Напоминание

"Мы- друзья природы"

Автор: Малащенкова Татьяна Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Поселок Красный Смоленская область
Наименование материала: Экологический проект
Тема: "Мы- друзья природы"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Экологический проект

Тема: «Мы - друзья природы»

Вид проекта: познавательно – исследовательский, творческий, групповой

Сроки выполнения: краткосрочный

Участники: родители, дети старшей группы ,воспитатель

Актуальность:При ознакомлении детей с природой открываются

возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует

формированию положительных качеств. Проведение собственных

исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и

способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и

собственного здоровья поведению.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как

развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира,

повышения экологической грамотности детского населения, воспитания

трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое,

исследовать и экспериментировать.

Цель проекта: формирование системы осознанно – правильных

экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой

красоты, формировать к ней бережное отношение;

- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить

экологические запреты;

- учить видеть красоту природы;

-формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в

природе.

Предполагаемый результат:

У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура

поведения в природе.

1 этап – подготовительный

Постановка цели и разработка содержания учебно-воспитательного процесса.

Подборка художественной литературы:

Стихотворение «Про всех на свете»

Все – все, все на свете,

На свете нужны,

И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников, злых и свирепых

Нужны все на свете!

Нужны все подряд – кто делает мед

И кто делает плохие дела

У кошки без мышки, у мышки без кошки,

Не лучшие делишки!

И, если мы с кем – то не очень дружны,

Мы все – таки очень друг другу нужны.

А если нам кто – ни будь лишним покажется,

То, это конечно, ошибкой окажется!

Все – все, все на свете, на свете нужны.

И это все дети запомнить должны.

Б. Заходер

Рассказ «Девочки в лесу»

Оля и Лида пошли в лес. После утомительной дороги они сели на траву

отдохнуть и пообедать. Вынули из бумаги хлеб с маслом, яйцо. Когда девочки уже

закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля

и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки

еды, бумагу и бросила их под куст. Лида завернула в бумагу яичную скорлупу и

положила в сумку.

- Зачем ты берешь с собой мусор? – спросила Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу.

Никто не увидит. Лида тихо ответила подруге_____________________________

(По В.А. Сухомлинскому)

Вопрос детям: Что по-вашему, ответила Лида и почему?

Рассказ Т. А. Шорыгина «Прогулка в лес»

В густом лесу жила медведица Ангелина, и было у нее двое медвежат: сынок

Паша да дочка Даша.

Как-то раз отправилась мама-медведица прогуляться с малышами по лесу.

Медвежата весело бежали следом за мамой. Все их интересовало и забавляло.

Вот прямо перед Пашиным носом вспорхнула маленькая серая птичка с

розовой грудкой и весело защебетала, здороваясь с малышами.

Большой шмель в полосатом бархатном жилете уселся на цветок лесной

герани, и цветок слегка склонился под тяжестью шмеля.

Паша тут же сломал ветку и замахнулся ею на шмеля. Ему хотелось

посмотреть, как тот, возмущенно загудев, слетит с цветка.

Что Паша сделал неправильно?

Медведица Ангелина остановила сына:

– Паша! Зачем ты сломал ветку орешника? Во-первых, орешник – живой, и

ему больно, как бывает больно тебе. А во-вторых, осенью на ветке орешника

созреют вкусные орешки, ими станут лакомиться и белки, и бурундуки, и

лесные мыши, и дятлы. Да ты и сам с удовольствием будешь есть сладкие

орехи!

– Я хотел прогнать шмеля. Зачем он на цветок уселся? Может сломать его!

Как вы думаете, может ли шмель сломать цветок?

– Шмель цветок не сломает! – возразила Ангелина. – Он прилетел к нему за

каплей сладкого нектара. Поверь, сынок, цветок очень рад шмелю, угощает

его медовым соком, а за это шмель опыляет цветок. В шмелином гнезде скоро

будет мед. А мы, медведи, – большие любители меда! Если ты вежливо

попросишь дядюшку-шмеля, то он поделится с тобой сладким душистым

медком.

