Напоминание

"Использование кейс-метода на уроках обществознания"

Автор: Канюкова Елена Николаевна
Должность: учитель обществознания и права
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №100"
Населённый пункт: г.Пермь
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Использование кейс-метода на уроках обществознания"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование кейс-метода на уроках обществознания

Урок обществознания в 6 классе (фрагмент урока)

Тема: «Психологический портрет личности»

Цель: развитие навыков аргументации у обучающихся

Вниманию учащихся предлагаются различные мнения по поводу

нашумевшего мультфильма «Маша и медведь»

Задания к кейсу.

1)

Рассмотрите различные точки зрения на мультфильм, оформите

таблицу «Аргументы сторонников и противников мультфильма». Какой

точки зрения придерживаетесь вы?

2)

Согласны ли вы с точкой зрения некоторых психологов, что

мультфильм оказывает вредное воздействие на детей? Какие аргументы

из текстов вы можете привести в защиту своей позиции?

3)

Если бы вы были родителями, то какую бы позицию заняли ?

Подтвердите свое мнение примерами из текста.

Материалы для изучения учащимися:

Мнения рядовых граждан-родителей, психологов(из материалов

периодической печати)

1

«Девочка

Маша

озорная

и

беззаботная,

веселая

и

энергичная,

любопытная и общительная, в то же время она с легкостью крушит все

вокруг себя, и не важно, принадлежит ей это или нет. Она вредная, жадная,

непослушная, самолюбивая, постоянно уходит из дома и мешает мирной и

спокойной

жизни

Медведя.

Что

девочка-зритель

почерпнет

из

этого

мультфильма?

Главная

героиня

не

показывает

того,

что

действительно

должна

примерять

на

себя

девочка

быть

заботливой

и

терпеливой,

чистоплотной

и

аккуратной,

трудолюбивой

и

воспитанной.

Наверное,

ни

одним родителям в мире не захотелось бы иметь такого ребенка, как Маша.

Мне бы точно не захотелось» (Полшкова Алена).

Маша

-—

это

женский

образ,

но

он

не

несёт

те

положительные

характеристики,

которые

пытаются

привить

родители

своим

дочерям:

опрятность, аккуратность, вежливость, скромность, доброта, забота. Образ

Маши

несёт

в

себе,

скорее,

противоположные

качества

и

не

является

примером для подражания. В то время, как Медведь — эталон истинного

мужчины:

мужественный,

хозяйственный,

заботливый,

терпеливый,

воспитанный, т.е. больше имеет феминных качеств и этим подкупает всех

зрителей» (Бондаревская Анастасия).

Маша в сочинениях студентов получила разные отрицательные эпитеты -

«хулиганка», «баловница», «озорница», «девочка-шалунья», «явление хаоса»,

«девочка-ураган»,

«чертенок»,

«демоненок»,

«бестия»,

«разрушительная

сила»,

«девочка-непоседа»,

«без

царя

в

голове»,

« ма л е н ь ка я

разрушительница». «проказница»,

«эгоистка»,

«несносная

девчонка»,

«неугомонная» и др. Можно ли эти названия отнести к девочке? Конечно,

было бы интересно поговорить с главной героиней и спросить, с кем больше

она себя отождествляет -— с мальчиком или девочкой? В результате подсчета

попожительных и отрицательных качеств Маши можно сказать, что частота

негативных характеристик превышает количество положительных в три раза.

«Маша — сверхактивная девочка, которая никогда не сидит на месте и

считает, что весь мир создан для нее одной. Маша абсолютно искренна в

своих поступках. она ни в коей мере не ставит перед собой цель навредить

новоявленному другу. Все, что она творит, происходит совершенно случайно

и

потом

девочка

искренне

недоумевает,

как

это

у

нее

получилось.

Периодически Маша раскаивается в содеянном и старается все исправить, но

раскаянье происходит не так часто, потому что Маша искренне верит в то,

что она все делает правильно. Она, как и все маленькие дети, живет одним

мгновением и не задумывается о последствиях. Маша может не слушаться

старших,

капризничать

и

вредничать,

думая

только

о

себе,

а

может

переживать и заботиться о друзьях. Все это у нее происходит спонтанно и

никто, даже сама Маша, не может предположить, что это маленькое «чудо»

придумает в следующий момент Поэтому все звери и животные рядом с

Машей всегда находятся в состоянии «боевой готовности», чтобы успеть

«удрать от греха подальше», когда Маше в голову взбредет очередная идея.

Словом, Маша — это собирательный образ обычного маленького ребенка,

Образ слегка утрированный, но, тем не менее, в нем ярко подмечены все

основные черты гиперактивного поведения. Только возникает вопрос: какой

пол у этого ребенка? Или в настоящее время не так важно - мальчик ты или

девочка? Воспитанный ты ребенок или отъявленный хулиган? (Кузьмина

Елизавета).

2.Почему я разрешаю своему ребенку смотреть мультики

Сами

создатели

мультсериала

опровергли

информацию

о

том.

что

их

мультфильм является вредным для детской психики. Справедливости ради

стоит отметить, что конкретных фактов, ставящих под сомнение мнения

психологов, названо не было. В пресс-службе просто подчеркнули, что после

публикации

новости

о

том,

что

«Маша

и

медведь»

является

вредным

мультфильмом,

президент

Ассоциации

детских

психиатров

и

психологов

Анатолий Северный сделал независимое заключение о том, чте российские

психологи не давали такой оценки, и новость про рейтинг — антиреклама.

