Напоминание

Формирование мотивации к обучению в классе баяна и аккордеона через игру в ансамбле

Автор: Шарифуллина Людмила Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №16
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: Методическая работа
Тема: Формирование мотивации к обучению в классе баяна и аккордеона через игру в ансамбле







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Новосибирска

«Детская школа искусств №16»

Методическая работа

«Формирование мотивации к обучению

в классе баяна и аккордеона

через игру в ансамбле».

Разработчик: Шарифуллина Л. Н.,

преподаватель высшей

квалификационной категории

по классу баяна и аккордеона.

2019 год

2

Содержание.

I.

Введение

I.1.

Актуальность темы

I.2.

Практическая значимость темы

II.

Активизация

творческого

начала

личности

через

ансамблевые

формы музицирования

II.1.

Цель, задачи ансамблевого музицирования

II.2.

Чтение

нот

с

листа

как

один

из

решающих

факторов

успешной деятельности ансамблевого коллектива

II.3.

Закономерности

обучения

при

работе

с

ансамблевым

коллективом

II.4.

Роль психологического климата в ансамбле

II.5.

Подбор репертуара

III.

Формирование

ансамблевых

навыков

как

средство

для

развития

творческой личности

III.1.

Основные этапы работы над музыкальным произведением

III.2.

Приёмы,

помогающие

улучшить

качество

работы

ансамблевого коллектива

III.3.

Репетиция как творческий процесс

III.4.

Выступление как итог творческой работы преподавателя и

ансамблевого коллектива

IV.

Заключение

IV.1.

Педагогическая

ценность

такой

формы

коллективного

музицирования,

как

дуэт

и

трио,

и

усиливающаяся

востребованность в современных реалиях действительности

V.

Список литературы

I.

Введение.

«Ребёнок,

испытавший

радость

творчества

даже

в

самой

минимальной степени, становится другим»

Б. Асафьев

В настоящее время в музыкальной педагогике всё больше внимания

уделяется

воспитанию

личности

в

ансамблевом

исполнении.

В

наше

3

социально-ориентированное время жизнь человека стала оцениваться мерой

успеха, признания, достижения конкретных целей. Всестороннее развитие

учащегося средствами музыки играет большую роль в развитии творческой и

гармонично развитой успешной личности. Дополнительное образование в

современной

действительности

стало

рассматриваться

как

один

из

национальных

стратегических

ресурсов

развития

страны.

Необходимость

формирования личности через культуру, воспитание человека, способного

ценить,

сохранять,

приумножать

ценности

родной

и

мировой

культуры,

является

первоочередной

задачей

в

музыкальном

обучении.

Открытие

в

учащемся

индивидуальности

поможет

ему

в

реализации

себя

в

учёбе,

творчестве, в общении с другими людьми. Необходимость в музыкальном

воспитании

активных

пропагандистов,

участников

художественной

самодеятельности,

в увеличении числа активных, грамотных слушателей

музыки

в

концертных

аудиториях

чрезвычайно

важна.

Чрезвычайно

необходимо для нашего общества воспитание людей, умеющих слушать и

понимать музыку. Это великий дар, который получает учащийся, обучаясь в

детский музыкальных учебных заведениях.

I.1.

Актуальность темы.

Большинство

учащихся

серьёзно

перегружены

занятиями

в

общеобразовательных

школах,

гимназиях,

факультативами,

занятиями

в

спортивной, художественной деятельности. Это приводит к тому, что они

мало

по

времени

могут

заниматься

дома.

Возникает

такое

явление,

как

снижение мотивации к домашним занятиям у большинства учащихся. Данная

ситуация приводит к необходимости пересмотра подходов к обучению, к

методике преподавания таких развивающих дисциплин, как подбор по слуху,

транспонирование,

сочинение,

чтение

нот

с

листа.

Таким

образом,

возрождаются

формы

музицирования,

которые

помогают

воспитанию

личностных качеств учащегося.

4

Раньше признаком успешной работы преподавателя по инструменту

считалось умение пройти как можно больше музыкального материала за

короткий

период

времени.

Это

имело

иногда

и

свои

отрицательные

последствия.

Чтобы

достичь

положительных

результатов

в

музыкальном

обучении,

нужно

использовать

широкий

спектр

средств

и

форм

педагогической

деятельности.

Ансамблевые

формы

работы

с

учащимися

показывают,

что

они

мало

уделяют

внимания

музицированию,

особенно

чтению нот с листа. Умение учащегося читать ноты с листа неоценимо в

практической

деятельности,

особенно

в

ансамблевой

и

оркестровой

деятельности, а также в учебной работе при разборе новых музыкальных

произведений.

I.2.

Практическая значимость.

Развитие

исполнительских

качеств,

формирование

творческих

способностей,

расширение

кругозора

учащихся,

воспитание

музыкально-

художественного вкуса – необходимые условия для личностного развития

учащегося.

Ансамблевые

формы

работы

с

учащимися

помогают

сформировать

у

них

навыки

активного

восприятия

музыки,

обогащают

музыкальный

опыт,

расширяют

их

кругозор.

Коллективные

формы

музицирования приобретают в настоящее время всё большую популярность.

Каждый

ученик

при

такой

форме

обучения,

даже

если

у

него

средние

музыкальные

способности,

может

проявить

себя

в

новом

качестве,

почувствовать

себя

артистом,

при

выступлениях

на

концертах

может

раскрыть свои возможности до конца. Это очень значимо для учащихся, так

как они приобретают психологическую устойчивость, уверенность в себе,

умение владеть своим эмоциональным состоянием. Для любой профессии –

это преимущественные факторы. Учащийся, который обладает постоянным и

осознанным

интересом

к

творчеству,

умеет

реализовать

свои

творческие

возможности.

