"Активизация психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий"

Автор: Кулешова Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ ДС №64
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО-Югра
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: "Активизация психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

М УНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №64 «П ИНГВИНЁНОК »
Педагогический проект

«Активизация психических процессов у детей

старшего дошкольного возраста с задержкой

психического развития посредством использования

нетрадиционных здоровьесберегающих технологий»
Учитель-дефектолог Кулешова Н.В. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 1

Содержание
Паспорт проекта 3 Пояснительная записка 8 Содержание проекта 19 Механизм реализации программы 20 Перспективы дальнейшего развития 47 Условия реализации проекта 47 Литература 49 Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 2

Паспорт проекта
Тема проекта «Активизация психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий » Основание для разработки программы Закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» Приказ департамента образования и молодежной политики ХМАО – Югры от 05.02.2014 №112 «О введении в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Приказ департамента образования администрации города Нижневартовска от 24.02.2014 № 67 «Об утверждении "дорожной карты" по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 3
образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательные организации), города Нижневартовска Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» Устав, образовательная программа и программа развития МБДОУ; программа развития педагога. Автор проекта Кулешова Наталья Владимировна, учитель-дефектолог высшей квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 64 «Пингвиненок» Организация исполнитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 64 «Пингвинёнок», (далее – МБДОУ ДС № 64), дети с задержкой психического развития. Адрес организации исполнителя, телефон/факс Улица Чапаева, дом 85а, город Нижневартовск Ханты- Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия. Телефон/факс – (3466) 46-88-11 География МБДОУ ДС № 64 Целевые группы 15 детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) Тип проекта Социально – педагогический, носит комплексный характер, включает в себя: познавательную и практическую деятельность. Сроки реализации 2 года Цель Разработать проект педагогической технологии направленный на активизацию психических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 4
психического развития, посредством использования нетрадиционных здоров ьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. Задачи Провести анализ методической и психолого- педагогической литературы по проблеме активизации психических процессов у старших дошкольников, через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности; Осуществить мониторинг интеллектуального и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; Разработать проект педагогической технологии, направленный на активизацию психических процессов у старших дошкольников, через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности; Реализовать на практике проект, содержащий педагогическую технологию, направленную на активизацию психических процессов у старших дошкольников, через использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. Краткое В проекте педагогической технологии раскрываются Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 5
содержание проекта концептуальные, организационные и содержательные подходы для активизации психических процессов у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно- образовательной деятельности. Ожидаемые результаты Разработан и апробирован на практике проект технологии, направленный на внедрение эффективных методик с нетрадиционными здоровьесберегающими технологиями во всех видах непосредственно-образовательной деятельности; усовершенствована предметно-развивающая среда в кабинете дефектолога и в группе (приобретено новое оборудование: шарики для су-джок, иппликаторы Кузнецова, аппликаторы Ляпко, предметы для самомассажа, массажные мячи), изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики. коррекционно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий эффективна и способствует: - повышению уровня интеллектуального развития (в 2012 - 40%; 2013– 77, 1%; 2014 - 92%); повышению уровня речевого развития воспитанников -повышению индекса здоровья; (в 2012 - 57%; 2013– 76%; 2014 - 92%); -активизации познавательных процессов; - повышению речевой активности; Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 6
- совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков. Сформированны такие ценнейшие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность; Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы домашней игротекой, повышен уровень компетентности в данном вопросе. Разработана модель комплексного взаимодействия педагогов по реализации здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.
Пояснительная записка.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом
противоречий
, главное из которых — несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально- экономическим условиям реформирования общества, породившим новый Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 7
социальный заказ по отношению к различным уровням образования: необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. В настоящее время с учетом введения ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Последнее время учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма: быст ро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Ребёнок не укладывается в общий темп работы. Коррекционная практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Кроме того, увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Для устной речи данной категории детей характерны как дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны. Современные дошкольники испытывают значительные умственные перегрузки. На основе анализа состояния здоровья детей наиболее часто отмечаются нервно-психические расстройства. Дети испытывают вредное воздействие гиподинамии. По данным органов образования и здравоохранения России состояние психического и физического здоровья детей уже на стадии дошкольного возраста ухудшается по сравнению с Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 8
предыдущими поколениями сверстников, поэтому проблема сохранения и укрепления здоровья детей приобретает глобальный характер. Среди воспитанников с проблемами в речевом и психическом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления, другими словами, проблемы в развитии всей интеллектуальной сферы ребенка. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику. В этой связи весьма актуальным становится вопрос о внедрении в практику педагогами ДОУ здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению. Важно организовать педагогический процесс таким образом, чтобы эти технологии взаимно дополняли и обогащали друг друга. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности учителя-дефектолога и логопеда становятся эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, активизируют процесс коррекции речи и интеллектуальной деятельности и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 9
Использование и внедрение в коррекционную работу нетрадиционных здоровьесберегающих технологий дает возможность компенсировать задержку психического и речевого развития, предупредить вторичные отклонения, подготовить детей к последующему обучению в школе. Нетрадиционные методы коррекционного воздействия включены в рабочую программу и используются комплексно на занятиях специалистов. Данные методы используются в виде самостоятельных занятий, а так же введены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий. В соответствии с законом РФ "Об образовании" (ст. 2; 51) государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Одной из основных целей дошкольного образования в условиях его модернизации с утверждением Федеральных государственных образовательных стандартов становится создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Поэтому вопрос об обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении дошкольников в общеобразовательные учреждения в настоящее время стоит очень остро. В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития внимания у детей с ЗПР. Так как для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, то именно в ней психика ребенка проявляется, формируется и развивается наиболее ярко и интенсивно. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на детей развивающее. В связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, стали популярны развивающие игры, когда игра стала рассматриваться в Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 10
качестве одного из важнейших средств обучения, развития и воспитания ребенка. Решение проблемы коррекции психических процессов детей нуждается в новых подходах, где красной нитью проходит идея о развивающем обучении Одним из основных средств достижения цели в реализации педагогической технологии является включение в коррекционно- оздоровительную работу нетрадиционных здоровьесберегающих технологий, ранее не применяемые в практике учителя-дефектолога (су- джок терапия, кинезиотерапия, ароматерапия, дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика). Данные технологии не требуют использования дорогостоящей аппаратуры, материалов, органично вписываются в режим дня, не сложны в выполнении и исходят из основного вида деятельности – игры. В связи с этим, вопросы использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога ДОУ как средства активизации психических процессов определяют актуальность разработанного проекта педагогической технологии.


