Напоминание

Мастер-класс "Роспись пасхального яйца"

Автор: Буланова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: п. Красный Гуляй
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Роспись пасхального яйца"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Красногуляевская средняя школа

Мастер – класс

«Роспись пасхального яйца»

1 класс

Цели и задачи:

расширять объем знаний учащихся о традициях православного

праздника Пасхи;

ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи

яйца, образцами росписи;

обучение учащихся умению составлять эскизы росписи пасхальных яиц

с использованием символики писанки;

объяснить, что означают цвета при росписи;

развивать графические умения и навыки в росписи и украшении

пасхального яйца;

формировать навыки работы с красками;

развитие способности к творческому самовыражению;

воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию;

Формы и методы обучения: объяснительно- иллюстративный; фронтальная

и индивидуальная.

УУД

Регулятивные: создаёт рисунок по собственному замыслу; составляет план

работы.

Познавательные: понимание значения и роли изобразительного искусства в

жизни каждого человека и общества.

Личностные: формирование навыков работы с красками, умение

использовать цвет для достижения своего замысла.

Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать учителя и

одноклассников, работать в коллективе.

Оборудование:

Для учителя – презентация «Пасха в гости к нам пришла», иконы,

сувенирные и расписные яйца, свечи, куличи (рисунки детей) колокольчик.

Для учащихся – восковые мелки, наклейки, цветные ленты, кисти, подставки

под яйца, салфетки.

ПЛАН УРОКА (40 минут)

Организационный момент. Проверка готовности к уроку (3 минуты)

Сообщение темы и цели урока. (5 минут)

Теоретические сведения и беседа по теме. (10 минут)

Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи

пасхального яйца.(20минут)

Подведение итогов урока. (2 минуты)

Ход урока

I.Организационный момент.Проверка готовности к уроку.

Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё

рабочее место и разложить необходимые материале на столе.

Подготовка красок к работе.

- Молодцы ребята! Все готовы. Продолжаем работать дальше.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тему урока вы определите после того, как прослушаете звон колоколов.

– В какой весенний православный праздник слышен звон колоколов в

церквях и соборах? (Прослушивание звука колокола)

(Чтение стихов учащимися).

1 ученик:

Под напев молитв пасхальных

И под звон колоколов,

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

2 ученик:

В зеленеющем уборе

Млеют темные леса.

Небо блещет словно море,

Море – точно небеса.

3 ученик:

Звонко падают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели,

Пасха в гости к нам пришла.

– Ребята, кто назовет тему нашего урока?

– На уроке мы поговорим о традициях празднования Пасхи, вы сами будете

расписывать и украшать яйца. А когда мы будем праздновать Пасху в этом

году?

Сегодня

на

уроке

вы

будете

в

роли

художников,

создающие

эскизы

пасхального

яйца,

которые

вы

можете

применить

при

крашении

яиц

к

светлому дню Пасхи.

III. Сообщение теоретических сведений.

Издавна православные люди заранее начинали готовиться к празднованию

Пасхи. 48 дней был Пост, когда запрещалось есть мясо, масло, яйца и т.д.

В четверг до Пасхи люди топили баню, а в пятницу – пекли куличи, пасхи,

красили яйца.

Пасхальный

стол

отличался

от

других

праздничных

столов

обилием

вкусных и красивых блюд. Богатые люди подавали 48 блюд – по числу дней

поста. Дети и взрослые вырезали из яркой бумаги цветы, ими же украшали

стол,

иконы,

дом.

В

домах

зажигали

все

свечи,

лампады,

люстры,

светильники. Обязательными на столе – пасха, кулич и крашенные яйца.

«Дорого яичко ко Христову дню» – гласит народная пословица.

Но к Пасхе оно на самом деле дорого: без него и праздник не праздник.

Встречаясь

утром,

люди

целуются,

дарят

крашенные

яйца

и

говорят:

«Христос Воскрес – Во истину Воскрес!». (Слайд № 1)

Пасхальные символы

Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же

являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают

самое почетное место на пасхальном столе.

На Пасху всегда печется сладкая

творожная пасха, ее также принято освещать в церкви. Печется пасха в

четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается.

Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб,

чтобы они уверовали в его воскрешение. В наше время этот обычай, в

основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного

кулича считался лечебным.

Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в

самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают

их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого

замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или

«писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.

Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко.

Пасхальные

яйца

в

прошлые

времена

окрашивали

натуральными

красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи - в

коричневый, настой почек тополя – в желтый и называли их - крашенками

(Слайд №2) Также на

яйца часто

наносили узоры – символы.

А я вам

расскажу о следующем виде росписи яиц – Писанка. Эскиз которого мы и

будем выполнять.

Писанка

самый

сложный

и

самый

древний

вид

росписи.

Узоры

и

орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это

обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими

лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их

писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но

ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку,

при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.

Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.

-Цвет тоже означал разное:

зеленый – символизирует весну;

сочетание красного и белого – благодарность богам за защиту от зла.

красный- цвет радости, жизни, любви;

жёлтый- посвящается солнцу, луне, звёздам.( Слайд №3)

До наших дней дошли такие разновидности яиц: (Слайд №4)

крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);

драпанки (узор процарапывается);

бочарки (узор колечки);

малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)

Есть множество способов создания дарственных яиц:

яйца украшенные конфетти, бисером, крупой, зерном.

именные писания (знаки зодиака, фазы луны)

деревянные яйца;

ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;

боевые яйца – для пасхальных игр.(Слайд №5)

Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка

называется – разводом.

Развод - основа орнамента Писанки, позволяющий легко и просто нанести на

поверхность яйца самый сложный узор.

Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском те

части

орнамента,

которые

на

Писанке

должны

быть

белыми.

После

нанесения воска яйцо окунают в желтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо

из краски, промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают воском те части

узора ,которые должны быть жёлтыми, и окунают яйцо в красную краску.

Воском рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо

в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают в тёплую

духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает,

стирают его салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка Смазывают её жиром

или покрывают тонким слоем лака.

Деревенские

умельцы

готовили

к

Пасхе

деревянные

Писанки.

В

кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Писанка до сих пор

очень популярна во многих уголках мира. Музей писанки есть в Коломне на

Украине.

-А на территории Канады, в местечке Вегревиль, находится самое большое в

мире пасхальное яйцо: его длина – 8м, а ширина – 5м. Эта «писанка» весом

около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру. И

видна за многие километры. Обхватить этот шедевр могут лишь 20 человек, а

разбить – разве что тяжелой артиллерией.

IV. Практическая работа учащихся.

Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз

росписи Писанки.

Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный

и чёрный).(Вернуться к слайду №3)

Форму яйца обводим по шаблону.

Этапы выполнения эскиза:

1.На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение

кругов и овалов.

2.Составляем узор.

3.Расписываем цветом.

4.Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.

Во время работы учащиеся слушают музыку: звон колоколов, песни о весне и

о пасхе.

V. Подведение итога урока.

Выставка работ учащихся и обсуждение.

Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные

эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить

маме, бабушке и другим членам семьи.

- Для чего делали яйца-писанки?

- Какие цвета использовали мастера?

- Что нового вы узнали на уроке?

В

заключении

я

хочу

рассказать

еще

об

одной

традиции

Пасхи

.

В

пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном

звоне и пожелать здоровья себе и своим близким. Давайте позвоним в этот

колокольчик и будем всегда здоровы!

Уборка рабочего места.