"Программа обучения игре на клавишном синтезаторе в системе дополнительного образования"
Автор: Самойлова Мария Александровна Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: НОУ СОШ "Эрудит"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Программа обучения игре на клавишном синтезаторе в системе дополнительного образования"
в системе дополнительного образования»
Самойлова Мария Александровна
педагог дополнительного образования
НОУ СОШ «Эрудит»
Работа выполнена на базе опыта работы в
ГБОУ ЦО № 1470
Москва-2013
Введение
Возникновение электромузыкальных инструментов, ставшее одним из
результатов научно-технической революции, привлекло большое внимание
музыкантов. Связанное с этими инструментами расширение тембровой палитры, у
величение динамического размаха звучания, возможность свободного
управления его пространственными характеристиками способствовало значитель
ному изменению образной сферы музыкального искусства,
послужило основой для формирования ряда его новых жанров -
академических (электронная, конкретная, магнитофонная, живая электронная муз
ыка и др.) и массовых (поп - и рок-музыка).
Бурное развитие новых информационных технологий в последние десятилетия д
вадцатого века обусловило процесс компьютеризации электронного инст-
рументария. Новые цифровые музыкальные инструменты: синтезаторы, сэмпле-
ры, рабочие станции, мультимедийные компьютеры и др. при улучшении качест-
ва звучания и расширении функциональных возможностей (по
сравнению со своими предшественниками -
аналоговыми электронными инструментами) отличаются простотой управления,
компактностью и дешевизной.
В
результате,
эти новые инструменты не только прочно обосновались в профессиональной
музыке,
но получают всё более широкое распространение в повседневном
обиходе как инструмент любительского музицирования.
Это объективно ставит перед музыкальной педагогикой задачу обучения игр
е на этих инструментах и приобщения, таким образом, широких масс людей к
музыкальной культуре.
Цифровые инструменты предъявляют к музыканту иные, более
универсальные требования по сравнению с требованиями, которые предъявляют
традиционные механические или электронные аналоговые инструменты. Если
раньше музыкант мог взять на себя одну из трёх ролей – композитора,
исполнителя или звукорежиссёра, - то, опираясь на звуковые инструменты, он
объединяет в своём творчестве все эти виды деятельности. Чтобы озвучить на
синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого числа наличных
электронный тембров лучше всего подходящие данному тексту и соответственно
скорректировать их фактуру, т.е. создать проект аранжировки (элемент
композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект – исполнить его
или ввести в память инструмента (или записать на имеющийся цифровой
носитель – дискету, карту памяти и т.п.): это элемент исполнительской
деятельности. Надо также выстроить виртуальную электроакустическую среду
звучания (элемент работы звукорежиссёра), а иногда ещё внести те или иные
поправки в тембры синтезатора.
Каждый из этих видов деятельности в музицировании на клавишном
синтезаторе намного легче по сравнению с аналогичными видами традиционной
музыкальной деятельности, поскольку опирается на программные заготовки,
включающие в себя всю рутинную черновую работу. Творчество музыканта,
таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но
простым и продуктивным.
2
Клавишный синтезатор становится чрезвычайно ценным средством
музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности
позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность
традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального
мышления ребёнка и развитию в более полной мере его музыкальных
способностей. А простота и доступность этой деятельности позволяют
значительно расширить круг вовлечённых в неё детей и подростков.
Целью обучения по данной программе является приобщение детей к
музицированию на клавишных синтезаторах в самых разнообразных формах
проявления этой творческой деятельности (электронная аранжировка и
исполнительство, игра по слуху и в ансамбле, звукорежиссура, создание
оригинальных электронных тембров, импровизация и композиция). На этой
основе происходит формирование музыкальных способностей и интересов
учащихся, хорошего музыкального вкуса. Всё это способствует развитию
духовных качеств подрастающего поколения. Общение с музыкой, с высоким
искусством облагораживает и возвышает.
Программа предполагает обучение музицированию в рамках не только
специализированного учебного курса (музыкальный инструмент), но и
дополнительного (предмет по выбору). Во втором случае клавишный синтезатор
будет выполнять те же функции, что и общее фортепиано, одновременно
обогащая дидактические функции этого предмета.