– Ладно, – согласился Паша, – не буду больше ветки ломать и шмелей с

цветов прогонять, пусть себе мед собирают!

– Мамочка! Посмотри, какие красивые цветы! – воскликнула Даша, заметив в

траве крупные голубые колокольчики. – Можно я нарву букет?

Можно ли рвать в лесу цветы?

– Не надо, не рви! Пусть растут, лес украшают, пчелок и бабочек нектаром

потчуют. Лесные цветы тень и влагу любят, а если сорвать их, то они быстро

завянут.

– Это тоже цветок? – спросила Даша, увидев бабочку, которая неподвижно

сидела на стебельке.

– Это летающий цветок! – удивленно воскликнул Паша, когда бабочка,

расправив крылышки, вспорхнула со стебелька.

– Это не цветок, а бабочка! – объяснила мама.

– Давай ее поймаем, – предложил Паша сестре.

– Давай! – обрадовалась Даша.

Можно ли ловить бабочек? Почему?

Медвежата бросились за бабочкой, но, к счастью, поймать ее не смогли.

– Не нужно обижать бабочек и стрекоз, – покачала головой Ангелина. –

Бабочки цветы опыляют, а стрекозы прямо на лету комаров ловят.

– Что это за куча такая? – удивилась Даша, заметив под сосной высокий

муравейник, построенный из высохших сосновых иголок.

– Сейчас я эту кучу обстреляю шишками! – решительно заявил Паша.

Медвежонок поднял сосновую шишку и хотел запустить ее в муравейник, но

Ангелина остановила его:

– Не делай этого, Паша. Это не куча, а муравейник! В нем живут лесные

рыжие муравьи. Вам хотелось бы, чтобы кто-то сломал ваш дом? – спросила

медвежат мама.

– Конечно, нет! – дружно закричали Даша и Паша.

– Тогда и вы берегите чужие дома, – сказала Ангелина.

Она показала малышам муравья, который тащил личинку жука-короеда.

– Муравьи – очень полезные насекомые. Недаром их зовут друзьями леса.

Они уничтожают вредных жуков и гусениц. А еще муравьи переносят семена

многих растений и расселяют их по лесу, – объяснила мама.

Долго бродила по лесу медведица с медвежатами, рассказывая малышам о

лесных обычаях, учила их понимать зверей, птиц, насекомых и бережно ко

всем относиться.

– Запомните, что лес – это наш родной дом. Он нас поит, кормит и приют нам

дает!

Медвежата хоть и устали немного, но прогулка им очень понравилась, а

мамины уроки запомнились.

Вопросы

1.

Почему мама не разрешила медвежонку Паше прогнать с цветка

шмеля?

2.

Почему нельзя ломать ветки деревьев и кустарников, рвать лесные и

полевые цветы?

3.

Почему нельзя ловить бабочек и стрекоз?

4.

Почему нельзя разорять муравейники? Какую пользу приносят

муравьи?

5.

Как вы думаете, о каких еще правилах поведения в лесу рассказала

медвежатам медведица?

Загадки о растениях

Под сугробом он растет,

Снеговую воду пьет.

(Подснежник)

Вдоль дороге у межи

В золотистой спелой ржи,

Словно синий глазок,

Смотрит в небо…

(Василек)

Из желтой точки

Выросли листочки,

Белеют по кругу,

Касаясь друг друга.

Такой цветочек

Мне нравиться очень!

(Ромашка)

Появились бубенчики –

Белые горошки.

На зеленой ножке.

(Ландыши)

Весь в пыли, хоть сил немного,

У дороги он торчит,

У него согнулись ноги.

Неприметен он на вид.

(Подорожник)

Растет зеленый кустик,

Дотронешься – укусит.

(Крапива)

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый,

Потом померк, потух

И превратился в пух.

(Одуванчик)

На лугах, лесных полянах

Цветок полнехонек нектара.

