"Программа обучения игре на клавишном синтезаторе в системе дополнительного образования"

Автор: Самойлова Мария Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: НОУ СОШ "Эрудит"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа обучения игре на клавишном синтезаторе в системе дополнительного образования"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Программа обучения игре

на клавишном синтезаторе

в системе дополнительного образования»
Самойлова Мария Александровна педагог дополнительного образования НОУ СОШ «Эрудит» Работа выполнена на базе опыта работы в ГБОУ ЦО № 1470 Москва-2013
Введение
Возникновение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, у величение динамического размаха звучания, возможность свободного управления его пространственными характеристиками способствовало значитель ному изменению образной сферы музыкального искусства, послужило основой для формирования ряда его новых жанров - академических (электронная, конкретная, магнитофонная, живая электронная муз ыка и др.) и массовых (поп - и рок-музыка). Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия д вадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инст- рументария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмпле- ры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. при улучшении качест- ва звучания и расширении функциональных возможностей (по сравнению со своими предшественниками -
аналоговыми электронными инструментами) отличаются простотой управления, компактностью и дешевизной. В результате, эти новые инструменты не только прочно обосновались в профессиональной музыке, но получают всё более широкое распространение в повседневном обиходе как инструмент любительского музицирования. Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игр е на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к музыкальной культуре. Цифровые инструменты предъявляют к музыканту иные, более универсальные требования по сравнению с требованиями, которые предъявляют традиционные механические или электронные аналоговые инструменты. Если раньше музыкант мог взять на себя одну из трёх ролей – композитора, исполнителя или звукорежиссёра, - то, опираясь на звуковые инструменты, он объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности. Чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных электронный тембров лучше всего подходящие данному тексту и соответственно скорректировать их фактуру, т.е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его или ввести в память инструмента (или записать на имеющийся цифровой носитель – дискету, карту памяти и т.п.): это элемент исполнительской деятельности. Надо также выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания (элемент работы звукорежиссёра), а иногда ещё внести те или иные поправки в тембры синтезатора. Каждый из этих видов деятельности в музицировании на клавишном синтезаторе намного легче по сравнению с аналогичными видами традиционной музыкальной деятельности, поскольку опирается на программные заготовки, включающие в себя всю рутинную черновую работу. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но простым и продуктивным. 2
Клавишный синтезатор становится чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяют значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.
Целью
обучения по данной программе является приобщение детей к музицированию на клавишных синтезаторах в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (электронная аранжировка и исполнительство, игра по слуху и в ансамбле, звукорежиссура, создание оригинальных электронных тембров, импровизация и композиция). На этой основе происходит формирование музыкальных способностей и интересов учащихся, хорошего музыкального вкуса. Всё это способствует развитию духовных качеств подрастающего поколения. Общение с музыкой, с высоким искусством облагораживает и возвышает. Программа предполагает обучение музицированию в рамках не только специализированного учебного курса (музыкальный инструмент), но и дополнительного (предмет по выбору). Во втором случае клавишный синтезатор будет выполнять те же функции, что и общее фортепиано, одновременно обогащая дидактические функции этого предмета. Если общее фортепиано помогает учащимся-исполнителям на одноголосных инструментах (духовикам, струнникам, ударникам и др.) развивать их гармонический слух, целостно воспринимать многоэлементную полифонизированную музыкальную фактуру, то клавишный синтезатор, обладая, помимо многоголосья, массой других выразительных возможностей, способствует значительному расширению представления детей о музыке в целом. К тому же выразительные возможности клавишного синтезатора познаются детьми в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой 3
составляет электронная аранжировка музыки. Следовательно, появляется столь необходимая для музыкального развития возможность интеграции деятельности исполнительской (на занятиях по специальности) и продуктивной, творческой (на общих для всех детей вспомогательных занятиях).
Задачи
обучения включают в себя: - изучение художественных возможностей клавишных синтезаторов; - получение базовых знаний по музыкальной теории; - освоение исполнительской техники; - совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности (этой задаче подчинено решение первых трех). Усложнение всех учебных задач идёт в соответствии с возрастными возможностями детей и во многом отвечает темпу и этапности усложнения аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио (музыкальная грамота) и исполнительским специальностям (техника игры). Это не только устраняет возможные противоречия между новыми и традиционными учебными курсами, но и способствует более глубокому усвоению каждого из этих предметов. Вместе с тем, обучение по данной программе возможно и без параллельных занятий по сольфеджио и традиционному музыкальному инструменту.
Репертуар,
на основе которого решаются учебно-творческие задачи, также является фактором, частично связывающим этот новый курс с уже существующими. Одной из его составляющих могут оказываться произведения классической и народной музыки. Однако стоит заметить, что это в первую очередь современный инструмент, который был создан на основе новейших электронных и компьютерных технологий. Естественно, это не могло не отразиться на репертуаре. Огромной составляющей репертуара становятся лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. А классическая и народная музыка может использоваться как основополагающий 4
материал для создания разнообразных электронных аранжировок и композиций. Главное, чтобы репертуар помогал развитию и формированию хорошего музыкального вкуса. Критериями подбора произведений для репертуарного списка являются: - охват наиболее значимых для развития музыкальной культуры детей жанров и направлений; - яркость музыкального материала и соответствие его особенностям современной бытовой электронной аппаратуры; - учитывание интересов и пожеланий самого учащегося. В целях стимулирования творческой активности детей решение учебных задач данной программы можно осуществлять и на основе создаваемых ими самими музыкальных композиций. Эти авторские композиции могут быть включены и в индивидуальные планы, и в программы выступлений на концертах и контрольных уроках. Контроль и учёт успеваемости осуществляется в формах прослушиваний, концертов, тематических вечеров, конкурсов и прослушиваний к ним и, конечно, на классных занятиях. Возможность применения на занятиях клавишных синтезаторов самых разнообразных видов, а также дополнительного электроакустического оборудования, вносит большое разнообразие в процесс обучения. Намечая решение многих важнейших задач воспитания любителя электронного музицирования, данная программа предоставляет педагогу в зависимости от наличного инструментария возможность внесения в задачи воспитания тех или иных поправок, связанных с редуцированием учебно-творческой деятельности или, напротив, с её усложнением и обогащением. Данная программа рассчитана на 5 лет обучения (возраст обучающихся – 9- 16 лет), что соответствует сложившейся практике обучения по пятилетнему курсу в детских музыкальных школах и на музыкальных отделениях школ искусств. 5
Освоение электронного музицирования по данной программе возможно без предварительной музыкальной подготовки.
Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения,