Такой

учащийся

успешно

адаптируется

к

изменяющимся

5

условиям

и

требованиям

жизни,

более

способен

к

самовоспитанию

и

самосовершенствованию.

II.

Активизация творческого начала личности через ансамблевые

формы музицирования.

II.1.

Цель, задачи ансамблевого музицирования.

Цель этой работы – показать, как участие в ансамблевом коллективе

положительно

влияет

на

воспитание

личностных

качеств

и

развитие

профессиональных навыков учащихся в классе по инструменту, усиливает

мотивацию к обучению игре на баяне и аккордеоне.

Задачи.

Основные задачи, которые преподаватель должен решать, занимаясь

ансамблем:

- практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных на

уроках по специальности;

- развитие и закрепление чувства метроритма, которое помогает единству и

синхронности исполнения;

- осмысление нотного текста через чтение нот с листа;

- развитие и закрепление динамики звучания;

- умение работать над штрихами и приёмами;

-

развитие

музыкального

слуха

(гармонического,

мелодического,

звуко-

высотного, полифонического);

- умение соподчинять все средства выразительности ради построения общего

художественного целого, выражение общей художественной цели;

6

- развитие и закрепление умения слушать друг друга;

- развитие внутреннего слуха;

-

развитие

памяти

учащихся,

всех

её

видов:

слуховой,

зрительной,

тактильной, моторной;

- воспитание активной любви к исполнительству;

-

развитие

музыкального

вкуса

через

знакомство

с

лучшими

образцами

классической, народной и современной музыки;

-

приобретение

навыков

совместного

музицирования,

необходимых

для

дальнейшего

участия

в

самодеятельных

музыкальных

коллективах

после

окончания ДМШ и ДШИ;

- воспитание коллективной, творческой и исполнительской дисциплин;

- воспитание воли и умения согласовывать свои исполнительские намерения

с действиями участников ансамбля;

- развитие и закрепление навыков самостоятельного труда.

Развитие

учащегося

это

процесс

количественно-качественного

изменения

свойств,

черт

и

качеств

личности

человека.

Личность

под

влиянием факторов различного характера совершенствуется в целом. Оценка

успешности педагогической деятельности преподавателя строится на основе

качественных изменений в сознании учащегося. Учащиеся, не получившие

музыкального образования, имеют ограниченные представления о чувствах

человека,

которые

он

проявляет

в

реальности.

Музыка

расширяет

эти

представления, передавай всю гамму чувств, эмоций, оттенков, воспитывает

духовный и нравственный облик учащегося. Д. Б. Кабалевский говорил:

«главной задачей массового музыкального воспитания … является … не

столько обучение обучение музыке само по себе, сколько воздействие через

7

музыку

на

весь

духовный

мир

учащегося,

прежде

всего

на

их

нравственность».

Но

понятие

«воспитание»

имеет

различный

смысл.

Воспитывают

социально-экономические и бытовые условия. Повседневное влияние этих

условий не всегда полезно для развитие гармоничной личности учащегося.

Когда

мы

говорим

о

воспитании

учащегося

в

музыкальных

учебных

заведениях,

то

воспитание

рассматривается

как

преднамеренный

и

специально

организованный

педагогический

процесс,

позволяющий

учащемуся

стать

всесторонне

развитой

личностью.

Об

этом

пишет

В.

Крюкова в своей работе «ДМШ в системе дополнительного образования

Российской

Федерации»:

«Система

эстетического

воспитания

детей

и

молодёжи направлена как на выявление талантов и дарований, так и на

повышение культурного уровня подрастающего поколения». Она выделяет

следующие основные направления:

- воспитание мировоззрения и моральных качеств;

- забота о здоровье и физическом развитии;

- воспитание актуальности и дисциплины;

- воспитание уважения к старшим и чувства товарищества;

- воспитание культуры речи.

Высока роль творчества в познании мира. В. Крюкова в своей работе

«Некоторые

аспекты

педагогики,

методики

и

психологии

в

деятельности

преподавателя ДМШ» пишет: «Музыка эмоциональна по своей сущности, по

своему

непосредственному

содержанию.

Благодаря

столь

замечательной

особенности она становится инструментом эмоционального познания и даёт

ни с чем не сравнимые возможности для развития эмоциональной сферы

человека, особенно в детстве – наиболее восприимчивом из всех возрастов.»

8

Занятия коллективным музицированием способствуют тому, чтобы у

всех участников ансамбля музыка стала духовной потребностью, а так же

оказывают

огромное

значение

в

формировании

коммуникативной

компетентности в общении со сверстниками со сверстниками в процессе

творческой

деятельности.

Творческий

процесс

тренирует

и

развивает

у

учащихся

память,

мышление,

активность,

наблюдательность,

логику,

интуицию, целеустремлённость, ритм.

Вот

что

пишет

И.

Пуриц

в

своей

книге

«методические

статьи

по

обучению

игре

на

баяне»:

«Научить

ребёнка

самостоятельно

думать,

анализировать

собственные

действия,

и

принимать

решения

одна

из

наиболее

трудных

задач

педагогики.

Формирование

этих

качеств

длительный

и

трудоёмкий

процесс

воспитания,

требующий

постоянно

совместных усилий педагога и ученика». Воспитанием навыков активного

музицирования

необходимо

заниматься

на

протяжении

всего

времен

обучения в ДМШ и ДШИ. Если преподаватель играет с учащимися простые

переложения пьес, то он должен учитывать, что учащийся подготовительного

или первого класса

не может ещё играть длительный период пьесы с

гармоническим

сопровождением

самостоятельно.

