному моделированию учащимися своего
будущего.
Создать модель «Наш Дом», для этого необходимо:
1.Разработать визитную карточку «Дома», «Фамильный герб», «Правила
Дома».
2.Создать «Образ хозяйки и хозяина Дома».
Задание 1: разработать визитную карточку Дома.
Цель:познакомить всех участников занятия с своим Домом, семейными
ценностями и традициями, людьми, живущими в нем.
Для этого необходимо ответить на следующие вопросы:
1.
Кто живет в вашем Доме?
2.
Чем ваш Дом знаменит, и отличается от других Домов?
3.
Какие традиции, ритуалы существуют в вашем Доме?
4.
Каким образом организован досуг членов вашей семьи?
5.
Как осуществляется поддержка членам семьи в нем?
6.
Ваш Дом – Ваша крепость, как Вы укрепляете свой Дом?
7.
Кто и что,является главным в Вашем Доме?
8.
Чему учат детей в вашем Доме и основные методы их воспитания.
9.
Как Вы сохраняете тепло своего Дома?
10.Кто является друзьями Дома, как Вы их выбираете?
11.Сделайте рисунок своего «Дома».
Задание 2: создать «Образ хозяина и хозяйки Дома»
Цель: пригласить учащихся к размышлению о качествах, которыми
должны обладать «хозяин и хозяйка «Дома».
1.Запишите основные качества, характеризующие «хозяина и хозяйку
Вашего Дома».
2. На основе перечисленных качеств создайте «Образы хозяина и
хозяйки Дома»
Задание 3: разработать «Правила Дома»
Цель: способствовать формированию мышления учащихся о том, что
жизнь в доме – это большой труд и творчество, которое сопровождается
выполнением определенных правил, законов и обязанностей всеми
членами семьи.
Требования к разработке «Правила Дома»:
Разработать правила,обязанности, по которым живут в вашем Доме,
описать, что можно делать в нем, что нельзя.
Задание 4: разработка «Фамильного герба»
Цель: способствовать сохранению семейных традиций и связи
поколений
Требования к Гербу.
Герб может быть выполнен различной формы, но его внутреннее
содержание должно отражать основные моменты вашей жизни:
-достижение, или событие самое знаменательное в личной жизни.
-событие, наиболее значимое в семейной жизни.
- основная традиция вашего Дома.
- ценности вашего Дома
Задание 5: создание презентации, защита моделей «Дома»
Подведение итога.
Каждая группа делает презентацию своей модели Дома.
Ведущий.
Все представленные модели интересны, уникальны, по- своему
неповторимы. Но всех их объединяет то, что в «Доме» живут люди,
любящие друг друга, заботящиеся друг о друге, объединенные общей
судьбой, радостями и огорчениями, общими переживаниями,
трудностями и победами. Создание своего Дома – это не просто стены и
крыши,а длительный, сложный процесс, требующий от всех членов
семьи развития в себе таких качеств как терпение, сдержанность,
уважение, ответственность, желание понять, помочь и поддержать в
трудную минуту. Это ежедневный кропотливый труд каждого члена
семьи, строительство семейных отношений, на основе доверия и
взаимоуважения. Именно в семье ребенка учат любить, развиваются и
реализуются его чувственные потребности, рождается чувство
преемственности поколений. Роль семьи, родительского Дома в жизни и
развитии ребенка значима, она не может быть заменена никаким другим
социальным институтом, так как это естественная среда жизни и
развития ребенка,закладывающая основы личности, Дом и семья
-воспитатель личности.
Используемая литература.
1. Маленкова Л.И. Педагоги,родители,дети.М.: Изд-во Педагогическое
сообщество России,2000.-С.304.
2.Овчарова
Р.В.
Семейная
академия:
вопросы
и
ответы.
–
М.:
Просвещение: Учеб. Лит., 1996. - 144 с.
3.Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М.:
ВЛАДОС -
ПРЕСС, 2002. - 288с. ил. - (Азбука психологии.)