Автор: Художиткова Лариса Владиславовна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 41"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики
Формирование коммуникативных УУД на уроках информатики
В
настоящее
время
перед
школой
стоит
задача
формирования
личности,
готовой
жить
в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному
саморазвитию
и возможности
получения
дальнейшего
образования,
в том
числе
и с
использованием современных информационных технологий обучения. Потребность общества
и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий
(КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных
действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные
исследования
в этой
области.
Основные
тенденции
развития
данного
направления
в отечественной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены
в многочисленных
работах
Л. А. Петровской,
Г. М. Андреевой.
Они
стали
основой
для
разработки
педагогических
аспектов
проблемы
формирования
коммуникативных
универсальных учебных действий. Актуальность данной темы нашла отражение в основных
нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об
образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до
2020
года,
Концепция
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной
экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта. В соответствии
с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системнодеятельностного
подхода
как
достижение
учащимися
новых
уровней
развития
за
счет
освоения
ими
как
универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.
Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего
учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике
в современных
условиях
не
может
быть
ограничено
только
изучением
стремительно
меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает
задача
формирования
у учащихся
универсальных
учебных
действий,
составляющих
информационную
компетентность,
вообще,
и коммуникативных
универсальных
учебных
действий в частности. С точки зрения А. Г. Асмолова, коммуникативные действия обеспечивают
социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
(прежде всего, партнера по общению или деятельности).
Информатика
как
предмет
имеет
ряд
отличительных
особенностей
от
других
учебных
дисциплин,
а также
условий,
которые
позволяют
успешно
формировать
коммуникативные
УУД:
- наличие специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера
для
каждого
ученика,
а
также
задействованной
в
учебном
процессе
оргтехники,
мультимедийных устройств;
- компьютерный класс, в котором проводятся уроки, где каждый ученик имеет, с одной
стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам;
- ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше
приветствуются
ответы
с
места
(особые
условия
для
развития
коммуникативных
компетентностей);
- на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного,
личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом.
Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики
Коммуникативные УУД
Методы и приемы
формирования
Результат
сформированности КУУД
общение
и взаимодействие
с партнерами по совместной
деятельности
или
обмену
информацией
мозговой штурм;
диспут;
дискуссия;
работа в парах;
групповая работа.
у м е н и е
с л у ш а т ь
и слышать друг друга;
у м е н и е
с достаточно
п о л н о т о й
и точностью
в ы р а ж ат ь
с в о и
м ы с л и
в соответствии
с задачами
и условиями коммуникации;
у м е н и е
а д е к в а т н о
и с п о л ь з о в ат ь
р е ч е в ы е
средства
для
дискуссии
и а р г у м е н т а ц и и
с в о е й
позиции;
умение
п р ед с т а вл я т ь
информацию,
сообщать
в п и с ь м е н н о й
и устной
форме;
готовность
спрашивать,
инт ере соват ь ся
ч уж и м
м н е н и е м
и высказывать
свое,
умение вступать в диалог,
а т а к ж е
у ч а с т в о в а т ь
в коллективном обсуждении
проблем.
способность
действовать
с учетом
позиции
другого
и уметь согласовывать свои
действия
мозговой штурм;
с о с т а в л е н и е
п л а н а
решения задачи в парах;
ментальная карта;
составление
алгоритма
в п а р а х
и определение
р е з у л ь т а т о в
е г о
выполнения.
понимание
возможности
различных точек зрения, не
совпадающих
с собственной;
готовность к обсуждению
р а з н ы х
т о ч е к
з р е н и я
и в ы р а б о т к е
о б щ е й
(групповой) позиции;
умение
устанавливать
и сравнивать
разные
точки
з р е н и я
п р е ж д е ,
ч е м
принимать решения и делать
выборы;
умение
аргументировать
свою точку зрения, спорить
и отстаивать свою позицию
н е
в р а ж д е б н ы м
д л я
оппонентов образом.
