"Пришвин - певец русской природы"

Автор: Тимакова Татьяна Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ-СОШ с.Даниловка
Населённый пункт: Саратовская область Аткарский район с.Даниловка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Пришвин - певец русской природы"
Дата публикации: 09.09.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Урок-проект по литературному чтению в 3 классе «Пришвин- певец русской природы» Подготовила учитель начальных классов МОУ - СОШ с. Даниловка Тимакова Т.В.
Литературное чтение (урок-проект) Учебник «Литературное чтение» Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова 3 класс, часть вторая IV четверть Тема: Пришвин-певец русской природы. Цель: расширить знакомство с творчеством М.М.Пришвина и раскрыть смысл его произведений. Задачи:
Образовательные:
а) обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина; б) создать условия для усвоения предметного материала и возможность применять его в нестандартных ситуациях; в) использовать дополнительные источники информации; г) совершенствовать навыки выразительного чтения и краткого пересказа; д) повторять изученные произведения с целью повышения уровня начитанности.
Развивающие:
а) развить умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения; б) развивать творческую активность учащихся, фантазию.
Воспитательные:
а) развивать навыки сотрудничества в малых одновозрастных группах; б) формировать умения видеть прекрасное, удивительное и необычное в окружающем нас мире, беречь всё живое; в) воспитывать бережное отношение к природе;
г) создать условия для развития патриотических качеств личности.
Оборудование:
портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения; аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги М. Пришвина для выставки; реферат «Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина.

Ход урока

1.Организационный момент.
Добрый день, мои друзья! На урок пришла к вам я! Поудобнее садитесь, Не крутитесь, не вертитесь, Все внимательно читайте, И, прошу вас, отвечайте! (звучит музыка) на доске выставка рисунков учащихся.
(слайд 2-5)
Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло-голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса. Человек и время года Это все вокруг - природа!
(6 слайд )

2. Вводная беседа.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (о природе, о том что нужно учиться понимать природу, видеть обычное, замечать необычайное, наслаждаться её красотой…) Жизнь людей всегда была связана с жизнью природы. С древних времен человек учился наблюдать и понимать язык природы. Землепашец определял лучшие сроки полевых работ. По цветению одних трав и увяданию других определяли сроки охоты. По цвету неба и поведению птиц люди определяли погоду и предсказывали стихийные бедствия.
Природа являлась источником вдохновения, воспевалась в картинах талантливых художников, поэтов, писателей. Сочными яркими красками играет картина В.Д. Поленова «Золотая осень». В ней так много солнечного света, что мы ощущаем тепло погожего осеннего денька.
(слайд 7)
Глядя на картину И. Левитана, так и хочется оказаться в этой удивительной роще и насладиться ароматами теплого, веселого леса.
(слайд 8)
Стихи А.С. Пушкина, Ю. Лермонтова, Ф. Тютчева и других поэтов также проникнуты любовью к природе. Таких художников и поэтов называли «певцами русской природы».
3.Выступление участников проекта со справочным материалом и работа со

словарями.

Певец
1. Человек, который умеет, любит петь, а также вообще тот, кто поет. Лесные певцы (перен.: о птицах). 2. Артист-вокалист. Оперный певец. 3. перен.. Человек, который воспевает кого-нибудь или что-нибудь. (обычно о поэте) (книжн.). П. родной природы. II ж. певунья, -и (к 1 знач.) и певица, -ы (к 1 и 2 знач.). II прил. певческий, -ая, -ое (ко 2 знач.). П. голос. Певческая партия. -Назовите фамилии известных вам детских писателей, которые создавали произведения о природе.
(Слайд 9)

