Напоминание

Духовные ценности российского офицерства как ресурс управления воспитанием гражданской идентичности кадет

Автор: Иванов Дмитрий Станиславович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ"Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: Духовные ценности российского офицерства как ресурс управления воспитанием гражданской идентичности кадет







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Духовные ценности российского офицерства

как ресурс управления

воспитанием гражданской идентичности кадет

Иванов Дмитрий Станиславович,

воспитатель ФГКОУ «Оренбургское

президентское кадетское училище»

Аннотация:

В

статье

проанализированы

духовные

ценности

российского офицерства, которые выступают в качестве ресурса управления

воспитанием гражданской идентичности кадет.

Ключевые слова: ценности, гражданская идентичность, офицерство,

воспитание, управление.

Идентичность

как

научный

и

социальный

феномен

не

является

однозначным понятием. Дифференциация офицерского сообщества по типу

идентичности

(гражданская,

локальная,

региональная,

этническая,

европейская, мировая др.) является условием для исследования различных

типов доминирующей идентичности у кадет, что означает разный уровень

гражданской толерантности, которые по разному «включены» в интеракции в

обществе.

Целью

статьм

является

на

основе

изучение

духовных

ценностей

российского офицерства как ресурса управления воспитанием гражданской

идентичности кадет.

Подавляющее

большинство

зарубежных

педагогов

считают,

что

гражданское образование - фактически синоним обучения демократии. Дж.

Патрик сформулировал в связи с этим шесть ведущих понятий демократии,

которые

должны

преподаваться

в

любом

учреждении

образования:

законность; рыночная экономика: гражданское общество: гражданственность;

права человека; представительная демократия [3].

Феномен гражданской идентичности имеет для современной России

очень

важное

значение.

Российская

Федерация

через

особенности

исторического развития оказалась в ситуации «симметричной дихотомии»,

при

этом

в

одновременной

необходимостью

строить

этнонациональное

государство и государство гражданской нации. Мы согласны с мнением Г. А.

Кисла

о

том,

что

гражданская

(государственная)

идентичность

-

это

отождествление человеком статуса гражданина как своего личного статуса: я

являюсь гражданином государства [5].

Иначе

говоря,

гражданская

идентичность

-

это

принятие

себя

представителем

народа.

В

российской

науке

распространена

дефиниция

гражданской идентичности как осознаниячеловеком своей принадлежности к

сообществу граждан определенного государства.

Для

нашего

исследования

очень

важно

изучение

гражданской

идентичности

кадет,

которых

следует

рассматривать

как

фактор

консолидации молодежи для интересов государства. Ведь высокий уровень

презентации

кадет

является

условием

единства

общества.

Известный

этносоциолог

Л.

Дробышева

отметила:

«Гражданская

идентичность

-

"барометр"

консолидации

общества,

солидарности

общественных

сил,

определенное условие целостности государства» [3].

Формирование гражданской идентичности на разных этапах развития

личности

кадета

как

научная

проблема

не

нашла

своего

места

в

теоретических разработках исследователей, единого мнения относительно

определения этого понятия среди ученых не было. Понятие «гражданская

компетентность» стали использовать в зарубежной науке с начала XX века.

Однако в 20-30-х гг. XX века Ч. Мирриам применил термин «гражданская

культура» для характеристики психологических и социологических аспектов

политического

поведения

личности.

Именно

поэтому

гражданскую

идентичность изучали как проблему формирования гражданской культуры

(А. Пжеворский, Ф. Ли-Монжи, А. Стефан, Г. Альмонд, С. Ива, Э. Тейлор и

др.).

Следует отметить, что общественная идентичность среди всех других

коллективных

идентичностей

является

наиболее

интеграционной,

четко

«вписывающей» индивида в то или иное национальное сообщество. Другие

типы

коллективной

идентичности

-

классовая,

родовая,

этническая,

религиозная - могут накладываться или сочетаться с ней.

