Напоминание

Проект "Белое кружево зимы"

Автор: Кузнецова Оксана Романовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР Д/с №156"
Населённый пункт: Магнитогорск
Наименование материала: Проект
Тема: Проект "Белое кружево зимы"
Дата публикации: 15.05.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр

развития ребёнка - детский сад № 156" города Магнитогорска

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

Полное название проекта: «Белое кружево Матушки Зимы»

Автор проекта: Кузнецова Оксана Романовна, воспитатель

Продолжительность проекта: 1 месяц - декабрь, 2018 года.

Тип

проекта: познавательно-исследовательский, творческо-

информационный.

Участники проекта (взрослые, дети):воспитанники и педагоги

группы «Радуга», родители группы.

Возраст детей: 5-6 лет.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен

проект: Как создать праздничное новогоднее настроение у друзей и

родителей? Как сделать группу самой красивой, похожей на «Зимнюю

сказку»?

Цель проекта: Дать знания о живой и неживой природе зимой.

Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к

ней.

Развитие творческого потенциала педагогов, родителей и детей по

эстетическому оформлению группы к Новому году.

Задачи проекта:

- для детей: Расширить представления о зимних природных явлениях

через познавательно-исследовательскую деятельность;

познакомиться с явлениями неживой природы (морозы, сильные

ветры, идет снег, метут метели, замерзли водоёмы), свойствами

снега

(белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый,

липкий);

уточнить и расширить знания об образе жизни диких животных зимой

(заяц, лиса, волк, медведь и белка), о разнообразии птиц

(снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи,

приспособлении к зимним условиям жизни;

изготовить поделки, украшения для празднования Нового Года,

создания новогоднего настроения.

- для педагогов: Создать условия для выявления свойств и качеств

снега и льда. Познакомить с процессом превращения воды в лёд,

льда и снега в воду;

учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода

– состояние воды, снега; время года – состояние растений),

анализировать, делать выводы;

развить любознательность, познавательные интересы, внимание,

память, речь, наблюдательность дошкольников;

вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой;

активировать желание родителей участвовать в жизни группы

совместно с воспитателями и детьми;

привлечь родителей к участию в конкурсе на правах соавторства,

сотрудничества в форме коллективной творческой деятельности;

- для родителей: создать условия дома для творчества детей;

подобрать и изготовить с детьми зимних украшений и поделок в

белых тонах;

найти интересный материал о новогодних традициях;

рассказать о семейных традициях встречи нового года.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: Телепередача «В

гости к Зимушке – Зиме».

Выставка-конкурс «Зимушка- зима»

Продукты проекта:

- для детей: познавательные буклеты «Традиции Уральских казаков

в праздновании Нового года», «Магнитогорск в зимнее время года»,

«Новогодние традиции»,«Елецкое кружево», «Вологодское кружево»,

«Оренбургский пуховый платок»; лепбук «Зима»;

дидактические игры по зимней тематике на развитие речевых,

математических умений, ВПФ;

раскраски, материал для поделок в «Мастерской Деда Мороза».

- для педагогов: дидактический материал по зимней тематике на

развитие речевых, математических умений, ВПФ;

- для родителей: консультации по речевому развитию детей на

новогодних каникулах, о традициях празднования нового года в

семье, игры, схемы поделок на зимнюю тематику, идеи по

оформлению дома к новому году.

-

для социальных партнеров: идеи по оформлению помещений к

празднованию Нового года, дидактический материал на зимнюю

тематику.

Ожидаемые результаты по проекту

- для детей: создание новогоднего настроения, ознакомление с

новогодними традициями, расширение речевых умений и навыков

воспитанников;

- для педагогов: создание новогоднего настроения, украшение

группы к празднику, пополнение дидактического материала и

поделок на зимнюю тематику, сплочение детско - родительского

коллектива;

- для родителей: создание новогоднего настроения, сплочение

детско - родительского коллектива.

