Напоминание

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Автор: Базаров Роберт Доржиевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МАОУ "Орликская СОШ"
Населённый пункт: Республика Бурятия,Окинский район, с.Орлик
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Современное содержание образования в области физической культуры нацеливает не

только

на

то,

чтобы

выпускник

школы

вышел

в

жизнь

с

достаточной

физической

подготовленностью, но и на то, чтобы он был действительно образованным в физической

культуре: владел средствами и методами работы со своим телом, знал его и не боялся;

владел

средствами

и

методами

укрепления

и

сохранения

здоровья,

повышения

функциональных

возможностей

основных

систем

организма;

умел

организовывать

и

грамотно

проводить

свои

занятия

физическими

упражнениями.

Сегодня

школьная

физическая

культура

все

больше

становиться

ответственной

за

формирование

у

школьников ориентации на здоровый образ жизни. Для нынешнего поколения России эта

ориентация жизненно необходима против растущей опасности наркомании, алкоголизма,

никотиновой

зависимости.

Занятия

физической

культурой

в

школе

учат

школьника

самоконтролю, самокритике, т.е. ценить время, организовывать распорядок дня, без чего

невозможна нормальная жизнь любого человека.

Современное содержание предмета физической культуры в школе должно исходить из

следующего условий:

-

физическая

культура

должна

удовлетворять

интересам

общества

во

всестороннем

физическом развитии школьников;

-физическая культура должна использоваться как средство организации здорового образа

жизни человека, укрепления здоровья и поддержания долголетия;

-физическая

культура

должна

способствовать

индивидуальному

развитию

культуры

собственного

тела

школьника,

возможности

активно

включаться

в

разнообразные

трудовые, физкультурно-спортивные и культурные мероприятия;

- физическая культура должна обеспечивать формирование знаний, умений и навыков в

организации

и

проведении

самостоятельных

форм

занятий,

чтобы

использовать

физические

упражнения

для

целенаправленного

развития

физических

качеств,

двигательной подготовки и культуры движений, формирования осанки и телосложения;

- физическая культура должна развивать мышление, научить межличностному общению,

уважению к себе и окружающим, давать возможность для самовыражения и содействовать

самоопределению.

Исходя из этого можно сделать выводы насколько важна роль физической культуры в

формировании

личности

обучающихся,

их

интересов

и

творческих

способностей,

в

совершенствовании

двигательных

и

психофизиологических

качеств,

в

укреплении

здоровья и профилактики заболеваний школьников. Физическая культура это развитие

физического и духовного в человеке, это способ жизни и способ развития целостной

личности.

Поэтому в структуре общего среднего образования предмет физическая культура должен

занимать одно из ведущих мест среди других предметов и способствовать решению

важных общепедагогических задач. Физическая культура не должна быть лишь школьным

предметом, она должна быть образом жизни детей.

Для этого необходимо преодолеть устаревшие традиционные формы, методы и средства

педагогической деятельности, при которых наша физическая культура оставалась бы в

школьном образовании лишь как процесс физической подготовки и средство укрепления

здоровья школьников. Решая традиционные задачи по формированию двигательных на-

выков,

воспитанию

физических

качеств

и

координационных

способностей,

многие

учителя

зачастую

забывают

о

формировании

положительного

отношения

и

интереса

школьников к занятиям физическими упражнениями и урокам физической культуры.

Одной

из

главных

задач

учителей

физической

культуры

общеобразовательных

школ,

должна

стоять

задача

по формированию

у

учащихся

положительного

отношения

к

физической культуре. Для решения этой задачи необходимо использовать разнообразие

всех доступных средств и методов.

Активность учащихся во многом зависит от многих факторов, основными из которых

являются: правильная постановка задач урока, создание положительного эмоционального

фона, оптимальная загруженность школьников на уроке.

Создание положительного эмоционального фона имеет исключительное значение. Как

правило, он формируется у школьников еще до начала урока и должен сохраняться на всем

его протяжении. Однако эмоциональный фон может меняться по ходу занятия. Это зависит

от

самочувствия

учеников,

их

интереса

к

физической

культуре

как

к

предмету,

к

физическим

упражнениям,

конкретному

уроку

или

личности

учителя,

от

оценок

их

деятельности, настроя, поведения и самочувствия учителя. Урок физической культуры

всегда приносит удовлетворение и радость, если школьники двигаются, а не сидят, скучая

на скамейках, если они видят учителя в хорошем настроении, понимают его шутки, знают

и

наглядно

ощущают

результаты

своего

труда.

