Автор: Скитович Наталья Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ НСО "Купинский медицинский техникум"
Населённый пункт: НСО г. Купино
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЛЕКЦИИ
По ПМ.07., ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ МЛАДШАЯ
МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ
Раздел 1. Оказание медицинских услуг по уходу
МДК 04.01 Технология оказания медицинских услуг
МДК 07.01 Технология оказания медицинских услуг
Тема: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни
состояниях
Специальность: 34.02.01Сестринское дело Курс 2
базовая подготовка
Специальность:31.02.01Лечебное дело Курс 1
углубленной подготовки
Купино
2019 год
РАССМОТРЕНО
ПЦМК
профессиональных модулей
ГАПОУ НСО «Купинский медицинский техникум»
(протокол от . . № )
Автор – составитель: Н.В. Скитович преподаватель ПМ.07, ПМ.04 Выполнение работ по
профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, высшей категории
Пояснительная записка
к
методической
разработке для преподавателя, для
проведения лекции ПМ.04, ПМ.07
«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» по
теме: «Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях».
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС
III поколения, для использования на теоретическом
занятии
в рамках специальности
34.02.01.
«Сестринское
дело»
(базовая
подготовка),
31.02.01
«Лечебное
дело»
(углубленная подготовка)
В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен:
знать
З
2-
технологии выполнения медицинских услуг;
3
3-
факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
З
6
- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
З
12
- требования к правилам личной гигиены больных, медицинского и обслуживающего
персонала медицинской организации
Формируемые компетенции: ОК. 1- ОК.8 ОК.13
При проведении теоретического занятия для усвоения новых знаний, формирования ОК
были применены объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы обучения:
изложение нового материала, первичное применение нового материала.
Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического
плана»,
«Хода
занятия»,
«Методического
блока»:
Изложение
нового
материала
(Приложение
№2),
«Блока
контроля
знаний»:
Контроль
исходного
уровня
знаний
(Приложение
1),
Контролирующие
задания
для
закрепления
полученных
знаний
(Приложение
№4). Комплекс
упражнений
для физкультминутки (Приложение № 3).
Критерий оценивания общих компетенций студента на лекции (Приложение №5). Карты
экспертной оценки преподавателя (Приложение 6).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ 37
Тема занятия: Порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Вид занятия: лекция
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный
Место проведения кабинет.
Продолжительность проведения занятия 90 минут
Мотивация
темы: Данная тема является основой для мотивации
усвоения учебного
материала ПМ.
Цели занятия:
1.Образовательная:
-
изучить
способы
и
средства
оказания
первой
помощи
при
угрожающих
жизни
состояниях. Отраслевые
стандарты
медицинских
услуг
(алгоритмы)
оказания
первой
помощи при неотложных состояниях и травмах. Алгоритм базовой сердечно-легочной
реанимации.
Методы
контроля
состояния
пострадавшего
(сознание,
дыхание,
кровообращение). Определение наличия сознания.
2. Воспитательная:
(ОК1) Воспитание устойчивого интереса к своей будущей профессии,
ответственности при выполнении своих обязанностей, профессиональной аккуратности
исполнительности, ответственности к порученному делу. (ОК 13) Привитие студентам
мотивации
к
занятиям
физической
культурой
и
спортом
для
укрепления
здоровья,
достижения жизненных и профессиональных целей. Брать ответственность за работу
членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий (ОК 7), Вести здоровый
образ
жизни,
Работать
в
коллективе
и
команде,
эффективно
общаться
с
коллегами,
руководством, потребителями (ОК 6).
3.
Развивающая:
Развивать
стремление
самостоятельно организовывать собственную
деятельность (ОК2),
определять
задачи
профессионального
и
личностного
развития,
заниматься
самообразованием,
осознанию
планировать
и
осуществлять
повышение
квалификации (ОК 8). Развивать стремление к осуществлению поиска и использование
информации,
необходимой
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития (ОК 4), принятию решения в стандартных и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них
ответственность
(ОК3),
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
типовые
методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество (ОК2).Формирование у
студентов: навыка анализа и синтеза изучаемого материала; способности осуществлять
внутрипредметные связи; способности применять межпредметные связи (ОК.3)
Требования ФГОС к уровню подготовки студента:
Знать:
З
6
- порядок оказания первой помощи при угрожающих жизни состояниях
Формируемые компетенции: ОК 1- ОК 7
Междисциплинарная интеграция:
Внутридисциплинарная интеграция:
Методическое
обеспечение
занятия: Компьютер, проектор, экран. Тестовые задания,
новые
понятия
и
термины.
Профессиональный
стандарт,
методическое
пособие,
презентация. Фильм, методическое пособие, словарь терминов,
проблемно-ситуационные
задачи.