- для социальных партнеров: повышение интереса к празднованию

Нового года.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

«Белое кружево Матушки Зимы»

Автор проекта:

Кузнецова Оксана Романовна, воспитатель

Этапы проекта

Действия

детей

Действия

педагогов

Действия

членов семьи и

социальных

партнеров

Подготовительный

(проблема,

планирование,

прогнозирование

результатов /

продуктов проекта)

Вхождение в

проблему.

Вживание в игровую

ситуацию «Как

сделать нашу группу,

похожую на зимнюю

сказку».

Принятие и

дополнение задач

проекта.

Целеполагание.

Создание необходимых

условий для реализации

проекта.

Разработка и

накопление

методических

материалов.

Создание развивающей

среды.

Подбор художественной

литературы по теме.

Разработка

мероприятий, плана

достижения цели.

Поиск идей для

оформления группы в

белых тонах.

Знакомство с проблемой,

внесение изменений в

план проекта.

Объединение в группы по

интересам.

Подбор загадок, стихов

на зимнюю тематику.

Поиск информации,

подбор книг, видео –

материалов,

энциклопедий на

заданную тему.

Поиск идей для

оформления группы в

белых тонах.

Деятельностный

(непосредственная

деятельность по

Объединение в

рабочие группы.

Распределение

амплуа.

Разработка проекта

(план деятельности

Помогает в решении

задачи.

Организует

деятельность, проводит

мероприятия,

Привлекает

Изготавливают поделки,

украшения для

оформления группы в

белых тоннах.

Подбирают материалы

по заданным темам,

проекту, поэтапная

оценка)

по достижении цели)

Участие в работе

одной из групп.

специалистов к

осуществлению проекта.

изготавливают папки –

передвижки,

дидактические игры на

зимнюю тематику.

Завершающий

(презентация

продуктов проекта

и рефлексия –

размышления над

новым знанием или

опытом)

Представление

своих творческих

работ по теме зима.

Рассказ сверстникам

о зиме, о новогодних

традициях, о

различных видах

кружева.

Загадывание

загадок,

рассказывание

новогодних стихов.

Оформление результата

проекта в виде

презентации.

Организация выставки

детских работ (по

рисованию, лепке,

аппликации).

Помощь детям в

составлении речи о своих

творческих работах,

представление

фотоотчёта о работе над

проектом дома.

СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА ПО ПРОЕКТУ

Полное название проекта: «Белое кружево Матушки Зимы»

Автор проекта: Кузнецова Оксана Романовна, воспитатель

Познание

ведущая деятельность

– познавательно-

исследовательская,

формы:

Беседы:

«Почему

скрипит снег?»

«Зачем зимой снег»

«Откуда идёт снег»

Опыты и

эксперименты.

Опыт №1. Почему снег

мягкий?

Цель.

Совершенствовать

знание детей о снеге.

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям,

что форма снежинок

меняется в

Чтение художественной

литературы

ведущая деятельность –

чтение, формы: Н.

Сладков «Суд над

декабрём»

В. Одоевский «Мороз

Иванович»

С. Иванов «Каким

бывает снег»

Е. Трутнева «Первый

снег»

К. Бальмонт «Снежинка»

Г.Снегирёв «Про птиц»

Н Сладков «Еловая

каша»

В.Зотов «Клёст», «О

птицах»

В. Бианки «Кто к

кормушке прилетел?» ,

Коммуникация

ведущая деятельность

– коммуникативная,

формы:

Беседы:

«Почему мне нравится

зима».

«Как человек помогает

зимой животным в

лесу».

«Как встречали Новый

год Уральские казаки»

«Магнитогорск в

зимнее время года»

«Традиции встречи

Нового года».

Телестудия «Зимушка-

зима».

Программы:

“Прогноз погоды” –

зависимости от

погоды.

опыт №3. Почему снег

греет?

Цель. Помочь детям

понять, что снег

согревает землю от

промерзания.

Опыт №4. Зачем Деду

Морозу и Снегурочке

шубы?

Цель. Помочь детям

выявить некоторые

особенности одежды

(защита от холода и

тепла)

Целевые прогулки.

