Напоминание

Звуки к -кь и буква К.

Автор: Джемакулова Залимхан Муратовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ЦРР "УМКА"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: занятие по обучению грамоте в подготовительной группе
Тема: Звуки к -кь и буква К.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Конспект группового занятия по обучению грамоте в подготовительно группе по теме:

«Звук [К], [К"]и буквы К, к»

Цель: Знакомство детей со звуком[К][К" ]и буквой К

Задачи:

1.

Формировать представление о букве К и звуках, которые она обозначает;

2.

Развивать фонематический слух.

Оборудование:

- Герои: кот, петух, кит.

- Город букв.

- предметные картинки на звук[К]:

-в начале: кот, ком, конь, кошелек, калитка, капля

-в середине: утка, окно, аквариум, будка, мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко,

кочка

конце: мак, сук, жук, рак, веник, замок, снеговик, индюк, чайник, мешок, волк,

снежок.

- Картинки со звуком К для игры :«Что лишнее»: капля, конь, кузнечик, колесо, петух

-

для

игры«сортировка»слова: кепка,

кенгуру,

кедр,

кирпич;

курица,

кубик,

кукла,

комар.

- карточки для зарисовки схемы слов КИТ и КОТ, цветные карандаши.

Ход занятия.

1. Организационный момент

Педагог: Ребята! А что это у нас произошло?(на столе разбросаны картинки).Кто же устроил

здесь беспорядок?

Игра«Что лишнее»(картинки со звуком К): (кролик, корова, крокодил петух).

Воспитатель: Нужно найти лишнее слово и объяснить почему?

Дети: лишнее слово - петух.

Воспитатель: Почему?

Дети: Кролик, корова, крокодил начинается со звука к.

Воспитатель:Молодцы!

2. Сообщение новой темы

Педагог: А здесь и загадка есть послушайте:

Спозаранку я встаю,

Звонким голосом пою.

Травку разгребаю,

Зёрна собираю.

У меня есть гребешок,

Кто я дети(петушок)

Воспитатель: Правильно, это петушок. Он пришёл к нам в гости.

-Как подает голос петушок?

Назовите первый звук в слове кукарекает. Догадались, о каком звуке мы будем сегодня

говорить?

Произнесем его вместе: К-К-К. Попробуем растянуть ниточку. Ниточка тянется или нет?

Дети: нет, не тянется, она обрывается.

Воспитатель: какой вывод можно сделать?

Дети: звук К — согласный.

Воспитатель:Петушку нужно донести звук[к]до волшебного города букв. Вы хотите ему

помочь?

Расскажите, какой это звук? и почему вы так решили?(Согласный, потому, что во рту есть

преграда воздуху и звук не поется).

Горлышко спит, или дрожит?(Спит, голосовые связки не вибрируют)Значит звук К какой?

Дети: Глухой.

Воспитатель: В гости к петушку пришли друзья, они хотят помочь добраться звуку К до

волшебного города букв. Давайте назовем их

Дети:КИТ и КОТ

Воспитатель: теперь я произнесу слова, а вы послушаете, как звучит звук К в словах

Дети: В слове Кит звук К — мягкий, а в слове Кот -твёрдый.

Воспитатель: Ребята, вот беда они всё время ссорятся. Давайте их помирим? Нужно им

помочь разобрать картинки.

Игра«сортировка»слова: кепка, кенгуру, кедр, кирпич; курица, кубик, кукла, комар.

Воспитатель: В какой замок поместим их? Какие картинки мы поместили в зеленый замок?

Дети: кепка, кенгуру, кедр, кирпич.

Воспитатель: А почему:

Дети: потому что эти слова начинаются на мягкий согласный звук.

Воспитатель: какие картинки мы поместили в синий замок?

Дети: курица, кубик кукла, комар.

Воспитатель: А почему?

Дети: Эти слова начинаются на твердый согласный звук.Ну вот. Молодцы!

Воспитатель: Наши друзья решили отправиться в путь. Поедем вместе с ними? На нашем

маршруте будет несколько остановок.

