Напоминание

"Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста"

Автор: Дорошенко Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад №117"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Блоки Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста"
Дата публикации: 05.06.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Использование блоков Дьенеша в работе с

детьми дошкольного возраста

Дорошенко Галина Ивановна воспитатель

Последнее время всё большее

признание

у педагогов завоёвывают блоки Дьенеша.

Опыт работы с ними показал эффективность использования блоков как игрового

материала в работе с детьми дошкольного возраста. Использование логических

блоков в играх с дошкольниками позволяет формировать разные понятия в

математики.

Блоки знакомят детей с геометрическими фигурами и формой предметов,

размером, цветом.

Помогают учить умению : сравнивать, анализировать, классифицировать,

обобщать. Развивать память , внимания, воображения, творческие способности.

Разные задания способствуют ускорению процесса развития у дошкольников,

простейших логических структур мышления и математических представлений. С

помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики

и информатики. Основная цель использования дидактического материала

научить дошкольников пользоваться полученными знаниями в конструировании,

аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания затем

самостоятельно.

Работу с блоками можно начинать с раннего возраста, начиная с ознакомления с одним,

двумя, а затем тремя свойствами.

В моей группе дети от 3 до 4 лет и они с

удовольствием выполняют игровые задания.

Блоки использую, как на занятиях, так

и в самостоятельной деятельности детей.

Блоки очень увлекательны для детей. Для

начала выложите перед ними набор и дайте ребенку поиграть с деталями:

потрогать, перебрать, подержать в руках.

С детьми этого возраста уместны простые

игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов "такой же", "не такой", «так же

как я» по форме, цвету, размеру, толщине. Сначала предлагаю самые простые игры:

1) Найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине)

2) Найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету)

3) Дай зайчику красные фигуры. (Треугольные, синие, квадратные, большие,

желтые, тонкие, толстые, маленькие, круг).

4) Назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине)

5) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, одну фигурку

убираем. Какой не хватает?

6) Выкладываем в ряд 3 разные фигурки. Малыш закрывает глазки, меняем две

фигуры местами. Что изменилось?

7) Выкладываем в ряд 3 фигурки (2 общие по какому-то принципу, одна нет).

Что лишнее? Пример, кладем 2 синих фигурки и одну красную. Кладем 2 квадрата

и 1 круг и т. д.

8) Ставим фигурку большую и ищем ей пару маленькую. Можно искать также

пары по цвету.

9) Складываем фигурки в мешочек и ищем нужную фигурку на ощупь.

Более сложные варианты игр с блоками Дьенеша:

Игра «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры

делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход.

При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит

все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:

a) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой

формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по

размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Игра «Цепочка»

Цель игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем

как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов

построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или

же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету

(форме, размеру) фигуры и т. д.

Игра “Найди клад”Необходимо 8 квадратных блоков: 4 синих (большой

тонкий, маленький тонкий, большой толстый, маленький толстый) и 4

красных (большой тонкий, большой толстый, маленький тонкий, маленький

толстый). Дети — кладоискатели, кружок из бумаги — клад.

Кладоискатели отворачиваются, ведущий под одним из блоков прячет клад.

Кладоискатели ищут его, называя различные свойства блоков. Тот, кто находит

клад, забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.

Игра “Угадай-ка”

Необходимы логические блоки, игрушка.Ведущий от имени какого-либо игрового

персонажа, например Лунтик, обращается к детям: «Я очень люблю делать

приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня

целая коробка (показывает коробку с блоками). Я уже выбрал подарок для

Милы. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо

угадать, какого цвета игрушку я приготовил Миле. Сейчас я ее достану из своей

коробки и спрячу».

Лунтик прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто

угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок

(подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.Каждый раз в игре

угадывается только одно свойство блока.

Игра “Дорожки”

Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков

или их условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три

домика — дома трех поросят. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы

поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по

правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней

рядом не было фигур одинакового цвета.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно

выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной

толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить

мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из

блоков-вагон-чиков и т. д.

Игра “Засели домики”

Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиковНа

картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города —

фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в

каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).Знаки в

домике подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют,

называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.

Упражнение повторяется с другими свойствами. Сначала дети классифицируют

фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем

самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры

(заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор

основания классификации.

Для более сложных игр Вам понадобятся карточки с изображением свойств.

Цвет обозначается пятном

Размер – домиком (большим или маленьким)

Форма – изображением фигуры

Толщина – силуэтом человечка толстым или тонким

Перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства.

Игры с использованием блоков Дьенеша имеют большое значение для всестороннего и

гармоничного развития ребенка. Надеюсь, что работа с блоками поможет не только

хорошо усвоить программный материал детского сада, но и достаточно хорошо

подготовить детей к школе.