Автор: Джемакулова Залимхан Муратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "УМКА"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звуки к -кь и буква К.
Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе по теме:
«Звук [К], [К"]и буквы К, к»
Цель: Знакомство детей со звуком[К][К" ]и буквой К
Задачи:
1.
Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;
2.
Развивать фонематический слух.
Оборудование:
- Герои: кот, петух, кит.
- Город букв.
- предметные картинки на звук[К]:
-в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля
-в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко,
кочка
-в
конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк,
снежок.
- Картинки со звуком К для игры :«Что лишнее»: капля, конь, кузнечик, колесо, петух
-
для
игры«сортировка»слова: кепка,
кенгуру,
кедр,
кирпич;
курица,
кубик,
кукла,
комар.
- карточки для зарисовки схемы слов КИТ и КОТ, цветные карандаши.
Ход занятия.
1. Организационный момент
Педагог: Ребята! А что это у нас произошло?(на столе разбросаны картинки).Кто же устроил
здесь беспорядок?
Игра«Что лишнее»(картинки со звуком К): (кролик, корова, крокодил петух).
Воспитатель: Нужно найти лишнее слово и объяснить почему?
Дети: лишнее слово - петух.
Воспитатель: Почему?
Дети: Кролик, корова, крокодил начинается со звука к.
Воспитатель:Молодцы!
2. Сообщение новой темы
Педагог: А здесь и загадка есть послушайте:
Спозаранку я встаю,
Звонким голосом пою.
Травку разгребаю,
Зёрна собираю.
У меня есть гребешок,
Кто я дети(петушок)
Воспитатель: Правильно, это петушок. Он пришёл к нам в гости.
-Как подает голос петушок?
Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня
говорить?
Произнесем его вместе: К-К-К. Попробуем растянуть ниточку. Ниточка тянется или нет?
Дети: нет, не тянется, она обрывается.
Воспитатель: какой вывод можно сделать?
Дети: звук К — согласный.
Воспитатель:Петушку нужно донести звук[к]до волшебного города букв. Вы хотите ему
помочь?
Расскажите, какой это звук? и почему вы так решили?(Согласный, потому, что во рту есть
преграда воздуху и звук не поется).
Горлышко спит, или дрожит?(Спит, голосовые связки не вибрируют)Значит звук К какой?
Дети: Глухой.
Воспитатель: В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до
волшебного города букв. Давайте назовем их
Дети:КИТ и КОТ
Воспитатель: теперь я произнесу слова, а вы послушаете, как звучит звук К в словах
Дети: В слове Кит звук К — мягкий, а в слове Кот -твёрдый.
Воспитатель: Ребята, вот беда они всё время ссорятся. Давайте их помирим? Нужно им
помочь разобрать картинки.
Игра«сортировка»слова: кепка, кенгуру, кедр, кирпич; курица, кубик, кукла, комар.
Воспитатель: В какой замок поместим их? Какие картинки мы поместили в зеленый замок?
Дети: кепка, кенгуру, кедр, кирпич.
Воспитатель: А почему:
Дети: потому что эти слова начинаются на мягкий согласный звук.
Воспитатель: какие картинки мы поместили в синий замок?
Дети: курица, кубик кукла, комар.
Воспитатель: А почему?
Дети: Эти слова начинаются на твердый согласный звук.Ну вот. Молодцы!
Воспитатель: Наши друзья решили отправиться в путь. Поедем вместе с ними? На нашем
маршруте будет несколько остановок.
Остановка № 1
3. Игра«Поймай озорной звук в ладошки»
Воспитатель. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в
словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.
Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.
Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них
Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.
Остановка № 2
4. Динамическая пауза.
Речь с движением.
Воспитатель. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям
научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить
движения.
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко(имитируют подбрасывание мяча).
Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко(разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны).
Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку(ладошками«пекут»пирожки).
Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак(скачут вприпрыжку).
Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!(перепрыгивают с одной ноги на другую)
Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?(стучат кулачками)
Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!(прыгают на одном месте)
Остановка № 3
5. Игра«Найди место звука в слове»
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
пожалуйста,
на
доску!
Скажите,
что
за
чудесные
вагончики на ней висят?
Дети: Да это же — схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале
слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.
Воспитатель:Сейчас
мы
будем
с
вами
называть
картинки
и
расселять
предметы
по
вагончикам.
Слова:(кот,
ком,
кошелек,
калитка,
капля,
катушка,
утка,
окно,
аквариум,
будка,
мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок,
снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).
Воспитатель:Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце
слова.
Вот мы и прибыли в город букв, но есть ещё несколько заданий…
7. Остановка 4.
Знакомство с буквой К
Воспитатель:: Посмотрите, а в городе букв живёт буква К. На что похожа буква К?
Дети: на усики жука, клюв.
Воспитатель:В какую сторону смотрит буква К?
Дети: в правую сторону.
Воспитатель: Сколько элементов у буквы К?
Дети: 3элемента.
Прописывание в воздухе
Воспитатель. А теперь ребята настало время изобразить портрет Буквы К. (выкладывание
буквы из счетных палочек)
Остановка № 5
6. Слоговое чтение
А К КА
О К КО
У К КУ
Ы К КЫ
Воспитатель: Нашим героям так понравилось путешествие, что они попросили вас сделать
звуковую схему слов. А каких- давайте прочитаем,
Дети:КОТ, КИТ
Выкладывание детьми схемы слова кот, кит подсчет слогов, звуков, выделение звуков по
порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.
Два ребенка выкладывает схему на доске. Педагог дает задание подобрать к схеме буквы на
магнитиках. Чтение слова КОТ, КИТ
Воспитатель: Делим слово на слоги. Сколько слогов?
Дети:В слове кот один слог.
Воспитатель: Сколько звуков (гласных, согласных?
Дети: в слове кот два согласных и один гласный звуки.
Воспитатель: Сколько букв?
Дети: в слове кот три буквы.
Воспитатель: На каком месте находится звук К?
Дети: звук К стоит в начале слова.
Воспитатель:Со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.
12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а
мы им помогли.
Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что
похожа буква К?
13. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы
протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за
подарок.(Конфеты–любимое лакомство звука К)