Автор: Иванова Галина Шавкатовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МБОУ СШ №29
Населённый пункт: г. Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего школьного возраста
Развитие креативного мышления у обучающихся с ОВЗ младшего
школьного возраста
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представ-
ляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения
и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре-
зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент
времени не существует. Мышление также можно понимать как получение но-
вых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на перелом-
ном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к
словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной де-
ятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с
реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиня-
ется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические рассу-
ждения детям еще не доступны. С развитием мышления связано возникновение
таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлек-
сия.
По данным Т.В. Егоровой, В.И. Лубовского, Т.Д. Пускаевой, У.В. Ульенко-
вой и др. отставание мыслительной деятельности у детей с ОВЗ проявляется во
всех компонентах структуры мышления. Неравномерно развиваются у таких де-
тей и виды мышления. Исследователи обнаружили, что процесс анализа объек-
та протекает у данной категории детей на более низком уровне, чем у нормально
развивающихся детей. Дети выделяют в изображении почти вдвое меньше при-
знаков, чем их нормально развивающиеся сверстники. Проявляется в разных
формах и инертность мышления. Так, при обучении у детей формируются мало-
подвижные, косные ассоциации, которые не поддаются перестройке
Для учебной деятельности школьников с ОВЗ характерно то, что один и тот же
ученик, выполняя задание, может действовать как правильно, так и неправиль-
но. У детей данной категории нарушен и необходимый поэтапный контроль над
выполняемой деятельностью, они часто не замечают несоответствие своей рабо-
ты предложенному образцу, не всегда находят допущенные ошибки, даже после
просьбы взрослого проверить выполненную работу. Эти дети очень редко могут
адекватно оценить свою работу и правильно мотивировать свою оценку, которая
часто завышена. На просьбу объяснить, почему они именно так оценивают свою
работу, дети дают необдуманные ответы, не устанавливают и не осознают зави-
симость неудачного результата от неверно выбранного способа деятельности
или ошибочно выполненных действий.
Дети с ОВЗ испытывают трудности при необходимости сосредоточиться на по-
иске решения проблемы, что связано, в том числе, со слабым развитием у них
эмоционально-волевой среды. В связи с этим часты колебания уровня работо-
способности и активности, смена «рабочих» и «нерабочих» состояний.
- 1 -
Современное состояние образования в России характеризуется качественны-
ми изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творче-
ского мышления учащихся. Эффективность работы школы определяется тем, в
какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих
способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, го-
товит его к творческой, познавательной и общественно-трудовой деятельности.
Главной целью школы в современных условиях является разностороннее разви-
тие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков само-
образования и, конечно, творческих способностей.
Творческие способности будут успешными при следующих условиях: игра,
среда, проект (от постановки вопроса до представления результата), творческая
деятельность; дойти «до потолка» - я сам; рефлексия (оформление в речевой
форме своих фантазий и раздумий); поисковая активность.
Все дети любят заниматься искусством. Они с увлечением поют и танцуют,
лепят и рисуют, сочиняют музыку и сказки, занимаются народными ремеслами
и т. д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Дети способ-
ны заниматься творчеством не только независимо от места и времени, но, самое
главное, независимо от личностных комплексов. Взрослый человек, часто кри-
тически оценивая свои творческие способности, стесняется их проявлять. Дети,
в отличие от взрослых, способны искренне проявлять себя в художественной де-
ятельности. Они с удовольствием выступают на сцене, участвуют в концертах,
конкурсах, выставках и викторинах.
По моим наблюдениям у ребенка, занимающегося творчеством:
- усиливается ощущение собственной личностной ценности;
- активно строятся индивидуальные социальные контакты;
- возникает чувство внутреннего контроля и порядка;
- вырабатывается самостоятельность;
- появляется мотивация к различным видам деятельности.
Творчество
помогает
справиться
с
внутренними
трудностями,
негативными
переживаниями, снижается эмоциональное напряжение.
Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И
особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности,
как креативность.
Креативность (от англ. create) – уровень творческой одаренности, способности
к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику лично-
сти. Понятие «креативность» стало неотъемлемым компонентом педагогиче-
ской сферы. Креативный потенциал – тема, интересующая меня в течение всей
моей педагогической деятельности, является приоритетной, так как вижу ее эф-
фективность и значимость для развития не только одаренных детей, но и детей с
ограниченными возможностями здоровья.
- 2 -
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материаль-
ные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной кри-
терий,
отличающий
творчество
от
изготовления
(производства) — уникаль-
ность его результата.
Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует
специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового
и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Существуют психологические инструменты измерения творческого (креа-
тивного) мышления, самый известный в мировой психологической практике —
Тест Пола Торренса. Этот тест позволяет оценить степень креативности, как у
ребенка так и у взрослого. Торренс занимался проблемами человеческого интел-
лекта, он установил, что креативным личностям свойственно так называемое
дивергентное мышление (Дивергентное мышление (от лат. divergere – расхо-
диться)
метод
творческого
мышления,
применяемый
обычно
для
решения
проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же
проблемы. Дивергентные способности (креативность) – определяются умени-
ем выдвигать большое количество интересных и необычных идей в условиях де-
ятельности без регламента. Отличительная особенность данного типа мыш-
ления – готовность выдавать множество равноценных по правильности идей
применительно к одному и тому же объекту).
