Напоминание

"Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"

Автор: Балукова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №99"
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Интеллектуальные игры как средство формирования

элементарных математических представлений»

Актуальность

В настоящее время с внедрением ФГОС дошкольного образования одной из

методических

проблем

дошкольной

педагогики

является

проблема

формирования и развития математических способностей.

Концепция по

дошкольному

образованию,

ориентиры

и

требования

к

обновлению

содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных

требований

к

познавательному

развитию

дошкольников,

частью

которого

является развитие математических способностей.

Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного

возраста

для

интеллектуального

развития

человека,

так

как

около

60%

способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.

Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного

процесса.

Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как

умение

применять

полученные

знания,

умения,

и

навыки

в

жизненных

ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.

Современные

требования

к

развивающему

обучению

в

период

дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой

деятельности,

при

которых

сохранялись

бы

элементы

познавательного,

учебного и игрового общения.

В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие

математических

способностей,

отвечающее

современным

требованиям

ФГОС, что соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению,

памяти.

Концепция

по

дошкольному

образованию,

ориентиры

и

требования

к

обновлению

содержания

дошкольного

образования

очерчивают

ряд

достаточно

серьёзных

требований

к

познавательному

развитию

дошкольников,

частью

которого

является

развитие

математических

способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить

математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.

Ключом развития математических способностей является организация

целенаправленной

интеллектуально

познавательной

деятельности,

и

я

пришла

к

выводу,

что

именно интеллектуальные

игры опираются

на

поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-

либо конкретных знаний и умений.

Цель: Создание условий для активации мыслительной деятельности

в интеллектуальных математических играх детей дошкольного возраста.

Задачи:

Сформировать

в

играх интерес к

решению

познавательных,

творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Повысить

педагогическую

компетентность

родителей

в логико-

математическом развитии детей.

Обогатить

и

разнообразить развивающую

предметно-

пространственную среду по математическому развитию дошкольников.

Решение задач в ходе работы с детьми было направлено на то, чтобы

в занимательной форме достичь успехов в развитии ребенка, т. е. научить

сравнивать,

обобщать,

классифицировать,

анализировать,

иными

словами

самостоятельно мыслить через игры.

Требования ФГОС к РППС:

Развивающая

предметно-пространственная

среда

должна

быть

доступна

для

воспитанников

и

иметь

свободный

доступ

к

играм,

игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды

деятельности.

Важным

условием

в

организации

развивающей

предметно-

пространственной

среды

считаю

отбор

педагогом

игр,

игрушек,

игрового

оборудования.

Насыщение

развивающей

предметно-

пространственной

среды

должно

быть

разумным.

Игры

должны

соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном

этапе.

Залогом

успеха

в

реализации

данных

задач,

несомненно,

является

грамотное

построение

и

оснащение

развивающей

среды

в

группе:

создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой

деятельности дошкольников.

Математическая среда:

- Центр часов и времени

- Цифры и числа

- Части и целое

- Развивающие игры Б.П.Никитина

- Настольно-печатные игры и др.

Счетные

палочки

традиционно

использовались

как

счетный

материал.

Однако

их

многообразные

конструктивные

возможности

позволяют

формировать

геометрические

представления

у

детей,

развивать

пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются

большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности,

но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности

и самостоятельности.

Дети

очень

любят

игры-головоломки

(геометрические

конструкторы)

«Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую

игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты

предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время

эти

головоломки

служили

для

развлечения

взрослых

и

подростков,

но

современными

исследованиями

было

доказано,

что

они

являются

эффективным средством умственного, в частности математического, развития

дошкольников.

Формы взаимодействия с родителями

Для просвещения родителей проводим:

Анкетирование, беседы, родительские собрания;

Распространяем буклеты, памятки, папки-передвижки;

Проводим совместные математические развлечения;

Работая

в

тесном

контакте

с

родителями,

с

целью

повышения

их

педагогической

грамотности

систематически

изучаю

новинки

методической литературы, выбирая из нее интересный материал, и

консультирую родителей по повышению компетентности в вопросах

формирования

и

развития

математических

представлений

у

дошкольников.

Привлекаем

родителей

к

оказанию

помощи

в

изготовлении

и

оформлении

дидактического

материала,

приобретении

настольно-

печатных игр и пособий.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет

математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,

эмоций;

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий

потенциал

личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение

уверенности в своих силах.

Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме,

в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые

сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только

весело….»

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От

того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к

школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.