Домашнее задание:
Обуховец Т.П., Чернова О.В., Основы сестринского дела. Серия «Медицина для вас». 16-е
издание Ростов- на Дону, «Феникс» 2019. Стр. 717-722
Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские
технологии. «Феникс». Ростов-на-Дону. 2015 Стр. 654-660
Задания для внеаудиторной работы студентов: Изучение алгоритмов базовой сердечно –
легочной реанимации
ПМ.07
ПМ.04
Фармакология
Лечебное дело
ПМ.01, ПМ. 02
ПМ.03, ПМ.04
Сестринское
дело
ПМ.01
ПМ.02
ПМ.03
Анатомия
и
физиология
человека
Здоровый
человек
и
его
окружение
Основы
патологии
Раздел 1.
Технология оказания медицинских
услуг
Раздел 2. Участие в организации безопасной
окружающей среды для участников лечебно-
диагностического процесса
Тема: Порядок оказания
первой помощи при
угрожающих жизни состояниях
Подготовка мультимедийной презентации по теме «Сердечно - легочная реанимация»
Перечень литературы:
Обязательная:
Т. П. Обуховец., О.В. Чернова. Основы сестринского дела 16 – издание Ростов – на – Дону
«Феникс» 2017
Л.И. Кулешова, Е. В. Пустоветова Основы сестринского дела курс лекций сестринские
технологии. «ФЕНИКС». Ростов – на – Дону. 2015.
Дополнительные источники:
1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: Учебник.-2-е
изд., исп. и доп.-М.: ГЭОТАР - Медиа, 2008.
2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А.Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов – на
Дону е/д.: Феникс, 2002.-(Медицина для вас)
3 .Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. - М.: ГЭОТАР -
Медиа, 2008.
4. Т.П. Обуховец. Основы сестринского дела: практикум. 2013.
Ход занятия
№ О с н о в н ы е
э т ап ы
з а н я т и я .
Код ы
Ориент
Содержание этапа. Методическое
формируемых компетенций
ировоч
ное
время
обоснование
1.
Организационный момент
Ц е л ь : Обеспечить
готовность
к
занятию, создать рабочее настроение.
2 мин.
П р е п о д а в а т е л ь
о т м е ч а е т
отсутствующих
на
з а н я т и и ,
проверяет
готовность
аудитории,
внешний вид студентов
2.
Мотивация
учебной
деятельно сти.
Целевая установка. Формирование
О К
1 . Цель:
активизировать
п о з н а в а т е л ь н у ю
д е я т е л ь н о с т ь
с туд е н т ов, раскрыть
практическое
з н ач е н и е
т ем ы ,
н е о б х о д и м о с т ь
применения
полученных
знаний
в
профессиональной деятельности
3 мин.
Преподаватель
сообщает
тему
занятия, знакомит
студентов
с
планом.
Четко
и
ясно определяет
цели
занятия.
Объясняет,
что
студенты
должны
изучить,
чему
научиться в процессе занятия.
3.
Входной контроль (Приложение №1)
О К
3.
Цель:
выявить
ур о в е н ь
теоретических знаний
10 мин
Проводит тестирование
4.
Изложение нового материала.
ОК. 1 -8 Цель: Дать понятие о порядке
оказания первой помощи при
угрожающих жизни состояниях
(Приложение №2)
50мин
Преподаватель объясняет новый
материал с демонстрацией:
Видеофильмов, презентации
Развивает
зрительную
память,
закрепляет материал
5.
Физкультминутка (Приложение 3)
Цель: Снять мышечную усталость
5
Проводит комплекс упражнений
6.
Рефлексивно-оценочный этап
Подведение итогов занятия. ОК. 1 -8
Приложение № 4.
Цель:
актуализация
резул ьт ат ов
обучения. Подведение
итогов,
краткая
оценка проделанной работы.
Критерии оценивания студента на лекции
(Приложение №5)
Карта экспертной оценки. (Приложение
№6)
15 мин
Проводит
контроль
усвоения
материала: тестирование
- Анализ результата освоенных
умений по оценочным листам с
учетом всех этапов контроля
знаний.
- Обсуждаются итоги. Нацеливает
студентов на использование
знаний, умений и опыта,
приобретенных на занятии в
дальнейшей работе.
7.
Домашнее задание. Самостоятельная
внеаудиторная работа. ОК.1, ОК.5
Ц е л ь : Нацелить
на
з а к р е п л е н и е
материала, подготовку к следующему
практическому занятию
5 мин.
Сообщает задание, перечень
необходимой литературы.
Активизирует самоподготовку;
Формирует принцип
сознательности и активности.
Всего
90 мин
Приложение 1
Контролирующие задания на закрепление полученных знаний
Условие выполнения:
Место выполнения задания: аудитория №
Максимальное время выполнения: 10 мин.
Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием
оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному –
показателю) выставляется 1 балла, за неправильное решение (несоответствующее
эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Критерии оценки
100 - 90 % правильных ответа - «5»
89 - 80% правильных ответа - «4»
79 - 70% правильных ответа - «3»
Менее 70% правильных ответа - «2»
Текст задания: Определите общие принципы оказания первой медицинской помощи и
выявите признаки жизни и смерти у пострадавшего при решении тестовых заданий
1.