Экологическая тропа

ДОУ. В зимний сквер.

«Синичкин календарь»,

«Молодая ворона»

С.Маршак «Двенадцать

месяцев»

Бр.Гримм «Госпожа

Метелица»

Живой снежок» (Е.

Тараховская)

Н. Некрасов

Не ветер бушует над

бором…

(С. Есенин)

Поёт зима – аукает…

Чудо из чудес (В.

Шипунова)

Вьюга-завируха (Г.

Лагздынь)

Загадки о зимних

явлениях в природе

Пословицы и поговорки

о зиме.

телепередача об

основных признаках

сезонных изменений в

неживой природе,

календаре народных

примет.

“Клуб

путешественников” –

телепередача о

состоянии почвы,

водоемов и растений

зимой.

“Диалоги о животных”

– телепередача о

сезонных изменениях в

жизни животных.

Беседа на тему

«Откуда ёлка к нам

пришла». Рассказ о

возникновении

праздника «Новогодней

ёлки».

Социализация

ведущая деятельность

– игровая, формы:

Беседы: «Традиции

Уральских казаков в

праздновании Нового

года», «Магнитогорск

в зимнее время года»,

«Новогодние

традиции»,«Елецкое

кружево»,

«Вологодское

кружево»,

Труд

ведущая деятельность –

трудовая, формы:

Творческая мастерская.

Вырезывание снежинок.

Оформление макета

«Зима»

Лепка снежинки.

Изготовление цветных

льдинок.

Изготовление поделок о

зиме в белых тонах.

Расчистка дорожек от

Дидактические игры:

«Найди ошибки» (чего

не бывает зимой)

«Кто что делает

зимой»

«Найди по следу»

«Найди такую же

снежинку»

«Разведчики»

(заметить, что

изменилось в природе)

“ Угадай, на что

похожи?” (узоры на

«Оренбургский пуховый

платок»

Изготовление папок -

передвижек «Как

встречают Новый Год в

разных странах?» о

новогодних персонажах

и традициях

празднования в

разных странах.

снега во время

прогулки.

С помощью воспитателя

посыпать дорожки

песком.

Очистить вместе с

воспитателем место для

игр от снега.

На прогулке совместно

с воспитателем

собирать снег в кучи и

свозить для построения

снеговиков.

«Окучивание» снегом

деревьев.

Постройка из снега

Лепка различных форм

из снега.

окнах)

«Дед Мороз», «Снег

кружится».

Д/и «Какая елочка?»,

«Что в мешке Деда

Мороза?»

,«Сколько на

елочке шариков

цветных».

Снег кружится,

летает…».

«Прятки», «Кто что

делает?», » Зимние

забавы», «Мы гуляем

по саду», «Раз, два,

три посчитай», «Что

забыл нарисовать

художник?», «Где и

как зимуют звери?»

«Что сначала, что

потом», «Подбери

признак», «Когда это

бывает».

Пальчиковые игры:

«Зимой», «Пришла

зима», «Снег ложится

на дома», «Санки лыжи

и коньки».

Здоровье

интеграция разных

видов деятельности,

формы:

Беседы:

«Осторожно!

Зимние травмы»

«Как заботиться о

здоровье зимой».

Физическая культура

ведущая деятельность –

двигательная, формы:

П/и «Два мороза»,

«Снежная королева»

Цель: воспитывать

быстроту и ловкость

«Мороз - Красный нос»

Формы взаимодействия

с семьей и

соц.партнерами

формы: Оформление

папки-передвижки «

Прогулки зимой».

Оформление информации

в

р о д и т е л ь с к и й

“Здоровье”

телепередача о

технологиях

укрепления здоровья

зимой и способах

оказания первой

медицинской помощи

Цель: развитие

ловкости, воспитание

выдержки и терпения.

«Снежная карусель»

Цель: упражнять в

ориентировке на

местности.

«Мы - веселые ребята»

Цель: Развивать у

детей умение выполнять

движения по словесному

сигналу.