Зовут пчелиной кашкой,

Соседствует с ромашкой.

(Клевер)

Загадки о животных

Зубовато, серовато,

по полю рыщет,

телят, овец ищет.

(Волк)

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: "Ква-ква".

(Лягушка)

Пятачком в земле копаюсь,

В грязной луже искупаюсь.

(Свинья)

Живёт в норке, грызёт корки.

Короткие ножки; боится кошки.

(Мышь)

Мягкие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

(Кошка)

Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи!

(Собака)

Сама пёстрая, ест зелёное, даёт белое.

(Корова)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

На деревьях живет и орешки грызет

(Белка)

Водяные мастера

Строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины.

И добротные плотины.

(Бобры)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

Зимой спит,

Летом ульи ворошит.

(Медведь)

Длинное хвостище,

рыжее волосище,

сама хитрище.

(Лиса)

Не мышь, не птица, в лесу резвиться,

На деревьях живет и орешки грызет

(Белка)

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки

На меня они глядят

Молока они хотят.

(Ежи)

Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!

(Хомяк)

Стройный, быстрый, Рога ветвисты,

Носится весь день. Кто это?

(Олень)

Пословицы и поговорки о растениях

Первый цветок ломает ледок.

Весна красна цветами, а осень плодами.

Где цветок, там медок.

Цветы, что дети, уход любят.

Хорош цветок, да скоро вянет.

Аленький цветок бросается в глазок.

На хороший цветок летит мотылек.

И красивые цветики ядовитыми бывают.

Где вода, там верба, где верба, там и вода.

Дождешься, как от вербы яблок.

От ивы яблоко не родится.

Ива рано инеем покрылась – к долгой зиме

Даст небо дождь, а земля — рожь.

Будет дождичек — будут и грибки.

Шиповник - для здоровья клад

Так в народе говорят.

Из шиповника отвар-

Ценный от природы дар.

Пословицы и поговорки о животных

Собака лает, караван идет.

Ворон ворону глаз не выклюет.

Знает кошка, чье мясо съела.

Доброе слово и кошке приятно.

Гусь свинье не товарищ .

Волка ноги кормят.

Каждый сверчок, знай свой шесток.

Цыплят по осени считают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Соловья баснями не кормят.

Яйца курицу не учат.

Это - еж, его руками не возьмешь.

Каждая жаба свое болото хвалит.

Дидактические игры

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Дидактическая задача: воспитывать чувство любви к родной природе.

Хорошо хлопают в ладоши, плохо - топают.

-беречь природу

-вырубать деревья

-стряхивать снег с деревьев и кустов

-подсыпать стволы деревьев снегом

-ломать ветви

-белить стволы

-топтать и рвать с корнем травы

-поливать растения

-сажать деревья

-лазать на деревья

Речку, лес, цветущий луг

Получай в наследство

Охраняй их юный друг,

Береги их с детства.

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Дидактическая задача: развивать логическое мышление, умение замечать

непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

- Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не

бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали

из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы

улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю

весну»...

Дидактическая игра «Где что можно делать?».

Дидактическая задача: активизация в речи глаголов, употребляющихся в оп-

ределенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать

в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц;

отдыхать.) Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Дидактическая задача: описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребенку описать растение или

загадать о нем загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Дидактическая задача: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым

назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение),

получает очко.

Дидактическая игра «Дети и волк».

Дидактическая задача: учить понимать и употреблять в речи глаголы про-

шедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы,

говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и

игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Дидактическая задача: расширять в сознании смысловое содержания слова;

УЧИТЬ

создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он

умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает

картинку с изображением животного.

-Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи

собираю, грибы сушу.

-Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Дидактическая задача: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет

растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Брать - не брать ягоды».

Дидактическая задача: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»;

дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить

название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды,

они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки

верх. (Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника,

черная смородина, брусника, малина.)

Дидактическая игра «Где что растет?».