Как считает британский профессор Монтсеррат Гибернау, гражданская

идентичность неоценима для индивидов, поскольку обеспечивает им чувство

достоинства,

несмотря

на

их

класс,

пол,

достижения,

статус

и

возраст.

Принадлежа

к

своей

нации,

индивиды

идентифицируют

себя

с

ней

и

в

определенной степени считают достижение других представителей своей

нации собственные. Именно благодаря идентификации с нацией конечная

жизнь

индивидов

транс

это

не

дается,

а

нацию

начинают

уважать,

как

высшую ценность [2].

Сегодня при анализе духовных ценностей российского офицерства с

точки

зрения

использования

их

как

ресурса

управления

воспитанием

гражданской идентичности кадет, стратегические ориентиры развития идей

поликультурного воспитания трансформируются в соответствии с текущих

потребностей

общества

и

призваны

способствовать

формированию

этнической идентичности кадет.

В рамках нашего исследования интересным является определение роли

института

наставничества

российского

офицерства

в

формировании

и

развитии

гражданской

идентичности

кадет.

М.

Гардинер

сформировала

семантический

ряд,

который

описывает

отношения

в

проце ссе

наставничества:

договор,

надежность,

открытость,

обмен,

уважение,

искренность,

теплота,

поддержка,

неосужденность,

эмпатия,

вызов,

недирективные

отношения,

лояльность,

защищенность,

согласованность,

понимание,

честность,

взаимопонимание,

активное

слушание,

осознание

потребности,

доверие,

взаимные

ценности,

конфиденциальность,

забота,

система [3].

Кадетским

учреждениям

необходимо

с

целью

активизации

использования

духовных

ценностей

российского

офицерства

как

ресурса

управления

воспитанием

гражданской

идентичностью

кадет

уделять

большое

внимание

такому

явлению,

как

наставничество.

В

частности,

актуальны

вопросы

о

расширении

понимания

ценности

института

наставничества,

распространения

наилучшего

опыта,

оценки

результатов

наставничества.

Итак,

поликультурное

воспитание

личности

кадет,

формирование

толерантного отношения к идентичности другого человека в различных ее

проявлениях является чрезвычайно актуальным социокультурным запросом

современной

системе

воспитания

будущих

офицеров.

Гражданство

-

это

исторический

демократический

институт,

а

культурный

плюрализм

и

разнообразие - его характеристики. Поэтому гражданская принадлежность не

должна

определяться

только

культурой

вне

своей

традиционной

связи

с

национальностью,

что

демонстрируют

духовные

ценности

российского

офицерства.

Исходя

из

указанного

выше,

важным

заданием

поликультурного

воспитания кадет является развитие в личности таких гражданских качеств,

как толерантность, в частности понимание того, что в жизни существует

разнообразие в разных проявлениях идентичности и гражданственности, что

предполагает

приобретение

умения

отстаивать

собственную

позицию,

способность

к

рассуждениям

и

сдержанность

в

публичном

выражении

идентичности,

взаимоуважение

и

общение

с

другими.

Все

эти

аспекты

запечатлены в Кодексе чести Российского офицера!

Литература:

1. Бельмаз Я. М. Роль института наставничества в профессиональном

развитии преподавателей высшей школы в США и Великобритании / Я. М.

Бельмаз

//

Педагогика

формирования

творческой

личности

в

высшей

и

общеобразовательной школах. - 2015. - Вып. 41. - С. 484-492.

2.

Величко

О.

Ю.

Зарубежный

опыт

формирования

гражданской

компетентности

детей

и

молодежи

/

О.

Ю.

Величко

//

Педагогическое

образование: теория и практика. - 2013. - Вып. 13. - С. 24-29.

3. Дробышева Л. Идентичность и этнические установки русских в

своей

и

иноэтнической

среде

/

Л.

Дробышева

//

Социологическое

исследования. - 2010. - №12 - С. 49-58.