уголок: «Зимние

забавы»

Предоставление

речевого материала о

зиме

в

в и д е

мнемотаблиц, схем,

рассказов,

видеоматериалов,

консультаций.

Участие родителей в

подготовке

к

Новогодним праздникам

(консультация по

безопасному

оформлению детских

костюмов)

Художественное

творчество

ведущая деятельность

– продуктивная,

формы:

Рассматривание

репродукций картин

русских художников по

теме «Зима».

Рисование

декоративное

«Волшебные снежинки».

Вернисаж: «Зимушка-

зима»

Рисование: «Деревья в

инее».

Рисование : « Зимняя

ночь»

Рисование «Снежинки-

Музыка

ведущая деятельность –

музыкально-

художественная, формы:

разучивание песен,

хороводов о зиме.

Слушание произведений:

П.И. Чайков-ского

«Щелкунчик»;

«Новогодняя полька»

А. Александрова.

Вальс снежных хлопьев

- П Чайковский

Дед Мороз – Детские

Зима Февраль Карнавал

- П Чайковский

Зимнее утро - П

Чайковский

Вивальди – Зима

Режимные моменты

интеграция разных

видов деятельности,

формы:

Труд на участке.

Заготовка корма для

птиц

Подкармливание птиц.

Наблюдения за

погодой, ветром,

небом, солнцем,

метелью (из окна), за

снегопадом,

снежинками, снегом

(белый, холодный,

мокрый), сугробами,

птицами (воробей,

синицы, снегири,

голуби), за прохожими

балеринки»

«Новогодний карнавал»

(свободное рисование

новогодних костюмов).

Аппликация:

«Снеговик»,

«Снежинка» «Девочка в

зимней одежде». «Бусы

на елку». Лепка

«Птички прилетели на

кормушку, и клюют

зернышки»

(коллективная

композиция).

«Снегурочка»,

«Зайчик»

Рисование красками

«Снегурочка».

Рисование «Новогодние

поздравительные

открытки». Рисование

«Наша нарядная елка».

Прослушивание ауди

записи сказок

«Морозко»,

«Снегурочка», песен

«Санки», «Белые

снежинки».

(как одеты, за

деревьями ,за трудом

дворника. Наблюдение

за явлениям природы,

типичным для зимы;

иней, снег, гололед,

метель.

Приложение №1

Пословицы и поговорки о зиме.

· Как зима не злится, а весне покорится.

· Зима без снега — лето без хлеба.

· Год кончается, а зима начинается.

· Снегирь прилетит — о зиме известит.

· Зимой морозы, а летом грозы.

· Зима — не лето, в шубу одета.

· Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.

· Два друга — мороз да вьюга.

· Зима лето пугает, да все равно тает.

· Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.

· Чем крепче зима, тем скорее весна.

· Снег глубок — год хорош.

· Живет и такой год, что на день семь погод.

· Зима спросит, что твое лето приносит.

· Осень богата хлебом, а зима снегом.

· Зимний денек — воробьиный скок.

· На Новый год день прибавился на заячий скок.

· Готовь зимой телегу, а летом сани.

· Береги нос в большой мороз.

· Мороз невелик, да стоять не велит.

Приложение №2

Детские загадки о зиме.

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щёки, нос!

- Знаю, знаю я сама! -

Это к нам пришла ... ! (Зима)

Время года, время года!

Когда спит кругом природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами.

(Зима.)

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома….

Начинается? ( зима )

Наступает

Белый сон...

Всё покроет

Белым он -

И деревья,

И кусты,

И деревни,

И мосты.

Каждый город,

Каждый дом

Спит

Под белым

Полотном. (Зима )

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

В. Стручков

Дождались меня салазки!

Всё вокруг бело как в сказке.

И в лесу и на дворе

Все деревья в серебре.

Белоснежные дома

В гости к нам пришла (Зима.)

Заковала лужи в лёд.

Бьёт и зверя – птицу влёт.

Зябнут вишенки в саду.

Да не сладко коль приду. (Зима.)

