Автор: Буланова Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: п. Красный Гуляй
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Роспись пасхального яйца"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Красногуляевская средняя школа
Мастер – класс
«Роспись пасхального яйца»
1 класс
Цели и задачи:
расширять объем знаний учащихся о традициях православного
праздника Пасхи;
ознакомить с историей возникновения праздника, с историей росписи
яйца, образцами росписи;
обучение учащихся умению составлять эскизы росписи пасхальных яиц
с использованием символики писанки;
объяснить, что означают цвета при росписи;
развивать графические умения и навыки в росписи и украшении
пасхального яйца;
формировать навыки работы с красками;
развитие способности к творческому самовыражению;
воспитание любви к народному искусству, аккуратности и трудолюбию;
Формы и методы обучения: объяснительно- иллюстративный; фронтальная
и индивидуальная.
УУД
Регулятивные: создаёт рисунок по собственному замыслу; составляет план
работы.
Познавательные: понимание значения и роли изобразительного искусства в
жизни каждого человека и общества.
Личностные: формирование навыков работы с красками, умение
использовать цвет для достижения своего замысла.
Коммуникативные: умеет обмениваться мнениями, слушать учителя и
одноклассников, работать в коллективе.
Оборудование:
Для учителя – презентация «Пасха в гости к нам пришла», иконы,
сувенирные и расписные яйца, свечи, куличи (рисунки детей) колокольчик.
Для учащихся – восковые мелки, наклейки, цветные ленты, кисти, подставки
под яйца, салфетки.
ПЛАН УРОКА (40 минут)
Организационный момент. Проверка готовности к уроку (3 минуты)
Сообщение темы и цели урока. (5 минут)
Теоретические сведения и беседа по теме. (10 минут)
Практическая часть. Самостоятельное выполнение эскиза росписи
пасхального яйца.(20минут)
Подведение итогов урока. (2 минуты)
Ход урока
I.Организационный момент.Проверка готовности к уроку.
Для того, чтобы вам удобно было работать, вспомним как организовать своё
рабочее место и разложить необходимые материале на столе.
Подготовка красок к работе.
- Молодцы ребята! Все готовы. Продолжаем работать дальше.
II. Сообщение темы и цели урока.
Тему урока вы определите после того, как прослушаете звон колоколов.
– В какой весенний православный праздник слышен звон колоколов в
церквях и соборах? (Прослушивание звука колокола)
(Чтение стихов учащимися).
1 ученик:
Под напев молитв пасхальных
И под звон колоколов,
К нам летит весна из дальних,
Из полуденных краев.
2 ученик:
В зеленеющем уборе
Млеют темные леса.
Небо блещет словно море,
Море – точно небеса.
3 ученик:
Звонко падают капели
Возле нашего окна,
Птицы весело запели,
Пасха в гости к нам пришла.
– Ребята, кто назовет тему нашего урока?
– На уроке мы поговорим о традициях празднования Пасхи, вы сами будете
расписывать и украшать яйца. А когда мы будем праздновать Пасху в этом
году?
Сегодня
на
уроке
вы
будете
в
роли
художников,
создающие
эскизы
пасхального
яйца,
которые
вы
можете
применить
при
крашении
яиц
к
светлому дню Пасхи.
III. Сообщение теоретических сведений.
Издавна православные люди заранее начинали готовиться к празднованию
Пасхи. 48 дней был Пост, когда запрещалось есть мясо, масло, яйца и т.д.
В четверг до Пасхи люди топили баню, а в пятницу – пекли куличи, пасхи,
красили яйца.
Пасхальный
стол
отличался
от
других
праздничных
столов
обилием
вкусных и красивых блюд. Богатые люди подавали 48 блюд – по числу дней
поста. Дети и взрослые вырезали из яркой бумаги цветы, ими же украшали
стол,
иконы,
дом.
В
домах
зажигали
все
свечи,
лампады,
люстры,
светильники. Обязательными на столе – пасха, кулич и крашенные яйца.
«Дорого яичко ко Христову дню» – гласит народная пословица.
Но к Пасхе оно на самом деле дорого: без него и праздник не праздник.
Встречаясь
утром,
люди
целуются,
дарят
крашенные
яйца
и
говорят:
«Христос Воскрес – Во истину Воскрес!». (Слайд № 1)
Пасхальные символы
Самыми распространенными и неотъемлемыми символами Пасхи конечно же
являются крашеные яйца, пасха и пасхальный кулич, они всегда занимают
самое почетное место на пасхальном столе.
На Пасху всегда печется сладкая
творожная пасха, ее также принято освещать в церкви. Печется пасха в
четверг перед праздником, а в ночь с субботы на воскресенье освещается.
Пасхальный кулич символизирует то, как Христос вкушал с учениками хлеб,
чтобы они уверовали в его воскрешение. В наше время этот обычай, в
основном, сохранили наши бабушки. В древности, кусочек от освященного
кулича считался лечебным.