Идея проекта:
обеспечение равных стартовых возможностей выпускников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР при поступлении в общеобразовательную школу.
Цель проекта:
Разработать проект педагогической технологии направленный на активизацию психических процессов посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 11

Объект:
процесс активизации психического развития у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Предмет:
нетрадиционные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР. Выше обозначенная цель конкретизируется в следующих
задачах:
Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы по проблеме активизации психических процессов и речевого развития посредством использования нетрадиционных здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности. Осуществить мониторинг интеллектуального развития у детей старшего дошкольного возраста; Разработать проект педагогической технологии, направленный на активизацию психических процессов и речевого развития у старших дошкольников с задержкой психического развития через использование здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно- образовательной деятельности; Реализовать на практике проект, содержащий педагогическую технологию, направленную на активизацию психических процессов детей старшего дошкольного возраста через использование здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно- образовательной деятельности; Реализация проекта предполагает соблюдение
следующих условий:
Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 12
учет возрастных, психофизиологических возможностей каждого ребенка; индивидуальный подход; объединение усилий и координация деятельности детского сада с семьей; динамичность результата. В ходе реализации проекта педагогической технологии используются следующие
формы работы
:
С детьми:
Специально-организованная деятельность с внедрением нетрадиционных здоровьесберегающих технологий; индивидуальная работа; досуги и развлечения; открытые занятия, выступления перед родителями и педагогами. Оказание платной дополнительной образовательной услуги по коррекции речевого развития у детей 5-7 лет
С родителями:
анкетирование; беседы с родителями о применении нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью интеллектуального и речевого развития ребенка; консультации, выступления на родительских собраниях; участие родителей в праздниках, развлечениях, досугов; совместное изготовление и приобретение игровых пособий, оборудования для игр
С педагогами:
выступления на педагогических советах ДОУ, ГМО учителей- дефектологов, консультации для педагогов; мастер-класс для педагогов детского сада; Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 13
совместное планирование самостоятельной игровой деятельности. Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм активизации интеллектуальной деятельности всеми участниками образовательного процесса.
Средства обучения.
Среди средств немаловажную роль играют:
Инновационные

Традиционные
нетрадиционное оборудование (массажные мячи Су- Джок, иппликаторы Кузнецова, аппликаторы Ляпко, массажные дорожки, эфирные масла, аромамедальоны) мультимедиа, использование видеоматериалов; интерактивная доска. наглядно-дидактический материал, демонстрационный материал оборудование для самостоятельных игр и занятий детей; методические пособия для дефектолога детского сада, в которых раскрывается сущность работы по активизации психический процессов у детей в каждой возрастной группе; развивающая среда с подбором дидактических игр и упражнений; учебно-познавательные книги для работы с детьми в условиях семьи Решение задач деятельности обозначенной в проекте осуществляется через специально-организованную деятельность, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, на которых используются элементы здоровьесберегающих технологий в игровой форме, в ходе которых Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 14
осуществляется систематическое целенаправленное и всестороннее воспитание каждого ребенка.
Теоретико - методологические основы проекта педагогической

