Автор: Бесшкурова Ольга Николаевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-1н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение решению задач с пропорциональными величинами как способ функциональной пропедевтики в начальной школе"
УДК
Петрова М.Г.
старший преподаватель
кафедры начального и дошкольного образования
Бесшкурова О.Н.
студентка гуманитарного факультета
Филиала СГПИ в г. Железноводске
ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫМИ
ВЕЛИЧИНАМИ КАК СПОСОБ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПРОПЕДЕВТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация:
В
данной
статье
рассмотрены
о собенно сти
функциональной
пропедевтики
при
обучении
младших
школьников
решению задач с пропорциональными величинами. В работе представлены
результаты экспериментального исследования, позволившие утверждать,
что обучение решению задач с пропорциональными величинами является
эффективным способом функциональной пропедевтики в начальной школе.
Ключевые слова: функциональная пропедевтика, начальная школа,
задачи с пропорциональными величинами
Понятие функциональной зависимости является одним из ведущих в
математической
науке,
поэтому
сформированность
этого
понятия
у
школьников
представляет
важную
задачу
в
целенаправленной
деятельности
учителя
по
развитию
математического
мышления
и
творческой активности детей. Первые элементарные знания о функции
обучающиеся
получают
в
начальных
классах
в
ходе
функциональной
пропедевтики.
Л.Г.
Петерсон
обозначены
основные
направления
функциональной
пропедевтики
на
начальной
ступени
обучения
математике:
понятие
о
множествах,
о
соответствии
элементов
двух
1
множеств и функциях;
числовые выражения с 3-4 арифметическими
операциями,
вычисление
их
значений;
математические
исследования;
табличный,
словесный,
аналитический,
графический
способы
задания
функции и другие [4].
В
учебниках
«Математика»
для
1-4
классов
М.И.
Моро,
М.А. Бантовой и др. (УМК «Школа России») выстроена целостная система
функциональных упражнений, основное содержание которых подчинено
взаимосвязи
арифметического,
алгебраического
и
геометрического
материала
начального
курса
математики
с
его
функциональной
ориентацией.
Основными
целями
изучения
учебного
содержания
функциональной линии начального курса математики являются развитие
ф у н к ц и о н а л ь н о - а н а л и т и ч е с ко г о
м ы ш л е н и я
ш к о л ь н и к о в ,
характеризующегося способностью рассматривать объекты во взаимосвязи
и
взаимозависимости;
формирование
у
обучающихся
способности
к
выражению
зависимости
между
величинами
разными
способами
(таблично, аналитически, графически) [3; 4].
Одним
из
способов
функциональной
пропедевтики
в
начальной
школе
является
обучение
решению
задач
с
пропорциональными
величинами.
Н.Б.
Истоминой
выделены
четыре
вида
задач
с
пропорциональными
величинами:
задачи
на
нахождение
четвертого
пропорционального;
задачи
на
пропорциональное
деление
(задачи
на
части, или задачи, решаемые делением пропорционально ряду данных
чисел; задачи на нахождение чисел по сумме и кратному отношению;
задачи, решаемые делением числа пропорционально нескольким рядам
чисел); задачи на нахождение неизвестного по двум разностям [2; 4]. В
задачах,
используемых
на
уроках
математики
в
начальной
школе,
рассматриваются
группы
пропорциональных
величин:
масса
одного
предмета, число предметов, общая масса; емкость одного сосуда, число
сосудов, общая емкость и т.д.
2
Нами
было
проведено
исследование.
В
его
методологическом
разделе,
во-первых,
была
определена
цель
-
выявление
особенностей
функциональной
пропедевтики
при
обучении
младших
школьников
решению
задач
с
пропорциональными
величинами.
Во-вторых,
было
выбрано
ме сто
исследования
-
муниципально е
б юд же т н о е
общеобразовательное учреждение Лицей №15 г. Пятигорска. В качестве
респондентов
выступили
обучающиеся
4
«А»
и
4
«Б»
классов
по
20
человек в каждом классе.
В
ходе
констатирующего
эксперимента
был
выявлен
начальный
уровень сформированности функциональных представлений у младших
школьников. Для выявления уровня сформированности представлений о
функциональной
зависимости
у
младших
школьников
были
выделены
следующие функциональные умения: строить график функции; записывать
координаты точек; находить наибольшее и наименьшее значения функции
на
заданном
промежутке;
оперировать
функциональной
символикой.