Максимальная продолжительность клинической смерти при обычных услови-
ях внешней среды
а) 4-5 мин.
б) 2-3 мин.
в) 5-6 мин.
г) 6-8 мин.
2.
Основной признак клинической смерти
а) нитевидный пульс на сонной артерии
б) расширение зрачков
в) отсутствие пульса на сонной артерии
г) отсутствие пульса на лучевой артерии
3.
При подозрении на травму шейного отдела позвоночника нельзя проводить
а) разгибание головы
б) выдвижение нижней челюсти
в) открывание рта
г) открывания рта, выдвижение нижней челюсти
4.
Противопоказания для сердечно-легочной реанимации
а) травмы не совместимые с жизнью
б) старческий возраст
в) алкоголизм, психические заболевания
г) массивная кровопотеря
5.
Тройной прием Сафара включает в себя
а) запрокидывание головы, выведение нижней челюсти, открытие рта
б) выведение нижней челюсти, открытие рта, туалет полости рта
в) запрокидывание головы, выведение нижней челюсти, введение воздуховода
г) выдвижение нижней челюсти, открытие рта, санация ротовой полости
6.
Терминальные состояния – это
а) состояния, пограничные между жизнью и смертью
б) состояния, характеризующиеся кратковременной потерей сознания
в) состояния, приводящие к резкому снижению АД
г) состояния перехода острого заболевания в хроническое заболевание
7.
Наиболее частое осложнение при проведении сердечно-легочной реанимации
а) гидроторакс
б) перелом ребер
в) аспирация желудочного содержимого
г) анасарка
8.
Сердечно-легочную реанимацию обязаны проводить
а) только врачи
б) только врачи и фельдшеры
в) только врачи и медсестры реанимационных отделений
г) все специалисты со средним и высшим медицинским образованием
9.
Показания для проведения сердечно-легочной реанимации
а) клиническая смерть
б) коматозные состояния
в) ортостатический коллапс
г) нарушение сердечного ритма
10.
Достоверные признаки клинической смерти
а) отсутствие дыхания, сознания, сердцебиения, расширенные зрачки без реакции на
свет
б) судороги, холодные конечности, тахипноэ, гипотензия
в) фибрилляция желудочков, пульс малого наполнения, диспноэ, цианоз
г) учащенное дыхание, узкие зрачки без реакции на свет, нитевидный пульс
Эталоны ответов
1 –в
2 – а
3 – в
4 – в
5 – а
6 – а
7 – б
8 – г
9 – а
10 - а
Приложение 2
ТЕКСТ ЛЕКЦИИ
Отраслевые стандарты медицинских услуг (алгоритмы) оказания первой помощи при
неотложных состояниях и травмах
Действие первое:
Определите наличия или отсутствия у пострадавшего сознания по реакции на слово,
прикосновение, боль.
Для этого:
1. Задайте вопрос пострадавшему («Вам нужна помощь?»)
- Если пострадавший в сознании, проверьте:
- наличие кровотечения
- переломов костей
- состояния шока.
О к а ж и т е
п о с т р а д а в ш е м у
с о о т в е т с т в у ю щ у ю
м е д и ц и н с к у ю
п о м о щ ь .
2.
Если
ответа
не
последовало,
аккуратно
сожмите
трапециевидную
мышцу
п о с т р а д а в ш е г о . Н е
т о л к а й т е
и
н е
д в и г а й т е
п о с т р а д а в ш е г о !
3. Если реакция на слово и прикосновение не получена, проверьте наличие реакции на
боль: ущипните пострадавшего за кожу кисти руки, сильно сжать пальцами мочку его уха
или трапециевидную мышцу.
При отсутствии реакции на слово, прикосновение, боль считается, что пострадавший
без сознания.
4 Пострадавшим, находящимся в полубессознательном состоянии (могут стонать,
шевелиться, может быть, подергивание век), оказывается такая же помощь, как и тем, кто
находится без сознания.
Если пострадавший без сознания, переходим ко второму действию
Бессознательное состояние может представлять угрозу для жизни.
Когда
человек
теряет
сознание,
мышцы
языка
расслабляются.
Корень
языка,
в
силу
тяжести и в связи с отсутствием контроля со стороны коры головного мозга, западает и
перекрывает поступление воздуха через ротоглотку в трахею. Возникает непроходимость
дыхательных путей, что приводит к остановке дыхания и последующей остановке сердца.
Действие второе:
Обеспечьте проходимость дыхательных путей.
Для этого:
1. Аккуратно уложите пострадавшего на спину на твердую поверхность. В реальных
условиях это может быть твердая поверхность пола, земли, проезжей части, стол, щит,
подложенные под плечи пострадавшего книги и т. д. Переворачивать пострадавшего
можно,
только
если
нет
подозрений
на
травму
позвоночника.