технологии
составили научные положения: о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Среди воспитанников с проблемами в речевом и интеллектуальном развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие). Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) - все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно- развивающей работы. Также в основу педагогической технологии положены научно обоснованные и экспериментально доказанные исследования южно- корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 15
по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.) и исследования физиолога Д.И.Шатенштейна о влиянии обонятельных раздражителей на многие функции и особенно на работоспособность. В проекте представлены наиболее эффективные для этой категории детей коррекционные здоровьесберегающие технологии.
Практическая значимость:
разработан проект педагогической технологии по активизации психических процессов и развитию речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, посредством использования здоровьесберегающих технологий, которая включает в себя работу с родителями (консультации, родительские собрания, выставки, досуги); с воспитателями (консультации, открытые просмотры мероприятий, круглый стол); с детьми (комплекс непосредственно образовательной деятельности, игры, праздники).
Инновационная направленность
заключается в следующем: Интеграция работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда в одном лице. Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (с включением заданий на мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности. На фоне комплексной коррекционной помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, активизируют процесс коррекции Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 16
не только психических процессов, но и речевых расстройств, т.е. интеллектуальной деятельности в целом. А так же способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Активизация у детей интеллектуального и речевого развития через активное сотрудничество всех участников образовательного процесса. Применение новых форм взаимодействия с семьёй для активизации психических процессов, включающих вопросы использования здоровьесберегающих технологий не только в детском саду, но и дома.
Новизна
заключается в комплексном подходе к организации деятельности всех заинтересованных сторон в ходе реализации проекта педагогической технологии: педагоги и родители смогут овладеть такими приемами работы с детьми, имеющими ЗПР, которые позволят им в непринужденной форме решать вопросы сохранения и укрепления психического и физического здоровья; дети смогут свободно использовать знания и умения в своей деятельности, а не только во время специально организованных форм работы. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 17

Содержание проекта педагогической технологии
Направление деятельности, направленной на активизацию психических процессов, посредством использования здоровьесберегающих технологий, у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ЗПР реализуются посредством взаимодействия педагога, детей и родителей. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 18 Ребенок Ребенок Родител ь Родител ь Родительское собрание по теме: «Роль использования здоровьесберегающих технологий во всестороннем развитии детей». Родительское собрание по теме: «Роль использования здоровьесберегающих технологий во всестороннем развитии детей». Консультация «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению» Консультация «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий при подготовке дошкольника к школьному обучению» Совместное изготовление и приобретение пособий для игр с нетрадиционным материалом (мячи Су-Джок, аппликаторы, аромамедальоны, эфирные масла Совместное изготовление и приобретение пособий для игр с нетрадиционным материалом (мячи Су-Джок, аппликаторы, аромамедальоны, эфирные масла Игры и упражнения Игры и упражнения
Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 19 Педаго г Педаго г Совместные досуги, викторины Совместные досуги, викторины Совместное участие педагогов, родителей и детей в развлечениях с использованием: -элементов Су-Джок терапии; - кинезиологической гимнастики. Совместное участие педагогов, родителей и детей в развлечениях с использованием: -элементов Су-Джок терапии; - кинезиологической гимнастики. Индивидуальные беседы с родителями « Играем всей семьей», «Ум ребенка на кончиках пальцев» Индивидуальные беседы с родителями « Играем всей семьей», «Ум ребенка на кончиках пальцев» «День открытых дверей». Просмотр открытого занятия с использованием здоровьесберегаю щих технологий «День открытых дверей». Просмотр открытого занятия с использованием здоровьесберегаю щих технологий
Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 20
Механизм реализации проекта

Этапы

реализации

проекта

Задачи

Формы реализации
Подготовительный этап (май 2012 г.)
ознакомление с теоретическими основами

методик и технологий и изучение мнения

родителей
Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме; Изучить социальный заказ родителей. Подобрать диагностический инструментарий, разработать мониторинг. Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на активизацию психических процессов и развитие речи. Подготовить педагогическую копилку для работы с родителями и детьми. Провести первое родительское собрание по теме: «Роль использования здоровьесберегающих технологий во всестороннем развитии детей». Обеспечить условия для реализации проекта. Отбор психолого-педагогической, методической литературы. Комплексно – тематическое планирование по работе с детьми. Перспективный план по работе с родителями. Диагностический инструментарий. Консультации. Беседы; анкетирование родителей. Родительское собрание. Диагностический этап (сентябрь – октябрь 2012г.) Выявить уровень развития психических процессов и речевого развития у детей с ЗПР посредством диагностического обследования. Роль семьи в интеллектуальном развитии детей. Мониторинг образовательной области «Познание», «Коммуникация». Анкетирование родителей «Играет ли Ваш ребенок дома?». Основной этап (октябрь 2012 –
Создание условий для использования

методик и технологий и включение их в
Мероприятия: «День открытых дверей» просмотр занятия с

