"Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно зажечь!"

Автор: Глаголева Татьяна Васильевна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ гимназия №1 г.Липецка
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: "Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который нужно зажечь!"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


Мастер-класс для родителей

«Ребенок – не сосуд, который надо наполнить,

а огонь, который нужно зажечь!»
Здравствуйте, уважаемые коллеги, дорогие родители! - Посмотрите, у меня в руках рюкзак. Как вы думаете, зачем человеку может понадобиться такой рюкзак? - Согласитесь, от того, как мы соберем рюкзак, может зависеть успех нашего мероприятия. Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит только все самое необходимое, и оно действительно пригодится; другой отнесётся к этому делу несерьезно – упустит что-то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит свой рюкзак, и эта ноша будет только мешать. У кого-то, возможно, возник вопрос, а зачем на родительском собрании обсуждать процесс сборки рюкзака? Я прошу Вас назвать, что обычно кладут в рюкзак, собираясь в школу? - Кто из вас помогал своему ребенку собирать школьный рюкзак? - Наверняка Вы положили все, что необходимо, но всегда ли, вернувшись из школы, Ваш ребенок приносил «пятерку»? Всегда ли Вы были довольны им? - Чего же не хватало? Почему возникали проблемы? Почему аккуратно собранный Вами рюкзак не может решить всех проблем, которые возникают у подростка в школе?
Конечно, образно выражаясь, мы понимаем: мало наполнить сосуд (в

нашем случае это рюкзак), надо постараться заставить нашего ребенка

воспользоваться его содержимым. И тема нашего родительского

собрания звучит так: «Ребенок – не сосуд, который надо наполнить, а

факел, который нужно зажечь!»
- А каково значение слова «зажечь»? ЗАЖЕЧЬ 1. Заставить гореть 2. перен. Возбудить, воодушевить (высок.). - Таково толкование слова «зажечь» в словаре. Мы же можем сказать иначе: зажечь – значит мотивировать. Это глагол совершенного вида, который указывает на завершённость действия, его конечный результат. А нам, педагогам и родителям, чаще приходится говорить о процессе, о действиях длительных и повторяющихся. Таким образом, мы сегодня должны поговорить скорее о том, как научиться «зажигать», и цель нашего собрания – обсудить, обменяться мнениями, как «открыть» всё лучшее в ребёнке. И, возвращаясь к нашему рюкзачку, я предлагаю такой приём – совместный сбор
рюкзака. У каждого из Вас на столе такой милый небольшой портфельчик, который мы сегодня постараемся наполнить. Наш разговор предлагаю начать с просмотра очень известного эпизода из всеми любимого киножурнала «Ералаш» («Папа, мама, я – дружная семья») Несмотря на очевидную гротескную ситуацию, она очень распространена в современных семьях, возможно, знакома и вам. Наверное, кто-то в ней узнает себя. Попробуем сделать работу над ошибками. Проанализируйте ситуацию, обсудите её в парах. Напишите на зеленых листочках, какие ошибки допустили взрослые и как их можно исправить. (Работа в парах)
Жюри:

Уважаемые члены жюри, данный приём, «Работа над ошибками»,

приходится довольно часто использовать на родительском собрании.

Цель его – рефлЕксия. Такой прием помогает осмыслить проблему,

посмотреть на себя со стороны, проанализировать свой стиль

воспитания, услышать мнение других, возможно, исправить какие-то

моменты.
Итак, уважаемые родители, что же получилось? Какие ошибки вы предлагаете исправить? (надо делать не ВМЕСТО ребенка, а ВМЕСТЕ с ребенком) Об этом задумывались многие великие люди, педагоги, философы, писатели. У вас на столе на
желтых
листочках высказывания известных людей, своеобразная копилка мудрости. Выберите фразу, которая созвучна Вашим представлениям о поднятой проблеме и положите её в свой портфель. (Родители выбрали фразу) А мы двигаемся дальше в нашем стремлении добыть огонь. И перед вами контуры двух ладошек. Возьмем одну из них, голубую. На каждом пальчике напишите, чем вы увлекаетесь в жизни. Ваши хобби, интересы, таланты…. Возьмите другую ладошку, розовую. Напишите на каждом пальчике интересы и увлечения вашего ребенка. (Родители пишут на ладошках)
Жюри:

Данный прием называется «Отражение». Суть его в том, чтобы родитель

задумался, попытался найти в своем ребенке «себя», «свои» качества,

проанализировать насколько они похожи, хорошо это или плохо, что

ребенок является его собственным отражением. Не обязательно

использовать ладошки. Это могут быть ромашки, листочки и т.д.

Сравните голубую и розовую ладошку. Ваши увлечения совпали? В чем совпали? Подумайте, почему так произошло? Ваш ребенок взял с вас пример или, может быть, вы настояли на том, чтобы он занимался именно этим? А у кого интересы скорее не совпали? Попробуйте ответить себе на вопрос, почему произошло именно так? Ваш ребенок другой, хорошо ли это или плохо? Таким образом, Ваш ребенок берет пример с Вас. У Вас общие увлечения, и это замечательно. А если у Вашего ребенка другое хобби – значит, у него есть свобода выбора, значит, Вы помогаете ему раскрыться там, где, возможно, не получилось у Вас. И это тоже хорошо. Подведем итог выполнения этого задания, опять-таки выбрав мудрость из предложенного перечня (найдите листочки зеленого цвета). Выберите фразу, заключающую Ваш подход к решению данной проблемы, и положите в свой портфель. (Родители выбрали фразу) Итак, мы сказали, насколько важно для того, чтобы зажечь ребенка взаимодействие, личный пример родителей и свобода выбора ребенком тех занятий, которые ему по душе. И наконец, еще одна важная составляющая. Что же еще мотивирует человека? Заставляет его действовать, идти вперед и добиваться успеха? Конечно, похвала. Поощрение. Вам предстоит выполнить еще одно задание – продолжить фразу, написанную на листочке. (Родители дописывают фразы)
Жюри:

Методика «Незаконченные предложения» Сакса и Леви очень популярна

у психологов. Она позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые

установки человека, показывает его отношение к близким.
Уважаемые родители! Что же у Вас получилось? (зачитываем 2-3 предложения) Насколько же важно поощрение для ребенка? Поощрения, которые мы используем, могут быть очень разными. Важно осознавать, насколько важна для ребенка Ваша похвала. И я предлагаю вернуться к сбору нашего портфеля, добавьте в него фразу, выбрав среди красных листочков, которая отражает суть данной проблемы. (Родители выбрали фразу)
Таким образом, наш портфель практически собран. Каждый из Вас нашел себе пищу для размышлений. Просмотрев дома высказывания, вы сможете их не спеша осмыслить, проанализировать и принять верное для себя решение. Однако на любом собрании остаются вопросы, на которые не удается найти ответы, так называемые «острые» вопросы, для которых у нас есть вот такие замечательные перечницы. Думаю, у Вас сегодня такие вопросы наверняка возникли. Возможно, за столь короткое время мы так и не нашли точного однозначного ответа на вопрос: как мотивировать ребенка, пробудить его духовные и физические силы, заставить жить яркой, насыщенной жизнью. Напишите свой «острый» вопрос и поместите в перечницу. (Родители пишут вопрос)
Жюри:

Такой прием, «острый» вопрос, считаю, просто необходимо использовать

на родительском собрании, потому что эти вопросы – материал для

будущих собраний. Я изучаю содержимое перечниц, понимаю, что их

волнует родителей, готовлюсь к новым встречам с ними.
(Собираю перечницы) Уважаемые родители! Ваш ребенок – как глина в Ваших руках. От того, насколько искусным скульптором Вы будете, настолько прекрасным станет Ваше творение. Будет ли это просто наполненный сосуд, или он станет зажженным факелом, который будет гореть сам и обогревать окружающих людей, - зависит только от Вас.