Автор: Базаров Роберт Доржиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Орликская СОШ"
Населённый пункт: Республика Бурятия,Окинский район, с.Орлик
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не
только
на
то,
чтобы
выпускник
школы
вышел
в
жизнь
с
достаточной
физической
подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической
культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся;
владел
средствами
и
методами
укрепления
и
сохранения
здоровья,
повышения
функциональных
возможностей
основных
систем
организма;
умел
организовывать
и
грамотно
проводить
свои
занятия
физическими
упражнениями.
Сегодня
школьная
физическая
культура
все
больше
становиться
ответственной
за
формирование
у
школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта
ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма,
никотиновой
зависимости.
Занятия
физической
культурой
в
школе
учат
школьника
самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего
невозможна нормальная жизнь любого человека.
Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из
следующего условий:
-
физическая
культура
должна
удовлетворять
интересам
общества
во
всестороннем
физическом развитии школьников;
-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа
жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;
-физическая
культура
должна
способствовать
индивидуальному
развитию
культуры
собственного
тела
школьника,
возможности
активно
включаться
в
разнообразные
трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;
- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в
организации
и
проведении
самостоятельных
форм
занятий,
чтобы
использовать
физические
упражнения
для
целенаправленного
развития
физических
качеств,
двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;
- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению,
уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать
самоопределению.
Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в
формировании
личности
обучающихся,
их
интересов
и
творческих
способностей,
в
совершенствовании
двигательных
и
психофизиологических
качеств,
в
укреплении
здоровья и профилактики заболеваний школьников. Физическая культура это развитие
физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной
личности.
Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая культура должен
занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению
важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным
предметом, она должна быть образом жизни детей.
Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства
педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в
школьном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления
здоровья школьников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных на-
выков,
воспитанию
физических
качеств
и
координационных
способностей,
многие
учителя
зачастую
забывают
о
формировании
положительного
отношения
и
интереса
школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры.
Одной
из
главных
задач
учителей
физической
культуры
общеобразовательных
школ,
должна
стоять
задача
по формированию
у
учащихся
положительного
отношения
к
физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие
всех доступных средств и методов.
Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых
являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального
фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.
Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как
правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем
его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит
от
самочувствия
учеников,
их
интереса
к
физической
культуре
как
к
предмету,
к
физическим
упражнениям,
конкретному
уроку
или
личности
учителя,
от
оценок
их
деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Урок физической культуры
всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая
на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают
и
наглядно
ощущают
результаты
своего
труда.
Важно,
чтобы
строгость,
точность
и
четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их
успехи, подбадриванием их при временных неудачах.
Существует
множество
способов
разнообразить
проведение
уроков:
использовать
фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые
физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переходить из
спортивного
зала
на
воздух);
использовать
игровой
и
соревновательный
методы,
командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения
удовлетворенностью уроками физической культуры.
Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного
возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих
проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных
форм
движений,
развивают
психические
и
физические
качества,
коммуникативные
способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры,
при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников,
включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод,
учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им
образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников
следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть
разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью
соответствующие реальным требованиям.
Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической культуры
развивают дух коллективизма, сотрудничества.
Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Он
был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры в американском
колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную
популярность
из-за
экономической
доступности
игры,
высокой
эмоциональности,
большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала
на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно
отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила,
ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему
физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые естественные
движения – прыжки, бег, передачи и броски.
Основу
соревновательного
метода
составляет
рационально
организованный
процесс
состязания,
соперничества,
борьба
за
первенство
и
высокие
достижения.
Школьник
соревнуется
не
только
с
другими,
но
и
с
самим
собой,
стремясь
превысить
свой
спортивный
результат
или
показатели
в
подготовительных
упражнениях.
Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует
максимальному
проявлению
функциональных
возможностей
организма,
тем
самым
способствуя их наивысшему развитию.
Таким
образом,
физическая
культура,
являясь
частью
культуры
общей,
способствует
развитию
и
подготовке
школьников
к
дальнейшей
самостоятельной
жизни,
а
спорт
является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только играть в тот или
иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в
команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками
и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать
самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.
Занятия
физической
культурой
и
спортом
формируют
здоровое
честолюбие,
чувство
собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном
зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего
поколения в современной России.
Школьная
физическая
культура
закладывает
основу
для
формирования
личностных
свойств,
таких
как
трудолюбие,
позитивная
активность,
стремление
не
отставать
от
других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное
русло.
При
этом
поведение,
знания
и
умения,
личный
пример
учителя
физической
культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и
назидания. И если учитель физической культуры поможет сформировать у учащихся
потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет
легче
осознать
и
принять
для
своей
жизни
такие
социальные
понятия,
как
дружба,
равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.