Автор: Попова Наталья Станиславовна Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №2"
Населённый пункт: г.п.Излучинск ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Рабочая программа по музыке для 5 класса"
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная средняя школа №2
с углубленным изучением отдельных предметов»
Согласовано
на заседании методического совета школы
председатель В.М. Прохоревич______________
протокол №1 от 24.08.2015г.
Утверждаю:
директор школы
________________А.Д. Грибецкая
Приказ от 24.08.2015г. № 381
Рассмотрено на заседании
МО учителей творчества
Руководитель МО Н.С. Попова
_________
Протокол №1 от 24.08.2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для V класса
Поповой Натальи Станиславовны,
учителя музыки
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
1.Рабочая учебная программа по музыке для
V класса составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования и
важнейшими положениями художественно-педагогической концепсии Д.Б.Кабалевского, с учетом авторской программы по музыке -
«Музыка. 5-7 классы», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ
предусматривает обязательное изучение музыки в
V
классе в объеме не менее 35 часов.
2.Общая характеристика учебного предмета. Общие цели образовательной области.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью,
разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфике воздействия на духовный мир человека.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и
уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные
выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы
(поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего
понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность
их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных
сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует
развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».
Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и
во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое
интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов
сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической,
пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке являются
групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки-путешествия,
уроки-игры, урок-экскурсия, уроки-концерты. Контроль знаний , умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки
осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования.
3.Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане школы
Курс музыка в средней школе рассчитан на 105 часов. В
V-VII классах на изучение курса отводится 1час в неделю, 35 учебных
недель.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Музыка»
Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в
углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе её влияния на человека, развитии у школьников особого чувства
творческого стиля того, или иного композитора. Роль курса состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и
изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов
музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное
восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для
систематизации и углубления знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития обучающихся,
формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни.
Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение
мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции,
готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.
5.Результаты изучения курса
Изучение курса «Музыка» в 5 классе обеспечивает определенные результаты.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в
процессе освоения предмета «Музыка» (базовый уровень):
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; усвоение традиционных ценностей российского общества;
- целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов;
- готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к музыке;
- совершенствование художественного вкуса;
- овладение художественными навыками в процессе музыкально - творческой деятельности;
- наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое
воображение;
- приобретение навыков самостоятельной, целенаправленной, содержательной музыкально-познавательной деятельности;
- участие и сотрудничество в творческой деятельности школьных коллективов;
- инициативность и самостоятельность в решении учебно-творческих задач;
В процессе освоения предмета «Музыка» обучающиеся получат возможность (повышенный уровень):
- сформировать целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира.
- развить музыкально-эстетические чувства, проявляющиеся в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во
всем многообразии её стилей, форм и жанров.
- совершенствовать художественный вкус, устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений музыкального
искусства.
- овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности.
- наличия определенного уровня развития общих способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение.
- приобретения устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности.
- сотрудничества в ходе реализации коллективных учебно-творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.
Метапредметные результаты
характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий,
проявляющихся в
познавательной и практической деятельности учащихся (базовый уровень):
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения;
- использование разных источноков информации, стремление к художественному самообразованию;
- применение полученных знаний о музыке для решения разнообразных художественно-творческих задач;
- навыки проектирования индивидуальной и коллективной проектной деятельности;
- умение рассуждать, выдвигать предположения, обосновывать свою точку зрения об искусстве;
- владение навыками контроля и самоконтроля собственных учебных действий ;
- умение ставить учебные задачи, планировать пути их достижения, выбирать эффективные способы их решения;
- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать возможности ее решения;
- умение обобщать, анализировать, классифицировать, устанавливать аналоги, находить причинно-следственные связи, размышлять,
рассуждать, делать выводы;
- умение расшифровывать, создавать, применять, преобразовывать знаки, тексты, символы для решения учебно-познавательных задач;
- умение использовать разные источники информации;
- применение полученных знаний и умений в области музыкального искусства для решения художественно-творческих задач;
- стремление к самостоятельному общению с музыкальным искусством и художественному самообразованию;
- развитие укстойчивой потребности в общении с миром искусства во внеурочной учебной деятельности;
- творческий подход к решению различных учебных и жизненных проблем;
- усвоение музыкальных культурных традиций разных народов, эпох, стилей.
Метапредметные результаты характеризуют возможность формирования универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в
познавательной и практической деятельности и подразумевают (повышенный уровень):
- анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения необходимых результатов.
- проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями.
- оценивание современной культурной и музыкальной жизни и видение своего предназначения в ней.
- размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.
- использование различных источников информации. Стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному
самообразованию.
- определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор средств и способов её успешного осуществления в
реальных жизненных ситуациях.
- применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.
- наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и
зарубежной музыкальной культуры.
- участие в жизни класса, школы, города и др. Общение, взаимодействие со сверстниками в совместной творческой деятельности.
Предметные результаты
являются показателями обученности учащихся по предмету «Музыка», и демонстрируют владение
теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками в области музыки:
- умение находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, мировой
художественной культурой, историей, географией и т.д.
- умение находить черты сходства и отличия музыкальных жанров: песни, романса, оперы, балета. инструментальных, вокальных,
вокально- хоровых жанров;
- знание творчества и художественных особенностей композиторов, вошедших в программу;
- умение определять в музыкальных произведениях выразительные средства;
- проявление вокально-хоровых навыков в исполнении одно-двухголосных вокальных произведениях с сопровождением и без, под
фонограмму с различными инструментами;
- установление взаимодействий между образами музыки, литературы, изобразительного искусства на уровне содержания, формы, средств
выразительности;
- освоение знаний о выдающитхся явлениях и произведениях отечественного и зарубежного искусства;
- осознанное использование специальной терминологии для обоснования своей точки зрения в отношении произведений искусства;
- участие в разработке и реализации художественно-творческих проектов.
(повышенный уровень):
- формирование представлений о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого человека.
- осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки.
- формирование устойчивого интереса к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой
деятельности.
- понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности.
- осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия.
- рассуждения о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом.
- применение специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры.
- постижение музыкальных и культурных традиций своего народа и разных народов мира.
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-
коммуникативные технологии.
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.
6.Содержание тем учебного курса:
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: « Музыка как вид искусства », « Музыкальный
образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации».
Общечеловеческие ценности, запечатлённые в произведениях музыкального искусства (народного музыкального творчества,
шедеврах русской и зарубежной классической музыки, духовной музыки, современной музыки, академических и массовых жанров).