Работа со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля в группах.
-Почему их называют писателями – натуралистами? Что означает слово «натуралист»? (натуралист - от слова натура- природа, натуралист- человек, который занимается изучением природы) Вывод: человека, который не только наблюдает за природой, но и красочно описывает явления природы, жизнь растений и животных, называют писателем- натуралистом. -Какому писателю мы посвятим наш урок? (М.М. Пришвину)
4.Формулирование темы и цели проекта.
Проблемный вопрос:
-Ребята, можно ли М.Пришвина назвать «певцом русской природы»? (ответы детей) - Сформулируйте тему урока! (М.М. Пришвин – «певец русской природы»).
(слайд 10)
- Сегодня необычный урок- проект. Мы обобщим знания о жизни и творчестве замечательного писателя, проведем некоторые исследования, поработаем над созданием книги, ответим на поставленный вопрос: докажем или опровергнем данное высказывание.
5. Защита проектов.
-Перед вами чистые страницы книги. Придумайте для неё название. - Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы книга стала популярной и пользовалась спросом? ( нужно поместить в нее интересные статьи, оформить красивыми рисунками, разместить в книге полезную информацию) -Что вы предлагаете разместить на первой странице? Почему? (На первой страничке нашей книги расположим портрет писателя, выполненный учащимся 3 класса Гриценюком Игорем, потому что портрет красивый и читатель сразу заинтересуется тем, что находится на следующей странице…).
а) Выступление 1 группы участников проекта.
1 группа подготовила биографический очерк о жизни и творчестве писателя. а) Родился Михаил Михайлович Пришвин в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии 4 февраля 1873года в обедневшей купеческой семье. Жилось семье трудно - мать осталась вдовой с шестью детьми. Однако Пришвина Мария Ивановна выправила ситуацию, работала не покладая рук, и дала всем детям высшее образование.
(Иванникова Оксана)
б) Окончив Тюменское реальное училище, Михаил поступил в Рижский политехникум на агронома. В 1900 году Пришвин уехал в Германию, где
получил высшее экономическое образование. После окончания университета Пришвин возвратился в Россию и некоторое время работал агрономом.
(Чернова Мария)
в) В годы первой мировой войны Пришвин находился на фронте, был санитаром, корреспондентом. Затем работал учителем, краеведом, журналистом.
(Локтев Игорь)
г) Еще с детства Михаил Пришвин любил путешествовать. Поездка в экспедицию принесла огромный успех будущему певцу русской природы. С дорожной сумкой и охотничьим ружьём он изучал северные земли. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, исследовал. С детства он любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или за зверем, а за открытиями.
(Шмыгалева Алена)
д) Во время своего первого путешествия на север в 1905 году Михаил Михайлович Пришвин пользовался фотоаппаратом. Он говорил о себе: «Я художник, который не умеет рисовать». Пришвин иллюстрировал фотографиями свои репортажи, рассказы о людях и природе, создал циклы пейзажных снимков: «Капли», «Весна света», «Паутинка». Кстати, первые фотоаппараты, которыми пользовался писатель, весили до 30 кг.
(Слайд 11-12)

(Гриценюк Данил)
е) В 1928 году ему удается купить собственный фотоаппарат. Это немецкая «Лейка» - большая редкость по тем временам. Быт писателя был прост, а фотооборудование самое дорогое и передовое. «1930 год, 2 сентября. До того я увлекся охотой с камерой, что сплю и все жду, поскорее бы опять светозарное утро»
(слайд 13)

(Костин Геннадий)
ж) В Московской области Одинцовского района в деревне Дунино находится музей - усадьба Михаила Пришвина. В этом уютном деревянном доме писатель
прожил восемь последних самых счастливых и плодотворных лет. В его комнатах находятся мебель, вещи и предметы, которыми пользовался писатель. Здесь можно увидеть письменный стол с пишущей машинкой, портфель- путешественник, круглые очки, фотопринадлежности.
(Иванникова Татьяна)

(слайд 14-15)

Вывод:
-Как отнесется читатель к данной информации о жизни и творчестве писателя? -О каком любимом занятии писателя можно узнать из его биографии? - Где чаще всего любил находиться М.Пришвин? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? - Какие сведения о писателе, по вашему мнению, окажутся читателю наиболее интересными? Помещаем биографию М.Пришвина на следующей странице нашей книги. 2 группа учащихся подготовила выставку книг М. Пришвина, которые можно взять в школьной и сельской библиотеках.
б) Выступление 2 группы участников проекта.

(слайды 16-20)
а) Переходя из класса в класс, мы постоянно знакомимся с произведениями Пришвина, которые включены в школьную программу. Нам стало интересно узнать, сколько рассказов написал Пришвин, о чем они, кто главные герои на страницах его сочинений, где можно найти нужную книгу.
(Киреев Сергей)
б) Мы посетили сельскую и школьную библиотеки, выбрали книги Михаила Михайловича Пришвина, переписали названия книг, в которые входят его очерки, статьи и рассказы и сделали вывод, что у Пришвина много произведений. Оказывается, он писал не только для детей, но и для взрослых.
(Костин Сергей)
в) Самые первые его книги о природе рождаются после первого путешествия на север «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком». В них
присутствуют герои, которые любят, помогают и понимают природу. В его рассказах ведут диалоги не только люди, но и животные.
(Затенков Николай)
г) - «Птицы и звери, деревья и травы. Есть у них свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди…» - писал Михаил Михайлович. Книги Пришвина - пример большой любви ко всему живому на Земле. Писать он мог только тогда, когда жил среди лесов и полей.
(Соболевская Елизавета)
д) Для детей вышли в свет его книги: «Матрёшка в картошке», «Ярик», «Ёж», «Луговка», «Лисичкин хлеб», «В краю дедушки Мазая», «Кладовая Солнца», «Зверь бурундук», «Журка», «Ребята и утята», «Золотой луг», «Старый гриб», «Разговор птиц и зверей».
(Пауль Валерия)
е) Мы составили справку о том, какие книги М. Пришвина есть в сельской и школьной библиотеке. Организовали выставку наиболее интересных книг.
(Мельков Данила)