ансамблевая

игра

на

данный

момент

может

оказаться

необходимой

для

во спит ания

гармонического слуха у учащегося. Преподаватель в данном случае играет

гармоническое сопровождение. развитие гармонического слуха у учащегося

будет

идти

параллельно

с

мелодическим.

с

первых

шагов

обучения

ансамблевая игра необходима, акак форма активного музицирования. затем

меняет

партию

учащегося,

когда

тот

освоил

аккомпанемент.

сразу

у

преподавателя

и

у

учащегося

идёт

работа

над

динамикой

звучания,

её

развитием в пьесе.

С. В. Неклюдова в своей методической работе «игра в ансамбле как

средство воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся ШИ в

классе баяна и аккордеона» пишет: «С первых шагов обучения необходимо

9

рассматривать ансамблевую игру как форму творческого музицирования… В

процессе такой работы ученик приобретает первоначальные ансамблевые

навыки – «солирования», когда нужно ярче выявить свою партию,

и

«аккомпанирования» - умения отойти на второй план».

Замечено, что часть учащихся играют свои партии с отклонениями, не

точно ритмически. Вот что писал о ритме Г. Нейгауз в своей книге «Об

искусстве фортепианной игры»: «Музыка есть звуковой процесс; именно как

процесс, а не миг и не застывшее состояние, она протекает во времени.

отсюда простое логическое заключение: эти две категории – звук время –

являются

основными

и

в

деле

овладения

музыкой,

исполнительского

овладения, решающими, определяющими всё остальное, первоосновами».

Играя с преподавателем вместе, учащийся находится в определённом

метроритме. Это формирует у учащегося верное темпоощущение. Играя в

ансамбле с другими детьми, учащийся проявляет большую внимательность,

концентрацию

внимания,

вырабатывает

ответственность,

умение

слушать

себя и другого. С. В. Неклюдова в своей методической работе пишет: «в

условиях коллективного исполнения возникает влияние хорошо ритмически

организованных

учащихся

на

более

слабо

ритмически

организованных,

имеющих

метро-ритмические

проблемы.

Слабые

вынуждены

тянуться

за

сильными,

чтобы

играть

вместе,

это

очень

наблюдается

в

младшем

коллективном ансамбле».

Также

вырабатывается

навык

самообладания

у

участников

ансамблевого коллектива, если один из них ошибся или даже остановился.

необходимо приучать учащихся, чтобы один из играющих не прекращал игру

при

остановке

другого.

Этот

навык

научит

исполнителя

быстро

ориентироваться в тексте и вновь включаться в игру. Мой дуэт «Гармония»

несколько раз переживал такую ситуацию на концертном выступлении. Один

участник

прекращал

игру,

просто

сидел,

другой

играл

до

конца.

Такие

моменты

были

на

начальном

этапе

коллективного

музицирования.

В

10

дальнейшем таких провалов уже не было, повышалось постепенно чувство

ответственности и усиливалось желание играть лучше. Развитие трудолюбия,

воли играет главную роль в музыкальном обучении детей. Вот что пишет И.

Пуриц в своей работе» методические статьи по обучению игре на баяне»: «

Трудолюбие для начинающего ученика в значительной степени связано с

проявлением

усилий

воли.

Техническая

работа,

начальный

период

разучивания произведения, когда решение непосредственно художественных

задач временно отодвигается на второй план, и требуется настойчивая, часто

утомительная работа над отдельными эпизодами… концентрация волевых

усилий,

дисциплина

приобретают

огромное

значение».

Преподавателю

необходимо помнить всегда, что обучение музыке – это не только работа по

освоению инструмента, но и сложнейший процесс духовного воспитания

учащегося.

Учащиеся,

играя

вместе,

учатся

синхронности

исполнения,

соблюдая

точные

длительности,

паузы.

Синхронностью

ансамблевого

звучания является точность совпадения во времени сильных и слабых долей

каждого такта, соблюдается при этом точность мелких длительностей (пауз).

Н. Ризоль в своей работе «Очерки о работе в ансамбле баянистов»

пишет: «Играть синхронно – значит играть абсолютно, вместе, точно, едино;

даже

малейшие

расхождения

при

исполнении

партий

не

остаются

незамеченными внимательным слушателем». В классе ансамбля у учащегося

вырабатывается практическое применение и закрепление навыков и знаний,

полученных

в

классе

по

специальности.

Коллективное

музицирование

формирует

и

развивает

у

учащихся

ансамблевые

навыки.

Для

развития

качества,

которое

называется

чувством

ансамбля,

необходимо,

чтобы

партнёры

хорошо

понимали

друг

друга.

С

постепенным

развитием

ансамблевых

навыков

у

участников

активизируется

творческое

начало

личности учащихся.

В результате такой совместной работы появляется

заинтересованность и желание участвовать в коллективном музицировании.

11

2.2. Чтение нот с листа как один из решающих факторов успешной

деятельности ансамблевого коллектива.

Среди

многообразных

музыкально-технических

навыков,

которые

приобретает учащийся в процессе игры, особое значение имеет навык чтения

нот с листа. Учащийся должен уметь правильно интонационно и ритмически

играть

по

нотам

без

остановок

незнакомое

произведение,

которое

не

превышает его технические возможности. Преподаватель обязан воспитать

этот навык у учащегося, так как от правильного и быстрейшего воспитания

этого навыка во многом зависит и скорейшая организация ансамбля. Весь

творческий процесс разучивания различных партий самых несложных пьес

неразрывно связан с навыком чтения нот с листа. нотная запись, с помощью

которой автор выражает музыкальную мысль, заключена в определённой

форме мелодического, метроритмического, гармонического, динамического

рисунка.