I этап – подготовительный (май – сентя

брь 2012)
На первом этапе работы была изучена психолого-педагогическая, методическая литература по данной теме. Анализ литературы показал, что проблема психического развития и коррекции речевого развития всегда была, а так же остается одной из актуальных проблем современного общества и требует внимания педагогов всех элементов образовательной системы. В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития внимания у детей с ЗПР. Использование в работе с детьми здоровьесберегающих технологий не только в специально-организованной деятельности в ДОУ, но и в семейном воспитании способствует активизации процесса коррекции психических и речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, помогает укреплять физическое здоровье. Далее было проведено анкетирование родителей, с целью выявления у них запросов по коррекции психических и речевых нарушений у детей как в ДОУ, так и дома. Проанализировав анкеты родителей, было установлено, что родительская общественность так же заинтересована в решении данной проблемы. Систематизирован диагностический инструментарий мониторинга - по выявлению уровня развития психических процессов. Осуществлен подбор практического материала для работы с родителями и детьми: уголок «Умные пальчики», консультации, беседы, сценарии (развлечения, досуги). Проведено родительское собрание по теме « Роль нетрадиционного материала для интеллектуального развития детей», на котором была представлена значимость использования здоровьесберегающих технологий в развитии психических процессов и речи. Родители активно Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 21
включились в работу, и большинство из них заинтересовались тем, чтобы у детей повысился уровень развития психических процессов, психофизического здоровья в целом.
II этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2012)
Целью данного этапа было выявление стартового уровня интеллектуального развития у детей. В целях диагностирования были применены следующие методики: Блок № 1. Диагностика пространственного восприятия; памяти (методики «Узнавание фигур», «Домик» Н. И. Гуткиной). Блок № 2. Диагностика произвольного внимания и регу ляции деятельности (методики «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; тест Пьерона-Рузера, «Сравни картинки»). Блок № 3. Диагностика умственного развития (методи ки «Исключение лишнего», «Лабиринт» Л. А. Венгера, «Матричные задачи Равена», «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса»), логические задачи авт. Н. В. Бабкина, «Аналогия»). Блок № 4. Диагностика общей осведомленности и разви тия речи (в свободной беседе). Блок № 5. Диагностика сформированности учебной мо тивации (с использованием опросника Л. И. Божович и Н. И. Гуткиной). Следует отметить некоторую условность отнесения мето дик к определенным блокам, т. к. в большинстве своем они являются полифункциональными. При анализе результатов диагностики детей по каждому из содержательных блоков использовались данные, полученные в процес се всего обследования. Так, например, сведения о сформированности пространственного восприятия, получен ные при использовании методик, представленных в Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 22
блоке №1, могут быть дополнены особенностями выполнения методик «Графический узор» (блок №2), «Мозаика», «Лабиринт» (блок № 3). При анализе результатов выполнения заданий учитывалась полнота принятия задания, удержание цели на протяжении всего периода его выполнения, планирование этапов деятельности и их реализация, контроль и оценка результатов. Результаты диагностики были необходимы для того, чтобы ранжировать дошкольников по уровню развития психических процессов. При проведении диагностических заданий были получены следующие результаты: средний уровень составил – 60%; низкий уровень – 40%; высокий уровень - не выявлен. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 23
Качественный анализ позволил сделать следующие выводы: Выявила, что у детей группы лучше всего было развито слуховое внимания, но и оно находилось лишь на среднем уровне развития (с уклоном в сторону низких показателей), а хуже всего были развиты мыслительные операции: сравнение, обобщение, классификация (наибольшее значение низких показателей). У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Это обстоятельство очень затрудняло процесс обучения. 1. Высокий уровень не выявлен. 2. Средний уровень показали 7 детей, что составило 60%. В ходе поиска изображений животных дети находят животных, но часто отвлекаются, затрачивая на задание лишнее время. При сравнивании картинок находят самостоятельно 2-3 отличия, затем требуется стимулирующая помощь взрослого. В ходе поиска фигур допускают ошибки, но частично исправляют их самостоятельно. 3. Низкий уровень показали 5 детей, что составляет 40%. Называют случайные фигуры из вариантов ответов; допускают ошибки и не все из них исправляют, правила вычеркивания фигур не выделяют, но проявляют интерес к деятельности. При копировании элементов домика допускают ошибки и самостоятельно их не исправляют. Данные диагностического обследования помогли сориентироваться в том, как дети относятся к предлагаемым заданиям, интересны ли они, какой уровень умственной активности проявляют при этом, каковы их умения.
III этап – основной (октябрь 2012 – апрель 2014)
Результаты диагностических исследований позволили скорректировать педагогическую технологию работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на активизацию психических процессов у детей. Работа по преодолению трудностей в обучении шла по двум направлениям: тренировка каждого психического процесса (памяти, внимания, мышления) в Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 24
отдельности и их комбинирование во всех видах непосредственно- образовательной деятельности.
Основу проекта педагогической технологии составляют:
Использование здоровьесберегающих технологий в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация». Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности с учётом результатов диагностики. Осуществление интегрированного подхода в решении разного рода задач. Использование разнообразных форм организации работы с детьми: занятия – подгрупповые, индивидуальные, работа в микрогруппах. Началу работы в данном направлении предшествовал отбор наиболее эффективных игр и упражнений, включая здоровьесберегающие технологии (Су-Джок терапия, иппликаторы Кузнецова, аппликаторы Ляпко, дыхательная, пальчиковая гимнастика, ароматерапия, игры с предметами). При реализации коррекционной работы, направленной на активизацию психических процессов у детей с ЗПР во всех видах образовательной деятельности, учитывались следующие
принципы:
1. Единства диагностики и коррекции. 2. Принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостной, своеобразной, динамично развивающейся личности. 3. Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребёнка. 4. Принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка и ситуации. 5. Принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной работе.

