"Рабочая программа по музыке для 5 класса"

Автор: Попова Наталья Станиславовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №2"
Населённый пункт: г.п.Излучинск ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по музыке для 5 класса"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Приложение к основной образовательной программе

основного общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано

на заседании методического совета школы

председатель В.М. Прохоревич______________

протокол №1 от 24.08.2015г.

Утверждаю:

директор школы

________________А.Д. Грибецкая

Приказ от 24.08.2015г. № 381



Рассмотрено на заседании

МО учителей творчества

Руководитель МО Н.С. Попова

_________

Протокол №1 от 24.08.2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

для V класса

Поповой Натальи Станиславовны,

учителя музыки



2015/2016 учебный год


Пояснительная записка

1.Рабочая учебная программа по музыке для

V класса
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и важнейшими положениями художественно-педагогической концепсии Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. 5-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ
предусматривает обязательное изучение музыки в V классе в объеме не менее 35 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета. Общие цели образовательной области.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта. Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия, уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний
,
умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Курс музыка в средней школе рассчитан на 105 часов. В V-VII классах на изучение курса отводится 1час в неделю, 35 учебных недель.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того, или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития обучающихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
5.Результаты изучения курса
Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения предмета «Музыка» (базовый уровень): - чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества; - целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов; - готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке; - совершенствование художественного вкуса; - овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности; - наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение; - приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности; - участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;
- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач; В процессе освоения предмета «Музыка» обучающиеся получат возможность (повышенный уровень): - сформировать целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира. - развить музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии её стилей, форм и жанров. - совершенствовать художественный вкус, устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. - овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности. - наличия определенного уровня развития общих способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. - приобретения устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности. - сотрудничества в ходе реализации коллективных учебно-творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся (базовый уровень): - умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения; - использование разных источноков информации, стремление к художественному самообразованию; - применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач; - навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности; - умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве; - владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ; - умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения; - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения; - умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать, делать выводы; - умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач; - умение использовать разные источники информации; - применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач; - стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию; - развитие укстойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности; - творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем; - усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей. Метапредметные результаты характеризуют возможность формирования универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности и подразумевают (повышенный уровень):
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения необходимых результатов. - проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями. - оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего предназначения в ней. - размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. - использование различных источников информации. Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. - определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в реальных жизненных ситуациях. - применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. - наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры. - участие в жизни класса, школы, города и др. Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты
являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки: - умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, географией и т.д. - умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных, вокально- хоровых жанров; - знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу; - умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства; - проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под фонограмму с различными инструментами; - установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств выразительности; - освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства; - осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства; - участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
(повышенный уровень):
- формирование представлений о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого человека. - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки. - формирование устойчивого интереса к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности.
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности. - осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия. - рассуждения о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом. - применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры. - постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира. - расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно- коммуникативные технологии. - освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
6.Содержание тем учебного курса:
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «
Музыка как вид искусства
», «
Музыкальный

образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Общечеловеческие ценности, запечатлённые в произведениях музыкального искусства (народного музыкального творчества, шедеврах русской и зарубежной классической музыки, духовной музыки, современной музыки, академических и массовых жанров).
Народное музыкальное творчество.
Музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку, природе, родному краю. Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Исполнение народных песен России и их сопоставление с народным искусством других стран.
Русская классическая музыка.
Музыкальная культура 19-20 веков. Величие России в музыке русских композиторов – классиков. Знакомство с музыкальными жанрами. Опера и балет. Вокально-инструментальные жанры (песня, романс, кантата и др.). Инструментально- симфоническая музыка (миниатюра, концерт, симфония). Выявление народных истоков в творчестве композиторов-классиков. Музыкальные произведения М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, И.Стравинского, С.Рахманинова, Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Г.Свиридова и др.
Духовная музыка
. Общечеловеческие проблемы в церковной и светской музыке на религиозные сюжеты. Национальные особенности духовной музыки. Знакомство с образцами знаменных распевов.
Зарубежная классическая музыка.
Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной классической музыки и выявление своеобразия их творчества. Сравнение музыкальных и жизненных образов. Музыкальные произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ж.Бизе, Ф.Шопена, И.Штрауса, М.Равеля, К.Дебюсси и др.
Современная музыка.
Взаимопроникновение легкой и серьёзной музыки. Традиции музыкальной классики в современной музыке. Оперетта. Мюзикл. Джаз. Симфоджаз. Массовая песня. Песни военных лет, 50-90х годов, авторская песня. Рок-музыка, поп-музыка. Вкус и мода. Музыкальные сочинения Д.Шостаковича, С Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина, А.Шнитке, Дж.Гершвина, Д.Тухманова, Э.Веббера, М.Дунаевского. и др.