У Хозяйки сто забот

Накопилося за год.

Пришла, взмахнула рукавом

И стало всё белым - бело.

Лежат снега по всей округе,

А в рукаве метели-вьюги.

Для всех рассыпала снега.

Дома как белые стога.

Чернеет лес и гладь реки

Уже изрезали коньки. (Зима.)

Пришла вслед за туманами.

Туманами - обманами.

Только было сыро - блёкло,

А уже в узорах стёкла.

И окутал шумный град

Леденящий, стойкий хлад.

(Зима.)

Хлопнула в ладоши -

Все поля в пороше.

Молвила словечко -

Зазвенела речка.

На дома надела шапки

Птицам зябко, греют лапки.

(Зима.)

Скачет с Севера Царица,

Золотой туман клубится.

Погоняет трёх Коней,

А метелицы за ней.

(Зима.)

Дышит хладом.

Гордится нарядом

Из пушистого снега -

Ледяная нега.

(Зима.)

Г. Таравкова

На дворе трещит мороз,

Он кусает больно нос,

Снег на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Праздник Новый Год идёт,

Детям радости несёт,

Угадайте время года,

Что с холодною погодой,

День короткий,ночью тьма,

На дворе стоит ...(Зима.)

Ю. Алешин

Твёрдый снег и держит нас,

Можно бегать… Крепок (наст).

Закрутил буран снега –

Начинается (пурга).

Пурга... и днём от тучи тёмка,

И змейкой стелется (поземка).

А. Алферова

Белая волчица

по дороге мчится,

Воет, копошится…

Спать в сугроб ложится.

(Вьюга)

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,

Зверем страшным завывает,

Вихрем кружит на пути -

Ни проехать, ни пройти.

Очень путники боятся

В снежной буре оказаться:

Не увидишь в ней друг-друга.

Что же это? Это...(вьюга)

В холодильнике живёт.

Превращает воду в лёд.

Щиплет пальчики и нос

Это дедушка…(мороз)!

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер...

Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний ... (Мороз)

Кто все лужи застеклил,

Озеро стеклом накрыл,

Разрешает на катках

Покататься на коньках? (Мороз.)

По земле колдун идёт,

Бородой седой трясёт.

Как на воду он дохнёт,

Превращается вся в лёд.

А когда злодей летает,

Всё живое замерзает. (Мороз)

Мы бежали лыжный кросс.

Кто хватает нас за нос

И румянит щёки

Гонит на уроки. (Мороз.)

В. Стручков

Если дома я в тепле

Он рисует на стекле.

Если выйду погулять

Начинает приставать

Щиплет щёки, щиплет нос

Надоедливый (Мороз.)

Ходит Дед, трещат деревья

Птицы снялись на кочевья.

Звери в шубы прячут нос.

Грозен Дедушка (Мороз.)

Кусает словно пёс.

На стекле пушистый хвост. (Мороз.)

Стеклянный Кот

По лужам идёт.

Стеклянит лужи

Дыханьем Стужи. (Мороз.)

Узорами пишет,

А грамоты не разумеет. (Мороз.)

Звонкий мастер Холодей

Вымостил всю реку

Без пилы и без гвоздей

В помощь человеку. (Мороз.)

З. Полежаева

На холсте окна зимой

Пишет мёрзлою водой,

Кистью водит невидимкой,

Нам даря свои картинки.

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось. (Снег)

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло. (Снег)

Хлопок с неба повалил

Землю зябкую укрыл. (Снег)

Ю. Алешин

Выпал с неба чистый мел -

Городок наш посветлел.

У зимы пока разбег

Утром встал, растаял (Снег)

В. Стручков

Из дырявого Мешка

Наземь падает Мука.

Ладошкой сжал мучицу

Получил - водицу. (Снег)

Мягкий, летучий

Улёгся кучей.

Дворник бородатый

Гребёт лопатой. (Снег)

Зимой лежит.

Весной бежит. (Снег)

Упала Вата на поля

Вся белёшенька земля. (Снег)

Плывут Тучи бородаты.