Дидактическая задача: учить понимать происходящие в природе процессы; дать

представление о значении растений; показать зависимость всего живого на земле

от состояния растительного покрова.

Ход игры: Воспитатель называет разные растения и кустарники, а дети выбирают

только те, что растут у нас. Если растут - дети хлопают в ладоши или прыгают на

одном месте (движение можно выбрать любое), если нет - дети молчат.

-Яблоня, груша, малина, мимоза, ель, саксаул, облепиха, береза, вишня,

черешня, лимон, апельсин, липа, клен, баобаб, мандарин.

-

Если дети справились успешно, можно деревья перечислять быстрее:

-

Слива, осина, каштан, кофе, рябина, платан, дуб, кипарис, алыча, тополь,

сосна.

-

В конце игры подводят итог, кто знает больше деревьев.

Физкультминутка «Три медведя».

Три медведя шли домой (дети шагают на месте вперевалочку)

Папа был большой-большой (поднимают руки над головой)

Мама с ним - поменьше ростом (руки на уровне груди)

А сынок - малютка просто, маленький он был (приседают)

С погремушками ходил

Дзинь- дзинь, дзинь – дзинь. (дети имитируют игру с погремушками).

Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

Хомка, хомка, хомячок (дети раздувают щёки)

Полосатенький бочок. (поглаживают себя по бокам)

Хомка раненько встает, (движения на растяжку)

Щеки моет, шею трет, (потирание лица и шеи)

Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)

И выходит на зарядку (марширование на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)

Хомка хочет сильным стать. (напряжение мышц рук)

Физминутка «Белочке не лень»

Физзарядкой белочке не лень

Заниматься целый день.

С одной ветки, прыгнув в лево,

На сучке она присела.

Вправо прыгнула потом,

Покружилась над дуплом.

Влево-вправо целый день

Прыгать белочке не лень.

Физмннутка «Деревцо»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

Физминутка «Наши нежные цветки»

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

(Плавное раскрывания пальцев)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

(Помахивание руками перед собой)

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

(Плавное опускание рук)

Тихо засыпают,

Головой качают.

2. ОСНОВНОЙ (ДЕЯТЕЛЬНЫЙ) ЭТАП

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Понедельник

НОД «Лес – наше богатство»

Физкультминутка «Белочке не лень»

Дидактическая игра «Хорошо - плохо»

Вторник

Чтение стихов, пословиц, поговорок о природе

родного края

Физкультминутка «Наши нежные цветки»

Игра «Что умеют делать звери?»

Среда

Художественное творчество. Рисование «Будь природе

другом!»

Физкультминутка «Три медведя».

Д Дидактическая игра «Кто же я?».

Четверг

Игра «Ситуация» (Рассказ «Девочки в лесу»,

«Прогулка в лес»)

Разгадывание загадок о растениях и животных нашего

края

Физкультминутка «Хомка, хомка, хомячок»

Пятница

Аппликации «Деревья нашего края».

Физкультминутка «Деревце»

Экологическое развлечение «В гостях у Лешего»

3 этап – заключительный

(Подведение итогов)

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

НОД «Лес – наше богатство»

Цель: формировать у детей понимание необходимости бережного и

заботливого

отношения

к

природе,

основанного

на

ее

нравственно-

эстетическом и практическом значении для человека.

Задачи:

Развивать

познавательную

активность,

творческое

воображение,

коммуникативные навыки.

Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитывать гуманное отношение к лесу и его обитателям.

Закреплять знания о правилах поведения в природе

Оборудование: маски медведя, совы, магнитофон с записями, (звуки леса,

звуки природы, песня «Давайте сохраним» - слова Н. Старшинова, музыка В.

Серебрянникова), картинки лесных жителей ,д/игры: «Четвертый лишний»,

«Разрезные картинки»; карточки «Звери и их жилища», карандаши.

Ход занятия

Звучит музыка «Шум леса»

Воспитатель: Был

обычный

весенний

день.