Респондентам было предложено решить две ситуационные задачи «Эти
простые
-
непростые
зависимости».
Анализ
продуктов
деятельности
показал, что обучающиеся 4 «Б» класса имеют более высокий уровень
сформированности
функциональных
представлений,
чем
младшие
школьники из 4 «А» класса. Младшие школьники из 4 «А» класса хуже
оперирует
функциональными
представлениями,
зачастую
не
способны
применить сформированные функциональные умения для решения новых
практических задач. По итогам констатирующего эксперимента 4 «Б» класс
был выбран контрольным, а 4 «А» класс - экспериментальным.
В
течение
полугода
в
4
«А»
классе
проводился
формирующий
эксперимент,
представивший
собой
работу
по
функциональной
пропедевтике
при
обучении
младших
школьников
решению
задач
с
пропорциональными величинами. В начале формирующего эксперимента
было проведено тестирование. В ходе выполнения заданий обучающиеся
могли
продемонстрировать
следующие
умения:
анализировать
текст
3
задачи;
выполнять
модель
к
тексту
задачи,
а
также
уметь
ее
читать;
выбирать
модель
к
задаче
среди
предложенных;
составлять
задачу
по
модели;
решать
задачу
арифметическим
методом;
выбирать
верное
решение задачи среди предлагаемых. Результаты тестирования показали,
что обучающиеся 4 «А» класса умеют выполнять привычные для них
задания:
составлять
краткую
запись
и
план
решения
задачи
с
пропорциональной
зависимостью.
При
этом
они
с
трудом
составляют
задачи
с
пропорциональной
зависимостью
по
условному
рисунку,
выбирают верное решение к задаче из предложенных.
С целью совершенствования умения младших школьников решать
задачи с пропорциональной зависимостью на каждом этапе решения задач
проводился качественный анализ содержания задачи с пропорциональной
зависимостью;
использовалось
моделирование
содержания
задачи
с
пропорциональной зависимостью, демонстрировалась взаимосвязь между
данными и искомыми величинами; применялись различные методические
приемы
(составление
задачи
с
пропорциональной
зависимостью
по
условному
рисунку;
составление
задачи
с
пропорциональной
зависимостью
по
таблице;
составление
задачи
с
пропорциональной
зависимостью
по
данному
решению;
выбор
вопроса
к
задаче
с
пропорциональной
зависимостью;
выбор
условия
к
данному
вопросу;
выбор решения к задаче с пропорциональной зависимостью; объяснение
выражений, составленных по данному условию) [1; 2; 5].
В ходе контрольного эксперимента респондентам было предложено
решить
те
же
две
ситуационные
задачи
«Эти
простые
-
непростые
зависимости», что и на констатирующем эксперименте. Анализ продуктов
деятельности
показал,
что
обучающиеся
4
«А»
класса
имеют
более
высокий уровень сформированности функциональных представлений, чем
младшие школьники из 4 «Б» класса. После проведения формирующего
эксперимента
обучающиеся
4
«А»
класса
стали
лучше
понимать
представленную
информацию,
предлагать
разные
способы
решения
4
проблемы, при обосновании способа решения проблемы - оперировать
функциональными представлениями.
Таким
образом,
обучение
решению
задач
с
пропорциональными
величинами
является
эффективным
способом
функциональной
пропедевтики в начальной школе.
Список литературы.
1.
Демидова А.Е. Обучение решению некоторых видов составных задач
/ А.Е. Демидова // Начальная школа: плюс до и после. – 2013. – №4. – С.34–
37.
2.
Казько
Е.С.
Работа
над
текстом
задачи
с
пропорциональными
величинами / Е.С. Казько // Начальная школа. – 2012. – №5. – С.28–33.
3.
Михеева A.A. Функциональная пропедевтика в курсе математики
начальной школы / А.А. Михеева // Автореферат дис. ... канд. пед. наук. -
Орел, 2007. - 17 с.
4.
Нуралиева Г.В. Методика обучения математике в начальных классах /
Г.В. Нуралиева. – Ставрополь: ИРО, 2011. - 328 с.
5.
Смолеусова
Т.В.
Этапы,
методы
и
способы
решения
задач
/
Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2013. - №12. - С.62-66.
5