Народное музыкальное творчество. Музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его истории, отношения к человеку,
природе, родному краю. Песня как память народа, хранительница традиций, обычаев, обрядов. Исполнение народных песен России и их
сопоставление с народным искусством других стран.
Русская классическая музыка. Музыкальная культура 19-20 веков. Величие России в музыке русских композиторов – классиков.
Знакомство с музыкальными жанрами. Опера и балет. Вокально-инструментальные жанры (песня, романс, кантата и др.). Инструментально-
симфоническая музыка (миниатюра, концерт, симфония). Выявление народных истоков в творчестве композиторов-классиков. Музыкальные
произведения М.Глинки, М.Мусоргского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского, И.Стравинского, С.Рахманинова,
Д.Шостаковича, С.Прокофьева, Г.Свиридова и др.
Духовная музыка . Общечеловеческие проблемы в церковной и светской музыке на религиозные сюжеты. Национальные
особенности духовной музыки. Знакомство с образцами знаменных распевов.
Зарубежная классическая музыка. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежной классической музыки
и выявление своеобразия их творчества. Сравнение музыкальных и жизненных образов. Музыкальные произведения И.С.Баха, В.А.Моцарта,
Л.Бетховена, Ж.Бизе, Ф.Шопена, И.Штрауса, М.Равеля, К.Дебюсси и др.
Современная музыка. Взаимопроникновение легкой и серьёзной музыки. Традиции музыкальной классики в современной музыке.
Оперетта. Мюзикл. Джаз. Симфоджаз. Массовая песня. Песни военных лет, 50-90х годов, авторская песня. Рок-музыка, поп-музыка. Вкус и
мода. Музыкальные сочинения Д.Шостаковича, С Прокофьева, А.Хачатуряна, Р.Щедрина, А.Шнитке, Дж.Гершвина, Д.Тухманова, Э.Веббера,
М.Дунаевского. и др.
Музыка как вид искусства. Специфика воздействия музыки на человека. Развитие музыки. Интонация, сходство и различия.
Знакомство с нотной записью. Музыкальный язык. Музыкальный образ. Музыкальная драматургия. Стилевые особенности. Единство
содержания и формы в музыке.
Музыка в семье искусств. Взаимосвязь музыки с литературой, театром, изобразительным искусством, кино. Умение находить разное
и общее в различных видах искусства. Музыка в кино, театре, на телевидении и её роль в создании целостного произведения искусства.
.Музыка как вид искусства с её высокой способностью к художественному обобщению, эмоциональному воздействию оказывается наиболее
действенным средством позитивного влияния на душу ребенка. Исходя из такого понимания смысла и сущности предмета «Музыка» в
школе строится программа обучения.
В программе V класса следующие разделы:
1.
Музыка и литература (17 часов)
2.
Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
7.Календарно-тематическое планирование
Раздел
программы
Тема урока
Содержание урока
Характеристика деятельности (планируемые результаты)
Предметные
Метапредметные
Личностные
Музыка и
литература
1
Что роднит музыку
с литературой.
Интонационно - образная, жанровая и
стилевая основы музыкального искусства
как ее важнейшие закономерности,
открывающие путь для его познания,
установления связи с жизнью и с другими
видами искусства.
Реальная жизнь – источник сюжетов, тем
и образов в музыке и литературе.
Интонация – единый стержень музыки и
литературы. Музыкальная интонация –
язык композитора. Связь музыки и
литературы. Общность жанров в музыке и
Знать/понимать: понимать
взаимодействие музыки с
другими видами ис кусства
на основе осознания
специфики языка каждого
из них.
Уметь: размышлять о
знакомом музыкальном
произведении, вы сказывать
суждение об основной
идее. Узнавать на слух
изученные произведения.
Р: самостоятельно
различать настроения,
чувства, характер образов
выраженных в музыке.
П: уметь сравнивать
музыкальные и речевые
интонации.
К: уметь выявлять сходство
и различие выразительных
средств в музыке и поэзии.
Формировать представление о
социально-политическом
устройстве России.
литературе.
М.Глинка, сл. Н.Кукольника
«Жаворонок»,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя
Россия»;
П.Чайковский. Симфония №4;
Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер
Гюнт»
Воспринимать
музыкальную интонацию,
эмоционально откликаться
на содержание
услышанного произведения
2
Вокальная музыка.
Взаимосвязь музыки и речи на основе их
интонационной общности и различий.
Богатство музыкальных образов
(лирические). Народные истоки русской
профессиональной музыки.
Жанры вокальной музыки – песня.
Осень. П. Чайковский, слова
А. Плещеева.
Осень.
Ц. Кюи, слова А.
Плещеева.
П.Аедоницкий, сл. И.
Шаферана «Красно
солнышко»;
Знать/понимать: основные
жанры вокальной
народной и
профессиональной музыки.
Уметь: выявлять общее и
особенное между
прослушанным
произведением и
произведениями других
видов искусства.
Проявлять личностное
отношение при восприятии
музыкальных
произведений,
эмоциональную
отзывчивость.
Р: самостоятельно находить
художественно-
поэтическую и
музыкальную мысль в
произведении.
П: научиться внимательно и
чутко относится к словам
песни, к тексту, чтобы
лучше понять музыкальный
образ.
К: самостоятельно
различать , что речь может
быть музыкальной, а слово
может стать музыкой.
Воспитание любви и уважения
к родному краю.
3
Вокальная музыка.
Народное музыкальное творчество.
Сущность и особенности устного
народного музыкального творчества как
части общей культуры народа, как способа
самовыражения человека. Основные
жанры русской народной музыки
(наиболее распространенные
разновидности обрядовых песен,
трудовые песни, лирические песни).
Знать/понимать: основные
жанры народных песен, ее
особенности.
Уметь: разучивать и
исполнять образцы
музыкально_- поэтического
творчества.
Распознавать на слух и
воспроизводить знакомые
мелодии изученных
произведений. Рассуждать
Р: самостоятельно выявлять
единство слов и мелодики в
РНП.
П: четко понимать, что
песня -хранительница
истории, народных
традиций и обрядов.
К: разучивание РНП.
Выражать готовность в любой
ситуации поступить в
соответствии с правилами
поведения
Народная песня, ее жанры и особенности.