Если общее фортепиано помогает учащимся-исполнителям на
одноголосных инструментах (духовикам, струнникам, ударникам и др.) развивать
их гармонический слух, целостно воспринимать многоэлементную
полифонизированную музыкальную фактуру, то клавишный синтезатор, обладая,
помимо многоголосья, массой других выразительных возможностей,
способствует значительному расширению представления детей о музыке в целом.
К тому же выразительные возможности клавишного синтезатора познаются
детьми в процессе продуктивной творческой деятельности, основу которой
3
составляет электронная аранжировка музыки. Следовательно, появляется столь
необходимая для музыкального развития возможность интеграции деятельности
исполнительской (на занятиях по специальности) и продуктивной, творческой (на
общих для всех детей вспомогательных занятиях).
Задачи обучения включают в себя:
- изучение художественных возможностей клавишных синтезаторов;
- получение базовых знаний по музыкальной теории;
- освоение исполнительской техники;
- совершенствование в практической музыкально-творческой деятельности
(этой задаче подчинено решение первых трех).
Усложнение всех учебных задач идёт в соответствии с возрастными
возможностями детей и во многом отвечает темпу и этапности усложнения
аналогичных задач в действующих программах по сольфеджио (музыкальная
грамота) и исполнительским специальностям (техника игры). Это не только
устраняет возможные противоречия между новыми и традиционными учебными
курсами, но и способствует более глубокому усвоению каждого из этих
предметов. Вместе с тем, обучение по данной программе возможно и без
параллельных занятий по сольфеджио и традиционному музыкальному
инструменту.
Репертуар, на основе которого решаются учебно-творческие задачи, также
является фактором, частично связывающим этот новый курс с уже
существующими. Одной из его составляющих могут оказываться произведения
классической и народной музыки. Однако стоит заметить, что это в первую
очередь современный инструмент, который был создан на основе новейших
электронных и компьютерных технологий. Естественно, это не могло не
отразиться на репертуаре. Огромной составляющей репертуара становятся
лучшие образцы современной музыки академических и массовых жанров. А
классическая и народная музыка может использоваться как основополагающий
4
материал для создания разнообразных электронных аранжировок и композиций.
Главное, чтобы репертуар помогал развитию и формированию хорошего
музыкального вкуса. Критериями подбора произведений для репертуарного
списка являются:
- охват наиболее значимых для развития музыкальной культуры детей
жанров и направлений;
- яркость музыкального материала и соответствие его особенностям
современной бытовой электронной аппаратуры;
- учитывание интересов и пожеланий самого учащегося.
В целях стимулирования творческой активности детей решение учебных
задач данной программы можно осуществлять и на основе создаваемых ими
самими музыкальных композиций. Эти авторские композиции могут быть
включены и в индивидуальные планы, и в программы выступлений на концертах
и контрольных уроках.
Контроль и учёт успеваемости осуществляется в формах прослушиваний,
концертов, тематических вечеров, конкурсов и прослушиваний к ним и, конечно,
на классных занятиях.
Возможность применения на занятиях клавишных синтезаторов самых
разнообразных видов, а также дополнительного электроакустического
оборудования, вносит большое разнообразие в процесс обучения. Намечая
решение многих важнейших задач воспитания любителя электронного
музицирования, данная программа предоставляет педагогу в зависимости от
наличного инструментария возможность внесения в задачи воспитания тех или
иных поправок, связанных с редуцированием учебно-творческой деятельности
или, напротив, с её усложнением и обогащением.
Данная программа рассчитана на 5 лет обучения (возраст обучающихся – 9-
16 лет), что соответствует сложившейся практике обучения по пятилетнему курсу
в детских музыкальных школах и на музыкальных отделениях школ искусств.
5
Освоение электронного музицирования по данной программе возможно без
предварительной музыкальной подготовки.
Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения,
по классу синтезатор
Раздел 1.
Знакомство с основными возможностями
клавишного синтезатора Casio .
Темы:
Виды и различия синтезаторов, основные правила обращения с ними,
принципы и логика управления инструментом;
Обзор выразительных возможностей синтезаторов Casio: многотембровость,
звуковые эффекты, авто-аккомпанемент, специальные банки мелодических и
ритмических фрагментов (Multi Pads), память регистраций (Registration Memory),
цифровые эффекты (Digital Effects), возможность записи на дискеты или в память
PC и т.д.