Солнышко

припекало,

снег

почти уже растаял. Кругом бежали ручьи, кое-где показалась зеленая трава.

Возвращались перелетные птицы, звери проснулись от зимней спячки. Все

вокруг было тихо и прекрасно. Ничего не предвещало беды и вдруг…

(Входят медведь,сова)

Медведь:

Всё

мои

дорогие

звери

и

птицы,

пора

прекращать

все

эти

безобразия. Мы звери, устали от всего этого. Предлагаю провести собрание и

решить, что дальше делать человеком, который возомнил себя царем земли и

творит все, что ему хочется в лесах, на лугах, водоемах и болотах.

Сова: Они, люди, уже и до нас добрались. Кругом коптят трубы, выбросы от

их машин – ни дышать, ни лететь, ни птенцов выводить невозможно.

Воспитатель: Ребята, мы можем доказать, что мы любим и знаем природу?

Ну,

тогда

нам

предстоит

выполнить

задания,

приготовленные

лесными

жителями и тогда они поверят в то, что вы настоящие знатоки и любители

природы. (Показываю коробку, где картинки лесных жителей).

-Готовы? Тогда слушайте.

Задание от совы.

Дом со всех сторон открыт

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом

Чудеса увидишь в нем! (Лес)

Воспитатель:

- Лес – это дом для животных и растений, а в каждом доме есть свои правила.

Сейчас мы проверим, умеете ли вы вести себя в чужом доме, можно ли вас

взять в лес. (Вношу запрещающие знаки. Дети объясняют их значения).

- Молодцы, с вами можно идти в лес.

Задание от волка. «Четвертый лишний».

- У вас карточки с изображением животных. Ваша задача найти лишнее

животное по какому-либо признаку.

Задание от ежика. «Разрезные картинки»

- Сложите картинки и угадайте, что там? Дети собирают картинки лесных

ягод и рассказывают о пользе этих ягод.

Задание от зайца. Игра «Что растет в лесу?».

Я

буду

называть

разные

растения,

если

я

назову

растение,

которое

встречается в лесу, в должны хлопать в ладоши. Готовы? Тогда начинаем.

(Ель, береза, морковь, подорожник…)

Физкультминутка

Задание от медведя. «Кто где живет?»

- На столах лежат карточки с изображением зверей и их жилищ. Посмотрите

внимательно на карточку, и с помощью стрелок разместите зверей по их

жилищам.

Задание от лисы. Игра «Сделай шаг»

Дети встают в один ряд. Воспитатель каждому задает вопросы, если игрок

правильно отвечает – делает шаг вперед, если нет – остается на месте.

1.

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)

2.

Сколько ног у паука? (восемь)

3.

Какие птицы прилетают к нам первыми? (грачи)

4.

Как одним словом называют животных, которые живут с человеком?

5.

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)

6.

Ворона, скворец, грач, воробей, ласточка - кто это? (птицы)

7.

У какого дерева ствол белый? (у березы)

8.

Как называется дом у муравьев? (муравейник)

9.

Что страшнее птице- голод или холод? (голод)

10.

Как называют человека, который лечит животных? (ветеринар)

11.

Кто носит свой дом на спине? (улитка)

12.

На каком дереве растут желуди? (на дубе)

13.

Карась, щука, сом, окунь - кто это? ( рыбы)

14.

Какая птица лечит деревья? (дятел)

15.

Какую птицу называют «лесное радио»? (сорока)

16.

Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком?

(лесник)

17.

Чем питается бабочка? (нектаром)

18.

Кто в лесу плетет паутину? (паук)

19.

Кто спит вниз головой? (летучая мышь)

20.

Какого цвета листья на деревьях зимой? (их нет)

21.

Какое насекомое питается кровью? (комар)

Итог занятия: Замечательно! Справились со всеми заданиями. Но вот белка

просит закончить предложение:

- Сегодня я понял, что…

- Больше всего мне запомнилось…

Педагог: Ребята, природа красивая, загадочная, щедрая, заботливая, но она

ранимая, хрупкая, нуждается в нашей заботе и защите. Защитим и поможем

ей вместе.