Переворачивать
пострадавшего (если он находится в положении лежа на боку или животе) необходимо
одной рукой, поддерживая другой рукой голову и шею.
2. Освободите от стесняющих элементов одежды (расстегните, разрежьте, разорвите) блок
голова – шея - грудь. Обязательно расстегните поясной и (или) брючный ремень (для
профилактики
возможных
повреждений
органов
брюшной
полости
при
дальнейшем
выполнении наружного массажа сердца).
Данные действия необходимо проделать, несмотря на время года (возможные
инфекционные осложнения ничто по сравнению со спасенной жизнью) и пола
пострадавшего.
3. Максимально запрокиньте голову пострадавшего назад (рис. 1).
Для этого встаньте на колени лицом к пострадавшему или у его изголовья.
Вариант 1.Сведите сведенные вместе пальцы (кроме больших) обеих рук на задней
поверхности шеи пострадавшего и произведите аккуратное запрокидывание головы назад.
Вариант 2.Расположите одну руку на задней поверхности шеи, другую в области лба и
производит легкое, но энергичное разгибание головы кзади (рис. 2).
4. Зафиксируйте шейный отдел позвоночника, положив валик из одежды или под шею или
под лопатки (Внимание!), но не под затылок! Запрещено! Подкладывать под шею или
спину твердые предметы: ранец, кирпич, доску, камень. В этом случае при проведении
непрямого массажа сердца можно сломать позвоночник
.
Если
у
больного
еще
сохранилось
самостоятельное
дыхание,
то
после
проведения
указанных действий оно значительно улучшается, возрастает его глубина. У больного
исчезает синюшный цвет лица, может проясниться сознание. Если этого не произошло
(что наблюдается у 20% больных, особенно у лиц пожилого и старческого возраста),
необходимо выдвинуть вперед нижнюю челюсть пострадавшего. Для этого давлением
больших пальцев обеих рук ее смещают сначала вниз, а затем при помощи указательных
пальцев, расположенных на углах нижней челюсти, выдвигают вперед так, чтобы зубы
нижней челюсти находились впереди верхних резцов.
Наиболее эффективным для освобождения дыхательных путей от западения языка
является комбинированный прием (тройной прием Сафара): максимальное разгибание
головы, выдвижение нижней челюсти и открытие рта пострадавшего.
Исключения составляют ситуации, когда во время происшествия пострадавший
подвергся сильному механическому воздействию (автоавария, падение, ныряние в воду,
спортивные травмы). В этом случаи высок риск повреждения головы, шеи или спины. При
открытии дыхательных путей движения головы и шеи такого пострадавшего необходимо
свести до минимума. В этом случае используйте метод выдвижения нижней челюсти без
запрокидывания головы.
Еще более удобным и надежным для устранения запавшего корня языка является
использование воздуховода. Это специальное приспособление, которое повторяет контур
ротоглотки
человека.
В
автомобильных
аптечках,
а
также
в
спасательных
укладках
должны находиться три типа воздуховодов для основных возрастных категорий: детей,
подростков и взрослых (рис. 3).
Рис.3. Виды воздуховодов.
Техника введения воздуховода: пострадавший находится в положении лежа на спине,
голову повернуть набок и произвести очищение полости рта. Затем голова пострадавшего
возвращается в исходное положение. Рот открывается рот. Воздуховод вставляется срезом
(вогнутостью) к небу пострадавшего и вворачивается в ротоглотку. При этом воздуховод
оказывается своей вогнутостью к его языку, отодвигая, тем самым, корень языка. Далее
нижняя челюсть прижимается к верхней части воздуховода, при этом его ободок должен
оказаться
над
губами
пострадавшего,
после
чего
голова
возвращается
в
исходное
положение.
При
правильно
введенном
воздуховоде
гарантированно
устраняется
западание
корня языка и, кроме того, ободок воздуховода обеспечивает определенную безопасность
реаниматора, устраняя контакт с губами пострадавшего.
5. Осмотрите полость рта пострадавшего (рис. 4).
Дыхательные пути могут быть блокированы водой или водорослями (если человек тонул),
кусками пищи (если он подавился), а также кровью, рвотными массами, сломанными
зубными протезами и т. д.
Если вы имеете дело со взрослым, аккуратно поверните его голову набок и попытайтесь
пальцами вытащить из его рта твердые предметы. Соблюдайте большую осторожность,
чтобы не протолкнуть их дальше в горло.
Для удаления инородного тела из ротоглотки взрослого человека:
− аккуратно поверните его голову набок
− салфеткой вытяните его язык,
− указательным и средним пальцами, погруженными глубоко в ротоглотку, захватите или
протолкните инородное тело (например, пищевой комок).
Жидкость
типа
крови
или
рвотных
масс
удаляют
при
помощи
носового
платка,
обернутого вокруг указательного и среднего пальцев (рис. 5).