Кроме

этой

записи,

есть

штрихи,

аппликатура,

динамические

оттенки и т. д. Учащийся уже должен иметь выработанные музыкально-

технические навыки: группировать различные длительности, знать основные

тональности,

аппликатуру

позиций,

штрихи,

иметь

чувство

ритма,

музыкального

слуха.

Но

каждый

навык

надо

тщательно

осваивать

в

отдельности путём постоянной тренировки. Только в этом случае учащийся

воспринимает несколько навыков как один. Преподаватель должен следить,

какой

теоретический

материал

изучают

учащиеся

на

данный

момент,

проверять, как усвоен он учащимся. Начинать чтение нот с листа нужно с

устного

предварительного

анализа

нотного

текста,

делать

этот

анализ

регулярно, на протяжении всего обучения. При таких занятиях по чтению нот

хорошо

развивается

внутренний

слух.

Учащийся

будет

учиться

слышать

звуки прежде игры, слух будет играть решающую роль. Механической игры

при таком подходе у учащегося не будет. Формула такой игры будет: «слышу

– играю – слышу». Постепенно, по мере усложнения нотного материала, у

учащегося

разовьётся

зрительный

компонент

восприятия

нотного

текста.

12

Формула игры становится: «вижу - слышу – играю – слышу». На основе

анализа у учащихся активно формируются и технические представления.

Сразу же преподаватель должен обращать внимание на движение мелодии.

Это

помогает

учащемуся

лучше

почувствовать

интервальное

строение

мелодии, её структуру. Цель такой работы преподавателя состоит в том,

чтобы учащийся воспринимал более полно нотный текст: видел тональность,

темп, размер такта, фактуру, характер, динамику, штрихи, аппликатуру.

Многолетней практикой установлено, что у большинства учащихся при

чтении нот с листа наблюдаются затруднения в быстрой ориентировке в

счёте, их сбивает обилие знаков альтерации, часто неправильно подбирается

аппликатура

и

прочее.

Для

чтения

нот

нужно

применять

специально

подобранный

репертуар,

состоящий

из

знакомых

мелодий

спокойного

характера,

медленного

темпа,

состоящих

из

нот

целых,

половинных,

четвертных. тональности даются сначала в До-

мажоре или ля-

миноре,

позже – до одного ключевого знака. И. Толкачёва в своей работе «Навык

чтения нот с листа» пишет: «Начинающий ученик, читая с листа, должен

успеть осознать каждое из нотных обозначений во взаимосвязи с другими

навыками,

и в момент воспроизведения объединять их в единое целое».

Можно дать учащемуся пьесу для чтения, предварительно предложив без

инструмента

просчитать

все

длительности

вслух,

чтобы

он

сам

сделал

расстановку аппликатуры в нотах, а потом предложить ему сыграть. По

освоения

данного

материала,

можно

переходить

к

более

сложному

музыкальному материалу. И. Толкачёва в своей работе

пишет: « чтобы

избежать ошибок, задержек между воспроизводимыми звуками, нужно дать

сознанию возможность «проектировать» необходимые движения с некоторым

запасом времени, то есть смотреть немного вперёд играемого текста». Нельзя

отстранять средних учащихся от чтения нот с листа, так как чтение нот –

наиболее верный способ развития их музыкально-слуховых представлений.

Профессор Мострас пишет, что чтение нот с листа должно войти в режим

13

ежедневных

занятий,

как

обязательная

систематическая

тренировка

в

прочтении вначале простых, а затем более сложных отрывков. Эта важная

дисциплина

мобилизует

учащегося,

обостряет

его

музыкальный

слух,

развивает

чувство

ритма,

способствует

быстрой

ориентации

в

сложном

музыкальном произведении. Учащийся обладает определёнными игровыми

навыками,

которые

обеспечивают

чёткое

воспроизведение

данного

музыкального материала, быстро находит рациональную аппликатуру.

II.2.

Закономерности

обучения

при

работе

с

ансамблевым

коллективом.

При работе с ансамблевым коллективом учащихся нужно учитывать такие

закономерности обучения, как:

- психологические – зависимость результатов от интереса к занятиям, от

возрастных особенностей учащихся, стойкости внимания, уровня развития

памяти;

- социологические – взаимодействие коллектива и руководителя. От этого

фактора зависит успешность деятельности коллектива;

-

организационные

зависимость

результатов

от

работоспособности

участников

коллектива,

состояния

здоровья,

расписания,

времени

суток,

погодных условий и т. д.

2.4. Роль психологического климата в ансамблевом коллективе.

Создание

здорового

морально-психологического

климата

одно

из

важнейших условий успешной деятельности ансамбля. Н. Ризоль в своей

работе

«Очерки

о

работе

в

ансамбле

баянистов»

пишет:

«Понятие

«психологический климат» включает в себя: высокий уровень сплочённости

14

участников

ансамбля,

взаимопонимание,

организованность

и

дисциплину,

требовательность к себе и другим, взаимную поддержку и помощь, а также

энтузиазм, настроение коллектива, то есть ряд факторов, создающих то, что

принято называть творческой атмосферой ансамбля».

Одним

из

важнейших

факторов

успешной

деятельности

ансамбля

является

подбор

участников

ансамбля.