В ходе образовательной работы в ДОУ были использованы
методы и

приёмы:
словесные, игровые, наглядные и практические (использование Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 25
художественной литературы, игры, игры с нетрадиционным дидактическим материалом): 1. Взаимодействие со сказочным персонажем. Ребенку предлагается поиграть в сказку, используя массажные кольца, мячи су-джок. 2. Словесные приемы. Потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки. 3. Игровые приемы. Занятие-игра, игровые упражнения. 4. Наглядные приемы. Схемы. Видеоматериалы. Иллюстрации. 5. Практические действия. Массаж кистей, стоп и пальцев. В течение реализации проекта педагогической технологии использование здоровьесберегающих технологий включалось, как в непосредственно-образовательную деятельность, так и в самостоятельную деятельность детей; совместно с родителями и педагогами были проведены познавательные викторины, развлечения, тематические конкурсы, направленные на активизацию психических процессов и развитие речи. Нетрадиционные методы коррекционного воздействия включены в рабочую программу и используются комплексно в виде самостоятельных занятий, а так же введены в структуру индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий. Упражнения выполняют дети и дома с родителями. Для этого разработана картотека упражнений с использованием нетрадиционных методов коррекционного воздействия, подобраны консультации и стенды для родителей. Такой подход предусматривает Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 26
оптимальную активизацию развития психических функций, коррекцию речевых дефектов, укрепление здоровья детей, через применение индивидуального подхода в системе комплексного преодоления общей задержки психического развития. В практической деятельности применялись следующие здоровьесберегающие технологии.
Артикуляционная гимнастика
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Регулярное выполнение помогает: - улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию -улучшить подвижность артикуляционных органов; укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; - уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов. Фото 1 Артикуляционное упражнение « Изобрази героя»
Дыхательная гимнастика
Неотъемлемая часть оздоровительного режима – дыхательная гимнастика , способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Существует несколько авторских методик по ее организации (Стрельниковой А.Н, С. И Е. Железновых, В.И. Петрушина, М.Л. Лазарева, К.П. Бутейко). Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 27
Новшество коррекционно-развивающей работы состоит в том, что нами выбраны из каждой методики наиболее приемлемые для работы элементы. Дыхательные упражнения укрепляют легкие, бронхи и верхние дыхательные пути, что является профилактикой простудных заболеваний и улучшает работу иммунной системы, а также улучшает кровоснабжение мозга и предотвращает физическое и умственное переутомление. Проводится дыхательная гимнастика ежедневно, во всех режимных моментах. Инструктаж по правильному её проведению воспитатели получают в индивидуальном порядке. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения, выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работой над коррекцией звукопроизношения. На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые. Фото 2. Дыхательное упражнение «Подуй на перышко» Положительный эффект оздоровления присутствует при совокупности дыхательной гимнастики с ароматерапией.
Ароматерапия
Ароматерапия