После очищения полости рта, голову необходимо вернуть в исходное (запрокинутое)
положение.
Действие третье
Проверьте наличие или отсутствие дыхания у пострадавшего. Для этого:
— приложите ухо к его рту и послушайте, дышит ли пострадавший;
— посмотрите, поднимается и опускается ли его грудь или живот;
— ощутите его дыхание на своей щеке.
Дополнительно
к
этим
действиям:
положите
свою
руку
на
область
диафрагмы
пострадавшего
(граница
между
брюшной
и
грудной
полостями)
и
ощутите
его
дыхательные движения.
Если вы в течение 5—6 секунд ничего не услышали, не увидели, не почувствовали,
считается, что дыхание у пострадавшего отсутствует.
Если самостоятельное дыхание у пострадавшего присутствует, для предупреждения по -
вторного западения корня языка и нижней челюсти необходимо все время удерживать его
голову в состоянии разгибания. Для этого перенесите руку из-под затылка пострадавшего
на его подбородок, помогая тем самым удерживать голову в запрокинутом положении
(рис.6).
Если
такой
возможности
нет
(при
наличии
других
пострадавших,
нуждающихся
в
помощи),
пострадавшему
необходимо
придать стабильное
боковое
положение
(восстановительное). Для этого:
− Находящуюся ближе к вам руку пострадавшего переместите к голове в разогнутом
положении
− Согните дальнюю от вас ногу пострадавшего в коленном суставе
− Поддержите одной рукой голову и шею пострадавшего, возьмитесь другой рукой за его
поднятое колено и притяните к себе (рис.7)
− Поверните пострадавшего на бок с выставленным вперед коленом так, чтобы его бедро
находилось прямым углом (во избежание перекатывания пострадавшего на лицо) (рис. 8)
− Другую руку пострадавшего расположите в удобной позиции впереди туловища.
− В положении, при котором голова пострадавшего лежит на его руке, наклоните его
голову вперед и откройте рот, чтобы дать выход жидкости (рис.9).
В таком устойчивом положении на боку создаются благоприятные условия для дыхания,
исключается западение языка, затекание слизи или крови в дыхательные пути.
Если дыхание у пострадавшего отсутствует, переходим к четвертому действию
Действие четвертое
Проверьте наличие пульса
Пульс – это внешнее проявление работы сердца.
Для того чтобы определить пульс:
1. Найдите на шее пострадавшего кадык (рис. 10)
2. Передвиньте пальцы в углубление, расположенное сбоку шеи (со стороны, находящейся
ближе к вам).
3. Если вам не удалось нащупать пульс с первого раза, начните снова с кадыка.
4. Когда вы нашли верную точку, прощупайте пульс в течение 10 секунд. Для этого
сложенными вместе двумя пальцами слегка надавливайте на сонную артерию (рис.11).
5. Большой палец для этих целей не используется. Артерия большого пальца достаточно
крупная по сравнению с артериями других пальцев и ее пульсацию (в реальных условиях)
артерии можно ошибочно принять за наличие пульса у пострадавшего.
У маленьких детей в силу некоторых анатомических различий (в сравнении со взрослыми
пострадавшими) наличие пульса достоверно может быть определено только на внутренней
поверхности плеча. Для этого плечевую артерию изнутри прижимают к плечевой кости
(рис. 12).
Если в течение 10 секунд пульса на сонной артерии отсутствует, считается, что сердце в
данном случае не работает.
Отсутствие у пострадавшего сознания, дыхания и пульса - признаки клинической смерти.
Организм умирает не сразу, а постепенно. В процессе умирания различают несколько
основных периодов, которые закономерно сменяют друг друга. Начальными периодами
процесса умирания являются терминальные состояния: предагония и агония. Для них
характерно постепенное угасание биохимических, физических и электрических процессов
до
уровня,
когда
они
больше
не
могут
обеспечить
нормальной
жизнедеятельности
организма. Терминальные состояния завершаются остановкой дыхания и прекращением
сердечной
деятельности.
Организм
переходит
в
состояние
клинической
смерти.
Ее
продолжительность
составляет
3
–
5
мин.
В
этот
период
еще
можно
полноценно
восстановить дыхание и кровообращение, а так же функции всех других органов и систем.
По
истечению
3-5
мин
наступает
«смерть
мозга»,
социальная
смерть.
Она
является
следствием
необратимых
изменений
в
тканях
коры
головного
мозга,
вызванных
недостатком кислорода (гипоксия). С этого момента уже нельзя восстановить функцию
клеток коры головного мозга – сознание. Социальная смерть завершается биологической
смертью, когда все ткани организма человека оказываются нежизнеспособными и в них
развиваются необратимые изменения.
При наличии у пострадавшего признаков клинической смерти, необходимо:
1. Перейти к сердечно-легочной реанимации (шаг 3), если:
a) зафиксирован факт внезапной смерти
b) если, со слов очевидцев, прошло не более 4 минут с момента отсутствия признаков
жизни.