по классу синтезатор
Раздел 1.
Знакомство с основными возможностями

клавишного синтезатора Casio
. Темы: Виды и различия синтезаторов, основные правила обращения с ними, принципы и логика управления инструментом; Обзор выразительных возможностей синтезаторов Casio: многотембровость, звуковые эффекты, авто-аккомпанемент, специальные банки мелодических и ритмических фрагментов (Multi Pads), память регистраций (Registration Memory), цифровые эффекты (Digital Effects), возможность записи на дискеты или в память PC и т.д. Базовые операции: вызов операционных дисплеев, режимы (Style Mode, Song Mode), выбор тембра (Tone), выбор стиля, авто-аккомпанемент, клавиши управления авто-аккомпанементом (Start, Stop, Synchro-Start, Intro, Ending, A, B, изменения темпа (Tempo)). Раздел 2
Основы музыкальной грамоты
. Темы:  Изучение основных составляющих нотной грамоты: нотоносец, ключи (скрипичный ключ как основной для синтезатора, басовый, альтовый и т.п. – обзорно), обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), знаки альтерации (диез, бемоль, бекар), нотные длительности, паузы, такты, тактовая черта, сильная и слабая доли, тактовый размер 4/4, 3/4, 2/4, 6/8;  Расположение нот на клавиатуре, разделение клавиатуры на октавы (отличия от фортепиано), постановка рук, аппликатура, основные приёмы 6
игры (стаккато, легато), наиболее употребительные динамические и штриховые обозначения;  Изучение аккордового сопровождения в режимах синтезатора Normal, Casio Chord и Fingered: понятие мажора и минора, использование основных видов трезвучий (мажора и минора), система обозначений и оригинальная система построения аккордов (таблицы прилагаются);  Музыкальная форма: понятие о фразе, куплете, припеве. Раздел 3.
Чтение с листа
. Темы: Упражнения по чтению нот с листа; упражнения по чтению ритмического рисунка (прохлопывание ритма, проигрывание ритма на одном звуке); чтение с листа аккомпанемента в режимах Casio Chord и Fingered (без включения ритма и с ним). Раздел 4.
Импровизация коротких фраз с использованием различных тембров.