Средства музыкальной выразительности –
способы передачи эмоциональных
переживаний. Дуэт. Музыкальная форма
Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»,
«Бояре, а мы…»,
«Уж ты, поле мое»;
о многообразии музы-
кального фольклора
России. Выражать свое
эмоциональное отношение
к музыкальным образам
исторического прошлого в
слове, рисунке, жесте,
пении.
Обнаруживать, выявлять
общность
истоков народной и
профессиональной музыки.
4
Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной
музыки – романс.
Определение романса как камерного
вокального произведения для голоса с
инструментом, в котором раскрываются
чувства человека, его отношение к жизни
и природе.
Горные вершины.
А. Варламов,
слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн,
слова М. Лермонтова
Знать/понимать: основные
жанры вокальной
профессиональной музыки
– романс, определение:
камерная музыка.
Уметь: проявлять
личностное отношение при
восприятии музыкальных
произведений,
эмоциональную отзыв-
чивость.
Р: самостоятельно
различать дуэт от
одноголосного исполнения.
П: знать, для чего
используется прием
повторения слов в песне и
романсе.
К:понимать и определять
произведения, в которых
музыка и поэзия
неразделимы.
Гордиться и хранить
нравственно-эстетическое
наследие русского народа
5
Фольклор в музыке
русских
композиторов.
Сущность и особенности устного
народного музыкального творчества как
части общей культуры народа, как способа
самовыражения человека. Народное
творчество как художественная
самоценность. Особенности русской
народной музыкальной культуры.
Основные жанры русской народной
музыки.
Знать/понимать:
особенности русской
народной музыкальной
культуры. Основные жанры
русской народной музыки.
Уметь: сравнивать
музыкальные и речевые
интонации, определять их
сходство и различия. Уметь
Р: самостоятельно
определять, как тембр
музыкального произведения
влияет на муз. образ.
П: знать на основе каких
муз. средств
выразительности
(контраст , повтор,
вариационность) создан
образ.
Уметь тонко воспринимать муз.
произведения на основе
русских народных сказаний.
Народные истоки профессиональной
музыки. Использование композиторами
выразительных свойств народной
песенной речи. Народно-поэтические
сюжеты и образы в композиторской
музыке. Народное сказание.
Симфоническая миниатюра. Программная
музыка.
Кикимора.
Сказание для
симфонического оркестра
(фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов.
по характерным признакам
определять принадлеж
-
ность музыкальных
произведений к
соответствующему жанру и
стилю — народная,
композиторская.
К: отличать симфоническую
миниатюру от других
образов.
6
Фольклор в музыке
русских
композиторов.
Интонационное своеобразие
музыкального фольклора разных народов;
образцы песенной и инструментальной
народной музыки.
Использование композиторами
выразительных свойств народной
песенной речи. Народно-поэтические
сюжеты и образы в композиторской
музыке. Симфоническая сюита.
Шехеразада.
Симфоническая
сюита (фрагменты). Н. Рим
-
ский-Корсаков.
Знать/понимать:
интонационное свое-
образие музыкального
фольклора разных народов;
образцы песенной и
инструментальной
народной музыки. Уметь:
по характерным признакам
определять принадлеж
-
ность музыкальных
произведений к соот-
ветствующему жанру и
стилю — музыка
классическая или народная
на примере опер русских
композиторов
Р: самостоятельно узнавать
музыкальные образы героев
сюиты.
П: определять, при помощи
каких инструментов
создается тот или иной
образ героев сюиты.
К: сочинить сказку в
восточном стиле.
Проявлять в конкретных
ситуациях
доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др.
7
Жанры
инструментальной и
вокальной музыки.
Развитие жанров светской вокальной и
инструментальной музыки. Наиболее
значимые стилевые особенности
классической музыкальной школы.
Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс,
Серенада,
Знать/понимать: жанры
светской вокальной и
инструментальной музыки:
вокализ, песня без слов,
романс, серенада.
Уметь: выявлять общее и
особенное при сравнении
Р: самостоятельно
определять выразительные
средства в музыке.
П: иметь четкое
представление о том, что
все муз. произведения
звучат, как выразительная
речь человека.
Ценить народно-песенное
искусство, его истоки и
традиции.
Баркарола: своеобразие и
выразительность, лиричность.
Вокализ. С. Рахманинов.
Романс.
Из Музыкальных
иллюстраций к повести А.
Пушкина «Метель» (фрагмент) Г.
Свиридов.
Баркарола (Июнь).
Из
фортепианного цикла «Времена
года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера
(№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов».
Ф. Мендельсон.
.
Венецианская ночь.
М. Глинка,
слова И. Козлова.
Баркарола.
Ф. Шуберт, слова
Ф. Штольберга, перевод
A.
Плещеева.
музыкальных произведений
на основе об
интонационной природе
музыки, музыкальных
жанрах. Размышлять о
музыке, анализировать,
выказывать своё
отношение.
К: исполнение романса.
8
Вторая жизнь песни.
Народные истоки русской
профессиональной музыке. Способы
обращения композиторов к народной
музыке: цитирование, варьирование.
Связи между русской композиторской
музыкой и народным музыкальным
искусством. Интерпретация, обработка,
трактовка.
Концерт
№
1
для
фортепиано с оркестром
(фрагмент фи
нала). П.
Чайковский.
Веснянка,
украинская
народная песня.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г.
Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Знать/понимать:
особенности русской
народной музыкальной
культуры.
Уметь: исследовать
интонационно - образную
природу музыкального
искусства. Проявлять
эмоциональный отклик на
выразительность и изобра-
зительность в музыке.
Р: самостоятельно
понимать, что любая
интерпретация основана на
народной музыке.
П: различать жанры
народных песен в «цитатах»
композитора.
К: на основе РНП
придумать собственную
интерпретацию.
Развитие духовно-
нравственных и этических
чувств , эмоциональной
отзывчевости.
9
Народные истоки русской
Знать/понимать:
Р: Самостоятельно
Вторая жизнь песни.
профессиональной музыке. Способы
обращения композиторов к народной
музыке: создание музыки в народном
стиле.
Связь между музыкой русской
композиторской музыкой и народным
музыкальным искусством, отражающим
жизнь, труд, быт русского народа.
«Проводы Масленицы». Из
оперы «Снегурочка».
Н.
Римский-Корсаков.
особенности русской
народной музыкальной
культуры.
Уметь: наблюдать за
развитием музыки,
выявлять средства
выразительности разных
видов искусств в создании
единого образа.
прослеживать музыкальную
линию произведения.
П: знать , какой из видов
перезвона использованы в
музыкальном произведении.
К: самостоятельно
сопоставлять части симф.
действа.