организация
и планирование
учебного
сотрудничества
с учителем
и сверстниками
с о с т а в л е н и е
п л а н а
решения задачи в парах;
совместное
составление
алгоритмов;
обсуждение
и заполнение
пропусков;
ч т е н и е
а л г о р и т м а
и определение
результатов
его выполнения;
о п р е д е л е н и е
ц е л и
и функций
у ч а с т н и ко в ,
способов взаимодействия;
планирование
общих
способов работы;
обмен
знаниями
между
ч л е н а м и
г р у п п ы
д л я
принятия
эффе кти вн ых
совместных решений;
способность
брать
на
с е б я
и н и ц и а т и в у
в организации
совместного
д е й с т в и я
( д е л о в о е
лидерство);
работа в группе (включая
с и т у а ц и и
у ч е б н о г о
сотрудничества и проектные
формы работы)
мозговой штурм;
диспут;
проект;
поиск и исправление ошибок
в парах;
задание
на
сопоставление
в парах;
взаимоконтроль;
ментальная карта.
умение
устанавливать
р а б о ч и е
о т н о ш е н и я ,
интегрироваться
в группу
сверстников;
у м е н и е
э ф ф е к т и в н о
с о т р уд н и ч а т ь
и строить
продуктивное
в з а и м о д е й с т в и е
с о
сверстниками и взрослыми;
обеспечивать
бесконфликтную
с о в м е с т н у ю
р а б о т у
в группе;
способность
переводить
конфликтную
ситуацию
в л о г и ч е с к и й
п л а н
и разрешать ее, как задачу —
через анализ ее условий.
следование
морально-
этическим
и психологическим
п р и н ц и п а м
о б щ е н и я
и сотрудничества.
задания на сопоставление
в парах;
взаимный диктант;
составление
во пр о с о в
в группах;
взаимоконтроль.
уважительное отношение
к партнерам,
в н и м а н и е
к личности другого;
адекватное
межличностное восприятие;
готовность
адекватно
ре агировать
на
нуж ды
д р у г и х ,
в частности
о к а з ы в а т ь
п о м о щ ь
и эмоциональную
п од д е р ж к у
п а р т н е р а м
в проце ссе
д о с т и же н и я
общей
цели
совместной
деятельности.
Мной
были
подобраны
задания,
которые
по
моему
мнению,
хорошо
подходят
с целью
формирования коммуникативных УУД.
Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся
Коммуникативна
я задача
Задание
Цель
Форма
работы
Средства
ИКТ
У ч ё т
п о з и ц и и
собеседника
(партнёра)
в процессе
учебной
деятельности
на
уроках
«Общее
м н е н и е »
п о
вопросу
Формирование
коммуникативных
действий,
связанных
с умением слушать
и слышать
собеседника,
учитывать
разные
м н е н и я
и уметь
обосновывать
собственное.
Работа
в парах
или
в группа
х по 2–3
человека
Совместная
таблица
На
организацию
и осуществление
сотрудничества
в ход е
у ч е б н о й
деятельности
на
уроках
«Совместное
рисование»
Формирование
коммуникативных
д е й с т в и й
п о
согласованию
усилий в процессе
организации
и осуществления
сотрудничества
Работа
в парах
или
в группа
х по 2–3
человека.
Совместный
рисунок
в графическо
м
редакторе
Paint
Н а
п е р е д а ч у
информации
и отображению
предметного
содержания
«Компьютер
ная
презентация»
Формирование
коммуникативных
действий,
направленных
на
структурирование,
объяснение
и представление
информации
по
определённой теме
и умение
сотрудничать
в процессе
создания
общего
продукта
совместной
деятельности.
Работа
в парах
или
в группа
х по 2–3
человека
Совместная
презентация
Групповые игры
Игра
«Кладоискатели
»
Расширение
и обогащение
позитивного опыта
совместной
деятельности
Работа
в
2–3
группах
Компьютер,
мультимедиа-
проектор
и форм
общения
со
сверстниками,
формирование
коммуникативных
действий
и операций,
обогащение
поведенческого
репертуара
учащихся
за
счёт
социально
одобряемых
и соответствующи
х
с о ц и а л ь н ы м
ожиданиям
форм
поведения,
формирование
направленности на
сверстника,
обогащение сферы
социальных
мотивов.
Как показывает мой опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках
информатики,
а также
данных
типовых
заданий
позволяет
формировать
коммуникативные
универсальные учебные действия на уроках информатики.
Список источников и литературы
1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный
подход
как
основа
формирования
метапредметных результатов.- СПб.: Реноме.-2012.- С. 140–142.
2. Асмолов А. Г. Формирование
универсальных
учебных
действий
в основной
школе:
от
действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская,
И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.
3. Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных
учебных действий.