"Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка средствами чувашских народных сказок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"

Автор: Письмова Надежда Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №74 "Березка"
Населённый пункт: город Чебоксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка средствами чувашских народных сказок у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Дата публикации: 24.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Система работы по формированию лексико-грамматических средств языка

средствами чувашских народных сказок

у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
При разработке содержания коррекционно-педагогической работы по формированию лексико-грамматических средств языка у детей изучаемой категории мы учитываем данные отечественных исследователей о возрастных закономерностях и условиях становления этой стороны речи у нормально развивающихся дошкольников и данные исследования об особенностях развития лексико-грамматических средств языка старших дошкольников с ОНР. Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи обладают недостаточным уровнем развития лексико-грамматических средств языка. Следовательно, они нуждаются в создании специальных условий, обеспечивающих развитие их речи. Разрабатывая систему работы по формированию лексико-грамматических средств у детей с ОНР, мы опираемся на следующие принципы: - принцип дифференцированного и индивидуального подхода (мы учитываем индивидуальные особенности каждого ребенка и при необходимости используем обходные пути); - принцип поэтапности; - принцип учета ведущего вида деятельности (работа по формированию ориентировки в пространстве проводится в игровой деятельности); - принцип наглядности (проводимые игры в основном сопровождаются наглядными пособиями). В качестве основного средства развития речи детей мы решили использовать чувашские народные сказки. В ходе работы с детьми берем серию чувашских народных сказок:
«
Девушка на луне», «Кукша», «Откуда Волга началась», «Глупый волк», «Старикова дочь». По каждой сказке проводится по два занятия. Занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР предусматривает решение следующих задач:  формирование умение выделять названия предметов, признаков и действий, понимать обобщающее значение слов;  овладение детьми языковыми средствами (грамматическими категориями), необходимыми для составления высказываний;  практическое усвоение грамматических категорий путём тренировочных упражнений;  использование в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений);  грамматически правильное оформление самостоятельной речи в соответствии с нормами русского языка (падежные, родовидовые окончания, предлоги и т.д.). Формирование у детей грамматически правильной речи происходит в следующем направлении:  систематические упражнения в правильном употреблении словоформ (падежных окончаний существительных, прилагательных, некоторых глагольных форм);  формирование у детей практических навыков словоизменения;  формирование у детей практических навыков словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и т.д;  формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;  упражнения в правильном построении фраз;  формирование навыков контроля над грамматической правильностью речи;
 активизация и обогащение словарного запаса. Данные направления работы предполагают тесную взаимосвязь. В целях формирования лексико-грамматической стороны речи нами проводятся следующие виды работы: составление рассказов по мотивам чувашских народных сказок, придумывание продолжения (окончания сказки) к незавершенной сказке, анализ сюжета чувашской сказки, сочинение сказки по нескольким опорным словам, придумывание сказки на заданную тему, придумывание сказок, используя набор заданных слов. Описание комплекса занятий с использованием чувашских народных сказок. 1. Занятия по сказке
«
Глупый волк»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие.
Развивать умение осознавать и оценивать нравственные нормы поведения, мотивировать свою оценку, формировать понимание, что есть добро, вызывать на добрые дела (сострадание, сочувствие) (речедвигательная гимнастика по чувашской народной песне); упражнять детей в подборе слов с противоположным значением; упражнять детей в нахождении слов с заданным звуком; обучение составлению слов из слогов; рассказывание сказки по ролям.
Второе занятие:
Развивать уверенность в себе, активность, способность к сочувствию; совершенствовать навык употребления существительных единственного числа в косвенных падежах с предлогом и без него; совершенствовать умение разыгрывать знакомую сказку с помощью игрушек-самоделок; упражнять детей в подборе слов с противоположным значением; совершенствовать умение составлять предложения из слов, данных в начальной форме. 2. Занятия по сказке «Кукша»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие.
Развивать активность, уверенность в себе, умение оказывать помощь и сопереживать, способность прощать (драматизация фрагмента сказки); упражнять детей в подборе родственных слов; упражнять в придумывании слов, начинающихся на последнюю часть предыдущего слова; упражнять в умении согласовывать числительное с существительными.