10
«Всю жизнь мою
несу Родину в
душе…»
Стилевое многообразие музыки 20
столетия. Наиболее значимые стилевые
особенности русской классической
музыкальной школы, развитие
традиций русской классической
музыкальной школы.
Язык искусства. Колокольность и
песенность – свойства русской музыки.
Значимость музыки в жизни человека, ее
роль в творчестве писателей и поэтов.
Программная симфония. Симфония-
действо. Кантата.
Перезвоны.
По прочтении В.
Шукшина. Симфония-дейст
во
для солистов, большого хора,
гобоя и ударных (фрагменты).
B.Гаврилин
Снег идет.
Из Маленькой
кантаты. Г. Свиридов, слова Б.
Пастернака.
Запевка.
Г. Свиридов, слова И.
Северянина.
Знать/понимать:
стилевое
многообразие музыки 20
столетия,
находить
ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и других
видов искусства.
Уметь: сопоставлять
образное содержание
музыкального
произведения, выявлять
контраст, как основной
прием развития
произведения, определять
средства выразительности,
подчеркивающие характер
музыкального
произведения; размышлять
о знакомом музыкальном
произведении, высказывать
суждение об основной
Р: самостоятельно
определять тембры
звучания музыкальных
инструментов.
П: отвечать на вопросы
учителя.
К: размышлять о смысле
жизни, красоте, природы.
Различать
основные нравственно-
этические понятия. Соотносить
поступок с моральной нормой.
идее, о средствах и фор мах
ее воплощения;
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности
11
Писатели и поэты о
музыке и
музыкантах.
Романтизм в западно – европейской
музыке: особенности трактовки
драматической и лирической сфер на
примере образцов камерной
инструментальной музыки – прелюдия,
этюд. Творчество Ф. Шопена как
композитора связано с его
исполнительской деятельностью. Именно
Ф.Шопен утвердил прелюдию как
самостоятельный вид творчества, открыл
новое направление в развитии жанра
этюда, никогда не отделяя техническую
сторону исполнения от художественной.
«Этюд №12» Ф.Шопен
«Прелюдия№7» Ф.Шопен
«Прелюдия№20» Ф.Шопен
«Вальс №7» Ф.Шопен
Знать/понимать: понимать
взаимодействие музыки с
другими видами ис кусства
на основе осознания
специфики языка каждого
из них. Знать композиторов
– романтиков: Ф.Шопен,
жанры фортепианной
музыки: этюд, ноктюрн,
прелюдия.
Уметь: размышлять о
знакомом музыкальном
произведении, вы сказывать
суждение об основной
идее, о средствах и фор мах
ее воплощении, выявлять
связь музыки с другими
искусствами, историей,
жизнью. Узнавать на слух
изученные произведения
зарубежной классики.
Р: самостоятельно
определять смысл
музыкального
произведения.
П: различать музыкальные
произведения по средствам
музыкальной
выразительности.
К: творческое задание.
Мотивировать свои действия.
Проявлять в конкретных
ситуациях
доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др
12
Писатели и поэты о
музыке и
музыкантах.
Сравнительная характеристика
особенностей восприятия мира
композиторами классиками и
романтиками. ( В.Моцарт – Ф.Шопен)
Значимость музыкального искусства для
Знать/понимать: понимать
взаимодействие музыки с
другими видами ис кусства
на основе осознания
специфики языка каждого
из них, что музыка не
Р: самостоятельно
определять характер музыки
Моцарта
П: отвечать на вопросы
учителя.
Уважать творчество
зарубежных композиторов.
творчества поэтов и писателей. Музыка -
«главное действующее лицо» рассказов К.
Паустовского. Расширение представлений
о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр.
Жанры вокальной музыки: реквием
Откуда приятный и нежный тот
звон.
Хор
из оперы
«Волшебная флейта». В.-А.
Моцарт.
Маленькая ночная серенада
(рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobis pacem.
Канон.
В.-А.
Моцарт.
Реквием
(фрагменты). В.-А.
Моцарт.
только раскрывает мир
человеческих чувств,
настроений, мыслей, но и
играет драматургическую
роль, не только в
литературе, но и в жизни.
Знать жанры музыки:
реквием, сюита.
Уметь: находить
ассоциативные связи
между художественными
образами музыки и других
видов искусства; сравнения
различных
исполнительских трактовок
одного и того же
произведения и выявления
их своеобразия.
К: читать самостоятельно
сказку Г.Цыферова «О
сказочной тайне маленького
Моцарта»
13
Первое путешествие
в музыкальный театр.
Опера.
Развитие жанра – опера. Народные истоки
русской профессиональной музыки.
Обращение композиторов к родному
фольклору.
Особенности жанра оперы. Либретто –
литературная основа
музыкально-
драматического спектакля
, в которой
кратко излагается сюжет оперы. Синтез
искусств в оперном жанре. Разновидность
вокальных и инструментальных жанров и
форм внутри оперы (увертюра, хор,
речитатив, ария, ансамбль).
Мастера
мировой оперной сцены. Музыкальный
портрет.
Садко.
Опера-былина
(фрагменты).
Знать/понимать:
особенности оперного
жанра, который возникает
на основе литературного
произведения как
источника либретто оперы;
знать разновидности
вокальных и
инструментальных жанров
и форм внутри оперы:
увертюра, ария, речитатив,
хор, ансамбль, а также
исполнителей: певцы,
дирижеры и т.д.
Уметь: творчески
интерпретировать
Р: самостоятельно
определять
инструментальные темы из
опер
П: знать муз. термины.
К: выполнение творческого
задания.
Уважать и любить историю
Родины.
Гордиться РНП.
Н. Римский-Корсаков.
содержание музыкального
произведения в рисунке,
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности, размышлять
о музыке, выражать
собственную позицию
относительно
прослушанной музыки.
14
Второе путешествие
в музыкальный
театр. Балет.
Развитие жанра – балет. Формирование
русской классической школы.
Синтез искусств в балетном жанре. Образ
танца.
Сказочные сюжеты балетного
спектакля. Исполнители балета (танцоры-
солисты, кордебалет - массовые сцены).
Лучшие отечественные танцоры и
хореографы.
Щелкунчик.
Балет-феерия
(фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица.
Балет
(фрагменты). П. Чайковский.
Знать/понимать: имена
лучших отече-ственных
хореографов, танцоров,
особен-ности балетного
жанра, его специфику.
Уметь: участвовать в
коллективной
исполнительской
деятельности (вокализации
основных тем,
пластическом
интонировании); наблюдать
за развитием музыки,
выявлять средства
выразительности разных
видов искусств в создании
единого образа.