Несмотря на то, что в прессе нам так и не удалось найти положительных

отзывов психологов о мультфильме «Маша и медведь», это вовсе не означает,

что

альтернативного

мнения

у

специалистов

нет.

Мы

обратились

к

упомянутой выше Жанне Савенко и вот что она нам сказала: «Нормальная

совершенно

Маша,

непосредственная

и

без

родителей

(вот

Пеппи

Длинныйчулок тоже ела сладости вместо рыбьего жира. родителей-то нет).

Детям прикольно ассоциировать себя с таким персонажем. А родителям лень

прокомментировать и объяснить, что копировать все выходки Маши не стоит:

«Вот какая Маша невоспитанная, зато смотри, какая она веселая. Хорошо

быть добрым и воспитанным, как ты, и веселым. как Маша. Не стесняйся,

проявляй себд. но медведя за уши не дергай”. Все можно обсуждать и

объяснять ребенку. А то получается, что у мультика больше авторитета, чем у

родителей. Ну значит, сами родители бестолочи».

«Маша и Медведь» Данный мультик представляет собой очень интересный

феномен.

Его

очень

любят,

но

при

этом

большинство

настроено

пессимистично

по

поводу

влияния

этого

мультфильма

на

ребенка

Если

говорить о положительных чертах, то к ним можно отнести высокое качество

мультфильма. Он забавный, смешной, очень яркий, в одинаковой степени

нравится

и

взрослым

и

детям,

сделан

с

хорошим

чувством

юмора.

Он

наследует

музыкальные

традиции

советских

мультфильмов,

при

которых

песни, написанные для мультиков.

обладали очень высоким качеством, становились настоящими хитами и жили

уже отдельно от самих мультфильмов.К отрицательным чертам мультфильма

психологи

относят

то,

что

он

не

учит

уважать

взрослых

Более

того

на

протяжении всего мультика ребенок откровенно издевается над взрослым,

которого

олицетворяет

Медведь,

способный

только

обижаться,

и

больше

ничего. Ребенок подобный сценарий поведения начинает воспринимать, как

правильный и, вполне возможно, способен перенести его в реальную жизнь.

Мультик «Маша и Медведь» очень динамичный, в этом он напоминает стиль

диснеевских

мультфильмов,

яркий,

заводной,

веселый,

отличающийся

быстрой сменой сюжета, Многие родители замечают перевозбуждение детей

после просмотра, когда те начинают носиться по квартире, разбрасывать

игрушки, прыгать по мягкой мебели. Девочки цитируют машины фразы, что

чрезвычайно пугает родителей, которые никак не хотят оказаться на месте

бедного

медведя

Маша

гиперактивный

ребенок,

ее

гиперактивность

заразительна

для

детей

Главную

отрицательную

черту

родители

преимущественно видят в том. что Маша - хулиганка, которой все сходит с

рук, то есть за все свои проделки она ни разу не получила хоть сколько-

нибудь ощутимого наказания. Медведь — очень лояльный персонаж, который

всегда все прощает. Также родители отмечают что дети очень увлекаются

просмотром,

их

не

оторвать

от

телевизора,

и

впоследствии

начинают

выпрашивать «Машу» уже с истериками,

«Маша и Медведь»Мультфильм сделан великолепно с анимационной точки

зрения. Даже на болышом телевизоре в НО формате видно как искрятся.

снежинки, видны неровности и шероховатости на предметах. великоленно

прорисован даже мех у животных. Показ начался в 2009 году. Гакже был”

показан в Великобритании, Германии, Франции. Италии. Испании. Канаде.

странах

Латинской

Америки,

Среднего

Востока

и

других.

Мультик

авосвывает большое количество международных наград благодаря отличной

графике,

динамике

мультфильмов

при

практически

полном

отсутствии

диалогов. а также благодаря юмору и незабываемых персонажах. Об этом и

речь.

Минус «Маши и Медведя» как раз в том, что Маша, как главный персонаж,

воспитывает

в

детях

вседозволенность.

безнаказанность

и

абсолютно

невыносимое отношение к медвелю. который. по сути, здесь выполняет роль

взрословр. Психологи отмечают, что практически все «капризули» повально

являются

поклонниками

«Маши

и

Медведя».

Маша

делает

из

детей

маленьких эгоистичных деспотов. которые заставляют исполнять их желания

и

потакать

капризам.

При

этом

сама

Маша

не

считается

ни

с

чем,

ей

совершенно безразличны чужие желания и‘инстинкты. помните серию, где

Мишка

хотел

понравиться

Медведице?

В

воображении

детей

Мишка

олицетворяет всех взрослых: родителей, воспитателей. бабущек и дедушек.

Даже

если

в

конце

серии

Маша

будто

бы

осознала.

что

поступила

неправильно,

ребенок

к

этому

моменту

уже

на

взводе.

он

не

может

остановиться и осознать, что так поступать нельзя. Нельзя брать чужие вещи,

нельзя громить и крушить все вокруг, нельзя издеваться над несчастным

медведем. Вывод здесь только один: по одной серии в день!