(слайд 21)

Вывод:
- Какой вывод о Пришвине сможет сделать читатель, прочитав данную статью? -Можно ли Пришвина назвать «певцом русской природы»? -Какую пользу читателю принесет эта справка о произведениях М.Пришвина? (Поможет найти нужную книгу в сельской или школьной библиотеках). Помещаем в книгу справку о произведениях М. Пришвина.
6. Физминутка
.
7. Применение нестандартных ситуаций

а) Игра «Угадай-ка»
Вспомним прочитанные произведения М. Пришвина. Вы должны по предмету определить название произведения, жанр, назвать героев, кратко рассказать содержание. (Каждая пара достает из корзины по одному предмету).
1) косточка - «Выскочка» - М.Пришвин 2) кусок черного хлеба - «Лисичкин хлеб» - М.Пришвин 3) рисунок одуванчика - «Золотой луг» - М.Пришвин 4) утенок - «Ребята и утята» - М.Пришвин 5) гриб сыроежка - «Старый гриб» - М.Пришвин 6) матрешка - «Матрешка в картошке» - М.Пришвин 7) гречка - «Говорящий грач» - М.Пришвин
б) Работа в парах.

(Слайд 22)
- Ребята, чтобы читателю было легче ориентироваться в предложенных для чтения книгах, вам предстоит изготовить модели обложек, написать аннотацию к прочитанному произведению (по выбору) по плану: 1. 2. 3. 4. 5.
Проверка.
Помещаем сборник аннотаций на следующую страницу книги.
Вывод
: Можно ли М Пришвина назвать «певцом русской природы»? Почему? (Пришвин воспевает не только природу, он учит детей понимать её, наблюдать за ней, совершать добрые поступки и тогда природа откроет свои тайны…) Подтвердить ваши суждения можно словами замечательного писателя Эдуарда Шима, который сказал о М. Пришвине: «Он из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми»
8. Физминутка.

9. Исследовательская деятельность.
Проблемный вопрос.
-С какой целью М. Пришвин писал свои произведения? Чему учат произведения М.Пришвина?
а) Коллективная работа с текстом.
- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем одно из произведений. (« Моя Родина») Выразительное чтение по цепочке по одному предложению. -Чьи рисунки наиболее точно иллюстрируют произведение? Почему? (Все. На каждом рисунке изображена природа. Природа-это и есть Родина) -Помещаем в книгу рассказ «Моя Родина» и рисунки.
б
)
Выступление участников проекта со справочным материалом.
-Как, по-другому, называется небольшой рассказ о Родине? (Рассказ такого вида является очерком. Очерк- это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т. д.) Определение очерка печатаем на следующей странице книги.
в
)
Работа в группах.
-Чему учит нас Пришвин? (Любить природу – значит любить Родину) - Попробуйте доказать, используя очерк «Моя Родина», что М.Пришвин не только раскрывает красоту родной природы, но и учит любить, воспитывает бережное отношение к ней. Задание для 1 группы. -Какие главные слова объединил автор в очерке « Моя Родина»? Задание для 2 группы. - Подобрать родственные слова к слову Родина. Проверка. (Слайд25) 1 группа. 2группа мама Родина солнце род природа рождение жизнь природа Родина родители
кладовая солнца родство родимый родственник родной родинка родительский отроду
Вывод
: Все эти слова не могут существовать друг без друга. Слова первого столбика употребляются в единственном числе. У каждого только одна мама, жизнь, природа, Родина и т.д. Поэтому их нужно беречь. Слова второго столбика доказывают родственную связь с природой. Занесем эти слова на следующую страницу книги.
10.Обобщение и систематизация знаний.