Р: самостоятельно
определять музыкальные
темы героев из балета
П: знать музыкальные
термины.
К: творческое задание.
Расширять образно-
эмоциональный диапазон
своих муз. познаний.
15
Музыка в театре,
кино, на
телевидении.
Творчество отечественных композиторов –
песенников, роль музыки в театре, кино и
телевидении.
Музыка как неотъемлемая часть
произведений киноискусства. Киномузыка
– важное средство создания экранного
образа. Музыкальный фильм.
Знать/понимать: роль
литературного сценария и
значение музыки в
синтетических видах
искусства: театре, кино,
телевидении.
Уметь: участвовать в
коллективной
Р: самостоятельно
определять формы музыки.
П: отвечать на вопросы
учителя.
К: знать функции
музыкального искусства:
иллюстрировать действие,
раскрывать содержание,
подчеркивать настроение и
Посещать театры и кино.
Песня о Родине из к/ф «Цирк» И.
Дунаевский.
Песня о веселом ветре из к/ф
«Дети капитана Гранта» И.
Дунаевский.
исполнительской
деятельности (вокализации
основных тем,
пластическом
интонировании);
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
т.д.
16
Третье путешествие
в музыкальный
театр. Мюзикл.
Взаимопроникновение «легкой» и
«серьезной музыки», особенности их
взаимоотношения в различных пластах
современного музыкального искусства.
Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл – театр «легкого» стиля.
Особенности жанра мюзикла, его истоки.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-
Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах.
Из
мюзикла «Звуки музы
ки». Р.
Роджерс, слова О. Хаммерстайна,
русский текст М. Подберезского.
Знать/понимать:
особенности жанра –
мюзикл. Выявления связей
музыки с другими
искусствами, историей и
жизнью.
Уметь: творчески
интерпретировать
содержание музыкального
произ-ведения в пении,
музыкально-ритмическом
движении, поэтическом
слове, изобразительной
деятельности.
Р: самостоятельно
определять музыкальные
линии гл. героев мюзикла.
П: знать главные отличия
мюзикла от оперы.
К: творческое задание.
Уважительное отношение к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание
чувств других людей и
сопереживание им.
17
Мир композитора
Знакомство с творчеством региональных
композиторов.
Литература обогащает искусство музыки.
Нерасторжимая связь музыки со словом
проявляется во всех видах вокальной
музыки, фольклоре, операх, балетах, в
инструментальной музыке, где
использованы мелодии песен. Обобщение
жизненно-музыкального опыта учащихся,
закрепление представлений о
взаимодействии музыки и литературы на
основе выявления специфики и общности
Знать/понимать:
взаимодействие музыки и
литературы на основе
специфики и общности
жанров этих видов
искусства; знать имена
выдающихся русских и
зарубежных компози торов,
приводить примеры их
произведений.
Уметь: передавать свои
музыкальные впечатления
Высказывать личностно-
оценочные суждения о роли и
месте музыки в жизни.
жанров этих видов искусства.
Выявление
многосторонних связей музыки и
литературы.
в устной и письменной
форме; проявлять
творческую инициативу,
участвуя в музыкаль
но-
эстетической жизни класса,
школы.
Музыка и
изобразительное
искусство
18
Что роднит музыку с
изобразительным
искусством.
Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и изобразительного
искусства. Способность музыки вызывать
в нашем воображении зрительные
(живописные) образы. Специфика средств
художественной выразительности
живописи. Отражение одного и того же
сюжета в музыке и живописи.
Песня о картинах. Г. Гладков,
стихи Ю. Энтина.
Концерт
№3
для фортепиано с
оркестром (1-я часть). С.
Рахманинов.
Знать/понимать:
возможные связи музыки и
изобразительного
искусства. Специфику
средств художественной
выразительности живописи
и музыки.
Уметь: вслушиваться в
музыку, мысленно
представлять живописный
образ, а всматриваясь в
произведения
изобразительного
искусства, услышать в
своем воображении музыку,
эмоционально
воспринимать и оценивать
разнообразные явления
музыкальной культуры.
Р: самостоятельно уметь
вслушиваться в музыку,
представляя себе
зрительные образы.
П: выявлять сходство и
различия музыкальных
образов и средств их
выразительности.
К: оценивать разнообразные
явления муз. культуры.
Анализировать собственную
работу: соотносить план и
совершенные операции.
выделять этапы и оценивать
меру освоения каждого.
19
Небесное и земное в
звуках и красках.
Отечественная и зарубежная духовная
музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к
родной земле. Духовные образы
древнерусского и западноевропейского
искусства. Образ Богоматери как
олицетворение материнской любви,
милосердия, покровительства и
заступничества. Образ Богоматери в
Знать/понимать:
интонационно-образную
природу духовной музыки,
ее жанровое и стилевое
многообразие.
Уметь: эмоционально -
образно воспринимать и
характеризовать
музыкальные
Р: самостоятельно выявлять
художественный смысл
музыкального произведения
и сопоставлять его с
образами других видов
искусства.
П: выявлять нравственно-
эстетическое направление в
музыкальном произведении.
К:иметь убеждение в том,
Выстраивание
самостоятельного маршрута
общения с искусством. Умение
размышлять о воздействии
музыки на человека, её
взаимосвязи с жизнью и
другими видами искусства
русском и зарубежном искусстве.
Знаменный распев. Песнопение. Унисон.
Пение а капелла. Хор. Солист.
«Богородице Дево, радуйся». П.
Чайковский
«Богородице Дево, радуйся». С.
Рахманинов
«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
«Ave Maria» Дж. Каччини
«Ave Maria» Ф. Шуберт
произведения;
сопоставлять средства
музыкальной и
художественной
выразительности: цвет-
тембр, колорит – лад, ритм
музыки – ритм
изображения, форма –
композиция.
что песенное начало
объединяет все духовные
песнопения.
20
Звать через прошлое
к настоящему.
Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героические и
эпические)и особенности их
драматургического развития (контраст)
Героические образы в музыке и
изобразительном искусстве. Кантата.
Контраст. Триптих, трехчастная форма.
Выразительность. Изобразительность.
Кантата «Александр Невский» С.
Прокофьев:
«Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские»
Знать/понимать: богатство
музыкальных образов
(героические и эпические)
и особенности их
драматургического
развития (контраст). Жанр
вокальной музыки -
кантата.