Мероприятия по оживлению должны быть начаты без промедления. Чем раньше
будут
начаты
реанимационные
мероприятия,
тем
вероятнее
благоприятный
исход.
К мероприятиям с е р д е ч н о - л е г о ч н о й
р е а н и м а ц и и относятся: прекардиальный
удар, непрямой
массаж
сердца и искусственная
вентиляция
легких (ИВЛ)
методом
«рот-в-рот».
П о д г о т о в к а
п о с т р а д а в ш е г о
к
р е а н и м а ц и и
Пострадавший должен лежать на спине, на твердой поверхности. Если он лежал на
к р о в а т и
и л и
н а
д и в а н е ,
т о
е г о
н е о б х о д и м о
п е р е н е с т и
н а
п о л .
Оголить грудную клетку пострадавшего, так как под его одеждой на грудине может
находиться нательный крест, медальон, пуговицы и т.д., которые могут стать источниками
д о п о л н и т е л ь н о й
т р а в м ы ,
а
т а к ж е р а с с т е г н у т ь
п о я с н о й
р е м е н ь.
До проведения массажа сердца необходимо провести один прекардиальный удар
ребром
сжатой в кулак ладони по грудине выше мечевидного отростка на 2–3 см.
(«tump
pump», по терминологии ВОЗ) средней силы размахом руки с расстояния 25-30 см от
поверхности тела, предплечье наносящего удар должно быть расположено вдоль тела
пострадавшего (локоть над животом). Удар наносится коротким резким движением. Цель
удара – как можно сильнее сотрясти грудную клетку, что может заставить сократиться
остановившееся
сердце.
После
удара,
не
снимая
пальцев
с
мечевидного
отростка,
свободной рукой проверить наличие пульса на сонной артерии. Если пульс появился, то
пострадавшего
следует
повернуть
на
бок
или
на
живот,
если
нет
–
приступить
к
непрямому массажу сердца.
Н
епрямой массаж сердца – сжатие мышц сердца между грудиной и позвоночником, что
позволяет выдавить кровь из полостей в артерии, а при прекращении сжатия кровь вновь
заполняет
сердце
через
вены.
Правильное
проведение
массажа
обеспечивает
кровообращение
в
сосудах
примерно
на
40%
от
его
нормы.
Этого
достаточно
для
п о д д е р ж а н и я
ж и з н и
в
т е ч е н и е
ч а с а
и
б о л е е .
М
етодика
проведения
непрямого
массажа. Спасатель
должен
встать
справа
от
пострадавшего. Нащупать мечевидный отросток (для этого проводят пальцем по ребрам),
установить
ладонную
поверхность
левой
кисти
примерно
на
два
паль ца
выше
мечевидного отростка следующим образом: основание одной кисти следует положить на
нижнюю
треть
грудины,
длинная
ось
ладони
должна
совпадать
с
продольной
осью
грудины. Кисть второй руки помещают крестообразно на тыльную поверхность кисти
первой
руки
-
длинная
ось
основания
второй
кисти
должна
быть
расположена
перпендикулярно, т.е. под углом 90°, по отношению к основанию первой и, естественно,
продольной оси грудины. Очень важно, чтобы пальцы не касались грудной клетки. С
одной
стороны,
это
будет
способствовать
эффективности
массажа,
так
как усилие
направлено только на нижнюю треть грудины, а не на грудную стенку, с другой —
существенно уменьшится опасность перелома ребер. Обе руки в локтевых суставах и
пальцы обеих кистей должны быть выпрямлены.
Рекомендовано
универсальное
соотношение
частоты
сдавления
грудной
клетки
(наружный массаж сердца) и искусственных вдохов (массаж: дыхание) – 30:2.
Эффективность наружного массажа сердца и искусственной вентиляции лёгких
определяется следующими критериями:
1.
Изменение цвета кожных покровов (становятся менее бледными и цианотичными).
2.
Сужение зрачков, с появлением реакции на свет.
3.
Появление пульсового толчка на сонной или бедренной артериях.
4.
Возможно появление самостоятельного дыхания.
При возникновении переломов костного каркаса грудной клетки, необходимо
продолжать проводить реанимационное пособие в полном объеме.
При
малейшей
возможности
в
период
базовой
сердечно
–
лёгочной
реанимации
подключают электрокардиограф или монитор и дефибриллятор.
При
регистрации
на
мониторе,
электрокардиографе
или
мониторе
дефибриллятора
фибрилляции желудочков/желудочковой тахикардии (ФЖ/ЖТ) без пульса, необходимо
немедленно нанести однократный разряд
Действия медработников при оказании реанимационной помощи в нашей стране
регламентированы
«Инструкцией
по
определению
критериев
и
порядка
определения
момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий», утвержденной
Приказом Минздрава России №73 от 04.03.2002г.:
Краткий алгоритм сердечно-лёгочной реанимации.