Второе занятие.
Продолжать развивать взаимопонимание, чувство ответственности, помочь осознать положительные формы отношений родителей и детей; упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительными; упражнять в образовании новых слов; учить пересказывать связный текст по опорным словам; упражнять в придумывании слов, обозначающих признаки предметов, действия. 3. Занятия по сказке «Откуда Волга началась»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие.
Развивать жизнерадостность, доброту, формировать умение видеть красоту природы родного края и желание делать ее еще красивее; закрепление структуры сложноподчиненного предложения с союзом «чтобы»; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных форм с суффиксами; упражнять детей в подборе слов с близким значением.
Второе занятие.
Развивать умение понимать и оценивать ситуацию, находить правильный выход из нее; упражнять детей в умении пересказать сказку по картинкам- эпизодам; упражнять детей образовывать множественное число предметов; упражнять детей в образовании притяжательных прилагательных; совершенствовать навык согласования прилагательного и существительного; упражнять детей в составлении трех форм глаголов. 4. Занятия по сказке «Старикова дочь»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие.
Развивать осознание необходимости заботиться о других и оказывать взаимопомощь, формировать саморегуляцию, произвольное поведение, стимулировать желание соблюдать законы добра (речедвигательная гимнастика по чувашской народной песне); упражнять в умении образовывать множественное число предметов; дальнейшее обучение составлению слов из слогов; упражнять в составлении
предложений из слов, данных в начальной форме.
Второе занятие.
Развивать произвольность поведения, формировать потребность делать близким приятное, доброе, нужное; упражнять детей в подборе ласковых слов к героям сказки; обучение составлению продолжения сказки; обучение составлению пожеланий для знакомых и незнакомых людей (игра «Если бы был я волшебником»). 5. Занятия по сказке «Девушка на луне»: чтение и анализ сюжета.
Первое занятие.
Формировать эмпатию, отзывчивость, умение понимать правила и нормы поведения; упражнять детей в образовании относительных прилагательных; научить детей согласовывать существительное и глагол прошедшего времени в лице, числе, роде; упражнять в придумывании слов, сходных по звучанию.
Второе занятие.
Продолжать развивать умение понимать и оценивать ситуацию, находить правильный выход из нее, продолжать формировать любовь к своей семье; пересказ сказки от лица девушки; упражнять детей в употреблении предложно-падежных конструкций. В ходе проведения данных занятий мы прим еняли специальную группу упражнений и заданий на развитие лексико-грамматического строя речи детей. Данные задания представлены в таблице.
 Игры-драматизации на сюжет пересказываемой сказки  Упражнения в моделировании слов пересказываемого произведения в различные времена.  Придумывание названия к картине или серии картин, а также различных вари- антов названия; придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту-эпизоду).  Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания кар- тины («Кто самый внимательный?», «Кто лучше запомнил?» и др.).  Упражнения в составлении предложений по данному слову (словоформе) с опорой на картину.  Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использо- ванием пантомимы и др.).  Составление завязки к изображённому действию (с опорой на речевой образец логопеда).  Придумывание слов на различные букв.  Придумывание слов на различные слоги.  Игра-упражнение «Угадай-ка!» (по вопросам и указаниям педагога дети вос- станавливают содержание изображенного на картине, но не показанного фраг- мента, закрытого экраном).  Восстановление «деформированного» текста с последующим его пересказом (воспитатель): а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений.  Придумывание ласкательных имен героям.  Придумывание краткого продолжения к пересказанному тексту (продолжение к сказке, законченному рассказу).  Игра-упражнение «Узнай, что это!» (узнавание предмета по указанным его де- талям, отдельным составным элементам).  Составление описания предмета по собственному рисунку (воспитатель).  Использование игровых упражнений: «Назови ласково», «Чего нет», «Много и мало», «Сколько всего», «Кто спрятался?», «Кто подберет больше слов?», «Закончи предложение», «Гости», «Какой формы предмет?» и т.д. По мере проведения занятий можно увидеть, что чувашские народные сказки производят большое впечатление на детей. У старших дошкольников просыпается живой интерес к культуре родного края, способности детей постепенно улучшаются, дети становятся все более уверенными в выполнении заданий, направленных на формирование лексико-грамматической стороны речи. Таким образом, можно отметить, что проведение целенаправленных занятий с использованием чувашских народных сказок дает положительные результаты в формировании лексико-грамматической стороны речи у старших дошкольников с ОНР.