Уметь: сопоставлять
героико - эпические
образы музыки с образами
изобразительного
искусства; эмоционально-
образно воспринимать и
характеризовать
музыкальные
произведения; пропевать
темы из вокальных и
инструментальных
произведений, получивших
мировое признание;
проявлять творческую
инициативу.
Р: самостоятельно
определять , сколько частей
имеет кантата.
П: сравнивать зримость муз.
образов и муз. напевность
живописных картин.
К: осмысливать связь
исторических событий с
муз. образами.
Эмоционально откликнуться
на музыкальное произведение
и выразить своё впечатление.
21
Выразительность и изобразительность
Р: самостоятельно
Умение находить, систематизи-
Звать через прошлое
к настоящему.
музыкальной интонации. Богатство
музыкальных образов (героико -
эпические) и особенности их
драматургического развития. Героические
образы в музыке и изобразительном
искусстве. Сопоставление героико –
эпических образов музыки с образами
изобразительного искусства. Песня-плач.
Осмысление темы о героических образах
в искусстве.
Кантата «Александр Невский» С.
Прокофьев:
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
определять, какую роль
играет контраст в муз.
образе; и какую роль
рондообразность.
П: знать муз. термины .
К: читать книги о Ледовом
побоище и подвиге
А.Невского.
ровать, преобразовы-вать
информацию из разных
источников, осуществлять
поиск музыкально-
образователь-ной информации
в сети Интернет.
22
Музыкальная
живопись и
живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно –
европейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве выдающихся
композитов прощлого.
Общность музыки и живописи в образном
выражении состояний души человека,
изображении картин природы. Значение
жанра пейзаж в русском искусстве.
Выражение любви к родной земле
средствами искусства. Образы русской
природы в песне, светской музыке,
молитве, живописи, литературе.
«Музыкальные краски» в произведениях
композиторов- романтиков. Развитие
музыкального, образно-ассоциативного
мышления через выявление общности
музыки и живописи в образном
выражении состояний души человека,
изображении картин природы.
Знать/понимать:
выразительные возмо-
жности музыки и ее
изобразительности, общее
и различное в русском и
западно – европейском
искусстве, различных
стилевых направлений.
Знать выдающихся русских
и зарубежных
композиторов:
С.Рахманинов, Ф.Шуберт,
их творчество.
Уметь: сопоставлять
зримые образы
музыкальных сочинений
русского и зарубежного
композитора (вокальные и
инструментальные),
Р: самостоятельно
определять ритмический
рисунок и мелодическую
линию.
П: знать отличие
выразительности и
изобразительности в
музыке.
К: расширять
эмоциональный словарь при
определении настроения в
музыке или стихотворениях.
Различать
основные нравственно-
этические понятия. Соотносить
поступок с моральной нормой.
Музыкальные образы произведений,
созвучные музыкальной живописи
художника. Изобразительность.
Островок. С. Рахманинов, слова
К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды.
С. Рахманинов,
слова Ф. Тютчева.
общность отражения жизни
в русской музыке и поэзии.
Пропевать темы из
вокальных и
инструментальных
произведений, полу-
чивших мировое
признание. Узнавать на
слух изученные
произведения русской и
зарубежной классики.
23
Музыкальная
живопись и
живописная музыка.
Общее и особенное в русском и западно –
европейском искусстве в различных
исторических эпох, стилевых
направлений, творчестве выдающихся
композитов прощлого.
Сопоставление зримых образов
музыкальных сочинений русского и
зарубежного композитора (вокальные и
инструментальные) и обшность
отражения жизни в русской музыке и
поэзии. Восприятие, исполнение,
сравнение произведений искусства,
созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и
С. Рахманинова. Живописная пластика
(цвет, линия, характер движения кисти)
выражает тончайшие изменения
настроений, состояний человеческой
души. Изобразительность.
Инструментальный квинтет.
Мелодия.
Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция.
Линия. Палитра чувств. Гармония красок
«Форель».
Ф.
Шуберт, слова Л.
Знать/понимать:
принадлежность духовной
музыки к стилю русского
или западноевропейского
искусства, изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
понятие – полифония.
Уметь: соотносить
музыкальные произведения
с произведениями других
видов искусства по стилю,
размышлять о музыке,
выражать собственную
позицию относительно
прослушанной музыки;
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
Р: самостоятельно
представлять муз. образы
каждого персонажа.
П: отвечать на вопросы
учителя.
К: творческое задание.
Мотивировать свои действия.
Проявлять в конкретных
ситуациях
доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др
Шубарта, русский текст В.
Костомарова
«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.
24
Колокольность в
музыке и
изобразительном
искусстве.
Народные истоки русской
профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и
народные истоки музыки - на примере
произведений отечественных
композиторов. Колокольность – важный
элемент национального мировосприятия.
Красота звучания колокола,
символизирующего соборность сознания
русского человека.
Колокольные звоны:
трезвон, благовест, набат. Гармония.
Фреска. Орнамент.
Каждый композитор отражает в своих
произведениях дух своего народа, своего
времени, обращаясь к незыблемым
духовным ценностям, которым
стремились следовать многие поколениям
русских людей.
Прелюдия соль мажор
для
фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор
для
фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано
(фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской.
Концертная симфония для арфы с
оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Знать/понимать:
принадлежность духовной
музыки к стилю русского
или западноевропейского
искусства, изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
понятие – полифония, фуга.
Органная музыка.
Уметь: соотносить
музыкальные произведения
с произведениями других
видов искусства по стилю,
размышлять о музыке,
выражать собственную
позицию относительно
прослушанной музыки;
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
Р: самостоятельно
определять главные темы
старинных песнопений.
П: знать муз. термины.
К:закрепить мысль о том,
что произведения
композиторов связаны с
муз. впечатлениями детства.
Уважительное отношение к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
готовность и способность
вести диалог с другими
людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание
чувств других людей и
сопереживание им.
25
Портрет в музыке и
изобразительном
искусстве.
Интонация как носитель смысла в музыке.
Выразительность и изобразительность
музыкальной интонации.
Осознание музыки как вида искусства
Знать/понимать: о связи
музыки, изобразительного
искусства и литературы на
примере творчества
Р: самостоятельно
определять музыкальные
линии произведений.
П: отвечать на вопросы
учителя.
Уважительное отношение к
иному мнению, истории и
культуре других народов;
готовность и способность
вести диалог с другими
интонации на новом уровне триединства
«композитор - исполнитель – слушатель».
Выразительные возможности скрипки.
Скрипичные мастера. Великие скрипачи.