Борода из ваты.

Зимою ваты

Полно у хаты.

В руки взял - расстаяла.

Мокрый след оставила.

От ваты ничегошки

Мокрые ладошки. (Снег)

Белое Одеяло

На город упало.

Стоят дома и замки

Полные гордой осанки

В белых шапках.

Цветочные клумбы -

В белых охапках! (Снег)

Белые Заплаты

Падают у хаты.

У берёзы, у сосны

И лежат там до весны. (Снег)

Лежит Шуба

Всем люба. (Снег)

Вся земля укрыта Ватой

Урожаев жди богатых. (Снег)

И. Дарнина

Словно бабочка кружится

И на землю спать ложится.

Он холодный и пушистый,

А на солнышке искристый.

Г. Таравкова

Он на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Но едва лучи пригреют,

Он заплачет, потемнеет

И бегут ручьи в разбег,

Это тает зимний...(Снег)

Каменна страница.

Всяк на ней резвится.

Коньками делает следы,

А страница из воды. (Лед)

На реке зимой Паркет

Прочный, скользкий, гладкий.

Хоть пляши на нём сто лет!

Вальсы и вприсядку.

Миновали холода-

Подевался он куда? (Лед)

Лежит Хрусталь

Зимний Царь. (Лед)

Ю. Алешин

Зима. Мороз мосты куёт,

А мы коньками режем (лед).

Мороз коснулся светлых вод

И навёл хрустальный (лед).

Г. Таравкова

Он прозрачный и холодный,

Он загадочный и плотный,

А в тепле вдруг оживает,

Слёзы льёт и быстро тает,

Что водою слёзы льёт?

Ну,конечно,это-...(Лёд.)

С. Мельников

Приложение №3

Стихи о зиме.

Живой снежок» (Е. Тараховская)

Кто-то стукнул к нам в окно

Тихо еле, еле…

За окном темно-темно

От пурги метели.

«Кто там? - я спросить хотел

И кого вам надо?»

Вдруг снежок к нам залетел

В форточку из сада.

Оказалось, он живой,

С крыльями и головой!

Сел он к маме на плечо -

Запушённый, белый.

Догадались мы, о чём

Песенку запел он:

«Я влетел сюда не зря!

Приютите снегиря!»

*** Н. Некрасов

Не ветер бушует над бором

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт - по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

*** (С. Есенин)

Поёт зима - аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные

Под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная,

В улыбках солнца ясная

Красавица весна.

Чудо из чудес (В. Шипунова)

За окошком тёмным

Чудо из чудес -

Белые снежинки

Падают с небес!

Под луною полной

Зимний тихий лес

Запорошен снегом -

Весь под ним исчез.

Лучики и звёзды

В тонких паутинках - ночью новогодней

Падают снежинки.

Вьюга-завируха (Г. Лагздынь)

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт

Приложение №4

Опыты.

Опыт №1. Почему снег мягкий?

Цель. Совершенствовать знание детей о снеге.

Материал. Лопатки, ведёрки, лупа, чёрная бархатная бумага.

Ход. Предложить детям понаблюдать, как кружится и падает снег. Пусть дети сгребут снег,

а затем ведёрками носят его в кучу для горки. Дети отмечают, что ведёрки со снегом очень

лёгкие, а летом они носили в них песок, и он был тяжёлым. Приходилось носить ведёрки

вдвоём. В чём дело?

Затем дети рассматривают хлопья снега, которые падают на чёрную бархатную бумагу,

через лупу. Они видят, что это отдельные снежинки сцепленные вместе. А между

снежинками – воздух, поэтому, снег пушистый и его так легко поднять.

Вывод. Снег легче песка, так как он состоит из снежинок, между которыми много

воздуха. Дети дополняют из личного опыта, называют, что тяжелее снега: вода, земля,

песок и многое другое.

