Автор: Кудряшова Мария Витальевна
Должность: методист
Учебное заведение: МКУ "ИМЦ Мариинского района"
Населённый пункт: г.Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности
Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках и во
внеурочной деятельности
Данная
статья раскрывает
подходы
организации
проектно-
исследовательской
деятельности
школьников
через
внеурочную
деятельность,
развития
у
подрастающего
поколения
позитивно
направленных
социально
значимых
сторон,
качеств,
их
активного
проявления в интересах общества и государства. Воспитание школьников в
духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев,
формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости
за свое Отечество, готовности к защите Родины.
Проектное
обучение
поощряет
и
усиливает
истинное
учение
со
стороны
учеников,
расширяет
сферу
субъективности
в
процессе
самоопределения,
творчества
и
конкретного
участия. В.Гузеев
Федеральные государственные стандарты образования предполагают
внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи
образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося
знаниями
—
на
другую
—
формировать
у
него
общеучебные
умения
и
навыки как основу учебной деятельности.
Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной
мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован
на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи),
хорошо
владеть
системой
действий,
позволяющих
решать
эти
задачи
(учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей
учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения
(оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной
деятельности
является
его
участие
в
исследовательской
и
проектной
деятельности.
Проектная деятельность является средством изучения исторической
действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения
работать
с
информацией,
формирование
исследовательского
стиля
мышления.
Результатом
этой
деятельности
является
формирование
познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для
учащихся знаний и способов деятельности.
В
программном
учебном
материале
по
истории
России
отводится
недостаточное количество часов на изучение родного края.
Внеурочная
деятельность
расширяет
границы
изучения
истории
Кузбасса. История
Кузбасса
и
связанные
с
ней
краеведческие
материалы
органично
интегрируются с федеральной программой по истории России.
Рассмотрим организацию проектно-исследовательской деятельности на
примере изучения конкретного исторического события.
Изучение темы «Гражданская война на карте Кемеровской области»
(программа внеурочной деятельности «Кузбасс в XX – начале XXI века», 9
класс)
осуществляется
через
проектную
и
исследовательскую
работу
школьников.
На начальном этапе названной работы происходит отбор учащихся путем
опроса или анкетирования.
Конкретизируются тема «Гражданская война на карте Кемеровской
области» и темы проектно- исследовательских работ учащихся.
В основу проектно- исследовательских работ учащихся легли подлинные
объекты:
1.
На
протяжении
проезда
от
села
Суслова
до
города
Мариинска
встречается три обелиска, посвященных гражданской войне.
2.
На карте города Мариинска названия улиц, связаны с гражданской
войной:
Вострецова,
Чердынцева,
Фрунце,
Фурманова,
Чапаева,
Гвардейская, Красноармейская, 27- й Дивизии и другие.
3.
Мятеж белочехов, Чумайское восстание, разгром банды Олиферова –
исторические события гражданской войны.
Тема ученической работы не должна быть слишком общей, небольшой
объем
не
позволит
ее
раскрыть.
Узко
сформулированная
тема
дает
возможность глубоко, подробно изучить проблему.
Вместе с учащимися формулируем
темы
и определяем результат
(продукт) работы:
1.
Памятники гражданской войны на территории Мариинского района.
Фоторепортаж.
2.
Гражданская война в названиях улиц города Мариинска. Экскурсия по
городу.
3.
Места
боевых
действий
гражданской
войны.
Видеофильм
(презентация).
Все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым
не только для создателей и разработчиков проекта, но и для других лиц,
чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой проекта.
Таким образом, продукт проекта - это материализованный итог всей
работы,
который
подтверждает
значимость
проекта
в
современной
жизни.
Учащиеся самостоятельно работают с различными источниками
информации (текстами, фото, иллюстрациями, интернет – ресурсами, видео;
документами,
публицистикой,
учебным
текстом
и
др.). Литература
по
истории родного края разнообразна. Научная, научно-популярная, мемуарная,
художественная
литература
по-разному
отражает
объект
исследования.
Задача учителя - помочь ученику в этом разобраться.
С
целью
последовательного
изложения
собранного
материала
составляется план по хронологическому или проблемному признаку.
Учебно-исследовательская деятельность способствует решению
многих
задач:
- активизируется интерес к знаниям в рамках учебных предметов;
-
происходит
обучение
новым
информационным
технологиям
и
средствам телекоммуникаций;
-
создается
возможность
для
общения
с
квалифицированными
специалистами из различных учреждений (библиотека, краеведческий
музей);
- создаются предпосылки для развития научного образа мышления;
- создается сфера предметного общения внутри детского коллектива;
- занятия учебно-исследовательской деятельностью являются важным
средством профориентации.
Ценно
то,
что
работа
проводится
школьником
самостоятельно
с
использованием
литературы,
в
музеях
и
библиотеках.
Ребенок
посещает
выставки, работает с документами и первоисточниками, проводит натурные
исследования, берет интервью. Он сравнивает, анализирует, ищет, обобщает.
Результаты исследовательской деятельности используем для
Организации гражданско-патриотического воспитания
школьников во
внеклассной работе:
1.Вахта памяти (посещение мест боев).
2.Проведение тематических экскурсий.
3.Социально-ориентированная (уход за обелиском).
4.Игровая деятельность (викторины, игры по станциям).
5.Творческая (изобразительная, концертная).
6.Туризм (походы по местам боевой славы).
Рассмотренная
тема
выделяет
два
важных
аспекта:
исследовательская
деятельность
как
способ
развития
интеллектуального
потенциала
и
воспитание
гражданственности
и
патриотизма
на
примере
содержания
исследовательских работ по краеведению.
Проектно-исследовательская
деятельность
поддерживает,
развивает
одаренных,
талантливых
детей, позволяет
привлекать
к
работе
разные
категории
участников
образовательных
отношений
(учащихся,
родителей,
учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых,
их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей,
предоставляет
возможность
для
отдыха
и
удовлетворения
своих
потребностей.
Список использованной литературы
1. Брыкова, О. Сотворчество учителя и ученика
[Текст]
/ О. Брыкова //
Управление школой: изд. дом Первое сентября. - 2006. - № 20. - С. 33-36.
2. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе
[Текст]
/ О.
В. Брыкова, Т. В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
3. Кудрова, И.А. О развитии мышления на основе исследовательского
подхода
[Текст]
/
И.
А.
Кудрова
//
Стандарты
и
мониторинг
в
образовании. - 2006. - № 5. - С. 14-21.
4. Мухина, В. Психологический смысл исследовательской деятельности
для развития личности [Текст] / В. Мухина // Народное образование. -
2006. - № 7. - С. 123-127.