Музыка как вид искусства.
Специфика воздействия музыки на человека. Развитие музыки. Интонация, сходство и различия. Знакомство с нотной записью. Музыкальный язык. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Стилевые особенности. Единство содержания и формы в музыке.
Музыка в семье искусств.
Взаимосвязь музыки с литературой, театром, изобразительным искусством, кино. Умение находить разное и общее в различных видах искусства. Музыка в кино, театре, на телевидении и её роль в создании целостного произведения искусства. .Музыка как вид искусства с её высокой способностью к художественному обобщению, эмоциональному воздействию оказывается наиболее действенным средством позитивного влияния на душу ребенка. Исходя из такого понимания смысла и сущности предмета «Музыка» в школе строится программа обучения.


В программе V класса следующие разделы:
1. Музыка и литература (17 часов) 2. Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
7.Календарно-тематическое планирование

Раздел

программы

Тема урока

Содержание урока

Характеристика деятельности (планируемые результаты)

Предметные

Метапредметные

Личностные

Музыка и

литература

1

Что роднит музыку

с литературой.
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы сказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке. П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации. К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии. Формировать представление о социально-политическом устройстве России.
литературе.  М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,  Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;  П.Чайковский. Симфония №4;  Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения
2

Вокальная музыка.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня.  Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.  Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.  П.Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. Р: самостоятельно находить художественно- поэтическую и музыкальную мысль в произведении. П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ. К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой. Воспитание любви и уважения к родному краю.
3

Вокальная музыка.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности. Уметь: разучивать и исполнять образцы музыкально_- поэтического творчества. Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений. Рассуждать Р: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП. П: четко понимать, что песня -хранительница истории, народных традиций и обрядов. К: разучивание РНП. Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения
Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни:  «А мы просо сеяли»,  «Бояре, а мы…»,  «Уж ты, поле мое»; о многообразии музы- кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении. Обнаруживать, выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки.
4

Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.  Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.  Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки – романс, определение: камерная музыка. Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзыв- чивость. Р: самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения. П: знать, для чего используется прием повторения слов в песне и романсе. К:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы. Гордиться и хранить нравственно-эстетическое наследие русского народа
5

Фольклор в музыке

русских

композиторов.
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Уметь Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ. П: знать на основе каких муз. средств выразительности (контраст , повтор, вариационность) создан образ. Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.
Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.  Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.  «Колыбельная» А. Лядов. по характерным признакам определять принадлеж - ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — народная, композиторская. К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.
6

Фольклор в музыке

русских

композиторов.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.  Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим - ский-Корсаков. Знать/понимать: интонационное свое- образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлеж - ность музыкальных произведений к соот- ветствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов Р: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты. П: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты. К: сочинить сказку в восточном стиле. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
7

Жанры

инструментальной и

вокальной музыки.
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада. Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке. П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека. Ценить народно-песенное искусство, его истоки и традиции.
Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.  Вокализ. С. Рахманинов.  Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.  Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.  Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .  Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.  Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева. музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение. К: исполнение романса.
8

Вторая жизнь песни.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.  Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи нала). П. Чайковский.  Веснянка, украинская народная песня.  Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра- зительность в музыке. Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке. П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора. К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию. Развитие духовно- нравственных и этических чувств , эмоциональной отзывчевости.
9
Народные истоки русской Знать/понимать: Р: Самостоятельно

Вторая жизнь песни.
профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.  «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. особенности русской народной музыкальной культуры. Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. прослеживать музыкальную линию произведения. П: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении. К: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.
10

«Всю жизнь мою

несу Родину в

душе…»
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония- действо. Кантата.  Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин  Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.  Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства. Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о смысле жизни, красоте, природы. Различать основные нравственно- этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.
идее, о средствах и фор мах ее воплощения; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
11

Писатели и поэты о

музыке и

музыкантах.
Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.  «Этюд №12» Ф.Шопен  «Прелюдия№7» Ф.Шопен  «Прелюдия№20» Ф.Шопен  «Вальс №7» Ф.Шопен Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис кусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов – романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия. Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, вы сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор мах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики. Р: самостоятельно определять смысл музыкального произведения. П: различать музыкальные произведения по средствам музыкальной выразительности. К: творческое задание. Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др
12

Писатели и поэты о

музыке и

музыкантах.
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен) Значимость музыкального искусства для Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис кусства на основе осознания специфики языка каждого из них, что музыка не Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта П: отвечать на вопросы учителя. Уважать творчество зарубежных композиторов.
творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием  Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.  Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.  Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.  Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. только раскрывает мир человеческих чувств, настроений, мыслей, но и играет драматургическую роль, не только в литературе, но и в жизни. Знать жанры музыки: реквием, сюита. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия. К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»
13

Первое путешествие

в музыкальный театр.

