Напоминание

Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики

Автор: Художиткова Лариса Владиславовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 41"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики

В

настоящее

время

перед

школой

стоит

задача

формирования

личности,

готовой

жить

в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному

саморазвитию

и возможности

получения

дальнейшего

образования,

в том

числе

и с

использованием современных информационных технологий обучения. Потребность общества

и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий

(КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных

действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные

исследования

в этой

области.

Основные

тенденции

развития

данного

направления

в отечественной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены

в многочисленных

работах

Л. А. Петровской,

Г. М. Андреевой.

Они

стали

основой

для

разработки

педагогических

аспектов

проблемы

формирования

коммуникативных

универсальных учебных действий. Актуальность данной темы нашла отражение в основных

нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об

образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до

2020

года,

Концепция

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

общего

образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной

экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии

с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системнодеятельностного

подхода

как

достижение

учащимися

новых

уровней

развития

за

счет

освоения

ими

как

универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего

учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике

в современных

условиях

не

может

быть

ограничено

только

изучением

стремительно

меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает

задача

формирования

у учащихся

универсальных

учебных

действий,

составляющих

информационную

компетентность,

вообще,

и коммуникативных

универсальных

учебных

действий в частности. С точки зрения А. Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают

социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей

(прежде всего, партнера по общению или деятельности).

Информатика

как

предмет

имеет

ряд

отличительных

особенностей

от

других

учебных

дисциплин,

а также

условий,

которые

позволяют

успешно

формировать

коммуникативные

УУД:

- наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера

для

каждого

ученика,

а

также

задействованной

в

учебном

процессе

оргтехники,

мультимедийных устройств;

- компьютерный класс, в котором проводятся уроки, где каждый ученик имеет, с одной

стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;

- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше

приветствуются

ответы

с

места

(особые

условия

для

развития

коммуникативных

компетентностей);

- на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного,

личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.

Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики

Коммуникативные УУД

Методы и приемы

формирования

Результат

сформированности КУУД

общение

и взаимодействие

с партнерами по совместной

деятельности

или

обмену

информацией

мозговой штурм;

диспут;

дискуссия;

работа в парах;

групповая работа.

у м е н и е

с л у ш а т ь

и слышать друг друга;

у м е н и е

с достаточно

п о л н о т о й

и точностью

в ы р а ж ат ь

с в о и

м ы с л и

в соответствии

с задачами

и условиями коммуникации;

у м е н и е

а д е к в а т н о

и с п о л ь з о в ат ь

р е ч е в ы е

средства

для

дискуссии

и а р г у м е н т а ц и и

с в о е й

позиции;

умение

п р ед с т а вл я т ь

информацию,

сообщать

в п и с ь м е н н о й

и устной

форме;

готовность

спрашивать,

инт ере соват ь ся

ч уж и м

м н е н и е м

и высказывать

свое,

умение вступать в диалог,

а т а к ж е

у ч а с т в о в а т ь

в коллективном обсуждении

проблем.

способность

действовать

с учетом

позиции

другого

и уметь согласовывать свои

действия

мозговой штурм;

с о с т а в л е н и е

п л а н а

решения задачи в парах;

ментальная карта;

составление

алгоритма

в п а р а х

и определение

р е з у л ь т а т о в

е г о

выполнения.

понимание

возможности

различных точек зрения, не

совпадающих

с собственной;

готовность к обсуждению

р а з н ы х

т о ч е к

з р е н и я

и в ы р а б о т к е

о б щ е й

(групповой) позиции;

умение

устанавливать

и сравнивать

разные

точки

з р е н и я

п р е ж д е ,

ч е м

принимать решения и делать

выборы;

умение

аргументировать

свою точку зрения, спорить

и отстаивать свою позицию

н е

в р а ж д е б н ы м

д л я

оппонентов образом.