Психологическая

совместимость

участников ансамбля очень важна. психологи установили три основных типа

взаимоотношений

между

участниками

любого

коллектива:

авторитарный,

либеральный и коллегиальный.

Авторитарный

тип

характерзуется максимальным влиянием одного из

музыкантов и беспрекословным выполнением его требований другим. Такой

тип взаимоотношений ограничивает права, инициативу, творческий поиск

«ведомого»,

А

в

ансамблевой

игре

требуется

большая

активность

и

творческая отдача каждого участника, особенно в трудных ситуациях.

И. Пуриц пишет в своей книге «методические статьи по обучению игре на

баяне», что «ведомый» ученик, не имея возможности проявить себя в полной

мере, теряет интерес к занятиям музыкой, а иногда совсем отказывается от

них.

Либеральный тип отношений участников приводит к тому, что ни один из

участников ансамбля не сможет возглавить ансамбль и повести к намеченной

цели. как правило, такие ансамбли не сохраняются, распадаются. Н.Ризоль по

этому поводу пишет: «Если некоторые ансамбли не выдерживают испытаня

временем,

то

это

происходит

прежде

всего

потому,

что

их

инициаторы,

руководимые

самыми

лучшими

побуждениями,

учитывают

лишь

одну

сторону – профессиональные качества музыкантов – и не придают значения

фактору психологическому, совместимости характеров. В том случае, когда

участники ансамбля не могут найти общий язык, коллектив распадается».

15

Коллегиальный тип отношений – самый прогрессивный в педагогической

практике. Он даёт возможность каждому участнику ансамбля реализовать

свой

творческий

потенциал.

В

ходе

дискуссии,

обмена

мнениями,

творческого

спора

участники

ансамблевого

коллектива

взаимодополняют

друг друга. Такие дети нуждаются друг в друге, стремясь к постоянному

общению, они не могут поссориться. Н. Ризоль пишет, что неплохо, если

будущие участники ансамбля много лет знают друг друга, их отношения

проверены

временем,

причём

в

различных

ситуациях.

Это,

разумеется,

идеальный вариант, к нему, по возможности, и надо стремиться. Созданию

благоприятной

творческой

атмосферы

благоприятствует

понимание

участника с полуслова, улавливать по интонации голоса, по коротким фразам

настроение, самочувствие другим участником ансамбля.

Мой

дуэт «Гармония»

был создан на основе коллегиального типа

отношений,

на

основе

психологической

совместимости.

Оба

участника

ансамбля одного возраста, отношения между ними дружеские, уважительные.

Они тянутся друг к другу, любят общаться вместе, им интересно творить

вдвоём,

вместе

обсуждают

качество

игры,

приёмы,

штрихи,

динамику

исполнения. их интерес к ансамблевому музицированию помогает им и в

индивидуальной работе по специальности. Оба участника стали уверенней

выступать дуэтом и соло, стали чувствовать свою значимость и получать

большее удовлетворение от совместной игры, радость. Ещё заметна их забота

друг

о

друге,

умеют

собираться

во

время

выступления,

поддерживать

в

процессе

игры,

если

один

из

них

нечаянно

неверно

сыграет.

этот

дуэт

является

слаженным

и

сформировавшимся

коллективом,

мобильным,

востребованным.

Они

часто

выступают

на

различных

концертных

площадках, особенно в общеобразовательных школах, в которых они учатся.

Игра

в

ансамблевом

коллективе

решает

многие

психологические

проблемы общения. Нерешительный учащийся может почувствовать себя

нужным

для

общего

дела,

почувствовать

себя

в

центре

жизни.

Игра

в

16

ансамбле приучает его участников к большой организованности, воспитывает

волю, характер, доставляет радость коллективного труда. Вот что пишет в

своей работе Л. В. Гладкова: «Ансамбль – коллективная форма творчества,

поэтому он не может существовать, если каждый его участник не научится

управлять

собой,

своим

настроением,

эмоциями.

Ведь

в

процессе

разучивания музыкального произведения приходится вместе с участниками

ансамбля решать сложные творческие и организационные вопросы».

А Г. Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» писал:

«если

нет

воли,

нет

и

«воплощения».

Большое

значение

имеет

такой

психологический

фактор:

уметь

делать

любое

дело

с

удовольствием,

с

большим желанием. От того, как настроить себя, зависит и результат. Одно

дело, когда учащиеся ансамбля учат по слову «надо», другое дело – хочу

сделать. Сознание необходимости и сознание потребности – разные вещи. В

первом

случае

результатом

ансамблевой

деятельности

является

недостаточная

продуктивность,

во

втором

случае

следствием

является

высокая продуктивность.

Участники ансамбля учатся проявлять терпение,

выдержку,

взаимопонимание,

уважение.

В

процессе

занятий

у

учащихся

улучшается степень воспитанности, прилежности, дисциплинированности,

приобретается эмоциональная устойчивость.

При таком психологическом

климате занятия проходят более результативно. формируется эмоциональная

сфера

учащегося,

его

душевное

здоровье.

благоприятный

морально-

психологический климат в ансамблевом коллективе – залог успешной работы.

2.5. Подбор репертуара.

Выбор

репертуара

является

решающим

фактором

в

деятельности

ансамбля.

Репертуар

необходимо

подбирать

тщательно

и

продуманно.