Традиция красить яйца появилась очень давно: вареные яйца окрашивают в
самые разнообразные цвета и их сочетания, некоторые мастера расписывают
их вручную, изображая на них лики святых, церкви и другие атрибуты этого
замечательного праздника. Отсюда и появилось название «крашенка» или
«писанка». Ими принято обмениваться при встрече со всеми знакомыми.
Крашенка – это обычно просто окрашенное в определённый цвет яичко.
Пасхальные
яйца
в
прошлые
времена
окрашивали
натуральными
красителями: отваром луковой шелухи – в красный цвет, отвар ольхи - в
коричневый, настой почек тополя – в желтый и называли их - крашенками
(Слайд №2) Также на
яйца часто
наносили узоры – символы.
А я вам
расскажу о следующем виде росписи яиц – Писанка. Эскиз которого мы и
будем выполнять.
Писанка
–
самый
сложный
и
самый
древний
вид
росписи.
Узоры
и
орнаменты строго передавались из поколения в поколение. Писанки –это
обереги. В Красном Углу избы всегда лежали эти чудесные яички. Ими
лечили, оберегали скот от сглаза. Писанку закапывали в поле по весне. Их
писали на рождение детей. С Писанками существовало много обрядов, но
ими никогда нельзя было навредить. Если мастерица берётся писать Писанку,
при этом она злая и недовольная, ничего не выйдет.
Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный.
-Цвет тоже означал разное:
•
зеленый – символизирует весну;
•
сочетание красного и белого – благодарность богам за защиту от зла.
•
красный- цвет радости, жизни, любви;
•
жёлтый- посвящается солнцу, луне, звёздам.( Слайд №3)
До наших дней дошли такие разновидности яиц: (Слайд №4)
•
крапанки (слезки, точки, зернышки, капли);
•
драпанки (узор процарапывается);
•
бочарки (узор колечки);
•
малеванки (раскрашены кисточками, рисуют цветы, церкви)
Есть множество способов создания дарственных яиц:
•
яйца украшенные конфетти, бисером, крупой, зерном.
•
именные писания (знаки зодиака, фазы луны)
•
деревянные яйца;
•
ювелирные яйца – «Фаберже», «Картье», «Гжель», «Софрино»;
•
боевые яйца – для пасхальных игр.(Слайд №5)
Сначала на яйцо наносится сетка из разных пересекающихся фигур. Сетка
называется – разводом.
Развод - основа орнамента Писанки, позволяющий легко и просто нанести на
поверхность яйца самый сложный узор.
Носик кисточки макают в растопленный воск и покрывают горячим воском те
части
орнамента,
которые
на
Писанке
должны
быть
белыми.
После
нанесения воска яйцо окунают в желтую краску на 1-2 минуты. Вынув яйцо
из краски, промачивают мягкой салфеткой. Потом покрывают воском те части
узора ,которые должны быть жёлтыми, и окунают яйцо в красную краску.
Воском рисуют линии и поля, которые должны быть красными и красят яйцо
в чёрный цвет. Завершив крашение и роспись, яйцо помещают в тёплую
духовку или нагревают над пламенем свечи. Когда воск на скорлупе растает,
стирают его салфеткой, и ярче огня вспыхнет Писанка Смазывают её жиром
или покрывают тонким слоем лака.
Деревенские
умельцы
готовили
к
Пасхе
деревянные
Писанки.
В
кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. Писанка до сих пор
очень популярна во многих уголках мира. Музей писанки есть в Коломне на
Украине.
-А на территории Канады, в местечке Вегревиль, находится самое большое в
мире пасхальное яйцо: его длина – 8м, а ширина – 5м. Эта «писанка» весом
около 2270 кг сделана из обломков самолетов, поворачивается по ветру. И
видна за многие километры. Обхватить этот шедевр могут лишь 20 человек, а
разбить – разве что тяжелой артиллерией.
IV. Практическая работа учащихся.
Сегодня вы попробуете самостоятельно составить эскиз
росписи Писанки.
Вспомните, какими цветами пользовались мастера? (белый, жёлтый, красный
и чёрный).(Вернуться к слайду №3)
Форму яйца обводим по шаблону.
Этапы выполнения эскиза:
1.На сферическую поверхность яйца наносим сетку, развод – пересечение
кругов и овалов.
2.Составляем узор.
3.Расписываем цветом.
4.Обводка цветом каждого элемента орнамента, для выразительности.
Во время работы учащиеся слушают музыку: звон колоколов, песни о весне и
о пасхе.
V. Подведение итога урока.
Выставка работ учащихся и обсуждение.
Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите, какие замечательные
эскизы у вас получились. По ним вы можете расписать Писанку и подарить
маме, бабушке и другим членам семьи.
- Для чего делали яйца-писанки?
- Какие цвета использовали мастера?
- Что нового вы узнали на уроке?
В
заключении
я
хочу
рассказать
еще
об
одной
традиции
Пасхи
.
В
пасхальную неделю любой желающий мог поупражняться в колокольном
звоне и пожелать здоровья себе и своим близким. Давайте позвоним в этот
колокольчик и будем всегда здоровы!
Уборка рабочего места.