Напоминание

"ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"

Автор: Преснякова Наталья Владимировна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Бутурлиновский механико-технологический колледж"
Населённый пункт: г. Бутурлиновка
Наименование материала: статья
Тема: "ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В

ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Н.В.Преснякова

ГБПОУ ВО «Бутурлиновский механико-технологический

колледж» г. Бутурлиновка

Обучение всегда было невероятно сложным процессом,

который требует определенного подхода, знаний, умений и

навыков. Важно понимать, что при должных усилиях можно

сделать

невероятные

вещи.

Эффективность

обучения

во

многом зависит от обучающего и того какими качествами он

обладает.

На

сегодняшний

день

в

современном

мире

общество

постоянно

развивается,

прогресс идет

неумолимо,

поэтому

способность организации постоянно повышать квалификацию

своих

сотрудников

и

предоставлять

им

профессиональное

обучение является одним из важнейших факторов успеха.

Объектом исследования в моей работе является процесс

обучения, а предметом: формы и методы его организации.

Целью работы является выявление таких форм и методов

организации

процесса

обучения,

которые

обеспечивают

условие

полноценного

развития

личности

учащихся

в

традиционных и инновационных системах обучения.

В

разные

периоды

истории

тем

или

иным

методам

отдавался приоритет. Но при этом практика показала, что ни

один метод, использованный сам по себе, не даёт нужных

результатов.

Успехов

в

профессиональном

обучении

можно

достичь только при использовании комплекса методов, так как

ни один из них не универсален.

В

своей

практике

помимо

традиционных

методов

обучения (словесный, наглядный и практический) применяю

а к т и в н ы е

и

и н т е р а к т и в н ы е

м е т о д ы

п р а к т и к о -

ориентированного обучения.

Включение

активных

методов

в

учебный

процесс

активизирует познавательную активность студентов, усиливает

их

интерес

и

мотивацию,

развивает

способность

к

самостоятельному

обучению;

обеспечивает

максимально

возможную связь между студентами и преподавателем.

Активные методы обучения предполагают использование

такой системы методов, которая направлена главным образом

не

на

изложение

преподавателем

готовых

знаний

и

их

воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами

знаниями в процессе активной познавательной деятельности

.

Интерактивные методы подразумевают взаимодействие с

другими студентами в режиме диалога.

Эффективность

пассивных

и

активных

методов

представлена

в

схематическом

конусе

Эдгара

Дейла.

Рис. 1 Конус Эдгара Дейла.

К активным методам относят: имитация реального опыта,

анализ конкретных ситуаций, проблемное обучение, обучение

по алгоритму, деловая игра, «круглый стол» и другие.

Применение

активных

и

интерактивных

методов

обучения в среднем профессиональном образовании решает

проблему

недостаточной

мотивации

обучающихся.

В

интерактивной форме могут проводиться как лекции, так и

практические занятия.

Лекции

с

ошибками

или

неточностями,

намеренно

допускаемыми

преподавателем

активизируют

поисковую

и

познавательную деятельность студентов.

Мозговой штурм активизирует творчество группы путём

свободного

выражения

своих

мыслей

по

анализируемой

проблеме.

Кейс-метод - анализ и решение проблем проходит под

руководством

преподавателя,

с

постепенным

увеличением

самостоятельной деятельности студентов.

При

методе

проектов

обучающиеся

овладевают

компетенциями

в

процессе

работы

над

по степенно

усложняющимися практическими задачами – проектами.

Учебный

проект –

э т о

ко м п л е к с

п о и с к о в ы х ,

исследовательских, расчетных, графических и других видов

работ,

выполняемых

учащимися

самостоятельно (но

под

руководством

преподавателя) с

целью

практического

или

теоретического решения значимой проблемы. Метод проектов

предполагает

принципиально

иную

философию

построения

образовательного

процесса,

через

целе сообразную

деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом и

личными целями.

Большим

потенциалом

в

среднем

профессиональном

образовании

обладают

деловые

игры,

основанные

на

подражании

профессиональной

деятельности.

Основным

достоинством деловой игры в том, что она позволяет наиболее

полно

воспроизвести

профессиональную

деятельность,

а

также развитие умения работать в коллективе.

Практико-ориентированное

обучение

это

процесс

освоения обучаемыми образовательной программы с целью

формирования у них навыков практической деятельности за

счёт выполнения ими реальных практических задач.

Все-таки неспроста китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду.

Покажи - и я запомню.

Дай мне сделать, и я пойму!»

Это

изречение

наиболее

содержательно

отражает

значение

обучения,

основанного

на

методах

практико-

ориентированного подхода.

Занятия

на

производстве

и

экскурсии

-

это

занятия,

п е р е н е с е н н ы е

с

о п р ед е л е н н о й

у ч е б н о й

з а д а ч е й

непосредственно на предприятие с целью изучения материала.

Отличительной

особенностью

этих

занятий

является

общее ознакомление с большим объемом материала. Главной

задачей,

которых

является:

осуществления

тесной

связи

о б у ч е н и я

с

п р о и з в о д с т в о м ; глубокое

изуче ния

технологического

процесса

и

оборудования

цеха

и ли

конкретного участка; погружение в производственную среду и

приобретение

навыков

практических

работ;

обмена

опытом

между производственниками и обучающимися.

Очень

важно

правильно

выбрать

форму

и

методы

обучения. От этого зависит насколько качественным и будет

образование.

В

современном

мире

приходится

постоянно

придумывать что-то новое, искать новые методы обучения и

различные подходы к процессу преподавания. Однако не стоит

забывать, что помимо новшеств, есть хорошо отработанные

практики, проверенные временем. На мой взгляд, необходимо

подходить

к

данной

проблеме

системно,

используя

всевозможные приемы. Процесс преподавания весьма сложен

и требует определенных компетенций, но при должном уровне

навыков,

умений

и

творческого

подхода,

все

это

можно

превратить в интересный и увлекательный процесс. Причем

чем

разнообразнее

и

богаче

по

содержанию

формы

организации педагогического процесса, тем он эффективнее.

Полной

противоположностью

является

по с тоя нно е

применение одних и тех же форм работы, что значительно

снижает

эффективность

воспитания

и

обучения.

Следует

отметить, что лишь сочетание различных форм организации

образовательного процесса приносит оптимальный результат.

Поскольку

в

современном

мире

будущее

-

з а

образованием,

методическая

подготовка

педагога

должна

выйти

на

новый

уровень

развития

профессионального

образования

.