Наше занятие хочется закончить следующими строчками из стихотворения.

Любите родную природу –

Озера, леса и поля,

Ведь это же наша с тобою,

Навеки родная земля

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней,

Так будем же ребята, все вместе

Мы к ней относиться добрей.

Ребята, вы так понравились лесным жителям, что они не просто решили

оставить нас на планете, но и наградить вас.

Аппликации «Деревья нашего края».

Задачи: вызвать у детей интерес к изображению деревьев нашего края. Учить

сочетать разные изобразительные техники для передачи характерных

особенностей кроны, ствола. Совершенствовать технические умения.

Развивать чувство цвета и композиции.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций, художественных

открыток с пейзажами. Беседа о деревьях нашего края (сосна, ель, кедр,

рябина, осина, береза, верба). Экскурсия в парк, рассматривание деревьев.

Составление описательных рассказов.

Материал, оборудование: листы бумаги разного размера (3 ватмана,

склеенных вместе в панно), цветная бумага для изображения деревьев,

ножницы, клей, кисточки, салфетки бумажные и матерчатые. Вариативные

образцы для показа детям способов оформления деревьев в разной технике

аппликации (цельный силуэт, из кусочков рваной бумаги разной величины,

модульная аппликация из мелких кусочков бумаги, из рваных полосок и т.д.)

Ход занятия:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть вариативные образцы деревьев и

самостоятельно выбрать технику (или сочетать разные способы аппликации).

Вспоминаем, какие деревья видели в парке на экскурсии и каждый ребенок

изображает то дерево, которое ему больше всего запомнилось, передавая его

характерные особенности строения ствола, веток, кроны.

Вспоминаем правила работы с ножницами, клеем.

Самостоятельная работа детей.

Готовые деревья выкладываются на подготовленный ватман, обсуждаем с

детьми какое дерево, где расположить, учитывая величину деревьев

(композиция).

Создание панно «Лесная поляна»

Художественное творчество «Будь природе другом!»

(рисование с детьми «запрещающих знаков» поведения человека в природе)

Ребята, сегодня ко мне из леса прилетела синца и сказала, что в лесу творится

беспорядок. Пришел к нам в гости в лес Незнайка и не знает, как вести себя в

лесу.

Муравейники

разоряет,

ловит

бабочек,

слушает

громко

музыку,

не

смотрит под ноги, сделал себе рогатку. Давайте нарисуем рисунки и покажем

Незнайке, что нельзя делать в лесу.

Экологическое развлечение

«В гостях у Лешего»

Программное содержание:

- закрепить представления детей о многообразии живых обитателей,

населяющих нашу планету Земля;

- показать принадлежность человека к миру живого на планете;

- закреплять правила поведения в лесу;

- совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

- воспитывать доброе отношение к животным, птицам, насекомым;

- заинтересовать детей не только сюжетом и необычными персонажами, но и

помочь им осознать себя частицей целого мира.

Материалы: Панно «Лесная поляна» (заготовка), «мусор», изображение

следов животных, иллюстрации к загадкам,

Ведущая(Воспитатель):

В некотором царстве, в известном государстве, а именно в том, где мы

живём. Это, ребята не сказка, а присказка. А живёт каждый из вас в доме со

стенами и крышей. Но когда – то очень давно только природа и была

единственным домом человека.

В природе живём не только мы, но и другие обитатели. Для зверя дом –

это лес, поле, горы. Для рыб – моря, озёра, реки. Значит, у всего живого есть

своё жилище, а общим домом для всех является наша планета – Земля.

Ребёнок: Природа – это дом, в котором мы живём.

И в нём шумят леса, текут и плещут реки.

Под сводом голубым, под солнцем золотым

Хотим мы в этом доме жить вовеки.

