Автор: Балукова Татьяна Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №99"
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Интеллектуальные игры как средство формирования элементарных математических представлений"
«Интеллектуальные игры как средство формирования
элементарных математических представлений»
Актуальность
В настоящее время с внедрением ФГОС дошкольного образования одной из
методических
проблем
дошкольной
педагогики
является
проблема
формирования и развития математических способностей.
Концепция по
дошкольному
образованию,
ориентиры
и
требования
к
обновлению
содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных
требований
к
познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является развитие математических способностей.
Между тем, многими учеными подчеркивается значение дошкольного
возраста
для
интеллектуального
развития
человека,
так
как
около
60%
способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам.
Решение этой задачи во многом зависит от построения образовательного
процесса.
Потребность в целенаправленном формировании у детей таких качеств, как
умение
применять
полученные
знания,
умения,
и
навыки
в
жизненных
ситуациях уже осознаётся психологами и педагогами.
Современные
требования
к
развивающему
обучению
в
период
дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм игровой
деятельности,
при
которых
сохранялись
бы
элементы
познавательного,
учебного и игрового общения.
В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить, развитие
математических
способностей,
отвечающее
современным
требованиям
ФГОС, что соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению,
памяти.
Концепция
по
дошкольному
образованию,
ориентиры
и
требования
к
обновлению
содержания
дошкольного
образования
очерчивают
ряд
достаточно
серьёзных
требований
к
познавательному
развитию
дошкольников,
частью
которого
является
развитие
математических
способностей. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить
математическое развитие детей, отвечающее современным требованиям.
Ключом развития математических способностей является организация
целенаправленной
интеллектуально
–
познавательной
деятельности,
и
я
пришла
к
выводу,
что
именно интеллектуальные
игры опираются
на
поисковую активность и сообразительность ребенка, а не усвоение каких-
либо конкретных знаний и умений.
Цель: Создание условий для активации мыслительной деятельности
в интеллектуальных математических играх детей дошкольного возраста.
Задачи:
Сформировать
в
играх интерес к
решению
познавательных,
творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.
Повысить
педагогическую
компетентность
родителей
в логико-
математическом развитии детей.
Обогатить
и
разнообразить развивающую
предметно-
пространственную среду по математическому развитию дошкольников.
Решение задач в ходе работы с детьми было направлено на то, чтобы
в занимательной форме достичь успехов в развитии ребенка, т. е. научить
сравнивать,
обобщать,
классифицировать,
анализировать,
иными
словами
самостоятельно мыслить через игры.
Требования ФГОС к РППС:
•
Развивающая
предметно-пространственная
среда
должна
быть
доступна
для
воспитанников
и
иметь
свободный
доступ
к
играм,
игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды
деятельности.
•
Важным
условием
в
организации
развивающей
предметно-
пространственной
среды
считаю
отбор
педагогом
игр,
игрушек,
игрового
оборудования.
Насыщение
развивающей
предметно-
пространственной
среды
должно
быть
разумным.
Игры
должны
соответствовать возрасту детей и задачам, которые решаются на данном
этапе.
•
Залогом
успеха
в
реализации
данных
задач,
несомненно,
является
грамотное
построение
и
оснащение
развивающей
среды
в
группе:
создание комфортных и удобных условий для продуктивной игровой
деятельности дошкольников.
Математическая среда:
- Центр часов и времени
- Цифры и числа
- Части и целое
- Развивающие игры Б.П.Никитина
- Настольно-печатные игры и др.
Счетные
палочки
традиционно
использовались
как
счетный
материал.
Однако
их
многообразные
конструктивные
возможности
позволяют
формировать
геометрические
представления
у
детей,
развивать
пространственное воображение. В играх со счетными палочками создаются
большие возможности для развития не только смекалки и сообразительности,
но и благодаря открытию новых способов действия с материалом активности
и самостоятельности.
Дети
очень
любят
игры-головоломки
(геометрические
конструкторы)
«Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Листик», «Вьетнамскую
игру». Суть этих игр состоит в том, чтобы воссоздавать на плоскости силуэты
предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу. Долгое время
эти
головоломки
служили
для
развлечения
взрослых
и
подростков,
но
современными
исследованиями
было
доказано,
что
они
являются
эффективным средством умственного, в частности математического, развития
дошкольников.
Формы взаимодействия с родителями
•
Для просвещения родителей проводим:
•
Анкетирование, беседы, родительские собрания;
•
Распространяем буклеты, памятки, папки-передвижки;
•
Проводим совместные математические развлечения;
•
Работая
в
тесном
контакте
с
родителями,
с
целью
повышения
их
педагогической
грамотности
систематически
изучаю
новинки
методической литературы, выбирая из нее интересный материал, и
консультирую родителей по повышению компетентности в вопросах
формирования
и
развития
математических
представлений
у
дошкольников.
•
Привлекаем
родителей
к
оказанию
помощи
в
изготовлении
и
оформлении
дидактического
материала,
приобретении
настольно-
печатных игр и пособий.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет
математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения,
эмоций;
формирует
настойчивость,
терпение,
творческий
потенциал
личности. Основная цель занятий математикой – дать ребенку ощущение
уверенности в своих силах.
Мой опыт работы показывает, что знания, данные в занимательной форме,
в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые
сопряжены с долгими «бездушными» упражнениями. «Учиться можно только
весело….»
Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От
того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к
школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.