Обратите внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при

сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом

морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном

ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны. Если идти по снегу в

мороз, то слышно, как он скрипит. Прочтите детям стихотворение К Бальмонта

«Снежинка»:

Светло-пушистая Дорогой бурною

Снежинка белая, Легко проносится,

Какая чистая, Не в высь лазурную,-

Какая смелая! На землю просится…

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

На основе наблюдений за снегом можно провести четыре различных опыта. Я опишу

один из них, а остальные можно провести аналогично.

Опыт №2. Где лучики?

Цель. Показать детям, что форма снежинок меняется в зависимости от погоды.

Материал. Чёрная шерстяная ткань, лупа, вертушки.

Ход. Дать детям понаблюдать за ветром. Отметить его силу и направление при помощи

вертушек. Спросить у детей, как они думают, влияет ли это на снежинки, которые сейчас

падают. Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель предлагает рассмотреть их на чёрном полотне, через лупу.

Вывод. Снежинки очень мелкие и у них нет лучиков, они поломались из-за сильного ветра.

Детей всегда интересует, не замёрзнут ли деревья зимой. Предложите вспомнить, что

происходит с деревьями весной, летом, осенью, а затем поясните, что деревьям нужен

отдых, чтобы набрать силы к будущей весне. Зимой они не питаются, не растут, а

погружаются в глубокий сон. У деревьев есть защита – пушистое снежное покрывало.

Мы с детьми часто на прогулке раскапываем снежные сугробы в поисках чего-то

интересного, необычного. Добравшись до земли, дети видят там маленькие зелёные

растения. Как же детям не показать

опыт №3. Почему снег греет?

Цель. Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания.

Материал. Лопатки, две бутылки с тёплой водой.

Ход. Предложить детям вспомнить, как их родители в саду, на даче защищают растения от

морозов. (Укрывают их снегом). Спросите детей, надо ли уплотнять, прихлопывать снег

около деревьев? (Нет). А почему? (В рыхлом снеге, много воздуха и он лучше сохраняет

тепло).

Это можно проверить. Перед прогулкой налить в две одинаковые бутылки тёплую воду и

закупорить их. Предложить детям потрогать их и убедиться в том, что в них обеих вода

тёплая. Затем на участке одну из бутылок ставят на открытое место, другую закапывают в

снег, не прихлопывая его. В конце прогулки обе бутылки ставят рядом и сравнивают, в

какой вода остыла больше, выясняют, в какой бутылке на поверхности появился ледок.

Вывод. В бутылке под снегом вода остыла меньше, значит, снег сохраняет тепло.

Обратите внимание детей, как легко дышится в морозный день. Попросите детей

высказаться, почему? Это потому, что падающий снег забирает из воздуха мельчайшие

частички пыли, которая есть и зимой. И воздух становится чистым, свежим. Предлагаю

детям послушать стихотворение А. Фета:

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и всё немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

При подготовке к Новому году, когда дети рассматривают иллюстрации о празднике, они

часто спрашивают, а почему Дед Мороз и Снегурочка никогда не снимают свои шубы?

Здесь уместно провести такой опыт.

Опыт №4. Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы?

Цель. Помочь детям выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла).

Материалы. Подносы для снеговых фигурок.

Ход. На прогулке спросить у детей, где живут Дед Мороз и Снегурочка? (Там, где холодно

– на Севере; им хорошо, когда холодно). Предложить детям вылепить маленькие фигурки

Деда Мороза и Снегурочки, и внести их в группу. Деда Мороза закутать меховой тканью,

а Снегурочку оставить на подносе. Через несколько минут Снегурочка станет таять, а Дед

Мороз будет таким же прочным, каким его принесли. Дети высказывают предположения:

шуба защищает от тепла комнаты, снежный Дед Мороз не растаял. Дети выясняют, что

Дед Мороз и Снегурочка приходят в шубах и тем самым, спасаются от тепла.

Вывод. Одежда может защищать не только от холода, но и от тепла.