Ведущий: Однажды в лесу я совершенно случайно услышала разговор двух

сказочных существ. Эта была удивительная беседа! Как я жалела, что кроме

меня никто её не слышал! Думаю, что сегодня как раз настало время вам

рассказать. Только нам надо попасть на полянку в лес.

Ребёнок: Очень добрым, очень светлым золотистым ясным днём

Мы приедем в гости к лесу, в гости к солнышку пойдём.

Рано утром яркий лучик зазвенит в густой траве,

Речка плавать нас научит, ветер – плавать по траве.

Земляничкой и цветами встретят нас и лес, и луг,

Наши песни вместе с нами будут птицы петь вокруг.

Сорока: Ой, не могу! В лес они собрались! А кто вас туда пустит?!

Ведущий: А почему нас нельзя пускать в лес?

Сорока: А потому, что у нас в лесу, в нашем доме, свои правила и свои

порядки.

Ученик 3: Ребята, а давайте мы сороке расскажем, как надо себя вести в лесу.

Правила поведения в лесу (презентация)

Сорока: Я не только довольна вашими ответами, но и даже согласна показать

дорогу. Все за мной!

Лес. Поют птицы. Появляется сердитый Леший на поляне, где разбросан

мусор.

Ведущий: Ребята, что – то неладно в нашем лесу!

Леший: Ишь, чего понаделали! Безобразники. Я вам покажу! Навсегда в лес

дорогу забудете!

Ведущий: Здравствуй, батюшка Леший! Чего же ты такой сердитый, али

нынче не выспался?

Леший: А чего ж веселиться, чему радоваться?

Ведущий: Да ты погляди вокруг – красота, какая! Небо ясное, солнышко

играет лучами. Чего тебе не так?

Леший: Да беда у меня! Много гостей ходит в лес

Ведущий: Да разве это беда? Радоваться

надо.

Леший: Хорошим людям я всегда рад. Правильно говоришь.

Ведущий: Тогда ничего не понимаю, что случилось?

Леший: Не уследил я, кто побывал на моей любимой поляне, на самой

опушке леса. Истоптали её, замусорили! Ветки поналомали, деревце срубили,

костёр разложили да не затушили, чуть пожар не натворили! Уж, найду я этих

безобразников, по лесу закружу, заблужу, в топь болотную загоню!

Ведущий: Была полянка чистая, светлая, красивая. Любил Леший часто

захаживать сюда, отдыхать. Но вот однажды пришёл он туда и увидел то, от

чего душа его заныла, заплакала. Рассердился Леший, разгневался. Стал он

думать – гадать, кто бы это мог натворить? Но так и не догадался. Ой,

смотрите!

Ёж пыхтит и морщится:

Что я вам – уборщица?

Лес никак не подмету,

Соблюдайте, ребята, чистоту!

Ведущий: Ну что, ребята будем делать? Уж очень сильно рассердился

Леший.

Задание 1. Рассортировать мусор и очистить полянку (дерево, картон и

бумажные пакеты разлагаются быстро; пищевые отходы даже полезны, т.к.

ими питаются птицы и звери, они быстро разлагаются и отдают питательные

вещества в почву; стекло, пластмасса и пластик, метал. и резиновые

предметы, целлофановые пакеты – это надо уносить с собой и выбрасывать в

городские мусорные баки)

Лес. Выходит Леший, деловито обходит всю поляну.

Леший: Так, все в порядке! Надо же! (видит ребят):

Здравствуйте, мои друзья.

Надеюсь, вы пришли не зря!

Я – Леший, и лес – мой дом,

Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса,

Я живу в лесу богатом

Охраняю лес, ребята!

Леший: Ребята, случайно не видели, кто порядок на полянке навёл?

Спасибо. В таком случае, добро пожаловать в лес и разрешаю вам немного

поиграть.

Игра «Шишки, жёлуди, орешки»

Леший: Коль по делу – говори, коль без дела – подожди.

Ведущий: Серьёзный ты, какой сегодня, Лешенька!