Начинать

занятия

по

ансамблевому

музицированию

нужно

с

доступных

произведений,

в

игре

которых

технические

трудности

преодолеваются

17

сравнительно легко, всё внимание уделяется участниками на выполнение

художественных задач. У учащегося проявляется повышенный интерес к

занятиям тогда, когда он не ощущает собственной беспомощности при игре, и

получает удовольствие от результатов своей работы. Преподавателю нужно

помнить всегда о том, что лучше играть учащимся несколько несложных пьес

на

соответствующем

художественном

уровне,

чем

долго

играть

сложные

пьесы, не выполнив художественных задач. Но преподаватель музыкального

коллектива

должен

учитывать

психологический

фактор

при

подборе

репертуара.

Об

этом

пишет

И.

И.

Новик

в

своей

методической

работе

«Ансамблевое

музицирование

баянистов»:

«Содержание

произведений

должно

соответствовать

возрасту,

жизненному

опыту

и

психологическим

особенностям

личности

ребёнка».

Можно

включать

в

репертуар

и

более

сложые

произведения,

работая

на

дальнейшую

перспективу

развития

музыкального ансамбля.

Большое значение приобретает умение руководителя ансамбля быстро

переложить на любой состав музыкальное произведение в рамках школьного

репертуара

и

умение

аранжировать

для

ансамбля

баянов

и

аккордеонов

произведение, написанное для другого инструментального состава.

Учитывая

техническую

оснащённость

участников

ансамбля,

их

возможности, преподаватель должен знать, что типично для аккордеона и

баяна,

уметь

анализировать

музыку.

Особое

умение

должен

уметь

руководитель

ансамбля

это

знание

гармонии,

полифонии,

обладать

чувством формы пьесы. В репертуаре ансамбля

должны быть сочинения

разнообразные по стилю, жанру и форме

- обработки народных песен и

танцев, переложения классической музыки, оригинальные сочинения, музыка

из мультфильмов, кинофильмов. Репертуар составляется преподавателем с

учётом

задач,

стоящим

перед

коллективом

(участие

в

концертах,

тематических

программах,

участие

в

конкурсах)

и

должен

быть

разнообразным и ярким.

18

III.

Формирование

ансамблевых

навыков

как

средство

для

развития творческой личности.

III.1.

Основные этапы работы над музыкальным произведением.

Этапы:

Первый этап – преподаватель знакомит участников ансамбля в общих

чертах с произведением, его автором, эпохой, в которой жил композитор, с

историей создания сочинения.

Второй

этап:

ознакомление

участников

ансамблевого

коллектива

с

произведением

путём

проигрывания

или

прослушивания,

даётся

общее

представление о характере пьесы, форме, о значении и функции каждой

партии.

Вместе

обсуждается

характер

исполнительских

средств

для

художественного воплощения, замысла автора пьесы.

Третий

этап:

утверждение

и

усовершенствование

исполнительских

средств для художественного воплощения.

Вначале с каждым участником ансамбля нужно проучить хорошо его

партию. Об этом пишет Л.В. Гладкова в своей работе «Ансамбль как одна из

форм повышения мотивации в обучении детей игре на баяне»: «Работая с

учениками

над

нотным

текстом

их

партий,

педагог

добивается

чистой

мелодической

и

гармонической

интонации,

ритмической

точности

произведения,

ньюансировки,

выполнения

штрихов».

Игра

в

ансамбле

предъявляет учащемуся особые требования, чем при игре соло. Н. Ризоль в

своей работе «Очерки о работе в ансамбле баянистов» пишет, что, работая

над партией индивидуально с учеником, необходимо тщательно выполнять

все указания авторского текста, касающихся фразировки, штрихов, динамики

и

других

компонентов,

определяющих

характер

музыки,

необходимо

учитывать аппликатуру, анализировать её, обращать внимание не только на

19

сложные

места

в

техническом

плане,

но

и

на

кажущиеся

простые.

Преподаватель должен знать, что значительная часть внимания направлена на

слышание других партий. В таком случае, контроль за технической стороной

исполнения берёт на себя аппликатура. На базе аппликатурного решения

вырабатывается

автоматизм

движений.

Таким

образом,

обеспечивается

точность исполнения партий. Преподаватель должен тщательно продумать в

каждой партии смену меха. От выполнения этих условий зависит качество

исполнения

произведения.

Но

участники

ансамбля

значительную

часть

художественных

и

технических

задач

могут

решать

и

без

инструмента,

основываясь на своих внутренних слуховых представлениях и на анализе

фактуры. Партия ансамбля должна исполняться осознанно, учащийся должен

иметь текст партии не только в пальцах, но и в голове . необходимо приучать

учащихся играть свою партию с любого места, а не с начала и до конца.

Преподаватель играет с учащимся вместе, эта практика необходима, так как

во время игры, выступлениях на сцене могут быть срывы в игре у какого-

либо из участников ансамбля. Такая практика поможет в такой волнительной

ситуации справиться с ситуацией и продолжить игру дальше.

Начальному

этапу

роботы

с

произведением:

разработаны

приёмы

«экспрессивной выразительности», «художественного воздействия», «живого

исполнения», которые помогают в работе с музыкальным коллективом.

-

приём

«экспрессивной

выразительности»:

между

преподавателем

и

учащимся главную роль играет личное общение, эмоциональное воздействие

преподавателя,

умение

его

хорошо

владеть

своим

инструментом,

увлечённость, заинтересованность своей работой. Работа участника ансамбля

требует напряжённой работы. Дети поддаются плохому настроению, общая

усталость играет свою роль. Нагрузка у детей сейчас очень большая. На этом

этапе

необходимо

детям

проявить

свою

волю,

наметить

план

действий,

победить

самого

себя.

Преподавателю

необходимо

помогать

участникам

20

ансамбля

пройти

этот

нелёгкий

пусть

самовоспитания

с во е й

заинтересованностью и внимательным отношением к учащемуся.