Базовые операции: вызов операционных дисплеев, режимы (Style Mode, Song
Mode), выбор тембра (Tone), выбор стиля, авто-аккомпанемент, клавиши
управления авто-аккомпанементом (Start, Stop, Synchro-Start, Intro, Ending, A, B,
изменения темпа (Tempo)).
Раздел 2
Основы музыкальной грамоты .
Темы:
Изучение основных составляющих нотной грамоты: нотоносец, ключи
(скрипичный ключ как основной для синтезатора, басовый, альтовый и т.п.
– обзорно), обозначение нот (графическое, слоговое и буквенное), знаки
альтерации (диез, бемоль, бекар), нотные длительности, паузы, такты,
тактовая черта, сильная и слабая доли, тактовый размер 4/4, 3/4, 2/4, 6/8;
Расположение нот на клавиатуре, разделение клавиатуры на октавы
(отличия от фортепиано), постановка рук, аппликатура, основные приёмы
6
игры (стаккато, легато), наиболее употребительные динамические и
штриховые обозначения;
Изучение аккордового сопровождения в режимах синтезатора Normal,
Casio Chord и Fingered: понятие мажора и минора, использование основных
видов трезвучий (мажора и минора), система обозначений и оригинальная
система построения аккордов (таблицы прилагаются);
Музыкальная форма: понятие о фразе, куплете, припеве.
Раздел 3.
Чтение с листа .
Темы: Упражнения по чтению нот с листа; упражнения по чтению ритмического
рисунка (прохлопывание ритма, проигрывание ритма на одном звуке); чтение с
листа аккомпанемента в режимах Casio Chord и Fingered (без включения ритма и
с ним).
Раздел 4.
Импровизация коротких фраз с использованием различных тембров.
Подбор по слуху небольших известных мелодий, песен, композиций.
Темы: Небольшие импровизации (не более 4-х тактов, возможно вокальная и
инструментальная), продолжение предложенных учителем фраз. Подбор
подходящих к ним стилей авто-аккомпанемента. Создание образно-звуковых
зарисовок, картин, сценок с использованием шумовых и звукоимитирующих
спецэффектов синтезатора.
Раздел 5.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления сопровождением.
Темы:
Разучивание мелодий и аккордового сопровождения порознь, вместе
без ритма и вместе с ритмом. Подбор тембров, наиболее подходящих мелодии;
выбор соответствующего стиля. Использование технических возможностей
синтезатора для более разнообразной и интересной аранжировки произведения:
использование клавиш Start, Stop, Synchro-Start, fill in, Intro, Ending, A, B , Tempo,
Registration Memory, Multi Pads, ….
7
Конечный результат года :
Знание выразительных возможностей клавишного синтезатора, его
навигационной системы, способов управления основными кнопками, умение
пользоваться полученной с дисплея информацией, грамотное обращение с
инструментом (подключение, меры безопасности, уход):
Освоение базовой нотной грамоты, знание элементарных музыкальных
форм (понятия о фразе, куплете, припеве);
Приобретение начальных навыков чтения с листа (нот, простых
ритмических рисунков, аккордов);
Использование аккордов (основных видов трезвучий мажора и минора) при
игре с авто-аккомпанементом в режиме Casio Chord и Fingered;
Выбор наиболее подходящих мелодии тембров, а также умение
использовать технические возможности синтезатора для разнообразия
аранжировок исполняемых произведений;
Исполнение музыкальных композиций двумя руками с использованием
авто-аккомпанемента и изученных возможностей синтезатора.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 1-й год обучения 36 ч.
Раздел
Всего
часов
Практика
Теория
1
Знакомство с основными возможностями
клавишного синтезатора Casio
2
2
2
Основы музыкальной грамоты
6
6
3
Чтение с листа
2
2
4
Импровизация коротких фраз с
использованием различных тембров.
Подбор по слуху известных мелодий.
2
2
5
Разучивание и исполнение произведений с
авто-аккомпанементом, и использование
клавиш управления сопровождением.
20
18
2
8
6
Концертные выступления, открытые уроки
4
4
Итого:
36
26
10
Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения,
по классу синтезатор
Раздел 1.
Более подробное изучение особенностей и названий банков голосов,
стилей и звуковых эффектов синтезатора .
Темы:
Тембральные свойства инструментов. Ритмы и стили музыкальной
Мировой культуры. Ритм, бас, мелодические секции построений в авто-
аккомпанементе. Звуковые эффекты: их комбинирование и происхождение.