Опера.
Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально- драматического спектакля , в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.  Садко. Опера-былина (фрагменты). Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д. Уметь: творчески интерпретировать Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер П: знать муз. термины. К: выполнение творческого задания. Уважать и любить историю Родины. Гордиться РНП.
Н. Римский-Корсаков. содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
14

Второе путешествие

в музыкальный

театр. Балет.
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры- солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.  Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.  Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику. Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа. Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета П: знать музыкальные термины. К: творческое задание. Расширять образно- эмоциональный диапазон своих муз. познаний.
15

Музыка в театре,

кино, на

телевидении.
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм. Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении. Уметь: участвовать в коллективной Р: самостоятельно определять формы музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и Посещать театры и кино.
 Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.  Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский. исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности. т.д.
16

Третье путешествие

в музыкальный

театр. Мюзикл.
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.  Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.- Л. Уэббер.  Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью. Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности. Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла. П: знать главные отличия мюзикла от оперы. К: творческое задание. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
17

Мир композитора
Знакомство с творчеством региональных композиторов. Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности Знать/понимать: взаимодействие музыки и литературы на основе специфики и общности жанров этих видов искусства; знать имена выдающихся русских и зарубежных компози торов, приводить примеры их произведений. Уметь: передавать свои музыкальные впечатления Высказывать личностно- оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни.
жанров этих видов искусства. Выявление многосторонних связей музыки и литературы. в устной и письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкаль но- эстетической жизни класса, школы.
Музыка и

изобразительное

искусство

18

Что роднит музыку с

изобразительным

искусством.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.  Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.  Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки. Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры. Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы. П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности. К: оценивать разнообразные явления муз. культуры. Анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции. выделять этапы и оценивать меру освоения каждого.
19

Небесное и земное в

звуках и красках.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие. Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства. П: выявлять нравственно- эстетическое направление в музыкальном произведении. К:иметь убеждение в том, Выстраивание самостоятельного маршрута общения с искусством. Умение размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства
русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.  «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский  «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов  «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно  «Ave Maria» Дж. Каччини  «Ave Maria» Ф. Шуберт произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция. что песенное начало объединяет все духовные песнопения.
20

Звать через прошлое

к настоящему.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:  «Песня об Александре Невском»  хор «Вставайте, люди русские» Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата. Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально- образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу. Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата. П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин. К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами. Эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить своё впечатление.
21
Выразительность и изобразительность Р: самостоятельно Умение находить, систематизи-

Звать через прошлое

к настоящему.
музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:  «Ледовое побоище»  «Мертвое поле»  «Въезд Александра во Псков» определять, какую роль играет контраст в муз. образе; и какую роль рондообразность. П: знать муз. термины . К: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского. ровать, преобразовы-вать информацию из разных источников, осуществлять поиск музыкально- образователь-ной информации в сети Интернет.
22

Музыкальная

живопись и

живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Знать/понимать: выразительные возмо- жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно – европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество. Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), Р: самостоятельно определять ритмический рисунок и мелодическую линию. П: знать отличие выразительности и изобразительности в музыке. К: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях. Различать основные нравственно- этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.
Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.  Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).  Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, полу- чивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
23

Музыкальная

живопись и

живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и обшность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок  «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Р: самостоятельно представлять муз. образы каждого персонажа. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Мотивировать свои действия. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др
Шубарта, русский текст В. Костомарова  «Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.
24

Колокольность в

музыке и

изобразительном

искусстве.
Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.  Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.  Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.  Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.  Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Р: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений. П: знать муз. термины. К:закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз. впечатлениями детства. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
25

Портрет в музыке и

изобразительном

искусстве.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений. П: отвечать на вопросы учителя. Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими
интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ- ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.  Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).  Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.  Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.  «Скрипка Паганини» В. Мигуля. литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и фор мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу. К: выполнение творческого задания. людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
26

Волшебная палочка

дирижера.
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.  «Музыкант» Б. Окуджава Знать/понимать: особенности импрес- сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально- пластическом движении, рисунке. Р: самостоятельно продирижировать главную мелодическую линию симфонии. П: знать музыкальные термина. К:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки. Уважать и любить историю Родины.