Постижение музыкального образа через
сравнение различных интерпретаций
произведения. Сопоставление произ-
ведений скрипичной музыки с
живописными полотнами художников
разных эпох, портрет Н.Паганини в
музыке и изобразительном искусстве.
Каприс № 24. Для скрипки соло.
Н. Паганини (классические и
современные интерпретации).
Рапсодия на тему Паганини
(фрагменты). С.Рахманинов.
Вариации на тему Паганини
(фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля.
литовского художника -
композитора М.Чюрлёниса.
Уметь: сравнивать
общность образов в
музыке, живописи,
литературе, размышлять о
знакомом музыкальном
произведении, высказывать
суждение об основной
идее, о средствах и фор мах
ее воплощения, проявлять
творческую инициативу.
К: выполнение творческого
задания.
людьми и достигать в нем
взаимопонимания; этические
чувства доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимание
чувств других людей и
сопереживание им.
26
Волшебная палочка
дирижера.
Знакомство с творчеством выдающихся
дирижеров.
Значение дирижера в исполнении
симфонической музыки. Роль групп
инструментов симфонического оркестра.
Симфонический оркестр. Группы
инструментов оркестра. Дирижер.
«Музыкант» Б. Окуджава
Знать/понимать:
особенности импрес-
сионизма, как
художественного стиля,
особенности творчества К.
Дебюсси. Выразительность
и изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: определять
характер, настроение и
средства выразительности в
музыкальном
произведении. Передавать
настроение музыки в
пении, музыкально-
пластическом движении,
рисунке.
Р: самостоятельно
продирижировать главную
мелодическую линию
симфонии.
П: знать музыкальные
термина.
К:знать, что от мастерства
дирижера зависит
оригинальность
интерпретаций музыки.
Уважать и любить историю
Родины.
27
Образы борьбы и
победы в искусстве.
Особенности трактовки драматической
музыки на примере образцов симфонии.
Особенности симфонического развития
«Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз.
Этюд. Набросок. Зарисовка.
Симфония № 5 (фрагменты).
Л. Бетховен.
Знать/понимать:
установление взаи-мосвязи
между разными видами
искусства на уровне
общности идей, тем,
художественных образов;
продолжать знакомство с
жанром реквиема.
Уметь: выявлять общее и
особенное между
прослушанным
произведением и
произведениями других
видов искусства,
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
Р: самостоятельно отличать
звучание муз инструментов.
П: различат краски –тембры
инструментов симф.
оркестра, определяющие
мотив судьбы.
К: выдуматься, что роднит
муз. произведение
Бетховена и скульптора и
художника Микеланджело.
Различать
основные нравственно-
этические понятия. Соотносить
поступок с моральной нормой.
28
Застывшая музыка.
Отечественная и зарубежная духовная
музыка в синтезе с храмовым искусством.
Гармония в синтезе искусств:
архитектуры, музыки, изобразительного
искусства. Православные храмы и русская
духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.
Органная прелюдия (соль
минор) И.-С. Бах
Ария альта из мессы (си
минор) И.-С. Бах
«Богородице Дево, радуйся»
П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся»
Знать/понимать:
принадлежность духовной
музыки к стилю русского
или западноевропейского
искусства, изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
понятие – полифония.
Уметь: соотносить
музыкальные произведения
с произведениями других
видов искусства по стилю,
размышлять о музыке,
выражать собственную
позицию относительно
прослушанной музыки;
Р: самостоятельно уметь
прослеживать в полифонии
тембральные составляющие
линии.
П: знать музыкальные
термины.
К:ценить муз. шедевры
музыкального искусства.
Уважать традиции русской
духовной западно-европейской
культуры.
С. Рахманинов
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
29
Полифония в музыке
и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое
искусство, возвышающее душу человека.
Знакомство с творчеством композитора на
примере жанра – фуга. Выразительные
возможности различного склада письма
(полифония).
Общность языка художественных
произведений в музыке и живописи.
Духовная музыка. Светская музыка.
Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1
(до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
Знать/понимать:
принадлежность духовной
музыки к стилю русского
или западноевропейского
искусства, изученные
музыкальные сочинения,
называть их авторов;
понятие – полифония, фуга.
Органная музыка.
Уметь: соотносить
музыкальные произведения
с произведениями других
видов искусства по стилю,
размышлять о музыке,
выражать собственную
позицию относительно
прослушанной музыки;
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
Р: самостоятельно уметь
отличать перекличку и связь
живописи, музыки и ИЗО
П: осознанно слушать
фрагменты картин из
симфонической поэмы
«Море»
К: видеть зрительность муз.
зарисовок и слышать
музыку живописных картин.
Раскрыть отношение
композиторов и художников к
родной природе, духовным
образам древнерусского и
западноевропейского
искусства;
30
Музыка на
мольберте.
Стилевое многообразие музыки 20
столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей
музыки, изобразительного искусства и
литературы на примере творчества
литовского художника - композитора
М.Чюрлёниса.
Живописная музыка и
музыкальная живопись М.К. Чюрлениса.
Иносказание, символизм. Звуковая
палитра пьес. Цветовая гамма картин.
Образ моря в искусстве Чюрлениса.
Композиция. Форма. Триптих. Соната.
Знать/понимать: о связи
музыки, изобразительного
искусства и литературы на
примере творчества
литовского художника -
композитора М.Чюрлёниса.
Уметь: сравнивать
общность образов в
музыке, живописи,
литературе, размышлять о
знакомом музыкальном
произведении, высказывать
Р: самостоятельно выделять
ярко выраженные мелодии
музыки Дебюсси.
П: знать характеризующие
термины импрессионизма.
К: выполнение творческого
задания.
Выражать эмоциональное
содержание музыкальных
произведений в исполнении,
проявлять инициативу в
художественно-творческой
деятельности.
Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис. Фуга.
М.К. Чюрленис. Прелюдия ми
минор,
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля
минор, Симфоническая поэма
«Море».
суждение об основной
идее, о средствах и фор мах
ее воплощения, проявлять
творческую инициативу.
31
Импрессионизм в
музыке и живописи.
Стилевое многообразие музыки 20
столетия. Импрессионизм.
Знакомство с
произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма как
художественного стиля. Взаимодействие
импрессионизма в музыке и в живописи.
Импрессионизм. Прелюдия.
Интерпретация. Фортепианная сюита.
Джазовые ритмы.
«Детский уголок» К.Дебюсси
«Диалог ветра с морем»
К.Дебюсси
«Океан море синее» вступление к
опере «Садко» Н.Римский -
Корсаков
Знать/понимать:
особенности импрес-
сионизма, как
художественного стиля,
особенности творчества К.
