"Влияние эмоций и чувств на процесс художественно - эстетического воспитания"

Автор: Ершова Резеда Хазиевна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г.Хабаровска"
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Влияние эмоций и чувств на процесс художественно - эстетического воспитания"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАБАРОВСКА МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА Г.ХАБАРОВСКА
Влияние эмоций и чувств на процесс художественно-

эстетического воспитания.
Методическая разработка


Ершова Резеда Хазиевна
Преподаватель рисунка, живописи, композиции г.Хабаровск
2015 г.

Первое, с чем приходиться сталкиваться человеку, это речь. Второе – знаки, символы. Цвет, как символ, также как и слово, имеет силу воздействия на психоэмоциональное состояние ребенка. Эстетические переживания имеют большую воздействующую сил, как на общее развитие ребенка, так и на его здоровье. Ученики младших классов художественной школы, как и старшие школьники, испытывают острую потребность в эмоциональном настрое на процесс познания, поэтому любое задание, предлагаемое преподавателем к выполнению, должно содержать в себе характер увлеченности и заинтересованности. В практической деятельности педагогу необходимо постоянно помнить, что эмоции и мышление младшего школьника тесно переплетаются между собой. Их сочетание оказывает решающее влияние на воплощение замысла, активизирует процесс выполнения изображения. Под непосредственным влиянием эмоций на настроение учащегося, его рисунок по-разному может отражать один и тот же объект изображения. В одном случае он может быть представлен как жизнерадостный, динамичный, с использованием сочных и ярких цветовых решений, в другом - унылый, пасмурный, выполненный в тусклой цветовой гамме, передающий мрачное настроение. Воспитание через эмоциональное воздействие представляет собой очень тонкий процесс. С помощью использования положительных эмоций и переживаний ребенка можно косвенно направлять и регулировать его изобразительную деятельность, целенаправленно осуществляя тем самым его эстетическое воспитание. Однако при этом важно помнить, что изобилие только одних и однотипных в своем использовании положительных эмоций ребенка рано или поздно вызовет скуку. Поэтому наряду с положительными эмоциями необходимо использовать воспитательные возможности и отрицательных переживаний, преломляя их в нужном направлении. При организации процесса восприятия произведений искусства можно использовать ситуацию "мнимого присутствия" в картине. Ученику предлагается как бы мысленно перенестись из класса в мир образов картины, совершить прогулку по изображенным на картине уголкам природы, постараться ощутить на себе уникальную атмосферу картины, силу воздействия порой непривычного её колористического решения, вставая на позицию того иного героя произведения, пережить вместе с ним то или иное событие. Маленький художник в процессе реализации своего художнического видения физико - оптического свойства цветных материалов: использует 2
цветную бумагу в разрезной или обрывной аппликации, пользуется пастелью или восковым мелком торцом, плашмя или растиркой, наносит краски то пастозным мазкам, то тонким красочным слоем, то штрихом, то точкой, то растирая по поверхности, то смешивая друг с другом; при этом должен помнить, что мазок, линия, штрих сами по себе еще не представляют какой- либо эстетической ценности, если они определенным образом не связаны между собой, не организованы, не подчинены более общей задаче. Как средства выразительности свою полную эстетическую содержательность они получают лишь в системе изображения. Задача учителя на уроке состоит в том, чтобы в руках ученика тот или иной цветной художественный материал начал жить особой жизнью, в процессе изобразительной деятельности преобразовывался в цвет - действительный язык художника, используемый как средство выражения своих чувств и мыслей. Каждый цветной художественный материал обладает своими художественными свойствами, следовательно, и потенциальными выразительными возможностями. Каждый материал, так сказать, обладает своим характером и часто оказывает сопротивление художнику в выполнении его творческого замысла, вступает с ним в спор, корректирует замысел, а иногда существенно изменяет направление творческого мышления автора. Маленький художник в своём творчестве также учитывает "сопротивление " материала. Освоение той или иной техники - дело не простое. От учителя во многом будут зависеть формирование у младших школьников от урока в урок навыков работы с ними. Формирование у детей цветовосприятия может осуществляться на материале сказок (отношение к сказочным героям и выражение своего отношения в цвете), на личных наблюдениях, на просмотре произведений искусства и проходит в три этапа: 1 этап:
Разрушение сложившихся и заимствованных стереотипов

цветовосприятия с помощью определения причин изменчивости цвета.