- приём «художественного воздействия»: преподаватель должен создать в

занятиях атмосферу заинтересованности учащихся, дать толчок к творческой

активности, самостоятельности в решениях. Рассказ о композиторе, эпохе, в

которой он жил, просмотр на видео мест, где жил и работал композитор.

Можно проводить параллельные связи с детьми, с литературными образами,

картинами природы.

- приём «живое исполнение»: самый эффективный приём на начальном этапе

разучивания

произведения.

Преподаватель

может

ярко,

эмоционально

сыграть

произведение

или

вместе

с

участниками

прослушают

записи

на

видео различных коллективов. Успех ансамбля зависит от того, насколько

ясно

участники

представляют

содержание

пьесы.

Преподаватель

на

начальном этапе работы ансамбля должен нейтрализовать отрицательные

эмоции

участников,

создать

атмосферу

заинтересованности,

радости

общения с музыкой.

3 .

2 . Приёмы,

помогающие

улучшить

качество

работы

ансамблевого коллектива.

Процесс

разучивание

музыкального

произведения

требует

много

усилий, затраты времени, эмоциональной отдачи от участников ансамбля.

Для того, чтобы успешно пройти этот этап работы, нужно использовать

следующие

приёмы:

«ассоциативные

связи»,

«переключение

внимания»,

«моделирование

сценических

ситуаций»,

«прослушивание

записей»,

«самооценка».

-

Наиболее

эффективен

на

начальном

этапе

работы

над

произведением

является

приём

«ассоциативных

связей».

Можно

провести

сравнение

музыкального

образа

с

литературным

или

живописным

образом,

с

историческим

событием,

с

какой

либо

жизненной

ситуацией.

Всё

это

21

активизирует

творческую

познавательную

деятельность

учащегося,

позволяет ему искать творческие приёмы игры. Весь этот материал надо

преподносить участнику ансамбля доступно для понимания, в эмоционально

яркости образа.

-

приём

«переключения

внимания».

Преподаватель,

чувствуя

излишнее

напряжение участников ансамбля при разучивании пьес, переносит внимание

на

сопутствующие

задачи.

Главные

задачи

на

данном

моменте

не

прорабатываются. Эмоциональная разгрузка позволяет учащимся сохранить

интерес к работе.

- приём «моделирования сценических ситуаций». Такой приём применяется

для выражения соответствующих эмоциональных состояний. Используются

жесты, танцевальные движения, часть вокального исполнения. Но все эти

средства должны применяться в общем гармоническом плане произведения.

- приём «прослушивания записей». Запись музыкального номера ансамбля,

сделанная

во

время

исполнения,

помогает

сделать

глубокий

анализ

выступления

преподавателя

с

участниками

ансамбля,

укрепляет

эмоциональное состояние участников, желание работать дальше вместе.

-

приём

«самооценки»:

концертное

выступление

ансамбля

часто

имеет

достоинства и недостатки игры. Преподаватель должен сначала во избежание

чувства

разочарования,

тревоги

оценить

положительные

стороны

выступления, указать участникам на достигнутые результаты.

Полезно при работе с ансамблем поиграть произведение в медленном

темпе. Преподаватель должен уделять внимание качественному проведению

главной мелодической линии. Аккомпанемент не должен заглушать мелодию,

бас должен держать единую метроритмическую основу. Точное соблюдение

ритма при игре в медленном темпе помогает добиться чёткого звучания

пьесы.

Преподаватель

также

должен

отрабатывать

указанные

в

тексте

ускорения

и

замедления

темпа.

Точные

соблюдения

штрихов,

ньюансов,

22

аппликатуры,

чистота

интонации

обеспечат

качественное

исполнение

на

эстраде.

Участникам

ансамбля

необходимо

прочувствовать

свою

партию

до

конца. Н. Ризоль в своей книге пишет: «Прежде чем играть партию с полной

отдачей, эмоционально, надо заложить прочную техническую базу». Далее он

пишет, что эмоциональное начало может выступать как разрушительная сила.

При

эмоциональной

игре

участник

ансамбля

всё

своё

внимание

уделяет

музыке. Контроль за технической стороной у него ослабевает. Прежде надо

решать

и

закреплять

технические

задачи,

тогда

подсознание

и

моторика

движений пальцев не подведут и не приведут к срыву. В процессе занятия

ансамблевой

игрой

у

участников

закрепляются

художественные

переживания, поддерживается эмоциональное начало. Они учатся слышать и

понимать

музыкальное

произведение

темы,

подголоски,

вариации.

Ансамбль является школой совершенствования музыканта. Особенно хочется

отметить

воспитание

волевых

качеств.

Постоянное

воспитание

воли,

её

тренировка помогает учащимся владеть собой. Но воспитание воли связано с

видением конечной цели, с пониманием её. Г. Нейгауз в своей книге «Об

искусстве

фортепианной

игры»

пишет

:

«если

нет

воли,

нет

и

воплощения».

3.3.Репетиция как творческий процесс.

После

подготовки

каждого

участника

ансамбля

индивидуально

преподаватель

должен

тщательно

продумать,

как

проводить

общую

репетицию. Репетиция должна проходить в просторном и светлом помещении

с хорошей акустикой. Необходимо начинать и заканчивать репетицию в точно

назначенное время. Необходимо преподавателю составить план репетиции,

установить

точное

время

для

работы

над

тем

или

иным

музыкальным

произведением. С самых первых занятий необходимо приучать ансамблистов

23

к собранности и дисциплине. Н. Ризоль в своей книге «Очерки о работе в

ансамбле баянистов» отмечает, что на репетиционных занятиях учащиеся

должны иметь карандаши и резинки, чтобы по ходу работы отмечать те

места, над которыми надо поработать отдельно. Карандаши должны быть

разных цветов, чтобы отметки были разными: на одной репетиции – один

цвет, на другой – другого цвета. В партиях можно поставить побольше цифр

через каждые 8 или 16 тактов, чтобы быстрее находить нужное место для

проработки.