Подбор по слуху небольших известных мелодий, песен, композиций.
Темы: Небольшие импровизации (не более 4-х тактов, возможно вокальная и инструментальная), продолжение предложенных учителем фраз. Подбор подходящих к ним стилей авто-аккомпанемента. Создание образно-звуковых зарисовок, картин, сценок с использованием шумовых и звукоимитирующих спецэффектов синтезатора. Раздел 5.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и

использование клавиш управления сопровождением.
Темы: Разучивание мелодий и аккордового сопровождения порознь, вместе без ритма и вместе с ритмом. Подбор тембров, наиболее подходящих мелодии; выбор соответствующего стиля. Использование технических возможностей синтезатора для более разнообразной и интересной аранжировки произведения: использование клавиш Start, Stop, Synchro-Start, fill in, Intro, Ending, A, B , Tempo, Registration Memory, Multi Pads, …. 7

Конечный результат года
: Знание выразительных возможностей клавишного синтезатора, его навигационной системы, способов управления основными кнопками, умение пользоваться полученной с дисплея информацией, грамотное обращение с инструментом (подключение, меры безопасности, уход): Освоение базовой нотной грамоты, знание элементарных музыкальных форм (понятия о фразе, куплете, припеве); Приобретение начальных навыков чтения с листа (нот, простых ритмических рисунков, аккордов); Использование аккордов (основных видов трезвучий мажора и минора) при игре с авто-аккомпанементом в режиме Casio Chord и Fingered; Выбор наиболее подходящих мелодии тембров, а также умение использовать технические возможности синтезатора для разнообразия аранжировок исполняемых произведений; Исполнение музыкальных композиций двумя руками с использованием авто-аккомпанемента и изученных возможностей синтезатора.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 1-й год обучения 36 ч.
Раздел Всего часов Практика Теория 1 Знакомство с основными возможностями клавишного синтезатора Casio 2 2 2 Основы музыкальной грамоты 6 6 3 Чтение с листа 2 2 4 Импровизация коротких фраз с использованием различных тембров. Подбор по слуху известных мелодий. 2 2 5 Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и использование клавиш управления сопровождением. 20 18 2 8
6 Концертные выступления, открытые уроки 4 4 Итого: 36 26 10
Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения,

по классу синтезатор
Раздел 1.
Более подробное изучение особенностей и названий банков голосов,