это метод профилактики, лечения, реабилитации, основанный на вдыхании воздушной среды, насыщенной летучими компонентами эфирных масел. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 28
В 1939 году физиолог Д.И.Шатенштейн впервые научно обосновал и экспериментально доказал, что некоторые обонятельные раздражители влияют на многие функции и особенно на работоспособность. Именно запах передает человеку ту сильную энергию. Ароматы природы неоценимо влияют на психическое, эмоциональное и физиологическое здоровье человека. Ароматерапия – прекрасный природный способ укрепить детский иммунитет. Всё эфирные масла положительно влияют на нервную систему и психическое здоровье. Апельсин, лимон, мята, мелисса повышают настроение, увеличивают работоспособность, усиливает концентрацию внимания, улучшают показатели эффективности работы. Запахи сосны, эвкалипта, чайного дерева, пихты и полыни оказывают противомикробное действие на весь организм. Сильной стороной ароматерапии является отсутствие противопоказаний и побочных действий. Фактически, единственными противопоказанием является возраст (до одного года) и заболевания нервной системы. Принцип ароматерапии одновременно прост и непостижим. Чувствительные клетки, рецепторы слизистой оболочки носа, воспринимают запахи и мгновенно передают информацию в нервную систему. Поскольку дети натуры чувствительные и впечатлительные, их реакция на эфирные масла всегда положительна. Данная здоровьесберегающая технология использовалась ежедневно с октября по апрель. В силу того, что детский организм находится еще в состоянии развития, технология ароматерапии для дошкольников используется в минимальных дозировках. Масла наносятся в аромамедальоны по 2 капли. Достаточно эффективно использование смеси -масло апельсина — 2 капли, масло иланг- иланга — 2 капли. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 29
Таким образом, использование эфирных масел в педагогической практике очень обоснованно: в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни детского сада технология ароматерапии позволит организовать коррекционно-развивающую работу с большей пользой и дополнительно оздоровительным эффектом.
Су – джок терапия
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно- корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому, наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, в логопедических целях Су- Джок терапия активизирует умственное и речевое развитие ребенка. Задачи:
- Воздействовать на биологически активные точки по системе Су –Джок.
-Стимулировать речевые зоны коры головного мозга. - Повысить уровень компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей. Фото 3. Пальчиковая игра с эластичным кольцом Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 30
Применялись Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами в сочетании с упражнениями по коррекции речи. Шариком стимулировались зоны на ладонях, а массажные колечки надевались на пальчики. Достоинствами Су-Джок терапии являются:  Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.  Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.  Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.  Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су-Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат). Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения позволяет значительно повысить эффективность коррекционо-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях. С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи. Фото 4. Массаж ладоней массажным мячом Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 31
Таким образом, Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.
Ручной массаж кистей и пальцев рук различными предметами.
Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Во время коррекционной деятельности про исходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работа проводиться перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты. Фото 5. Оборудование уголка для массажа в группе 1.Массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками: их нужно вертеть в руках, щелкать по ним пальцами,"стрелять", направлять в специальные желобки и лунки-отверстия, состязаться в точности попадания 2. Массаж грецкими орехами: катать два ореха между ладонями, один орех прокатывать между пальцами удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки и обеих рук Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 32
3. Массаж шестигранными карандашами: пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами удерживать в определенном положении в правой и левой руке Фото 5. Оборудование уголка для массажа в группе
Использование ипликатора Кузнецова, аппликатора Ляпко


Процесс коррекции звукопроизношения, развитие статико-динамических ощущений, чётких артикуляционных кинестезий наилучшим образом происходит под воздействием раздражителей, в частности, ипликатора Кузнецова (общеизвестное средство, представляющие собой игольчатые профилактические лечебные круглые формы с пластмассовыми иглами, закреплёнными на тканевой основе. Ипликатор Кузнецова усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение, в связи с чем, улучшается деятельность центральной нервной системы. На коррекционных занятиях дефектолога иппикатор Кузнецова способствует развитию познавательной деятельности ребёнка, его сенсомоторной сферы. В практику работы введено одновременное произношение звуков с прижиманием на ипликаторе Кузнецова пальцев обеих рук. Фото 6. Игра «Колючие ладошки» Коврик, разработанный Ляпко Н.Г. (врач - рефлексотерапевт), - это эластичная резиновая пластина размером 242x140 мм с укрепленными на ней иглами, состоящих из нужных организму металлов: железа, цинка, меди, серебра и никеля. В процессе взаимодействия аппликатора на кожу между иглами, в коже и на остриях возникают гальванические Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 33
токи и в результате этого повышенный микроэлектрофорез металлов во внутренние среды организма, что и обуславливает высокую лечебную эффективность. Фото 7.»Аппликатор Ляпко» В результате использования коврика в работе дефектолога у детей активизируется деятельность иммунной, нервной, сердечно-сосудистой, костной, пищеварительной и др. систем. Кроме того, коврик используется не только с лечебной целью, но и как средство профилактики сохранения и укрепления здоровья, которое повышает общий жизненный тонус, работоспособность, нормализует настроение, сон и обмен веществ. Фото 8. «Массажная тропа»
Кинезотерапия
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 34
кинезиологических упражнений – комплекса движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие. Фото 9. «Сочетание кинезиологических и дыхательных упражнений» С этой целью в работе с детьми использовался комплекс кинезеологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лезгинка", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое. Фото 10. Игра «В магазине зеркал» Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. У ребенка реализуется внутренняя потребность отражать свою речь в движении, т.е. помогать выразить свою мысль в речи и дополнить эмоциональное состояние движением руки, тела, взглядом, кистью и т.п. Имеющийся опыт нашего образовательного учреждения свидетельствует, что комплексная, содержательная коррекционно-оздоровительная работа с применением здоровьесберегающих технологий эффективна и способствует: - активизации психических процессов; - совершенствованию коммуникативных умений и навыков; - повышению речевой активности; -развитию мелодико-интонационной и просодической стороны речи; - -повышению работоспособности и выносливости; - совершенствованию общей и мелкой моторики, двигательных умений и навыков. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 35

