Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности

Автор: Кудряшова Мария Витальевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "ИМЦ Мариинского района"
Населённый пункт: г.Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во

внеурочной деятельности

Данная

статья раскрывает

подходы

организации

проектно-

исследовательской

деятельности

школьников

через

внеурочную

деятельность,

развития

у

подрастающего

поколения

позитивно

направленных

социально

значимых

сторон,

качеств,

их

активного

проявления в интересах общества и государства. Воспитание школьников в

духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев,

формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости

за свое Отечество, готовности к защите Родины.

Проектное

обучение

поощряет

и

усиливает

истинное

учение

со

стороны

учеников,

расширяет

сферу

субъективности

в

процессе

самоопределения,

творчества

и

конкретного

участия. В.Гузеев

Федеральные государственные стандарты образования предполагают

внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи

образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося

знаниями

на

другую

формировать

у

него

общеучебные

умения

и

навыки как основу учебной деятельности.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной

мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован

на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),

хорошо

владеть

системой

действий,

позволяющих

решать

эти

задачи

(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей

учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения

(оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной

деятельности

является

его

участие

в

исследовательской

и

проектной

деятельности.

Проектная деятельность является средством изучения исторической

действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения

работать

с

информацией,

формирование

исследовательского

стиля

мышления.

Результатом

этой

деятельности

является

формирование

познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для

учащихся знаний и способов деятельности.

В

программном

учебном

материале

по

истории

России

отводится

недостаточное количество часов на изучение родного края.

Внеурочная

деятельность

расширяет

границы

изучения

истории

Кузбасса. История

Кузбасса

и

связанные

с

ней

краеведческие

материалы

органично

интегрируются с федеральной программой по истории России.

Рассмотрим организацию проектно-исследовательской деятельности на

примере изучения конкретного исторического события.

Изучение темы «Гражданская война на карте Кемеровской области»

(программа внеурочной деятельности «Кузбасс в XX – начале XXI века», 9

класс)

осуществляется

через

проектную

и

исследовательскую

работу

школьников.

На начальном этапе названной работы происходит отбор учащихся путем

опроса или анкетирования.

Конкретизируются тема «Гражданская война на карте Кемеровской

области» и темы проектно- исследовательских работ учащихся.

В основу проектно- исследовательских работ учащихся легли подлинные

объекты:

1.

На

протяжении

проезда

от

села

Суслова

до

города

Мариинска

встречается три обелиска, посвященных гражданской войне.

2.

На карте города Мариинска названия улиц, связаны с гражданской

войной:

Вострецова,

Чердынцева,

Фрунце,

Фурманова,

Чапаева,

Гвардейская, Красноармейская, 27- й Дивизии и другие.

3.

Мятеж белочехов, Чумайское восстание, разгром банды Олиферова –

исторические события гражданской войны.

Тема ученической работы не должна быть слишком общей, небольшой

объем

не

позволит

ее

раскрыть.

Узко

сформулированная

тема

дает

возможность глубоко, подробно изучить проблему.

Вместе с учащимися формулируем

темы

и определяем результат

(продукт) работы:

1.

Памятники гражданской войны на территории Мариинского района.

Фоторепортаж.

2.

Гражданская война в названиях улиц города Мариинска. Экскурсия по

городу.

3.

Места

боевых

действий

гражданской

войны.

Видеофильм

(презентация).

Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым

не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц,

чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.

Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей

работы,

который

подтверждает

значимость

проекта

в

современной

жизни.

Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками

информации (текстами, фото, иллюстрациями, интернет – ресурсами, видео;

документами,

публицистикой,

учебным

текстом

и

др.). Литература

по

истории родного края разнообразна. Научная, научно-популярная, мемуарная,

художественная

литература

по-разному

отражает

объект

исследования.

Задача учителя - помочь ученику в этом разобраться.

С

целью

последовательного

изложения

собранного

материала

составляется план по хронологическому или проблемному признаку.

Учебно-исследовательская деятельность способствует решению

многих

задач:

- активизируется интерес к знаниям в рамках учебных предметов;

-

происходит

обучение

новым

информационным

технологиям

и

средствам телекоммуникаций;

-

создается

возможность

для

общения

с

квалифицированными

специалистами из различных учреждений (библиотека, краеведческий

музей);

- создаются предпосылки для развития научного образа мышления;

- создается сфера предметного общения внутри детского коллектива;

- занятия учебно-исследовательской деятельностью являются важным

средством профориентации.

Ценно

то,

что

работа

проводится

школьником

самостоятельно

с

использованием

литературы,

в

музеях

и

библиотеках.

Ребенок

посещает

выставки, работает с документами и первоисточниками, проводит натурные

исследования, берет интервью. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает.

Результаты исследовательской деятельности используем для

Организации гражданско-патриотического воспитания

школьников во

внеклассной работе:

1.Вахта памяти (посещение мест боев).

2.Проведение тематических экскурсий.

3.Социально-ориентированная (уход за обелиском).

4.Игровая деятельность (викторины, игры по станциям).

5.Творческая (изобразительная, концертная).

6.Туризм (походы по местам боевой славы).

Рассмотренная

тема

выделяет

два

важных

аспекта:

исследовательская

деятельность

как

способ

развития

интеллектуального

потенциала

и

воспитание

гражданственности

и

патриотизма

на

примере

содержания

исследовательских работ по краеведению.

Проектно-исследовательская

деятельность

поддерживает,

развивает

одаренных,

талантливых

детей, позволяет

привлекать

к

работе

разные

категории

участников

образовательных

отношений

(учащихся,

родителей,

учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых,

их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,

предоставляет

возможность

для

отдыха

и

удовлетворения

своих

потребностей.

Список использованной литературы

1. Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика

[Текст]

/ О. Брыкова //

Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.

2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе

[Текст]

/ О.

В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.

3. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского

подхода

[Текст]

/

И.

А.

Кудрова

//

Стандарты

и

мониторинг

в

образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.

4. Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности

для развития личности [Текст] / В. Мухина // Народное образование. -

2006. - № 7. - С. 123-127.