стилей и звуковых эффектов синтезатора
. Темы: Тембральные свойства инструментов. Ритмы и стили музыкальной Мировой культуры. Ритм, бас, мелодические секции построений в авто- аккомпанементе. Звуковые эффекты: их комбинирование и происхождение. Синтезированные звуки, звуки «два (и более) в одном». Игра под ритм-секцию без мелодического сопровождения, отключение и включение отдельных звуковых дорожек в процессе игры. Раздел 2.
Углубление изучения возможностей авто-аккомпанемента
. Темы: Аккорды (трезвучия) и их обращения, аппликатура аккордов. Целесообразное функционирование левой руки при исполнении аккордов сопровождения в различных обращениях в режимах Casio Chord и Fingered. Плюсы и минусы режимов авто - аккомпанемента Casio Chord и Fingered. Раздел 3.
Развитие навыков аранжировки и чтения с листа.
Темы: Реприза и знаки нотного сокращения. Изучение вспомогательного аккорда sus4 и его функций. Популярные гармонические структуры: понятие тоники, субдоминанты и доминанты. Импровизация в разных стилях и тональностях по схеме T-S-D-T. Гармонизация простейших мелодий. Чтение в медленном темпе с 9
листа, обеими руками, мелодий с сопровождением (с авто-аккомпанементом или в виде выдержанных нот в басу). Соответствие Multi Pads аккордам. Импровизация по схеме T-S-D-T с использованием разных банков Multi Pads. Раздел 4.
Изучение нюансов при исполнении на синтезаторе
. Темы: Более полное использование режима чувствительной клавиатуры (Touch). Динамические оттенки: forte, piano, crescendo, diminuendo. Фразировочная лига. Стаккато, легато. Реприза. Раздел 5.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом
Темы: Разучивание более сложных композиций, отражающих пройденный материал. Применение на практике полученных знаний.
Конечный результат года
: Более глубокое знание инструмента, его тембров (сравнимых с реальными, сдвоенных, полностью синтезированных, шумовых и звуковых эффектов), стилей, возможностей авто-аккомпанемента (применение трезвучий и их обращений, аккорда sus4), использование банков Multi Pads и Registration Memory; использование при игре динамических оттенков. Понятие тоники, субдоминанты и доминанты, использование их при импровизации; Чтение с листа несложных произведений обеими руками с авто- аккомпанементом; Исполнение несложных ансамблей с педагогом; Подбор известных мелодий на слух и их гармонизацией с использованием T,S,D. Исполнение более сложных произведений.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 2-й год обучения (36 ч.
) 10
Раздел Всег о часов Практика Теория 1 Более подробное изучение особенностей и названий банков голосов, стилей и звуковых эффектов синтезатора 2 2 2 Углубление изучения возможностей авто- аккомпанемента 2 2 3 Развитие навыков аранжировки и чтения с листа. 2 1 1 4 Изучение нюансов при исполнении на синтезаторе 2 1 1 5 Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и использование клавиш управления сопровождением 24 20 4 6 Концертные выступления, открытые уроки 4 4 Итого: 36 26 10
Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения,

по классу синтезатор
Раздел 1.
Более углублённое изучение теоретической основы банков голосов,

стилей и звуковых эффектов синтезатора.
Темы: Общие сведения об эволюции электронной музыки и рождении стандарта MIDI (Musical Instrumental Digital Interface). Голоса синтезатора, имитирующие струнные, деревянно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны народной, джазовой, классической и современной популярной музыки. Жанровые и стилистические критерии в подборе паттерна, вплетение в музыкальную ткань звуковых эффектов и Multi Pads. Редактирование тембра при помощи добавления 11
2-го голоса (Layer), использования колеса Pitch band, клавишной перкуссии (Drum Kit), транспозиции (Transpose) и разделения клавиатуры (Split Point). Создание своих банков Registration Memory. Раздел 2.
Изучение элементарной теории музыки в контексте исполняемых

произведений и небольших импровизаций
. Темы: Интервалы. Тональности до 3-х знаков при ключе. Трезвучия, уменьшенные и увеличенные (aug и dim), понятие септаккорда: строение и обозначения. Обозначение темпа в общепринятых (итальянских). 3-х частная форма. Импровизация музыкальных построений, чтение с листа, подбор по слуху известных мелодий и их гармонизация, транспозиция заданных мелодий в другие тональности. Раздел 3.
Навыки работы с дисководом (при наличии); Использование банка