Взаимодействие с педагогами
Для педагогов дошкольного образовательного учреждения были предложены консультации, рекомендации по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий с целью формирования психофизического здоровья и речевого развития. Разработана модель взаимодействия специалистов и воспитателей, которая включает в себя комплексное взаимодействие педагогов и реализацию здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду.(таблица 1): Таблица 1
Виды здоровьесберегающих

педагогических

технологий/средства

Задачи

Педагог

Формы работы
Речедвигательная ритмика Стимулирует интенсивное формирование моторной сферы (общей и мелкой моторики) и фонетической стороны речи; Учитель- дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Непосредственно образовательная деятельность Су-джок терапия Стимулирует речевые зоны коры головного мозга, нормализует мышечный тонус. Учитель-логопед, учитель-дефектолог Динамические паузы (массаж специальным шариком ладоней или массаж пальцев рук эластичным кольцом). Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 36
Кинезотерапия Развивает межполушарное взаимодействие, общую и мелкую моторику. Воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель-дефектолог Утренняя гимнастика, совместная деятельность педагогов и воспитанников, гимнастика после сна Аромотерапия нормализовать мышечный тонус; повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе. Воспитатель, Учитель-логопед учитель-дефектолог Втечение всего времени пребывания дошкольника в детском саду Иппликатор Кузнецова, аппликаторы Ляпко Усиливает микроциркуляцию, вызывает расслабление мышц, активизирует кровообращение. Воспитатель, учитель-дефектолог Непосредственно образовательная деятельность Пальчиковый массаж с предметами Улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи КГМ с мышцами и сосудами. Воспитатель, учитель-логопед, учитель-дефектолог Совместная деятельность педагогов и воспитанников Опыт работы по теме «Универсальный дидактический материал как средство развития внимания дошкольников» был представлен на педагогическом совещании ДОУ. Для молодых специалистов ДОУ был проведен мастер-класс по использованию данного материала с дошкольниками. Кроме этого система методического обеспечения позволила достичь значимых результатов: Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 37
- увеличилось количество педагогов, имеющих достаточный уровень теоретических знаний и практических умений в организации здоровьесберегающей среды и проведению здоровьесберегающих мероприятий (в учебно-воспитательном процессе и режимных моментах); -значительно повысилась мотивация педагогов к использованию инновационных подходов к здовроьсбережению воспитанников ДОУ; - появилась возможность обобщать и транслировать свой опыт на разных уровнях; - усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (приобретено новое спортивное оборудование и атрибуты (шарики для су-джок терапии, иппликаторы Кузнецова, предметы для самомассажа, массажные мячи), изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Совместная деятельность учителя-дефектолога и воспитателя
Эффективность коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе во многом зависит от преемственности в работе учителя-дефектолога и других специалистов, и прежде всего учителя-дефектолога и воспитателей. Взаимодействие с воспитателями учитель-дефектолог осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период по всем направлениям; обсуждение и выбор форм, методов и приёмов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении. Еженедельные задания учителя-дефектолога воспитателю включают в себя следующие разделы: Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 38
 логопедические пятиминутки;  психогимнастика;  антистрессовый кинезеологический комплекс упражнений;  подвижные игры и пальчиковая гимнастика;  индивидуальная работа;  элементы образовательной кинезиологии;  элементы Су Джок терапии;  рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала. Логопедические пятиминутки содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связанной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми учителем-дефектологом. Подвижные игры, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, кинезеологический комплекс упражнений , элементы Су Джок терапии служат для развития общей и тонкой моторики, координации речи с движением, развитие подражательности и творческих способностей, коррекции психики. Это всё использовалось в качестве физкультминуток на занятиях, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживались в рамках изучаемой лексической темы.
Работа с родителями
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 39
Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий поможет решить ряд педагогических задач. Прежде всего, внимание родителей было направлено на осознание необходимости повышения их роли во всестороннем развитии детей, в том числе интеллектуальном. С этой целью родители были ознакомлены с разными видами игр и упражнений с данным материалом, их назначением и развивающим влиянием, методикой руководства детской деятельностью, подчеркивая своеобразие психического и речевого развития детей, их индивидуальность, развивающее влияние игр, необходимость организации этой работы в условиях семьи. Фото 11. « Открытое занятие для родителей» Работа с родителями строилась поэтапно:
1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

