"Роль топонимики и этимологии в изучении родного края"

Автор: Архипова Галина Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №75
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка элективного курса
Тема: "Роль топонимики и этимологии в изучении родного края"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Пояснительная записка.
Данный тип курса является предметно-ориентированным. Этот комплекс элективных курсов предназначен для учащихся 9классов, которые проявляют интерес к изучению родного края. Любовь к русскому языку воспитывается прежде всего через пробуждение у школьников интереса к предмету, возникающего как на уроках, так и во внеурочное время. Элективный курс «Роль топонимики и ономастики в изучении родного края» должен способствовать повышению эффективности многообразных учебно-воспитательных воздействий, ведущих к формированию не только грамотного, но и культурного человека. При выборе профессии учащиеся могут использовать полученные знания на элективе. Данный электив ориентирует на выбор таких профессий, как журналист, экскурсовод. Цель: -развивать способность объединять изученные сведения в систему, подготовить учащихся к проектно-исследовательской работе. Задачи -познакомить учащихся с лингвистическими понятиями из сферы ономастики, топонимики; -развивать склонность к исследовательской деятельности; -воспитывать интерес к сбору и анализу собственных наименований, в том числе на основе краеведческого материала.
Тема
Кол-во часов Вид деятельности Форма контроля 1. Знакомство с топонимией, этимологией и их значение для изучения родного края. 1час Лекция. Подготовить сообщение о происхождении названия города Воронежа. 2. Воронеж-город- река-край. 1час Устный журнал. Вспомнить «цветные» (р. Красная и т.п.) лесные названия. 3. Топонимика Воронежской области. 1час Лабораторное исследование. Найти фотодокументы о прошлом улиц Плехановской и проспекта Революции. 4. Новое время-новое имя. 1час Урок- исследование. Подобрать стихи, посвященные Кольцову и Никитину. 5. А. В. Кольцов и И. С. Никитин. 1час Выпуск альманаха. Найти репродукции картин И. Н. Крамского, подготовить о нем сообщение. 6. Воронеж-Родина. 1час Семинар. Найти стихи о ВОВ и одно выучить наизусть.
7. Навечно в списках города. 1час Практическое занятие. Подготовить вечер встречи с ветеранами ВОВ. 8. Встреча с ветеранами войны. 1час Вечер встречи. Подготовить сообщение об истории памятника Петру 1. 9. Экскурсия по памятным местам г. Воронежа. 3часа Экскурсии. Каждая группа подготовит исследовательский проект, фото и видеодокументы. 10. Знаешь ли ты Воронеж? 1час Защита авторских проектов.
Содержание тем и методические рекомендации к

проведению занятий.

Тема 1.
Знакомство с топонимией, этимологией и их значение для изучения родного края.
План.
1. Вступительное слово руководителя. 2. Почему так названы города, сёла: Липецк, Семилуки, Россошь, Ольховатка, Подгорное, Дивногорье?
Д\З:
подготовить сообщение о происхождении названия города Воронежа, о его прошлом.
Тема 2.
Воронеж-город-река-край.
План.
1. Гипотеза о происхождении названия города. 2. История создания города-крепости. 3. Внешний облик города. Занятие можно провести в форме устного журнала в краеведческом музее и начать его стихами А. Жигулина. Дабы пресечь татарский орд свирепость, Святую Русь от нехристей сберечь, царь повелел Рубить на взгорье крепость И оную Воронежем наречь.
План.
1. Примеры народной этимологии (например, в истолковании названий с. Аношкина, Шилова леса, г. Калача, г. Россошь.) 2. Знакомство с классификацией названий городов и сел Воронежской области, предложенной проф. В. П. Загоровским. Д\З: вспомнить «цветные» (р. Красная и т.п.) и «лесные» названия.

Тема 4.
Новое время-новое имя.
План.
1. Прошлое улицы Плехановской. 2. Прошлое проспекта Революции. 3. Настоящее улиц Плехановской, Театральной (11мая), проспекта Революции. Д\З: подобрать стихи, посвященные Кольцову и Никитину. Выучить стихотворение, которое больше понравится.
Тема 5.
А. В. Кольцов и И. С. Никитин.
План.
1. Жизнь и творчество А. Кольцова и И. Никитина. 2. Прошлое улицы Кольцовской, об истории памятника А. В. Кольцову. 3. Стихи Кольцова и о Кольцове. 4. Любимые стихи Никитина.
Тема 6.
Воронеж-Родина.
План.
1. Сообщение о жизни И. Н. Крамского, чьим именем названа улица города Воронежа. 2. Рассказ о жизни А. Л. Дурова, о его дрессированных животных. 3. Рассказ о жизни С. Я. Маршака, чтение его стихов.
Тема 7.
Навечно в списках города.
План.
1. Рассказ о героической жизни Д. Куцыгина, А. Скоробатько, В. Куколкина и др. 2. Стихи о войне и погибших героях.
Тема 8.
Встреча с ветеранами войны.
План.
1. Вступительное слово руководителя. 2. Рассказ гостей о событиях, связанных с борьбой за освобождение Воронежа от фашистских захватчиков. 3. Стихи и песни военных лет. Занятие проводится в форме вечера встречи.
Тема 9-10-11.
Экскурсия по памятным местам города Воронежа.
План.
1. Памятник Петру 1(история памятника)
2. Проспект Революции. 3. Дом-музей И. С. Никитина. 4. Литературный музей.
Тема 12.
Знаешь ли ты Воронеж? Не надо экскурсоводов- Я сам разберусь в истории города, Славу которого Века и те не сотрут. О. Шевченко. К итоговому занятию надо собрать все документы: журналы, стенгазеты, фотовитрины.
Литература.
1. Антюхин Г. В. Никитинские места. Воронеж, 1972. 2. Бевз Н. С., Перфильев А. И., Чернышова Е. В., Чистокленов Г. Ф. География Воронежской области. Воронеж, 1973, 3. Гринько А. Двести героических дней. Воронеж, 1985. 4. Дальний Б. Д. Юность Дурова. Воронеж, 1987. 5. Жигулин А. Воронеж, родина, любовь. Воронеж, 1982. 6. Загоровский В. П. О древнем Воронеже и слове «Воронеж». Воронеж, 1977. 7. Загоровский В. П. Как возникли названия городов и сел Воронежской области. Воронеж, 1966. 8. Загоровский В. П., Олейник Ф. С., Щугуляковский Е. Г. История Воронежской области. Воронеж, 1976. 9. Кольцов А. В. Соч. М., 1984. 10. Ласупский О. Г. Литературные прогулки по Воронежу. Воронеж, 1985. 11. Никитин И. С. Избр. Произведения. Воронеж, 1976, 12. Фронтовики. Воронеж, 1975.