записанных в память синтезатора композиций (Demo) и песен с диска (Card)
. Темы: Проигрывание демонстрационных композиций из банка DEMO, воспроизведение песен с диска (или карты памяти, - в зависимости от модели), различные способы воспроизведения и редактирования записанной композиции (отключение дорожек, воспроизведение с определённого такта, транспонирование, добавление эффектов и т.п.). Распознаваемый синтезатором формат MIDI: расширения mid, midi, kar. Раздел 4.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и

использование клавиш управления сопровождением
Темы: Исполнение ещё более сложных композиций, отражающих пройденный материал. Усложнение ритмического рисунка и использование новых пройденных аккордов в авто-аккомпанементе. 12

Конечный результат года
: Распознание учащимися тембров принадлежащих к различным группам инструментов. Умение стилистически грамотно подбирать паттерны к мелодиям. Редактирование тембров, используя технические возможности синтезатора. Импровизация небольших композиций. Умение применять различные звуковые эффекты при исполнении произведений. Применение в тональностях до 3-х знаков тонических, субдоминантовых и доминантовых трезвучий и их обращений, использование других видов трезвучий. Навыки использования готовых банков песен из памяти компьютера и с диска и минимальной их обработки.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 3-й год обучения 36 ч.
Раздел Всего часов Практика Теория 1 Более углублённое изучение теоретической основы банков голосов, стилей и звуковых эффектов синтезатора. 2 2 2 Изучение элементарной теории музыки в контексте исполняемых произведений и небольших импровизаций 4 1 3 3 Навыки работы с дисководом (при наличии) или с картой памяти; Использование банка записанных в память синтезатора композиций и песен с диска. 2 1 1 4 Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и использование клавиш управления сопровождением. 24 20 4 13
5 Концертные выступления, открытые уроки 4 4 Итого: 36 26 10
Учебно-тематическое планирование 4-го года обучения,

по классу синтезатор
Раздел 1.
Дальнейшее изучение банков голосов, стилей и звуковых

эффектов синтезатора
. Темы: Разновидности паттернов современной популярной и народной музыки (поп, рок, джаз, кантри, латиноамериканские…). Голоса наличных синтезаторов из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов); голоса басовой группы, синтетические духовые, разновидности гитар и банки ударных инструментов. Раздел 2.
Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте

исполняемых произведений и небольших импровизаций
Темы: Тональности до 4-х знаков при ключе. Малый мажорный и малый минорный септаккорд, уменьшённый септаккорд. Обращения аккордов. Триоли. Чтение с листа, аккомпанемент пению. Подбор по слуху знакомых произведений с имитацией фактуры оригинала. Сочинение небольших произведений и их запись нотами (мелодии) и буквенными обозначениями (аккомпанемента). Раздел 3. 14

Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и

использование клавиш управления сопровождением
Темы: Дальнейшее усложнение исполняемого материала. Наличие в нём более сложных ритмических рисунков (триолей, шестнадцатых и т.п.) и более детального авто-аккомпанемента с включением в него новых пройденных аккордов.
Конечный результат года
: Знание отличий и особенностей звукоизвлечения клавишных, ударных, басовых, струнных, духовых инструментов. Различия и общие черты в моделях разных стилей на синтезаторе. Применение в авто-аккомпанементе разных видов трезвучий и их обращений, использование септаккордов (малых - мажорного и минорного, и уменьшённого) и их обращений. Умение импровизировать, сочинять и записывать музыку на цифровой носитель (дискету или карту памяти) и при помощи нот и буквенных обозначений.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 4-й год обучения (36 ч.
) Раздел Всег о часов Практика Теория 1 Дальнейшее изучение банков голосов, стилей и звуковых эффектов синтезатора 2 2 2 Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте исполняемых произведений и небольших импровизаций 4 1 3 3 Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и использование клавиш управления сопровождением. 26 21 5 15
4 Концертные выступления, открытые уроки 4 4 Итого: 36 26 10
Учебно-тематическое планирование 5-го года обучения,