Синтезированные звуки, звуки «два (и более) в одном». Игра под ритм-секцию
без мелодического сопровождения, отключение и включение отдельных звуковых
дорожек в процессе игры.
Раздел 2.
Углубление изучения возможностей авто-аккомпанемента .
Темы:
Аккорды (трезвучия) и их обращения, аппликатура аккордов.
Целесообразное функционирование левой руки при исполнении аккордов
сопровождения в различных обращениях в режимах Casio Chord и Fingered.
Плюсы и минусы режимов авто - аккомпанемента Casio Chord и Fingered.
Раздел 3.
Развитие навыков аранжировки и чтения с листа.
Темы:
Реприза и знаки нотного сокращения. Изучение вспомогательного аккорда
sus4 и его функций. Популярные гармонические структуры: понятие тоники,
субдоминанты и доминанты. Импровизация в разных стилях и тональностях по
схеме T-S-D-T. Гармонизация простейших мелодий. Чтение в медленном темпе с
9
листа, обеими руками, мелодий с сопровождением (с авто-аккомпанементом или в
виде выдержанных нот в басу). Соответствие Multi Pads аккордам. Импровизация
по схеме T-S-D-T с использованием разных банков Multi Pads.
Раздел 4.
Изучение нюансов при исполнении на синтезаторе .
Темы:
Более полное использование режима чувствительной клавиатуры (Touch).
Динамические оттенки: forte, piano, crescendo, diminuendo. Фразировочная лига.
Стаккато, легато. Реприза.
Раздел 5.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом
Темы:
Разучивание более сложных композиций, отражающих пройденный
материал. Применение на практике полученных знаний.
Конечный результат года :
Более глубокое знание инструмента, его тембров (сравнимых с реальными,
сдвоенных, полностью синтезированных, шумовых и звуковых эффектов),
стилей, возможностей авто-аккомпанемента (применение трезвучий и их
обращений, аккорда sus4),
использование банков Multi Pads и Registration Memory;
использование при игре динамических оттенков.
Понятие тоники, субдоминанты и доминанты, использование их при
импровизации;
Чтение с листа несложных произведений обеими руками с авто-
аккомпанементом;
Исполнение несложных ансамблей с педагогом;
Подбор известных мелодий на слух и их гармонизацией с использованием T,S,D.
Исполнение более сложных произведений.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 2-й год обучения (36 ч. )
10
Раздел
Всег
о
часов
Практика
Теория
1
Более подробное изучение особенностей
и названий банков голосов, стилей и
звуковых эффектов синтезатора
2
2
2
Углубление изучения возможностей авто-
аккомпанемента
2
2
3
Развитие навыков аранжировки и чтения
с листа.
2
1
1
4
Изучение нюансов при исполнении на
синтезаторе
2
1
1
5
Разучивание и исполнение произведений
с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления
сопровождением
24
20
4
6
Концертные выступления, открытые
уроки
4
4
Итого:
36
26
10
Учебно-тематическое планирование 3-го года обучения,
по классу синтезатор
Раздел 1.
Более углублённое изучение теоретической основы банков голосов,
стилей и звуковых эффектов синтезатора.
Темы:
Общие сведения об эволюции электронной музыки и рождении стандарта
MIDI (Musical Instrumental Digital Interface). Голоса синтезатора, имитирующие
струнные, деревянно-духовые, ударные и электронные инструменты. Паттерны
народной, джазовой, классической и современной популярной музыки. Жанровые
и стилистические критерии в подборе паттерна, вплетение в музыкальную ткань
звуковых эффектов и Multi Pads. Редактирование тембра при помощи добавления
11
2-го голоса (Layer), использования колеса Pitch band, клавишной перкуссии (Drum
Kit), транспозиции (Transpose) и разделения клавиатуры (Split Point). Создание
своих банков Registration Memory.
Раздел 2.
Изучение элементарной теории музыки в контексте исполняемых
произведений и небольших импровизаций .
Темы:
Интервалы. Тональности до 3-х знаков при ключе. Трезвучия, уменьшенные
и увеличенные (aug и dim), понятие септаккорда: строение и обозначения.
Обозначение темпа в общепринятых (итальянских).
