Автор: Преснякова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Бутурлиновка
Наименование материала: статья
Тема: "ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"
«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Н.В.Преснякова
ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический
колледж» г. Бутурлиновка
Обучение всегда было невероятно сложным процессом,
который требует определенного подхода, знаний, умений и
навыков. Важно понимать, что при должных усилиях можно
сделать
невероятные
вещи.
Эффективность
обучения
во
многом зависит от обучающего и того какими качествами он
обладает.
На
сегодняшний
день
в
современном
мире
общество
постоянно
развивается,
прогресс идет
неумолимо,
поэтому
способность организации постоянно повышать квалификацию
своих
сотрудников
и
предоставлять
им
профессиональное
обучение является одним из важнейших факторов успеха.
Объектом исследования в моей работе является процесс
обучения, а предметом: формы и методы его организации.
Целью работы является выявление таких форм и методов
организации
процесса
обучения,
которые
обеспечивают
условие
полноценного
развития
личности
учащихся
в
традиционных и инновационных системах обучения.
В
разные
периоды
истории
тем
или
иным
методам
отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни
один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных
результатов.
Успехов
в
профессиональном
обучении
можно
достичь только при использовании комплекса методов, так как
ни один из них не универсален.
В
своей
практике
помимо
традиционных
методов
обучения (словесный, наглядный и практический) применяю
а к т и в н ы е
и
и н т е р а к т и в н ы е
м е т о д ы
п р а к т и к о -
ориентированного обучения.
Включение
активных
методов
в
учебный
процесс
активизирует познавательную активность студентов, усиливает
их
интерес
и
мотивацию,
развивает
способность
к
самостоятельному
обучению;
обеспечивает
максимально
возможную связь между студентами и преподавателем.
Активные методы обучения предполагают использование
такой системы методов, которая направлена главным образом
не
на
изложение
преподавателем
готовых
знаний
и
их
воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами
знаниями в процессе активной познавательной деятельности
.
Интерактивные методы подразумевают взаимодействие с
другими студентами в режиме диалога.
Эффективность
пассивных
и
активных
методов
представлена
в
схематическом
конусе
Эдгара
Дейла.
Рис. 1 Конус Эдгара Дейла.
К активным методам относят: имитация реального опыта,
анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение, обучение
по алгоритму, деловая игра, «круглый стол» и другие.
Применение
активных
и
интерактивных
методов
обучения в среднем профессиональном образовании решает
проблему
недостаточной
мотивации
обучающихся.
В
интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и
практические занятия.
Лекции
с
ошибками
или
неточностями,
намеренно
допускаемыми
преподавателем
активизируют
поисковую
и
познавательную деятельность студентов.
Мозговой штурм активизирует творчество группы путём
свободного
выражения
своих
мыслей
по
анализируемой
проблеме.
Кейс-метод - анализ и решение проблем проходит под
руководством
преподавателя,
с
постепенным
увеличением
самостоятельной деятельности студентов.
При
методе
проектов
обучающиеся
овладевают
компетенциями
в
процессе
работы
над
по степенно
усложняющимися практическими задачами – проектами.
Учебный
проект –
э т о
ко м п л е к с
п о и с к о в ы х ,
исследовательских, расчетных, графических и других видов
работ,
выполняемых
учащимися
самостоятельно (но
под
руководством
преподавателя) с
целью
практического
или
теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов
предполагает
принципиально
иную
философию
построения
образовательного
процесса,
через
целе сообразную
деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и
личными целями.
Большим
потенциалом
в
среднем
профессиональном
образовании
обладают
деловые
игры,
основанные
на
подражании
профессиональной
деятельности.
Основным
достоинством деловой игры в том, что она позволяет наиболее
полно
воспроизвести
профессиональную
деятельность,
а
также развитие умения работать в коллективе.
Практико-ориентированное
обучение
–
это
процесс
освоения обучаемыми образовательной программы с целью
формирования у них навыков практической деятельности за
счёт выполнения ими реальных практических задач.
Все-таки неспроста китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду.
Покажи - и я запомню.
Дай мне сделать, и я пойму!»
Это
изречение
наиболее
содержательно
отражает
значение
обучения,
основанного
на
методах
практико-
ориентированного подхода.
Занятия
на
производстве
и
экскурсии
-
это
занятия,
п е р е н е с е н н ы е
с
о п р ед е л е н н о й
у ч е б н о й
з а д а ч е й
непосредственно на предприятие с целью изучения материала.
Отличительной
особенностью
этих
занятий
является
общее ознакомление с большим объемом материала. Главной
задачей,
которых
является:
осуществления
тесной
связи
о б у ч е н и я
с
п р о и з в о д с т в о м ; глубокое
изуче ния
технологического
процесса
и
оборудования
цеха
и ли
конкретного участка; погружение в производственную среду и
приобретение
навыков
практических
работ;
обмена
опытом
между производственниками и обучающимися.
Очень
важно
правильно
выбрать
форму
и
методы
обучения. От этого зависит насколько качественным и будет
образование.
В
современном
мире
приходится
постоянно
придумывать что-то новое, искать новые методы обучения и
различные подходы к процессу преподавания. Однако не стоит
забывать, что помимо новшеств, есть хорошо отработанные
практики, проверенные временем. На мой взгляд, необходимо
подходить
к
данной
проблеме
системно,
используя
всевозможные приемы. Процесс преподавания весьма сложен
и требует определенных компетенций, но при должном уровне
навыков,
умений
и
творческого
подхода,
все
это
можно
превратить в интересный и увлекательный процесс. Причем
чем
разнообразнее
и
богаче
по
содержанию
формы
организации педагогического процесса, тем он эффективнее.
Полной
противоположностью
является
по с тоя нно е
применение одних и тех же форм работы, что значительно
снижает
эффективность
воспитания
и
обучения.
Следует
отметить, что лишь сочетание различных форм организации
образовательного процесса приносит оптимальный результат.
Поскольку
в
современном
мире
будущее
-
з а
образованием,
методическая
подготовка
педагога
должна
выйти
на
новый
уровень
развития
профессионального
образования
.