Остановка № 1

3. Игра«Поймай озорной звук в ладошки»

Воспитатель. Звук К ужасный озорник, по дороге он решил убежать от друзей и спрятался в

словах. Давайте поможем найти звук К в словах, если он там есть, то хлопните в ладошки.

Катя, Тоня, колобок, гусь, качели, вата, шесть, кот, ток, мох, бах.

Теперь неугомонный звук спрятался в именах, давайте найдем его в них

Оля, Катя, Марина, Костя, Клава, Рита, Таня, Харитон, Ксюша.

Остановка № 2

4. Динамическая пауза.

Речь с движением.

Воспитатель. Чтобы нам довезти в целости и сохранности звук К, нужно помочь друзьям

научится его произносить. Для этого я предлагаю вам повторить скороговорки и выполнить

движения.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко(имитируют подбрасывание мяча).

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко(разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку(разводят руки в стороны).

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку(ладошками«пекут»пирожки).

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак(скачут вприпрыжку).

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!(перепрыгивают с одной ноги на другую)

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?(стучат кулачками)

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!(прыгают на одном месте)

Остановка № 3

5. Игра«Найди место звука в слове»

Воспитатель:

Ребята,

посмотрите,

пожалуйста,

на

доску!

Скажите,

что

за

чудесные

вагончики на ней висят?

Дети: Да это же — схемы слов, в них едут звуки. В первом вагончике звук К едет в начале

слова, во втором – в середине, в третьем – в конце слова.

Воспитатель:Сейчас

мы

будем

с

вами

называть

картинки

и

расселять

предметы

по

вагончикам.

Слова:(кот,

ком,

кошелек,

калитка,

капля,

катушка,

утка,

окно,

аквариум,

будка,

мышка, акула, баклажан, стакан, лукошко, кочка, мак, сук, жук, рак, веник, замок,

снеговик, индюк, чайник, мешок, волк, снежок).

Воспитатель:Итак, мы с вами узнали, что звук К может жить в начале, в середине и в конце

слова.

Вот мы и прибыли в город букв, но есть ещё несколько заданий…

7. Остановка 4.

Знакомство с буквой К

Воспитатель:: Посмотрите, а в городе букв живёт буква К. На что похожа буква К?

Дети: на усики жука, клюв.

Воспитатель:В какую сторону смотрит буква К?

Дети: в правую сторону.

Воспитатель: Сколько элементов у буквы К?

Дети: 3элемента.

Прописывание в воздухе

Воспитатель. А теперь ребята настало время изобразить портрет Буквы К. (выкладывание

буквы из счетных палочек)

Остановка № 5

6. Слоговое чтение

А К КА

О К КО

У К КУ

Ы К КЫ

Воспитатель: Нашим героям так понравилось путешествие, что они попросили вас сделать

звуковую схему слов. А каких- давайте прочитаем,

Дети:КОТ, КИТ

Выкладывание детьми схемы слова кот, кит подсчет слогов, звуков, выделение звуков по

порядку, определение количества гласных и согласных, выделение позиции заданного звука.

Два ребенка выкладывает схему на доске. Педагог дает задание подобрать к схеме буквы на

магнитиках. Чтение слова КОТ, КИТ

Воспитатель: Делим слово на слоги. Сколько слогов?

Дети:В слове кот один слог.

Воспитатель: Сколько звуков (гласных, согласных?

Дети: в слове кот два согласных и один гласный звуки.

Воспитатель: Сколько букв?

Дети: в слове кот три буквы.

Воспитатель: На каком месте находится звук К?

Дети: звук К стоит в начале слова.

Воспитатель:Со всеми заданиями и помогли добраться друзьям и звуку К до города букв.

12. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.

Воспитатель: Путешествие подошло к концу. Наши друзья доставили звук К в город букв, а

мы им помогли.

Что вам понравилось на занятии? Расскажите, что нового вы узнали о звуке К? На что

похожа буква К?

13. Сюрпризный момент.

Воспитатель: Звук К благодарит вас, за помощь, он приготовил для вас сюрприз. Сейчас вы

протянете ручку в волшебный мешочек, возьмете из него один предмет и узнаете, что это за

подарок.(Конфеты–любимое лакомство звука К)