3-х частная форма. Импровизация музыкальных построений, чтение с листа,
подбор по слуху известных мелодий и их гармонизация, транспозиция заданных
мелодий в другие тональности.
Раздел 3.
Навыки работы с дисководом (при наличии); Использование банка
записанных в память синтезатора композиций (Demo) и песен с диска (Card) .
Темы:
Проигрывание демонстрационных композиций из банка DEMO,
воспроизведение песен с диска (или карты памяти, - в зависимости от модели),
различные способы воспроизведения и редактирования записанной композиции
(отключение дорожек, воспроизведение с определённого такта,
транспонирование, добавление эффектов и т.п.). Распознаваемый синтезатором
формат MIDI: расширения mid, midi, kar.
Раздел 4.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления сопровождением
Темы:
Исполнение ещё более сложных композиций, отражающих пройденный
материал. Усложнение ритмического рисунка и использование новых пройденных
аккордов в авто-аккомпанементе.
12
Конечный результат года :
Распознание учащимися тембров принадлежащих к различным группам
инструментов. Умение стилистически грамотно подбирать паттерны к мелодиям.
Редактирование тембров, используя технические возможности синтезатора.
Импровизация небольших композиций. Умение применять различные звуковые
эффекты при исполнении произведений. Применение в тональностях до 3-х
знаков тонических, субдоминантовых и доминантовых трезвучий и их
обращений, использование других видов трезвучий. Навыки использования
готовых банков песен из памяти компьютера и с диска и минимальной их
обработки.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 3-й год обучения 36 ч.
Раздел
Всего
часов
Практика
Теория
1
Более углублённое изучение
теоретической основы банков голосов,
стилей и звуковых эффектов синтезатора.
2
2
2
Изучение элементарной теории музыки в
контексте исполняемых произведений и
небольших импровизаций
4
1
3
3
Навыки работы с дисководом (при
наличии) или с картой памяти;
Использование банка записанных в
память синтезатора композиций и песен
с диска.
2
1
1
4
Разучивание и исполнение произведений
с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления
сопровождением.
24
20
4
13
5
Концертные выступления, открытые
уроки
4
4
Итого:
36
26
10
Учебно-тематическое планирование 4-го года обучения,
по классу синтезатор
Раздел 1.
Дальнейшее изучение банков голосов, стилей и звуковых
эффектов синтезатора .
Темы:
Разновидности паттернов современной популярной и народной музыки
(поп, рок, джаз, кантри, латиноамериканские…). Голоса наличных синтезаторов
из банков клавишных (различные виды фортепиано, органов); голоса басовой
группы, синтетические духовые, разновидности гитар и банки ударных
инструментов.
Раздел 2.
Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте
исполняемых произведений и небольших импровизаций
Темы:
Тональности до 4-х знаков при ключе. Малый мажорный и малый
минорный септаккорд, уменьшённый септаккорд. Обращения аккордов. Триоли.
Чтение с листа, аккомпанемент пению. Подбор по слуху знакомых произведений
с имитацией фактуры оригинала. Сочинение небольших произведений и их
запись нотами (мелодии) и буквенными обозначениями (аккомпанемента).
Раздел 3.
14
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления сопровождением
Темы:
Дальнейшее усложнение исполняемого материала. Наличие в нём более
сложных ритмических рисунков (триолей, шестнадцатых и т.п.) и более
детального авто-аккомпанемента с включением в него новых пройденных
аккордов.
Конечный результат года :
Знание отличий и особенностей звукоизвлечения клавишных, ударных, басовых,
струнных, духовых инструментов. Различия и общие черты в моделях разных
стилей на синтезаторе. Применение в авто-аккомпанементе разных видов
трезвучий и их обращений, использование септаккордов (малых - мажорного и
минорного, и уменьшённого) и их обращений. Умение импровизировать,
сочинять и записывать музыку на цифровой носитель (дискету или карту памяти)
и при помощи нот и буквенных обозначений.
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 4-й год обучения (36 ч. )
Раздел
Всег
о
часов
Практика
Теория
1
Дальнейшее изучение банков голосов,
стилей и звуковых эффектов синтезатора
2
2
2
Продолжение изучения элементарной
теории музыки в контексте исполняемых
произведений и небольших
импровизаций
4
1
3
3
Разучивание и исполнение произведений
с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления
сопровождением.