Леший: А как же, всё хозяйство проверяю. Всё ли на месте в целости и

сохранности.

Мне хорошая память положена. Ну, а если что и забуду, так лукошко

подскажет.

Ведущий: Старый Леший прожил в своём лесу много веков, весь лес он знает

наперечет – кто и где живёт, что и где растёт. Да и как не знать ему все

деревья в лицо, а все травинки по имени.

А знаете, ребята, что лежит у Лешего в лукошке? Догадайтесь:

Весной веселит,

Голосами птиц говорит.

Летом холодит, комарами звенит.

Осенью дарами одаряет,

Грибами и ягодами угощает.

Зимой согревает,

От вьюги снега защищает. (Лес)

Ведущий: Весь лес лежит у него в волшебном лукошке, заколдованный,

зачарованный. А если спросите, как же так – целый лес у Лешего в лукошке

очутился? Ответ простой: на каждое растение лежит у него загадка.

Задание 2. «Расколдуйте» загадки и найдите необходимую картинку –

отгадку.

Зимний лес. Много снега навалило. Леший расставляет следы.

Задание 3. Определите, чьи следы на снегу. Определите, где следы

придуманные.

Леший: Ребята! В моём лесу много жителей и все мои друзья. А вы можете

назвать их? (Ответы детей) Чтобы быть здоровыми и крепкими наши лесные

жители делают зарядку. Ребята, а вы зарядку по утрам делаете?

Ребёнок: Зарядка всем полезна,

Зарядка всем нужна,

От лени и болезней

Спасает нас она

Давайте вместе сделаем зарядку!

«Зверобика»

Конец зимы. Музыка, капель. На заснеженной полянке сидит Леший.

Леший: Ну, вот ещё одну зиму перезимовали, пережили, сколько бед от себя

отвели. Весна наступила, и проснулся наш лес, запели птицы.

Ой, ребята! Я вам такие цветы покажу, какие вы никогда не видели. Они

растут на любимой полянке Лешего.

Полянка без цветов. Леший в шоке.

Ведущий: успокаивает Лешего и предлагает ребятам помочь Лешему.

Рисование мыльными пузырями.

Ведущий: Я знаю, вы умеете отлично рисовать

Свои таланты можете сейчас вы показать.

Но карандаш не справится с работою такой –

И пузыри цветные я принесла с собой!

Педагог помогает каждому ребёнку получить положительный результат,

стремясь сохранить индивидуальность в каждой работе.

Создание коллажа на стенде под звуки леса.

Ведущий: Смотри, Леший, как преобразилась твоя полянка. Какие красивые

цветы расцвели на ней! Ну, что, нравится тебе твоя полянка с

необыкновенными цветами?

Леший: Очень! Спасибо! Вы настоящие друзья

Песня «Настоящий друг»

Ведущий: Мы с вами, ребята, знаем как много обитателей, живущих в одном

большом и дружном «доме» - Земля!

До свидания, старый лес,

Полный сказочных чудес!

По тропинкам мы гуляли,

На полянке поскакали.

Подружились мы с тобой,

Нам теперь пора домой.

Приложение 5

Список используемой литературы и методических пособий.

1. Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления /

сост. О.В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: Астрель, 2005.

2. Цветкова И. В. Экологический светофор для младших школьников. Москва

:Педагогическое общество России, 2000г.

3.

Ягоды

садовые.

Наглядно

дидактические

пособие.

Издательство

«Мозаика – Синтез». Москва 2005г.

4. Животные обитающие на территории нашей страны. Демонстрационный

материал для занятий в группах детских садов и индивидуально. Г.Киров

2004г.

5.

Гризик

Т.И.

Радуга.

Познавательное

развитие

детей

2-7

лет.:

метод.

Пособие для воспитателей. Москва. 2010г.

5. Шорыгина Т. А. Какие звери в лесу?! Путешествие в мир природы и

развитие речи. Москва: «Издательство ГНОМ и Д», 2000г.