Дивергентный способ мышления лежит в основе креативного мышления,
которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей.
2. Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи.
4. Законченность - способность совершенствовать свой «продукт» или при-
давать ему законченный вид
Современная сложившаяся система образования в большей мере ориентирована
на развитие формальной логики, а не гибкого, продуктивного мышления. Имен-
но такое мышление нужно для того, чтобы решать сложнейшие задачи, выдвига-
емые жизнью. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий
убивает интерес к обучению, поэтому такой избирательный тип мышления необ-
ходимо сочетать с созидательными качествами творческого мышления. Учите-
лю, начиная с первых дней пребывания ребенка в школе, необходимо так орга-
низовать учебный процесс, чтобы и позаботиться о внешнем управлении мысли-
тельными операциями, обеспечить саморегуляцию учащихся. Интеллект челове-
ка это величайший дар природы, значит, у каждого есть огромный потенциал
для творчества. Однако если учитель сам не обладает и не стремится развивать
дивергентное мышление, то ему очень сложно (а если честно, то и невозможно)
развивать такое мышление у своих учеников.
Первоначально считалось, что развивать креативность можно только у ода-
ренных детей, но оказалось, что можно развивать у всех нормальных и даже
- 3 -
отстающих в развитии детей. Это связано с тем, что в упражнениях и заданиях
по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных
ответов».
Для меня, как педагога, существует ряд правил, которыми я руководствуюсь в
работе:
• поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не причи-
няют явного вреда окружающим;
• не мешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по-своему;
• уважать точку зрения воспитанника;
• предлагать детям свободу в творческих проявлениях в ходе занятий
• безоценочность в отношении к детскому творчеству;
• не смеяться над необычными образами;
творить и играть вместе с детьми — в качестве рядового участника
процесса;
• не навязывать свою программу образов и действий, а, наоборот, пытаться
понять логику воображения ребенка и встроиться в нее;
• поддерживать процесс;
• предлагать разнообразные интересные задания, включая в занятия психо-
физические разминки, упражнения обычной гимнастикой;
• поддерживать на занятиях преимущественно положительный эмоциональ-
ный тон у себя и у детей.
Чтобы развивать
креативность
школьников,
педагог
сам
должен
быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, шаблоны и фор-
мальности в преподавании, стремиться к открытию и применению новых мето-
дов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться.
Принципы построения работы по развитию креативных способностей детей:
1. Сотрудничество и сотворчество.
2. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
3. Индивидуальный подход и вера в потенциал каждого ребенка
4. Уважение мнения ребенка, его личностной позиции.
Как развивать дивергентное (креативное, творческое) мышление самостоя-
тельно?
Методы:
1. Метод символического видения. Суть этого метода заключается в построении
связей между объектом и его символом. Наблюдая за каким-либо объектом, по-
пробуйте его изобразить символом в графической, знаковой, словесной или
иной форме.
2. Метод сравнения версий. Предполагает сравнение собственного варианта ре-
шения проблемы с аналогами, которые формулировали ученые, философы или
специалисты в области данной проблемы.
3. Метод вживания. Посредством чувственно-образных и мыслительных пред-
ставлений попытайтесь «переселиться» в наблюдаемый вами объект или перево-
- 4 -
плотиться в него, чтобы почувствовать и понять его изнутри. Например: пред-
ставьте, что вы – дерево. Что вы видите, слышите, чувствуете?
4. Метод образного видения. Попытайтесь представить себе в образах не суще-
ствующие в материальном виде понятия. Например: нарисуйте счастье; как, по
вашему мнению, выглядит любовь и т.д.
5. Метод ТРИЗ – теория решения изобретательских задач. Например: представь-
те, что у вас перегорела лампочка. Чем вы её замените, чтобы в комнате стало
светло? Придумайте около 10 реально подходящих для этой цели вариантов, и
вы увидите, что из любой ситуации есть множество решений, но главное усло-
вие заключается в том, что время ограничено.
6. Метод ранжирования. Напишите список из существительных, которые 25 за-
канчивались бы на букву «о». Следующий список содержал бы слова, начинаю-
щиеся на букву «а». Меняйте буквы и выполняйте упражнение за определённый
промежуток времени, допустим, за 3 или 5 минут. Так вы увидите динамику раз-
вития вашего мышления.
7. Метод « 5+». К предложенным существительным напишите по пять прилага-
тельных, которые абсолютно никак не будут подходить к этому слову. Например:
сахар, черный, кислый, поющий, меховой, кусачий. y коллеги - y профессионал -
y жизнь - y работа - y удача - Это простое упражнение поможет вам наработать
навык оригинального мышления. Чем больше нестандартных прилагательных
вы придумаете, тем выше ваш творческий потенциал.
Начальная школа - это мир детства, надежд, где почва для творческой дея-
тельности наиболее благоприятна, и где не угасает одухотворяющий поиск разу-
ма и добра. Работа по развитию креативного (творческого) мышления у детей с
ограниченными возможностями здоровья хоть и трудна, но богата развивающи-
ми идеями не только для обучающихся, но и для педагога. Все дети рождаются
со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед нами,
педагогами, стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь
ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в
ходе работы с детьми, убеждают в том, что наша педагогическая деятельность
востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и твор-
ческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступе-
нях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ре-
бенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная
задача обучения таких детей.
- 5 -