26
21
5
15
4
Концертные выступления, открытые
уроки
4
4
Итого:
36
26
10
Учебно-тематическое планирование 5-го года обучения,
по классу синтезатор
Раздел 1.
Ознакомление с художественными возможностями
многодорожечного секвенсера синтезатора .
Темы:
Подключение к персональному компьютеру, соединение в ансамбль
нескольких синтезаторов. Подключение внешних устройств (микшера, усилителя,
колонок), педали, наушников, микрофона.
Раздел 2.
Работа с дисководом: многодорожечная запись (Multi Record).
Темы:
Основные составляющие стилей и их распределение по трекам (звуковым
дорожкам): ритмические, басы, гармонические, фразы. Понятие квантизации, и её
применение при многодорожечной записи.
Раздел 3
Продолжение изучения элементарной теории музыки в контексте
исполняемых произведений и импровизаций.
Темы:
Тональности до шести знаков при ключе, тональные отклонения и
модуляции. Сложные ритмические фигуры, пассажи. Импровизации и сочинения
более сложных форм (3х-частная, куплет-припев, рондо, вариации).
Раздел 4.
Разучивание и исполнение произведений с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления сопровождением .
16
Темы:
Дальнейшее усложнение исполняемого материала. Наличие в нём более
сложных ритмических рисунков (синкоп, триолей, шестнадцатых и т.п.) и более
детального авто-аккомпанемента с включением в него новых пройденных
аккордов.
Конечный результат года :
Умение не только исполнить «вживую» двумя руками достаточно сложное
произведение (с авто-аккомпанементом, сложным ритмическим и мелодическим
рисунком, с использованием разных тембров и эффектов), но и записать его на
цифровой носитель при помощи секвенсора синтезатора (используя
многодорожечную запись (Multi Record) и имеющиеся в ней возможности
редактирования).
Таблица распределения часов по классу синтезатор: 5-й год обучения (36 ч. )
Раздел
Всег
о
часов
Практика
Теория
1
Ознакомление с художественными
возможностями многодорожечного
секвенсера синтезатора
2
2
2
Работа с дисководом (или картой
памяти): многодорожечная запись (Multi
Record).
3
2
1
3
Продолжение изучения элементарной
теории музыки в контексте исполняемых
произведений и импровизаций
3
3
4
Разучивание и исполнение произведений
с авто-аккомпанементом, и
использование клавиш управления
сопровождением.
24
20
4
5
Концертные выступления, открытые
уроки
4
4
17
Итого:
36
26
10
Условия для реализации программы :
Наличие в классе инструмента соответствующего своими возможностями
целям программы. Наличие сетевого адаптера переменно-постоянного тока,
стойки для клавишных инструментов, дискет (или карты памяти – в зависимости
от модели).
Кабинет для индивидуальных занятий педагога с учеником 1 раз в неделю
по одному академическому часу. Наличие соответствующей программе и
способностям ученика нотной и теоретической литературы.
Желательно наличие дома у ученика синтезатора близкой модификации для
регулярных практических домашних занятий.
Для организации концертных выступлений необходимо иметь усилитель и
акустические колонки (с соответствующими шнурами для соединения). При
одновременном подключении микрофона или ещё какой-либо аудиоаппаратуры
нужен микшерный пульт.
Список использованной литературы:
Красильников И.М. Методика обучения игре на клавишном синтезаторе:
Учебное пособие. М., Библиотечка журнала "Искусство в школе". Вып. 9. 2007.-
205 с.
«Музыка и компьютер» Д. Рабин: Минск ООО «Попурри», 1998
«Музыкальные возможности компьютера» В. Белунцов, «Питер», 2000
«Школа игры на синтезаторе» С. Важов «Композитор», Санкт-Петербург 1998
«Курс игры на синтезаторе» В. Пешняк, изд-во «Композитор» 2000
«Домашняя библиотека для синтезатора» Герасимова Е.В., Вып.2, Москва 2002
«Сольфеджио» Калмыков Б. Фридкин Г., «Музыка», 1971
18
«Школа игры на фортепиано» под ред. А.Николаева, «Музыка», 1972
«Путь к музицированию» Л.Баренбойм, Ф.Брянская, Н. Перунова, Ленинград
«Советский композитор» 1980
“Casio” Руководство пользователя
Учебник гармонии (И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов), М., 1965
«Обзор мировой музыкальной культуры» (Интернет файл)
19