Для этого в первую очередь надо отучить детей от привычного штампа восприятия, например, небо - голубое, снег - белый, море - синее. Мы наблюдаем и рисуем небо в различные часы и времена года. С ранних лет дети знают, что все растения зеленые, но они имеют массу оттенков, и на уроках мы учимся их различать. А снег, хотя он и белый, вечером становится голубым, при заходе солнца - розоватым и т.д., днем - желтоватым. Такие наблюдения способствуют развитию у детей более точного и тонкого восприятия цвета. 2 этап: 3

Открытие связи цвета с настроением.
Открытие символической роли цвета в искусстве, осмысленное восприятие цвета в живописи, творческое использование цвета с целью выражения настроения и личного отношения к героям сказок в рисунках. С учениками мы учимся видеть, наблюдать и замечать окружающий разноцветный мир, увидев его во всем богатстве оттенков, ощутив волшебство обычных красок. 3 этап:
Определение индивидуальных цветовых предпочтений.
Путем практической работы вырабатывание собственного выразительного цветового языка. Выработка цветовых предпочтений учащихся в основном происходит на практических занятиях, включающих задания практического характера. Практические задания представляют собой работы различной сложности. Автором предлагаются следующие тематические задания.
Задание № 1
.
Теплые и холодные цвета.
Задачи: Научить видеть колорит, разбираться в свойствах цвета. Практическое задание: Нарисовать дерево, используя только теплые оттенки цветов: желтого, красного, оранжевого, охры, коричневого используя технику исполненния: “аля-прима” или “по мокрому”. Материалы исполнения: гуашь. 4
В ходе работы с акварелью дети узнают технические приемы в акварели, возможности краски.
Задание № 2. Цветовой контраст.
Задачи: Нарисовать акварелью цветочный букет в теплой и холодной гамме, высказать словами цветовые ощущения от двух работ. . 5

Задание № 3. Разноцветный дождик.
Задачи: Выработка эмоционального цветовосприятия, создание художественного образа по настроению: разноцветный дождик. Материал: акварель, техника “аля-прима” 6

Задание №4. Рельефная композиция на тему “Морской пейзаж”.
Задачи: Создание цветового и обьемного изображения на плоскости. Материал: пластилин, бумага формата А3.
Задание №4. Цветовые взаимоотношения предметов в натюрморте.

Контрастные и приближенные цвета.
Задачи: Рисование натюрморта с птицей контрастными и приближенными цветами. Материал: гуашь. 7

Задание №5. Художественный образ в произвольной цветовой гамме.
Задачи: Создание художественного образа “Веселый дом”. Материал: гуашь, бумага. 8
Дети понимают, что с помощью обычных красок они не только смогут изобразить всё, что угодно, но с помощью цвета смогут выразить любое настроение, заставить зрителя смеяться или грустить. Известно, что раннее эмоциональное переживание, связанное с восприятием красоты, оставляет неизгладимый след в душе ребенка. С годами, при благоприятном влиянии, это первое, не всегда осознанное тяготение к прекрасному перерастает в хороший художественный вкус, в потребность знать и любить искусство. Может случиться так, что ребенок не будет рисовать в дальнейшей жизни, не будет сам создавать произведения искусства. Но понимать живопись, любить её и наслаждаться ею может и в дальнейшем сможет. Полученные знания помогут обрести детям чувства уверенности в себе, в устойчивости взглядов, в гармонии своего вкуса. Библиографический список 1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974. 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. 9
10