Важно,

чтобы

строгость,

точность

и

четкость действий учителя перемежались улыбками, словами поощрения учеников за их

успехи, подбадриванием их при временных неудачах.

Существует

множество

способов

разнообразить

проведение

уроков:

использовать

фронтальную, групповую или круговую организацию занятий; включать различные новые

физические упражнения; менять обстановку, условия урока (например, переходить из

спортивного

зала

на

воздух);

использовать

игровой

и

соревновательный

методы,

командные спортивные игры для повышения двигательной активности и достижения

удовлетворенностью уроками физической культуры.

Игра – это привычная форма занятий для школьников. Для детей младшего школьного

возраста это не только развлечение, но и способ развития. С помощью игр, требующих

проявления двигательной активности, ученики усваивают правила и нормы рациональных

форм

движений,

развивают

психические

и

физические

качества,

коммуникативные

способности. На уроках с младшими школьниками важно использовать сюжетные игры,

при этом учитель, создавая определенный игровой сюжет деятельности для учеников,

включает в содержание урока программный учебный материал. Применяя такой метод,

учитель сам должен стать участником игры, поверить в реальность создаваемых им

образов и выполнять соответствующую сюжету роль. С повышением возраста школьников

следует использовать игры, отличающиеся все большей реалистичностью. Это могут быть

разнообразные спортивные игры, вначале с упрощенными правилами, а затем полностью

соответствующие реальным требованиям.

Подвижные игры и занятия командными видами спорта на уроках физической культуры

развивают дух коллективизма, сотрудничества.

Среди командных спортивных игр баскетбол занимает одно из самых почетных мест. Он

был придуман в конце ХIХ века преподавателем физической культуры в американском

колледже Спрингфилд. В системе физического воспитания баскетбол приобрел огромную

популярность

из-за

экономической

доступности

игры,

высокой

эмоциональности,

большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта игра благоприятно воздействовала

на организм человека. Баскетбол как нельзя лучше отвечает нынешнему времени. Трудно

отыскать еще такой вид спорта, в котором сочетаются скорость, выносливость, сила,

ловкость и самое главное ум. Баскетбол как нельзя лучше способствует всестороннему

физическому развитию, так как основу баскетбола составляют простые естественные

движения – прыжки, бег, передачи и броски.

Основу

соревновательного

метода

составляет

рационально

организованный

процесс

состязания,

соперничества,

борьба

за

первенство

и

высокие

достижения.

Школьник

соревнуется

не

только

с

другими,

но

и

с

самим

собой,

стремясь

превысить

свой

спортивный

результат

или

показатели

в

подготовительных

упражнениях.

Соревновательный метод усиливает воздействие физических упражнений и способствует

максимальному

проявлению

функциональных

возможностей

организма,

тем

самым

способствуя их наивысшему развитию.

Таким

образом,

физическая

культура,

являясь

частью

культуры

общей,

способствует

развитию

и

подготовке

школьников

к

дальнейшей

самостоятельной

жизни,

а

спорт

является так называемой "школой жизни". Ведь в спорте учатся не только играть в тот или

иной вид игровой деятельности (если речь идет об игровых видах спорта), но и работе в

команде, тактике, стратегии, учатся проигрывать и побеждать, отношениям с соперниками

и отношениям в своей команде (особенно в соревновательной деятельности), принимать

самостоятельные решения не только в игре, но и в жизни и многому другому.

Занятия

физической

культурой

и

спортом

формируют

здоровое

честолюбие,

чувство

собственного достоинства, способность держать удар, причем не только в спортивном

зале, подводят к духу честной конкуренции, что особенно важно для подрастающего

поколения в современной России.

Школьная

физическая

культура

закладывает

основу

для

формирования

личностных

свойств,

таких

как

трудолюбие,

позитивная

активность,

стремление

не

отставать

от

других. Это эффективное средство направления энергии школьников в конструктивное

русло.

При

этом

поведение,

знания

и

умения,

личный

пример

учителя

физической

культуры становятся для школьников более значимыми ориентирами, чем наставления и

назидания. И если учитель физической культуры поможет сформировать у учащихся

потребности к постоянному самообразованию и самосовершенствованию, то им будет

легче

осознать

и

принять

для

своей

жизни

такие

социальные

понятия,

как

дружба,

равноправие, справедливость, красота, право на интересную жизнь, свобода и счастье.