Напоминание

"Практические задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики"

Автор: Тутаева Эмилана Сайд-Амиевна
Должность: студентка 4 курса группы 4-1н
Учебное заведение: Филиала СГПИ в г. Железноводске
Населённый пункт: г. Железноводск
Наименование материала: статья
Тема: "Практические задания как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УДК

Петрова М.Г.

старший преподаватель

кафедры начального и дошкольного образования

Тутаева Э.С.-А.

студентка гуманитарного факультета

Филиала СГПИ в г. Железноводске

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация:

В

данной

статье

рассмотрены

о собенно сти

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников

на

уроках

математики

средствами

практических

заданий.

В

работе

представлены

результаты

экспериментального

исследования,

позволившие

утверждать,

что практические

задания

являются

эффективным

средством

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников

на

уроках

математики.

Ключевые слова: познавательные универсальные учебные действия,

младшие школьники, уроки математики, практические задания

Модернизация

российского

образования,

введение

ФГОС

НОО

обусловило

необходимость

формирования

у

младших

школьников

универсальных

учебных

действий:

личностных,

познавательных,

коммуникативных

и

регулятивных.

Познавательные

универсальные

учебные действия – это система способов познания окружающего мира,

построение

самостоятельного

процесса

поиска,

исследования

и

совокупность

операций

по

обработке,

систематизации,

обобщению

и

1

использованию

полученной

информации.

К

п озн авател ь н ым

универсальным

учебным

действиям

общеучебные

универсальные

действия,

логические

универсальные

действия,

постановка

и

решение

проблемы [1; 3].

Важное

место

в

формировании

познавательных

универсальных

учебных действий младших школьников занимают уроки математики. В

процессе обучения математике формируются следующие познавательные

универсальные учебные действия: осознание, что такое свойства предмета

-

общие,

различные,

существенные,

несущественные,

необходимые,

достаточные;

моделирование;

использование

знаково-символической

записи математического понятия; овладение приемами анализа и синтеза

объекта

и

его

свойств;

использование

индуктивного

умозаключения;

выведение

следствий

из

определения

понятия;

умение

приводить

контрпримеры; умение решать проблемы или задачи [1; 3].

В качестве средства формирования познавательных универсальных

учебных

действий

на

уроках

математики

в

начальной

школе

могут

выступить

практические

задания.

Основой

содержания

любого

практического задания являются научно-популярные журнальные статьи,

справочные

таблицы,

словарные

статьи,

описания

экскурсионных

маршрутов, карты, рисунки и фотографии, ресурсы Интернет. Задания с

практическим содержанием можно использовать на всех этапах урока.

Практические

задания

могут

решаться

в

ходе

выполнения

действий

с

предметами - практическим методом, а также при помощи оформления

символических рисунков, схем или таблиц [4].

Нами

было

проведено

исследование.

В

его

методологическом

разделе,

во-первых,

была

определена

цель

-

выявление

особенностей

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий

у

младших школьников на уроках математики посредством практических

заданий. Во-вторых, было выбрано место исследования - муниципальное

к а з е н н о е

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е

у ч р е ж д е н и е

« С р е д н я я

2

общеобразовательная

школа

№10»

с.

Крымгиреевское

Андроповского

района. В качестве респондентов выступили обучающиеся 4 «А» и 4 «Б»

классов по 15 человек в каждом классе.

В

ходе

констатирующего

эксперимента

был

выявлен

начальный

уровень

сформированности

познавательных

универсальных

учебных

действий

у

младших

школьников.

С

этой

целью

была

проведены

следующие методики: методика «Нахождение схем к задачам»

А.Н.

Рябинкиной (общеучебные действия), методика «Диагностика логического

мышления» Э.Ф.

Замбацявичене

(логические

действия),

методика

«Диагностика универсального действия общего приема решения задач»

А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой (действия постановки и решения проблемы).

Результаты

диагностики

показали,

что

уровень

сформированности

познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 «А»

класса

ниже,

чем

у

школьников

из

4

«Б»

класса.

По

итогам

констатирующего эксперимента 4 «Б» класс был выбран контрольным, а 4

«А» класс - экспериментальным.

В

течение

полугода

в

4

«А»

классе

проводился

формирующий

эксперимент. В ходе формирующего эксперимента нами был составлен и

апробирован на уроках математики в 4 «А» классе сборник практических

заданий. Для реализации практической направленности обучения задания

были составлены исходя из жизни класса, семьи, школы, улицы, города,

области и т.д. При прохождении темы «Единицы массы. Килограмм» было

задействовано мускульное чувство руки. При прохождении темы «Объем

прямоугольного параллелепипеда» решались задачи на нахождение объема

классной

комнаты,

различных

объемных

предметов.

При

прохождении

темы «Цена. Количество. Стоимость» школьники предварительно узнавали

цены на основные продукты в магазинах, после чего на уроках математики

рассчитывалась стоимость покупок [4; 5; 6].

В

ходе

контрольного

эксперимента

была

выявлена

динамика

развития познавательных универсальных учебных действий у младших

3

школьников. С этой целью были проведены те же методики, что и на

констатирующем

эксперименте.

Результаты

диагностики

показали,

что

п о с л е

п р о в е д е н и я

ф о р м и р у ю щ е го

э кс п е р и м е н т а

у р о в е н ь

сформированности познавательных универсальных учебных действий у

обучающихся 4 «А» класса вырос.

Таким

образом,

практические

задания

являются

эффективным

средством

формирования

познавательных

универсальных

учебных

действий у обучающихся начальной школы.

Список литературы.

1.

Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных

действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная

школа плюс до и после. - 2011. - №11. - С.59-63.

2.

Нуралиева Г.В. Методика обучения математике в начальных классах /

Г.В. Нуралиева. – Ставрополь: ИРО, 2011. - 328 с.

3.

Осмоловская И.М. Формирование универсальных учебных действий

у

учащихся

начальных

классов

/

И.М.

Осмоловская,

Л.Н.

Петрова

//

Начальная школа. - 2012. - №10. - С.6-11.

4.

Смолеусова

Т.В.

Этапы,

методы

и

способы

решения

задач

/

Т.В. Смолеусова // Начальная школа. - 2013. - №12. - С.62-66.

5.

Узорова А.И. 3000 задач и примеров по математике / А.И. Узорова. –

М.: Просвещение, 2006. – 598 с.

6.

Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как

средство

реализации

современных

педагогических

концепций

и

технологий / С.Е. Царева // Начальная школа. - 2013. - №12. - С.65-67.

4