организация

и планирование

учебного

сотрудничества

с учителем

и сверстниками

с о с т а в л е н и е

п л а н а

решения задачи в парах;

совместное

составление

алгоритмов;

обсуждение

и заполнение

пропусков;

ч т е н и е

а л г о р и т м а

и определение

результатов

его выполнения;

о п р е д е л е н и е

ц е л и

и функций

у ч а с т н и ко в ,

способов взаимодействия;

планирование

общих

способов работы;

обмен

знаниями

между

ч л е н а м и

г р у п п ы

д л я

принятия

эффе кти вн ых

совместных решений;

способность

брать

на

с е б я

и н и ц и а т и в у

в организации

совместного

д е й с т в и я

( д е л о в о е

лидерство);

работа в группе (включая

с и т у а ц и и

у ч е б н о г о

сотрудничества и проектные

формы работы)

мозговой штурм;

диспут;

проект;

поиск и исправление ошибок

в парах;

задание

на

сопоставление

в парах;

взаимоконтроль;

ментальная карта.

умение

устанавливать

р а б о ч и е

о т н о ш е н и я ,

интегрироваться

в группу

сверстников;

у м е н и е

э ф ф е к т и в н о

с о т р уд н и ч а т ь

и строить

продуктивное

в з а и м о д е й с т в и е

с о

сверстниками и взрослыми;

обеспечивать

бесконфликтную

с о в м е с т н у ю

р а б о т у

в группе;

способность

переводить

конфликтную

ситуацию

в л о г и ч е с к и й

п л а н

и разрешать ее, как задачу —

через анализ ее условий.

следование

морально-

этическим

и психологическим

п р и н ц и п а м

о б щ е н и я

и сотрудничества.

задания на сопоставление

в парах;

взаимный диктант;

составление

во пр о с о в

в группах;

взаимоконтроль.

уважительное отношение

к партнерам,

в н и м а н и е

к личности другого;

адекватное

межличностное восприятие;

готовность

адекватно

ре агировать

на

нуж ды

д р у г и х ,

в частности

о к а з ы в а т ь

п о м о щ ь

и эмоциональную

п од д е р ж к у

п а р т н е р а м

в проце ссе

д о с т и же н и я

общей

цели

совместной

деятельности.

Мной

были

подобраны

задания,

которые

по

моему

мнению,

хорошо

подходят

с целью

формирования коммуникативных УУД.

Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся

Коммуникативна

я задача

Задание

Цель

Форма

работы

Средства

ИКТ

У ч ё т

п о з и ц и и

собеседника

(партнёра)

в процессе

учебной

деятельности

на

уроках

«Общее

м н е н и е »

п о

вопросу

Формирование

коммуникативных

действий,

связанных

с умением слушать

и слышать

собеседника,

учитывать

разные

м н е н и я

и уметь

обосновывать

собственное.

Работа

в парах

или

в группа

х по 2–3

человека

Совместная

таблица

На

организацию

и осуществление

сотрудничества

в ход е

у ч е б н о й

деятельности

на

уроках

«Совместное

рисование»

Формирование

коммуникативных

д е й с т в и й

п о

согласованию

усилий в процессе

организации

и осуществления

сотрудничества

Работа

в парах

или

в группа

х по 2–3

человека.

Совместный

рисунок

в графическо

м

редакторе

Paint

Н а

п е р е д а ч у

информации

и отображению

предметного

содержания

«Компьютер

ная

презентация»

Формирование

коммуникативных

действий,

направленных

на

структурирование,

объяснение

и представление

информации

по

определённой теме

и умение

сотрудничать

в процессе

создания

общего

продукта

совместной

деятельности.

Работа

в парах

или

в группа

х по 2–3

человека

Совместная

презентация

Групповые игры

Игра

«Кладоискатели

»

Расширение

и обогащение

позитивного опыта

совместной

деятельности

Работа

в

2–3

группах

Компьютер,

мультимедиа-

проектор

и форм

общения

со

сверстниками,

формирование

коммуникативных

действий

и операций,

обогащение

поведенческого

репертуара

учащихся

за

счёт

социально

одобряемых

и соответствующи

х

с о ц и а л ь н ы м

ожиданиям

форм

поведения,

формирование

направленности на

сверстника,

обогащение сферы

социальных

мотивов.

Как показывает мой опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках

информатики,

а также

данных

типовых

заданий

позволяет

формировать

коммуникативные

универсальные учебные действия на уроках информатики.

Список источников и литературы

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный

подход

как

основа

формирования

метапредметных результатов.- СПб.: Реноме.-2012.- С. 140–142.

2. Асмолов А. Г. Формирование

универсальных

учебных

действий

в основной

школе:

от

действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,

И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.

3. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных

учебных действий.