5 этап
изучение социального заказа родителей; ознакомление с проблемой психического, физического и речевого развития детей в дошкольном возрасте обогащение реального опыта родителей в активном сотрудничестве с педагогом ознакомление с приемами руководства играми с нетрадиционны м материалом, методикой их проведения организация предметно – развивающей среды активизирующе е сотрудничество учителя- дефектолога и родителей Родители привлекались к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций, которые они получали в устной форме Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 40
ежедневно в утренние часы и еженедельно по пятницам в письменной форме в специальных тетрадях . Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в псизическом так и в речевом развитии. Методические рекомендации, данные в тетрадях, помогают родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивают его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что является залогом успешного обучения ребёнка в школе. Система работы учителя - дефектолога с родителями в такой форме организации досуга детей, как игры с нетрадиционным материалом, способствовала педагогическим контактам с семьей, формированию у родителей педагогического творчества, изобретательности, повышению их педагогической культуры.
IV этап – итоговый (апрель – май 2014).
В апреле 2014 года был проведен итоговый мониторинг, являющийся заключительным этапом реализации педагогической технологии, который выявил достигнутые результаты: На этом этапе была проведена оценка уровня интеллектуального и речевого развития детей, и получены следующие результаты: Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 41
Качественный анализ позволил сделать следующие выводы: 1.Высокий уровень выявлен у 13 детей, что составляет 92%. 2.Средний уровень показали 2 детей, что составило 8%. 3. Низкий уровень не выявлен. Регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий с использованием методов и приемов здоровьесберегающих технологий показало, что: у детей формируется уверенность в себе, развивается самоконтроль, умение реализовать намеченные цели, также снижаются и исчезают многие негативные психоневрологические проявления, скованность и тревожность; улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 42
Использование мною вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно- развивающей работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом. Вариативность использования в коррекционной практике разнообразных здоровьесберегающих технологий позволяет добиться следующих
преимуществ:
 сократить сроки коррекционной работы;  повысить качество работы;  снизить энергетические затраты;  наладить преемственность в работе всех заинтересованных в коррекции психического и речевого развития детей. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 43
Данные технологии можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Таким образом, положительная динамика уровня психического и

речевого развития воспитанников позволила сделать вывод об

эффективности использования

проекта педагогической технологии

направленного на активизацию психических процессов и речевого

развития у старших дошкольников, посредством использования

здоровьесберегающих технологий во всех видах непосредственно-

образовательной деятельности

Перспективы дальнейшего развития
Представить опыт проекта педагогической технологии направленный на активизацию психических процессов у старших дошкольников, посредством использования нетрадиционных здоровиесберегающих технологий во всех видах непосредственно-образовательной деятельности: на педагогическом совете ДОУ на городском методическом объединении учителей-дефектологов на Всероссийском конкурсе национальной премии в области образования «Элита Российского образования» на Общероссийском конкурсе «Лучший специалист в области изучения и образования лиц с ограниченными возможностями здоровья»
Условия реализации проекта
Проект педагогической технологии реализуется на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 64 «Пингвинёнок», который расположен по адресу: улица Чапаева, дом 85 - А, город Нижневартовск Ханты-мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Россия. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 44

Методическое обеспечение проекта
Опора на содержание: Программы «Развитие образования города Нижневартовска на 2012–2014 годы»; Программы «Развития ДОУ»; Образовательной программы ДОУ по разделам «Познание» и «Коммуникация» Программа «Подготовка детей с ЗПР к обучению в школе» С.Г.Шевченко; разработка содержания проекта; перспективно-тематическое планирование занятий; перспективно-тематическое планирование работы с родителями; разработка конспектов занятий; подбор наглядности, разработка дидактических пособий, игр, упражнений; подбор, разработка содержания диагностического инструментария; организация и проведение мониторинга реализации проекта; комплектование методической копилки; разработка содержания рекомендаций для родителей; оформление информационного стенда для родителей; анализ реализации образовательной программы; обобщение и распространение педагогического опыта через проведение открытых занятий, выступления на педагогических советах, семинарах, на ГМО учителей-дефектологов г. Нижневартовска.
Литература
Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 45
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.:ТЦ Сфера, 2009 2. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – М., 1993. 3. Арнаутова Е.П. Общение с родителями: Зачем? Как? – М., 1993. 4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. Гогоберидзе А.Г., Мониторинг в детском саду.- СПб.: «Детство-Пресс», 2011 5. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001. 6. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание, 2000. №2.С.44-49. 7. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 8. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.:Айрис-пресс, 2006. 9. Мониторинг в современном детском саду / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ «Сфера», 2008. 10.Нищева Н.В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) – СПб «Детство-пресс», 2005. – 48 с. 11.Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии [Текст]: Серия книг по Су – Джок терапии / Чжэ Ву Пак — Су Джок Академия, 2009 12.Психологическая диагностика развития детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Стребелевой. 13.Психолого-педагогическая диагностика. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М., 2003.. 14. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М., 2002. 15. Стребелева Е.А Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. 16.Тропина М. Н. Гимнастика с массажными мячиками су-джок // Инструктор по физкультуре, 2013 г., № 2. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 46
17.Ульенкова У. В. Дети с задержкой психического развития. - Н. Новгород. 1994. 18.Ульенкова У. В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. - М., 2002. Кулешова Наталья Владимировна Учитель-дефектолог МБДОУ ДС № 64 «Пингвинёнок» 47