Базовая сердечно-легочная реанимация (СЛР):
- убедиться в том, что у больного произошла остановка кровообращения;
- восстановить проходимость дыхательных путей;
- СЛР в соотношении массаж: дыхание - 30 : 2
Приложение № 3
Комплекс 1
1. И.п. - стоя, руки сзади, пальцы в замок, 1-2 - отводя руки и голову назад,
прогнуться - вдох, 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.
2. И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.
3. И.п.
-
стоя,
кисти
к
плечам.
Круговые
движения
в
одну
и
другую
сторону.
Повторить 6-8 раз в каждую сторону.
4. И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя
положения головы. Повторить 6-7 раз.
5. И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.
6. И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд
с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять
немедленно.
Приложение 4
Контролирующие задания на закрепление полученных знаний
Условие выполнения:
Место выполнения задания: аудитория №
Максимальное время выполнения: 15 мин.
Система оценивания: Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием
оценки выступает правило: за правильное решение (соответствующее эталонному –
показателю) выставляется 1 балла, за неправильное решение (несоответствующее
эталонному – показателю) выставляется 0 баллов.
Критерии оценки
100 - 90 % правильных ответа - «5»
89 - 80% правильных ответа - «4»
79 - 70% правильных ответа - «3»
Менее 70% правильных ответа - «2»
Текст задания: Определите способы и средства оказания первой помощи при
угрожающих жизни состояниях при решении тестовых заданий
Выберите один правильный ответ
1. Сердечно-легочную реанимацию пострадавшего следует проводить:
1. При потере пострадавшим сознания, независимо от наличия пульса на
сонной артерии и признаков дыхания.
2. При потере пострадавшим сознания и отсутствии пульса на сонной артерии,
а также признаков дыхания.
2. Расположение руки на грудной клетке пострадавшего при выполнении непрямого масса-
жа сердца
1. Основания ладоней обеих рук должны располагаться на грудной клетке на два пальца
выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец одной руки указывал в сторону
левого плеча пострадавшего, а другой – в сторону правого плеча.
2.
Основания
ладоней
обеих
рук,
которые
накладываются
одна
на
другую,
должны
располагаться на грудине на два пальца выше мечевидного отростка так, чтобы большой
палец одной руки указывал в сторону подбородка пострадавшего, а другой – в сторону
живота.
3. Непрямой массаж сердца выполняют основанием ладони только одной руки, располо-
женной
на
грудной
клетке
на
два
пальца
выше
мечевидного
отростка.
Направление
большого пальца не имеет значения.
3. При потере пострадавшим сознания и наличии пульса на сонной артерии для оказания
первой помощи его необходимо уложить:
1. На спину с подложенным под голову валиком.
2. На спину с вытянутыми ногами.
3. На бок так, чтобы согнутые колени опирались о землю,
а верхняя рука находилась под щекой.
4. Наличие пульса на сонной артерии пострадавшего определяют
1. Три пальца руки располагают с левой стороны шеи под нижней челюстью.
2. Три пальца руки располагают с правой или левой стороны шеи на уровне щитовидного
хряща гортани (кадыка) и осторожно продвигают вглубь шеи между щитовидным хрящом
и ближайшей к хрящу мышцей.
3. Большой палец руки располагают на шее под подбородком с одной стороны гортани, а
остальные пальцы – с другой стороны.
5. Для извлечения инородного тела, попавшего в дыхательные пути пострадавшего необ-
ходимо:
1. Уложить пострадавшего на свое колено лицом вниз и ударить кулаком по спине несколь -
ко раз.
2. Вызвать рвоту, надавив на корень языка. При отрицательном результате ударить ребром
ладони по спине пострадавшего либо встать спереди и сильно надавить кулаком на его жи-
вот.
3. Ударить несколько раз ладонью по спине пострадавшего. При отрицательном результа -
те встать сзади, обхватить его обеими руками на уровне нижних ребер, сцепить свои руки
в кулак, одновременно сдавить его ребра и резко надавить на область живота кулаком в
направлении внутрь и кверху.
6. Давать лекарственные средства пострадавшему, находящемуся
в бессознательном состоянии:
1. Разрешено.
2. Разрешено в случае крайней необходимости.
3. Запрещено.
7. Обеспечение восстановления и поддержания проходимости дыхательных путей постра-
давшего при подготовке к проведению сердечно-легочной реанимации:
1. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс. Уложить пострадавшего на спину,
запрокинуть ему голову, поднять подбородок и выдвинуть нижнюю челюсть.
2. Уложить пострадавшего на бок, наклонить его голову к груди. Очистить ротовую по-
лость от слизи и рвотных масс.
3. Уложить пострадавшего на спину и, не запрокидывая ему голову, сжать щеки, чтобы
раздвинуть губы и раскрыть рот. Очистить ротовую полость от слизи и рвотных масс.