а) Художественный пересказ
-Какие главные слова автор хотел донести до читателя, чтобы он помнил их всю жизнь? (обращение к молодым друзьям) Представители от каждой группы под звуки природы расскажут это обращение. «Мои молодые друзья!» Следующая страница книги - обращение к молодым друзьям.
б) Минутка творчества
написать мини-сочинение «Что значит для меня слово Родина». Выборочная проверка.
11.Подведение итогов проекта.
Какие страницы содержит книга «Пришвин- певец русской природы»? Почему Пришвина называют «певцом русской природы»? (потому что Пришвин любит природу, внимательно к ней относится, слышит шелест каждой травинки, звон ручейка, понимает язык птиц и зверей, одним словом, он любит русскую природу и свою Родину Россию) -Чему учат нас произведения М. Пришвина?
(наблюдать за природой, видеть необычное в обычном, быть добрыми, трудолюбивыми, любить природу. Именно с любви к природе начинается любовь к Родине. Пришвин учит нас быть патриотами своей Родины…) -Почему произведения Пришвина актуальны в наше время? (В мире много жестоких людей. Они думают только о богатстве. Они вырубают леса, загрязняют водоемы, отравляют воздух, разжигают войны. Эти люди забыли, что человек- часть природы. Если они уничтожат природу, то уничтожат сами себя. А Пришвин учит нас быть хозяевами природы. Настоящий хозяин не может навредить окружающим. Он любит природу. Если человек любит природу, значит он добрый. Добрый человек решает проблемы мирным путем. Никогда не допустит войны.) -Молодцы, ребята! Сегодня вы были настоящими исследователями и провели огромную работу по составлению книги. Как вы думаете, чем полезна наша книга? (В ней собрано много информации о жизни и творчестве М. Пришвина) Завершим наш урок песней «У моей России длинные реснички»
Д/З (по выбору)
: Продолжить сбор информации для книги: подобрать пословицы на тему «о Родине»; написать сочинение: «Моя Родина»; составить кроссворд.
Литература Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. – М.: изд-во Эксмо,2005 Ефросинина Л.А., Оморокова М.И., учебник «Литературное чтение». 3 класс, часть вторая; Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004 Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М.: изд-во Оникс, 2010 Интернет-ссылки: Основные этапы урока Цель Задачи Время реализации Организационный Подготовить учащихся к общению Обеспечить положительный психологический микроклимат на уроке 1 Вводная беседа Заинтересовать учащихся, подготовить к совместной деятельности Использование ИКТ Погружение в тему 2 Работа с дополнительными источниками Повышать уровень начитанности Использовать дополнительные источники информации; 2
информации Формулирование темы и цели проекта Активизировать познавательную деятельность учащихся Постановка проблемных вопросов 1 Защита проектов Повышать уровень осмысления изученного материала, глубины его понимания Максимальное использование самостоятельности в добывании знаний, Развивать навыки сотрудничества в малых группах. 9 Физминутки Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения, психоэмоциональная разрядка школьников, Провести физминутки под ритмичную музыку. 3 Применение изучаемого материала в нестандартных ситуациях Развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, определять главную мысль произведения. Преподнести задания в игровой форме, организовать работу учащихся в парах, использовать деятельностный метод 8 Исследовательская деятельность Развивать наблюдательность, внимание, умение вычленять нужную информацию, делать выводы Многократное чтение текста с разными целями, использование межпредметных связей организовать работу в группах 10 Обобщение и систематизация знаний Совершенствовать навыки выразительного чтения, развивать творческое воображение и фантазию Создать новые условия для самовыражения учащихся 5 Подведение итогов проекта Стимулировать учащихся к дальнейшей работе с произведениями Создание ситуации успеха, поощрение учащихся за результат плодотворного совместного труда 3 Д/З Активизировать познавательную деятельность учащихся Предложить домашнее задание творческого характера по выбору, учитывая интересы школьников. 1 Оборудование: портрет писателя; рисунки учащихся; модели - схемы титульных листов; значки - обозначения жанра и темы произведения;
аудиозапись: «Звуки природы», «У моей России длинные реснички», «Физминутка»; корзина с предметами: косточка, кусок черного хлеба, гриб -сыроежка, одуванчик, утенок, матрёшка, гречка; презентация к уроку; заготовка для создания раскладной книги; книги Пришвина для выставки; реферат « Биография М.М. Пришвина»; справка о наличии книг в сельской и школьной библиотеках; текст песни «У моей России длинные реснички»; бумажные лепестки цветов для написания сочинения; родственные слова к слову Родина; толковые словари русского языка В.И. Даля и С.И. Ожегова; учебник «Литературное чтение». Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова, 3 класс, часть вторая; экспонаты старинных письменных принадлежностей из школьного музея для оформления уголка кабинета М. Пришвина. Аннотация Данный урок литературного чтения в 3 классе является 7 уроком по разделу «Произведения М.М. Пришвина». Тип урока – урок обобщения и систематизации знаний. Проведен в нестандартной форме как урок-проект. Выбранная структура урока была рациональной для решения поставленных задач, которые соответствуют содержанию образовательной программы . Использовались элементы технологии, сотрудничества, развивающего проблемного обучения, деятельностного подхода к учебному процессу, здоровьесбережения, использование ИКТ. Технология проектного обучения позволила раскрыть творческий потенциал каждого ребенка. Создание коллективного проекта объединило сильных и слабых учащихся. На уроке были применены игровые моменты, которые способствовали активизации мыслительной и познавательной деятельности.