по классу синтезатор
Раздел 1.
Ознакомление с художественными возможностями

многодорожечного секвенсера синтезатора
. Темы: Подключение к персональному компьютеру, соединение в ансамбль нескольких синтезаторов. Подключение внешних устройств (микшера, усилителя, колонок), педали, наушников, микрофона. Раздел 2.
Работа с дисководом: многодорожечная запись (Multi Record).
Темы: Основные составляющие стилей и их распределение по трекам (звуковым дорожкам): ритмические, басы, гармонические, фразы. Понятие квантизации, и её применение при многодорожечной записи. Раздел 3
Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте

исполняемых произведений и импровизаций.
Темы: Тональности до шести знаков при ключе, тональные отклонения и модуляции. Сложные ритмические фигуры, пассажи. Импровизации и сочинения более сложных форм (3х-частная, куплет-припев, рондо, вариации). Раздел 4.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и

использование клавиш управления сопровождением
. 16
Темы: Дальнейшее усложнение исполняемого материала. Наличие в нём более сложных ритмических рисунков (синкоп, триолей, шестнадцатых и т.п.) и более детального авто-аккомпанемента с включением в него новых пройденных аккордов.
Конечный результат года
: Умение не только исполнить «вживую» двумя руками достаточно сложное произведение (с авто-аккомпанементом, сложным ритмическим и мелодическим рисунком, с использованием разных тембров и эффектов), но и записать его на цифровой носитель при помощи секвенсора синтезатора (используя многодорожечную запись (Multi Record) и имеющиеся в ней возможности редактирования).
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 5-й год обучения (36 ч.
) Раздел Всег о часов Практика Теория 1 Ознакомление с художественными возможностями многодорожечного секвенсера синтезатора 2 2 2 Работа с дисководом (или картой памяти): многодорожечная запись (Multi Record). 3 2 1 3 Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте исполняемых произведений и импровизаций 3 3 4 Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и использование клавиш управления сопровождением. 24 20 4 5 Концертные выступления, открытые уроки 4 4 17
Итого: 36 26 10
Условия для реализации программы
: Наличие в классе инструмента соответствующего своими возможностями целям программы. Наличие сетевого адаптера переменно-постоянного тока, стойки для клавишных инструментов, дискет (или карты памяти – в зависимости от модели). Кабинет для индивидуальных занятий педагога с учеником 1 раз в неделю по одному академическому часу. Наличие соответствующей программе и способностям ученика нотной и теоретической литературы. Желательно наличие дома у ученика синтезатора близкой модификации для регулярных практических домашних занятий. Для организации концертных выступлений необходимо иметь усилитель и акустические колонки (с соответствующими шнурами для соединения). При одновременном подключении микрофона или ещё какой-либо аудиоаппаратуры нужен микшерный пульт.
Список использованной литературы:
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе: Учебное пособие. М., Библиотечка журнала "Искусство в школе". Вып. 9. 2007.- 205 с. «Музыка и компьютер» Д. Рабин: Минск ООО «Попурри», 1998 «Музыкальные возможности компьютера» В. Белунцов, «Питер», 2000 «Школа игры на синтезаторе» С. Важов «Композитор», Санкт-Петербург 1998 «Курс игры на синтезаторе» В. Пешняк, изд-во «Композитор» 2000 «Домашняя библиотека для синтезатора» Герасимова Е.В., Вып.2, Москва 2002 «Сольфеджио» Калмыков Б. Фридкин Г., «Музыка», 1971 18
«Школа игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, «Музыка», 1972 «Путь к музицированию» Л.Баренбойм, Ф.Брянская, Н. Перунова, Ленинград «Советский композитор» 1980 “Casio” Руководство пользователя Учебник гармонии (И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов), М., 1965 «Обзор мировой музыкальной культуры» (Интернет файл) 19