Иногда после вьюжной, холодной погоды, вдруг заиграет яркое солнце. Снег становится

мокрым, тяжёлым. Из такого снега можно слепить всё что угодно. Рассказываю детям

народную потешку:

Снег пушистый лёг на ветки,

У крыльца играют детки:

Лепят бабу под окном,

Дружно катят снежный ком.

Здесь уместно напомнить детям, в каких жилищах живут народы Севера (Иглу – дом из

снега).

Опыт №5. Ледяной дом.

Цель. Совершенствовать умение детей работать со снегом, используя необходимые

инструменты.

Материал. Лопатки, свеча, вода, ведёрки.

Ход. Опираясь на знание детей о жителях Севера, предложить им построить небольшой

ледяной дом на участке детского сада. Для этого, каждый ребёнок должен сделать

несколько «кирпичей» из снежного «теста» (снег и вода). Кирпичи укладываются в ряд, а

каждый ряд должен быть на 3-4 кирпичика меньше. Так получается полусфера. Когда

постройка будет готова, зажечь внутри неё свечу; кирпичики немного подтают и прочно

скрепятся между собой. Постройку можно использовать для сюжетно-ролевых игр.

Вывод. Из снега можно построить даже дом, используя воду и лопатки.

Детям очень нравится опыт с замерзанием различных жидкостей.

Опыт №6. Замерзание жидкостей.

Цель. Познакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессах их

замерзания.

Материал. Формочки с одинаковым количеством обычной и солёной воды, молока, сока,

растительного масла.

Ход. Дети рассматривают жидкости, экспериментируют с ними и определяют различия и

общие свойства жидкостей (тягучесть, способность принимать форму ёмкости). Дети

выносят формочки с различными жидкостями на холод. После прогулки дети

рассматривают и определяют, какие жидкости замёрзли, а какие – нет.

Вывод. Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще. Чем

жидкость гуще, тем длительнее время замерзания.

Когда уже установится холодная, морозная погода, детей можно удивить и порадовать

таким опытом. Но необходимо заранее раскопать снег до земли, положить листок с

надписью «Дети, будьте осторожны на льду!» И залить это водой. Когда всё замёрзнет,

присыпать снегом и заметить это место.

Опыт №6. Ледяной секретик

Цель. Показать детям свойства льда, выяснить, в чём опасность льда для здоровья.

Материал. Заранее подготовленный «ледяной секретик», картинки с различными

ситуациями детей на льду (дети находятся на водоёме, возле проруби; дети шалят на катке

и падают).

Ход. Загадать детям загадку: «Прозрачен, как стекло, а не вставить в окно». (Лёд).

Предложить детям, осторожно, не торопясь раскопать снег в указанном месте варежкой.

Дети находят под снегом лёд, видят подо льдом надпись. Вместе читают: «Будь осторожен

на льду!». Дети отмечают, что читать легко, так как лёд прозрачный. Предлагает достать

записку из-под льда. Дети отламывают кусочки льда, и выясняют, что лёд хрупкий,

гладкий, скользкий. Воспитатель проводит беседу, как опасно выходить на лёд зимой,

рассматривают картинки.

Вывод. Лёд прозрачный, хрупкий, скользкий и этим он опасен для человека, если не

соблюдать осторожность.

Дети старшего дошкольного возраста часто задают вопросы, откуда берутся: снег, дождь,

роса, иней. Можно объяснить это на опыте. А сначала прочитать стихотворение А.

Калинчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И всё на свете в инее –

То белое, то синее.

Опыт №7. Откуда берётся иней?

Цель. Дать детям доступное объяснение происхождения осадков.

Материал. Термос с горячей водой, тарелка.

Ход. На прогулку выносится термос с горячей водой. Открыв его, дети увидят пар. Над

паром необходимо подержать холодную тарелку. Дети видят, как пар превращается в

капельки воды. Затем эту запотевшую тарелку оставляют до конца прогулки. В конце

прогулке дети легко увидят на ней образование инея. Опыт следует дополнить рассказом

о том, как образуются осадки на земле.

Вывод. При нагревании вода превращается в пар, пар - при охлаждении превращается в

воду, вода в иней.