Напоминание

Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста

Автор: Иванова Галина Шавкатовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №29
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего

школьного возраста

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представ-

ляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения

и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре-

зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент

времени не существует. Мышление также можно понимать как получение но-

вых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на перелом-

ном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к

словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной де-

ятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с

реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиня-

ется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассу-

ждения детям еще не доступны. С развитием мышления связано возникновение

таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлек-

сия.

По данным Т.В. Егоровой, В.И. Лубовского, Т.Д. Пускаевой, У.В. Ульенко-

вой и др. отставание мыслительной деятельности у детей с ОВЗ проявляется во

всех компонентах структуры мышления. Неравномерно развиваются у таких де-

тей и виды мышления. Исследователи обнаружили, что процесс анализа объек-

та протекает у данной категории детей на более низком уровне, чем у нормально

развивающихся детей. Дети выделяют в изображении почти вдвое меньше при-

знаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Проявляется в разных

формах и инертность мышления. Так, при обучении у детей формируются мало-

подвижные, косные ассоциации, которые не поддаются перестройке

Для учебной деятельности школьников с ОВЗ характерно то, что один и тот же

ученик, выполняя задание, может действовать как правильно, так и неправиль-

но. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над

выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствие своей рабо-

ты предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после

просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут

адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая

часто завышена. На просьбу объяснить, почему они именно так оценивают свою

работу, дети дают необдуманные ответы, не устанавливают и не осознают зави-

симость неудачного результата от неверно выбранного способа деятельности

или ошибочно выполненных действий.

Дети с ОВЗ испытывают трудности при необходимости сосредоточиться на по-

иске решения проблемы, что связано, в том числе, со слабым развитием у них

эмоционально-волевой среды. В связи с этим часты колебания уровня работо-

способности и активности, смена «рабочих» и «нерабочих» состояний.

- 1 -

Современное состояние образования в России характеризуется качественны-

ми изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творче-

ского мышления учащихся. Эффективность работы школы определяется тем, в

какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих

способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, го-

товит его к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.

Главной целью школы в современных условиях является разностороннее разви-

тие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков само-

образования и, конечно, творческих способностей.

Творческие способности будут успешными при следующих условиях: игра,

среда, проект (от постановки вопроса до представления результата), творческая

деятельность; дойти «до потолка» - я сам; рефлексия (оформление в речевой

форме своих фантазий и раздумий); поисковая активность.

Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют,

лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами

и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способ-

ны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое

главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто кри-

тически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети,

в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной де-

ятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах,

конкурсах, выставках и викторинах.

По моим наблюдениям у ребенка, занимающегося творчеством:

- усиливается ощущение собственной личностной ценности;

- активно строятся индивидуальные социальные контакты;

- возникает чувство внутреннего контроля и порядка;

- вырабатывается самостоятельность;

- появляется мотивация к различным видам деятельности.

Творчество

помогает

справиться

с

внутренними

трудностями,

негативными

переживаниями, снижается эмоциональное напряжение.

Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И

особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности,

как креативность.

Креативность (от англ. create) – уровень творческой одаренности, способности

к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику лично-

сти. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогиче-

ской сферы. Креативный потенциал – тема, интересующая меня в течение всей

моей педагогической деятельности, является приоритетной, так как вижу ее эф-

фективность и значимость для развития не только одаренных детей, но и детей с

ограниченными возможностями здоровья.

- 2 -

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материаль-

ные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной кри-

терий,

отличающий

творчество

от

изготовления

(производства) — уникаль-

ность его результата.

Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует

специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового

и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.

Существуют психологические инструменты измерения творческого (креа-

тивного) мышления, самый известный в мировой психологической практике —

Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у

ребенка так и у взрослого. Торренс занимался проблемами человеческого интел-

лекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое

дивергентное мышление (Дивергентное мышление (от лат. divergere – расхо-

диться)

метод

творческого

мышления,

применяемый

обычно

для

решения

проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же

проблемы. Дивергентные способности (креативность) – определяются умени-

ем выдвигать большое количество интересных и необычных идей в условиях де-

ятельности без регламента. Отличительная особенность данного типа мыш-

ления – готовность выдавать множество равноценных по правильности идей

применительно к одному и тому же объекту).

Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления,

которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.

2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.

3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.

4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или при-

давать ему законченный вид

Современная сложившаяся система образования в большей мере ориентирована

на развитие формальной логики, а не гибкого, продуктивного мышления. Имен-

но такое мышление нужно для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвига-

емые жизнью. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий

убивает интерес к обучению, поэтому такой избирательный тип мышления необ-

ходимо сочетать с созидательными качествами творческого мышления. Учите-

лю, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, необходимо так орга-

низовать учебный процесс, чтобы и позаботиться о внешнем управлении мысли-

тельными операциями, обеспечить саморегуляцию учащихся. Интеллект челове-

ка это величайший дар природы, значит, у каждого есть огромный потенциал

для творчества. Однако если учитель сам не обладает и не стремится развивать

дивергентное мышление, то ему очень сложно (а если честно, то и невозможно)

развивать такое мышление у своих учеников.

Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у ода-

ренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже

- 3 -

отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях

по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных

ответов».

Для меня, как педагога, существует ряд правил, которыми я руководствуюсь в

работе:

• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причи-

няют явного вреда окружающим;

• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;

• уважать точку зрения воспитанника;

• предлагать детям свободу в творческих проявлениях в ходе занятий

• безоценочность в отношении к детскому творчеству;

• не смеяться над необычными образами;

творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника

процесса;

• не навязывать свою программу образов и действий, а, наоборот, пытаться

понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;

• поддерживать процесс;

• предлагать разнообразные интересные задания, включая в занятия психо-

физические разминки, упражнения обычной гимнастикой;

• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональ-

ный тон у себя и у детей.

Чтобы развивать

креативность

школьников,

педагог

сам

должен

быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и фор-

мальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых мето-

дов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.

Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:

1. Сотрудничество и сотворчество.

2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Индивидуальный подход и вера в потенциал каждого ребенка

4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.

Как развивать дивергентное (креативное, творческое) мышление самостоя-

тельно?

Методы:

1. Метод символического видения. Суть этого метода заключается в построении

связей между объектом и его символом. Наблюдая за каким-либо объектом, по-

пробуйте его изобразить символом в графической, знаковой, словесной или

иной форме.

2. Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта ре-

шения проблемы с аналогами, которые формулировали ученые, философы или

специалисты в области данной проблемы.

3. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных пред-

ставлений попытайтесь «переселиться» в наблюдаемый вами объект или перево-

- 4 -

плотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: пред-

ставьте, что вы – дерево. Что вы видите, слышите, чувствуете?

4. Метод образного видения. Попытайтесь представить себе в образах не суще-

ствующие в материальном виде понятия. Например: нарисуйте счастье; как, по

вашему мнению, выглядит любовь и т.д.

5. Метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Например: представь-

те, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало

светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и

вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений, но главное усло-

вие заключается в том, что время ограничено.

6. Метод ранжирования. Напишите список из существительных, которые 25 за-

канчивались бы на букву «о». Следующий список содержал бы слова, начинаю-

щиеся на букву «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый

промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику раз-

вития вашего мышления.

7. Метод « 5+». К предложенным существительным напишите по пять прилага-

тельных, которые абсолютно никак не будут подходить к этому слову. Например:

сахар, черный, кислый, поющий, меховой, кусачий. y коллеги - y профессионал -

y жизнь - y работа - y удача - Это простое упражнение поможет вам наработать

навык оригинального мышления. Чем больше нестандартных прилагательных

вы придумаете, тем выше ваш творческий потенциал.

Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой дея-

тельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разу-

ма и добра. Работа по развитию креативного (творческого) мышления у детей с

ограниченными возможностями здоровья хоть и трудна, но богата развивающи-

ми идеями не только для обучающихся, но и для педагога. Все дети рождаются

со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед нами,

педагогами, стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь

ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в

ходе работы с детьми, убеждают в том, что наша педагогическая деятельность

востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и твор-

ческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступе-

нях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ре-

бенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная

задача обучения таких детей.

- 5 -