Напоминание

А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

Автор: Евтушенко Алла Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№22 имени Г.Ф. Пономарева
Населённый пункт: город Сургут, Тюменская область
Наименование материала: Сценарий урока литературы
Тема: А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"
Дата публикации: 08.06.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Сценарий урока

Класс: 5

УМК:

Учебник. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. –М.:

Просвещение,2009 . Учебное пособие. Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский И.С.

Читаем, думаем, спорим…5кл. –М.: Просвещение, 2003. Коровина В.Я, Збарский И.С.

Литература. 5 кл.: Методические советы. –М.:Просвещение,2003. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» .Издательство

«Просвещение».

Методические пособия: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе: кн. для учителя /О.А .Еремина. –М.:Просвещение,2008

Беляева Н.В. Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение, 2013

Предмет: литература

Тип урока: урок-практикум

Тема урока: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цель урока: дать сравнительную характеристику главных героев.

Задачи урока:

Средства обучения: компьютер, учебник, карточки , фонохрестоматия.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые

результаты УУД

Мотивация к

деятельности

Цель этапа:

включение учащихся

Урок начинается с психологической разминки:

Встали дружно. Повернулись и друг другу улыбнулись.

-Настроенье каково?

-Во!

Подготовка класса к

работе.

Личностные

результаты

Самоопределение

Метапредметные

в деятельность.

-Все такого мнения?

-Все, без исключения.

- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас! Наш урок сегодня

пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Запишите

эти слова после даты в тетради

- Работать вы будете четырьмя группами, сядьте так, чтобы в каждой

группе было равное количество человек.

результаты принимает и

сохраняет учебную

задачу

Планирование учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками

Актуализация

знаний и фиксация

затруднений в

деятельности.

Цель этапа:

подготовка мышления

учащихся

Задание всему классу:

Использует презентацию к уроку в программе Power Point . Презентация

«Логическая цепочка» (на слайдах представлены иллюстрации разных

художников к изучаемой сказке А.С. Пушкина, расположенные в

нарушенном порядке).

Участвуют в игре,

подбирают цитатный

материал к

иллюстрациям,

выстраивают

логическую цепочку

Обсуждение

произведений

книжной графики.

Рассмотрели

иллюстрации к сказке

и оценили, насколько

они соответствуют

представлениям о

главных героях

Проверка

Оценивание

Метапредметные

результаты понимает

информацию,

представленную в

изобразительной форме

Планирование учебного

сотрудничества, умение

выражать свои мысли

Предметные

результаты

Анализ объектов с

целью выделения

признаков (логические)

Проблемная

ситуация

Задание всему классу:

-На какие две группы можно разделить героев? Запишите в два столбика

главных и второстепенных героев сказки.

-Какие из героев сказки являются олицетворением добрых сил, а какие

несут зло?

-Каких героев в сказке больше? Как вы думаете, почему?

-Только ли царица является олицетворением злых сил? Можно ли считать

воплощением злых сил Чернавку?

-

Составление таблицы

«Система образов

сказки».

Нравственная оценка

героев. Смотрят

фрагмент

анимационного

фильма,

читают по ролям

отрывок лирического

произведения.

Рецензирование

актерского чтения

фрагментов сказки.

Метапредметные

результаты

Целеполагание

Постановка вопросов

Предметные

результваты

Самостоятельное

формулирование цели

Формулирование

проблемы

Самостоятельная

работа

Цель этапа:

самооценка

учащимися

результатов своей

учебной деятельности

Работа с лексическим значением слова. Обращение к толковому словарю.

Задание группам: составить сравнительную характеристику главных

героев.

Намечают пути

решения задач

Работа в группе

Заполнение таблицы

«Царица-мачеха и

царевна», работа в

группах.

Группа1черты

сходства во

внешности и чертах

характера.

Группа 2 черты

характера.

Группа3поведение,

поступки

Группа4речь,

авторские оценки.

Поиск цитат к

характеристике героев

Инициативное

сотрудничество в

поисках информации

действует по плану,

планирует (в

сотрудничестве с

одноклассниками)

необходимые действия.

осуществляет

совместную

деятельность в группе с

учетом конкретных

учебно-познавательных

задач.

Физкультминутка

Встаем. Игра «Соответствие».

Вы должны присесть, если определение соответствует образу

царевны.

Метапредметные

результаты

Контроль, коррекция,

выделение и осознание

усвоенного.

Волевая регуляция в

ситуации затруднения

Предметные

результаты

Анализ объектов с

целью выделения

признаков

Самостоятельная

работа

Цель этапа:

самооценка

учащимися

результатов своей

учебной деятельности

Задание всему классу:

Анализ текста

-

Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта

между ними?

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к

Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы

можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Метапредметные

результаты

Выражение своих

мыслей с достаточной

полнотой и точностью

Личностные

результаты

Осуществляет

нравственно-этическое

оценивание

Рефлексия

деятельности

Цель этапа:

осознание учащимися

своей учебной

деятельности,

самооценка

результатов

деятельности своей и

всего класса.

Домашнее задание

- Подведите итог работы в группах (учитель помогает при затруднении)

Подводят итог работы в группах

Какую цель ставили?

Удалось достичь поставленной цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что вызвало особые затруднения?

Называют ключевые слова темы.

Составить синквейн со словами Царица-мачеха, Царевна

Осуществляют

оценку урока и

самооценку,

соотносят цель и

результаты, степень

их соответствия

Метапредметные

результаты

Умение выражать свои

мысли

Предметные

результаты

Рефлексия

Контроль и оценка

процесса и результатов

деятельности

Личностные

результаты

Самооценка на основе

успешности

Адекватное понимание

причин успеха/неуспеха

в учебной деятельности