27

Образы борьбы и

победы в искусстве.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.  Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен. Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов. П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы. К: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело. Различать основные нравственно- этические понятия. Соотносить поступок с моральной нормой.
28

Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.  Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах  Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах  «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский  «Богородице Дево, радуйся» Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; Р: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии. П: знать музыкальные термины. К:ценить муз. шедевры музыкального искусства. Уважать традиции русской духовной западно-европейской культуры.
С. Рахманинов участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
29

Полифония в музыке

и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.  И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),  Аве Мария.  М.К. Чюрленис. Фуга. Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие – полифония, фуга. Органная музыка. Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности. Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО П: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море» К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин. Раскрыть отношение композиторов и художников к родной природе, духовным образам древнерусского и западноевропейского искусства;
30

Музыка на

мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси. П: знать характеризующие термины импрессионизма. К: выполнение творческого задания. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.
Allegro, Andante.  М.К. Чюрленис. Фуга.  М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,  М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». суждение об основной идее, о средствах и фор мах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
31

Импрессионизм в

музыке и живописи.
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.  «Детский уголок» К.Дебюсси  «Диалог ветра с морем» К.Дебюсси  «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков Знать/понимать: особенности импрес- сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально- пластическом движении, рисунке. Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси. П: знать характеризующие термины импрессионизма. К: выполнение творческого задания. Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам
32

О подвигах, о

доблести и славе...
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:  «Помните» Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема. Уметь: выявлять общее и особенное между Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры. П: Отвечать на вопросы учителя. К: четко знать о связи музыки и ИЗО. Оценивать собственные действия наряду с явлениями жизни и искусства. Анализировать собственную работу: находить ошибки, устанавливать их причины.
 «Наши дети»  «Реквием» стихи Р. Рождественского. прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
33

В каждой

мимолетности вижу

я миры…
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия  С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)  М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: - «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана. Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского. Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки. Р: самостоятельно узнавать муз. шедевры. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: стремиться понять образы различных искусств. Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
34

Мир композитора. С

веком наравне.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и Р: самостоятельно определять жанр музыки П: ориентироваться в терминах. Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО, народного творчества, фольклора, эпоса и РНП
композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений. Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (на - родных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых му зыкальных сочинений. К: повышать культурный уровень.
35

Заключительный

урок – обобщение.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами ис кусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров. Р: самостоятельно определять жанр музыки П: ориентироваться в терминах. К: повышать культурный уровень. Понимать, что музыка –это синтез искусств: литературы, ИЗО, народного творчества, фольклора, эпоса и РНП

8. Планируемые результаты
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить обучающимся 5 класса возможность: - понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.); - находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; - размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; - творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности; - участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах); - передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; - развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.; - проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

9.1 Учебно-методическое обеспечение

Наименование объектов и средств материально-

технического обеспечения

Примечание
Программа «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011 В программе определены цели и задачи курса, основное содержание курса, рассмотрены подходы к структурированию материала. Учебники «Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, В учебнике представлен материал, соответствующий программе и позволяющий сформировать систему знаний,
М.,.Прсвещение, 2011 необходимых для продолжения изучения музыки представлена система творческих заданий на отработку УУД, на развитие логического мышления, и т. п. Хрестоматии с нотным материалом Для каждого года обучения. Сборники песен и хоров Для хорового пения в классе. Методические пособия В методических пособиях представлены поурочные разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению уроков. Методические журналы по искусству. Федерального значения Демонстрационные материалы Портреты композиторов Портреты исполнителей Изображение музыкальных инструментов Дидактический раздаточный материал Карточки с признаками характера звучания Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств. Таблицы построены в контексте методической системы учебника. Имеют следующие назначения: - информационно-обобщающие; - проблемно-аналитические; - информационно-справочные и другие.
9.2 Материально-техническое обеспечение

Технические средства обучения Электропианино Синтезатор Компьютер Медиапроектор Музыкальный центр Интернет Электронные приложения дополняют и обогащают материал учебника мультимедийными объектами, видеоматериалами, справочной информацией, проверочными тестами разных уровней сложности. Экранно-звуковые пособия Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке Фонохрестоматия Оборудование класса Настенные доски для иллюстративного материала. Шкафы для хранения дидактических материалов. В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.