8. Сердечно-легочная реанимация пострадавшего проводится:
1. Искусственная вентиляции легких и непрямой массаж сердца: вначале 1 вдох методом
«Рот ко рту», затем 15 надавливаний на грудину.
2. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких: вначале 5 надавливаний
на грудину, затем 1 вдох методом «Рот ко рту».
3. Непрямой массаж сердца и искусственная вентиляция легких: вначале 30 надавливаний
на грудину, затем 2 вдоха методом «Рот ко рту».
Эталоны ответа
1 - 2.
2 – 2
3 – 3
4 – 2
5 – 3
6 – 3
7 – 1
8 - 3
Приложение 5
Критерии оценивания ОК студента на лекции
Система
оценивания: Применяется
дихотомическая
система
оценивания.
Критерием
оценки выступает правило: за соответствующее эталонному показателю выставляется 1
балла, за несоответствующее эталонному показателю - выставляется 0 баллов.
Критерии оценки
100 - 90 % правильных ответов - «5»
89 - 80% правильных ответов - «4»
79 - 70% правильных ответов - «3»
Менее 70% - «2»
Максимальное количество баллов- 20
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
ОК 1.
П о н и м а т ь
с у щ н о с т ь
и
социальную
значимость
своей
будущей профессии, проявлять
к ней устойчивый интерес.
-
правильность
понимания
социальной
значимости
профессии
фельдшера
- высокая учебно-познавательная активность на занятии
1б
1б
ОК 2.
Организовывать
собственную
д е я т е л ь н о с т ь ,
в ы б и р а т ь
типовые
методы
и
способы
выполнения профессиональных
з а д а ч ,
о ц е н и в а т ь
и х
эффективность и качество.
-
обоснованность
применения
методов
и
способов
решения
профессиональных
задач,
анализ
эффективности
и
качества
их
выполнения
- обоснованный и быстрый выбор способов и средств деятельности
в зависимости от реальной ситуации.
- организация деятельности в соответствии с планом
1б
1б
1б
ОК 3.
П р и н и м а т ь
р е ш е н и я
в
стандартных
и
нестандартных
ситуациях
и
нести
за
них
ответственность.
-
точно
и
быстро
оценивать
ситуацию
и
правильно
принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них
ответственность
- своевременное и правильное выполнение заданий преподавателя
1б
1б
ОК 4.
О с у щ е с т в л я т ь
п о и с к
и
использование
информации,
необходимой для эффективного
выполнения профессиональных
задач,
профессионального
и
личностного развития.
- грамотность, точность нахождения и использования информации
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач,
профессионального и личностного развития
-
результативность
проведения
поиска
и
использования
информации
для
эффективного
выполнения
профессиональных
задач
-
оптимальный
выбор
источника
информации
в
соответствии
с
поставленной задачей
1б
1б
1б
ОК 5.
Использовать
информационно-
коммуникационные технологии
в
п р о ф е с с и о н а л ь н о й
деятельности
- правильность использования информационно-коммуникационных
технологий в профессиональной деятельности фельдшера
1б
ОК 6.
Работать
в
коллективе
и
в
команде, эффективно общаться
с
коллегами,
руководством,
потребителями.
эффективность взаимодействия с обучающимися, преподавателем
-
взаимопомощь,
взаимозаменяемость
в
процессе
выполнения
заданий
- соблюдение норм профессиональной этики в процессе обучения
- бесконфликтные отношения на теоретических занятиях
1б
1б
ОК 7.
Брать на себя ответственность
за работу членов команды
(подчиненных), за результат
выполнения заданий
- полнота ответственности за работу подчиненных, за результат
выполнения заданий
- взаимопомощь, взаимозаменяемость в процессе выполнения
производственных заданий
1б
1б
ОК 8.
Самостоятельно
определять
-
эффективность
планирования
обучающимися
повышения
1б
задачи
профессионального
и
л и ч н о с т н о г о
р а з в и т и я ,
заниматься
самообразованием,
о с о з н а н н о
п л а н и р о в а т ь
повышение квалификации.
личностного
уровня
и
своевременность
повышения
своей
квалификации
- организация деятельности в соответствии с планом
-высокая учебно-познавательная активность на занятии
1б
1б
ОК
13.
Вести
здоровый
образ
жизни,
з а н и м а т ь с я
ф и з и ч е с к о й
культурой
и
спортом
д л я
у к р е п л е н и я
з д о р о в ь я ,
до стижения
жизненных
и
профессиональных целей.
-систематичность ведения пропаганды и эффективность здорового
образа жизни с целью профилактики заболеваний
-
использование
профессиональных
знаний
и
умений
в
целях
укрепления собственного здоровья
1б
1б
Приложение 6
Карта экспертной оценки для преподавателя
№
Ф.И.О.
ОК1 -
ОК-8
ОК-13
Определение
исходного
уровня
знаний
Контроль
усвоения
материала
ИТОГ
1.
2.
3.
4.