Дебюсси. Выразительность
и изобразительность
музыкальной интонации.
Уметь: определять
характер, настроение и
средства выразительности в
музыкальном
произведении. Передавать
настроение музыки в
пении, музыкально-
пластическом движении,
рисунке.
Р: самостоятельно выделять
ярко выраженные мелодии
музыки Дебюсси.
П: знать характеризующие
термины импрессионизма.
К: выполнение творческого
задания.
Формирование уважения к
истории, культурным и
историческим памятникам
32
О подвигах, о
доблести и славе...
Стилевое многообразие музыки 20 века.
Богатство музыкальных образов -
драматические, героические.
Тема защиты Родины в различных видах
искусства. Сопоставление
художественных произведений.
Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
«Помните»
Знать/понимать:
установление взаи-мосвязи
между разными видами
искусства на уровне
общности идей, тем,
художественных образов;
продолжать знакомство с
жанром реквиема.
Уметь: выявлять общее и
особенное между
Р: самостоятельно
узнавать муз. шедевры.
П: Отвечать на вопросы
учителя.
К: четко знать о связи
музыки и ИЗО.
Оценивать собственные
действия наряду с явлениями
жизни и искусства.
Анализировать собственную
работу: находить ошибки,
устанавливать их причины.
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р.
Рождественского.
прослушанным
произведением и
произведениями других
видов искусства,
участвовать в коллективной
исполнительской
деятельности.
33
В каждой
мимолетности вижу
я миры…
Богатство музыкальных образов и
особенности их драматургического
развития в камерном – инструментальной
музыке.
Образный мир произведений С.
Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл
«Мимолетности» Цикл «Картинки с
выставки». Сопоставление музыкальных и
художественных образов. Фортепианная
миниатюра. Язык искусства. Интермедия
С. Прокофьев Мимолетности (№
1, 7, 10)
М.П. Мусоргский «Картинки с
выставки»:
- «Избушка на курьих ножках»,
-«Балет невылупившихся птенцов»
(классические и современные
интерпретации)
рисунки В.Гартмана.
Знать/понимать:
своеобразие музыкальных
образов в творчестве
русских композиторов С.
Прокофьева и М.
Мусоргского.
Уметь: выявлять
особенности
интерпретации одной и той
же художественной идеи,
сюжета в творчестве
различных композиторов;
выявлять общее и
особенное при сравнении
музыкальных произведений
на основе полученных
знаний об интонационной
природе музыки.
Р: самостоятельно узнавать
муз. шедевры.
П: ориентироваться в
музыкальных терминах.
К: стремиться понять
образы различных искусств.
Проявлять в конкретных
ситуациях
доброжелательность, доверие,
внимательность, помощь и др.
34
Мир композитора. С
веком наравне.
Обобщение представлений о
взаимодействии изобразительного
искусства и музыки и их стилевом
сходстве и различии на примере
произведений русских и зарубежных
Знать/понимать: о
взаимодействии
изобразительного
искусства и музыки и их
стилевом сходстве и
Р: самостоятельно
определять жанр музыки
П: ориентироваться в
терминах.
Понимать, что музыка –это
синтез искусств: литературы,
ИЗО,
народного творчества,
фольклора, эпоса и РНП
композиторов.
Слушание и исполнение произведений по
желанию детей.
различии на примере
произведений русских и
зарубежных композиторов.
знать имена выдающихся
русских и зарубежных
композиторов, приводить
примеры их произведений.
Уметь: владеть навыками
музицирования:
исполнение песен (на
-
родных, классического
репертуара, современных
авторов), напевание
запомнившихся мелодий
знакомых му
зыкальных
сочинений.
К: повышать культурный
уровень.
35
Заключительный
урок – обобщение.
Обобщение музыкальных и
художественных впечатлений, знаний,
опыта школьников, опыт исполнительства.
Знать/понимать: понимать
взаимодействие музыки с
другими видами ис кусства
на основе осознания
специфики языка каждого
из них (музыки,
литературы,
изобразительного
искусства, театра, кино и
др.);
Уметь: передавать свои
музыкальные впечатления
в устной и письменной
форме; распознавать на
слух и воспроизводить
знакомые мелодии
изученных произведений
инструментальных и
вокальных жанров.
Р: самостоятельно
определять жанр музыки
П: ориентироваться в
терминах.
К: повышать культурный
уровень.
Понимать, что музыка –это
синтез искусств: литературы,
ИЗО,
народного творчества,
фольклора, эпоса и РНП
8. Планируемые результаты
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить обучающимся 5 класса возможность:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки,
литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее
воплощения;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом
слове, изобразительной деятельности;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на
инструментах);
- передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки,
самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
9.Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
9.1 Учебно-методическое обеспечение
Наименование объектов и средств материально-
технического обеспечения
Примечание
Программа
«Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.
Шмагина, М.,.Прсвещение, 2011
В программе определены цели и задачи курса, основное
содержание курса, рассмотрены подходы к
структурированию материала.
Учебники
«Музыка» авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина,
В учебнике представлен материал, соответствующий
программе и позволяющий сформировать систему знаний,
М.,.Прсвещение, 2011
необходимых для продолжения изучения музыки
представлена система творческих заданий на отработку
УУД, на развитие логического мышления, и т. п.
Хрестоматии с нотным материалом
Для каждого года обучения.
Сборники песен и хоров
Для хорового пения в классе.
Методические пособия
В методических пособиях представлены поурочные
разработки по курсу музыка и рекомендации к проведению
уроков.
Методические журналы по искусству.
Федерального значения
Демонстрационные материалы
Портреты композиторов
Портреты исполнителей
Изображение музыкальных инструментов
Дидактический раздаточный материал
Карточки с признаками характера звучания
Карточки с обозначением выразительных возможностей
различных музыкальных средств.
Таблицы построены в контексте методической системы
учебника. Имеют следующие назначения:
- информационно-обобщающие;
- проблемно-аналитические;
- информационно-справочные и другие.
9.2 Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения
Электропианино
Синтезатор
Компьютер
Медиапроектор
Музыкальный центр
Интернет
Электронные приложения дополняют и обогащают
материал учебника мультимедийными объектами,
видеоматериалами, справочной информацией,
проверочными тестами разных уровней сложности.
Экранно-звуковые пособия
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Фонохрестоматия
Оборудование класса
Настенные доски для иллюстративного материала.
Шкафы для хранения дидактических материалов.
В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.