Руководитель ансамбля должен играть по партитуре свою партию для

того, чтобы контролировать точность исполнения детей. Нужно приучать

участников

ансамбля

быстро

реагировать

на

замечания

руководителя.

Необходимо один раз в две недели проводить анализ исполнения вместе с

участниками ансамбля. Руководитель ансамбля должен строить свою работу

исходя из того, как была проведена предыдущая

репетиция, решать те

задачи, которые ещё не решены участниками ансамбля. На самых первых

совместных

репетициях

необходимо

проигрывать

произведения

целиком.

Лишь после этой проведённой работы кропотливо работать над частями,

деталями.

Как

пишет

об

этом

Л.

В.

Гладкова

в

своей

методической

работе:

«уточнение

текста,

проверка

отдельных

мест,

более

глубокое

усвоение

функций

отдельных

партий,

попытка

наметить

основные

контуры

исполнительского плана каждой партии и произведения в целом – вот те

задачи,

которые

решает

руководитель

на

первом

этапе

освоения

нового

материала».

При

проигрывании

произведения

преподаватель

каждый

раз

должен

ставить

разные

определённые

задания:

закрепить

выученный

отрывок, работа над темпом и т.д. со временем участники ансамбля должны

учить свои партии партии наизусть, так как это знание партии поможет им

играть более свободно, с полной отдачей в эмоциональном плане ярче.

24

Перед

участниками

ансамбля

должна

стоять

определённая

цель

создать определённый художественный образ.

Для того чтобы репетиции проходили интересно для ансамблистов, не

скучно

и

утомительно,

необходимо,

чтобы

на

каждой

репетиции

были

произведения, ставящие перед участниками ансамбля различные задачи:

- произведения для общего знакомства В основе этих произведений ставится

задача – чтение нот с листа. Такие произведения должны быть легче, проще,

чтобы их можно было сыграть сразу.

- произведения для первой стадии работы (разбор);

- произведения на завершающем этапе работы;

- произведения для повторения

Планируя такие репетиции, руководитель ансамбля может проверить

качество самостоятельной работы участников ансамбля.

Заключительные репетиции ансамбля необходимо проводить на сцене,

в концертном зале. Руководитель должен приглашать коллег, консультантов

на заключительные репетиции для корректировки звучания в целом, чтобы

был сохранён звуковой баланс исполняемого произведения. Можно одному из

участников

ансамбля

послушать

со

стороны

исполняемое

произведение.

Необходимо,

чтобы

каждый

из

участников

ансамбля

ощутили

общее

эмоциональное

состояние,

настроение

исполняемой

пьесы.

Для

яркости

исполняемой пьесы нужно уделять внимание поиску средств, наиболее полно

раскрывающих художественный замысел пьесы. Контрасты помогают в этом

поиске. Контрасты бывают тембровые, динамические, штриховые, приёмы

звукоизвлечения и т д

25

3.4. Выступление как итог творческой работы преподавателя и

ансамблевого коллектива.

Вершиной всей работы ансамбля является концертное выступление,

которое приносит удовлетворение и участникам, и слушателям. Н. Ризоль

пишет: «Желательно, чтобы вначале концерты были не очень ответственные

для

аудитории.

Возможны

в

первых

выступлениях

исполнительские

погрешности

в

игре

ансамбля.

Необходимо

время

для

накопления

исполнительского опыта, выдержки самих исполнителей. Психологическая

готовность

к

выступлению

играет

главную

роль

для

качественного

выступления. Можно ансамблю выступать перед несколькими слушателями;

потом – в небольшом зале для определённого количества слушателей, потом

можно

выступать

перед

большой

аудиторией.

Результаты

каждого

выступления должны быть тщательно проанализированы всеми участниками

и руководителем. Неудачи необходимо устранять, тщательно прорабатывать

такие места в партитуре. Н. Ризоль пишет: «Обыгрывать – значит закреплять

достигнутое, продолжать совершенствовать и углублять задачи, намеченные

ранее. Вне этого обыгрывание беспредметно».

Такие занятия для участников ансамбля вызовут интерес и к занятиям

по специальности в ДМШ и ДШИ.

IV. Заключение.

4.1. Педагогическая ценность такой формы музицирования, как дуэт и трио и

усиливающаяся востребованность в современных реалиях действительности.

Педагогическая

ценность

ансамблевой

игры

велика.

Коллективный

характер работы при разучивании и исполнении музыкальных произведений,

общность целей и задач, воспитание сознательного отношения к совместной

26

игре – всё это делает класс ансамбля наиболее эффективной формой учебного

процесса.

Дуэт

и

трио

самая

востребованная

и

распространённая

форма

ансамблевого музицирования для ДМШ и ДШИ, их легче организовать и

добиваться

более

качественных

результатов

в

работе

с

ними.

Малый

ансамбль более мобилен.

- Он может быстро собираться в любое время для репетиций;

- выступать на любой площадке, даже не приспособленной для выступлений;

- такой ансамбль проводить репетицию без преподавателя, самостоятельно.

Для большого количества ансамблистов такие репетиции невозможны.

- При работе с мини-ансамблями можно более продуктивно использовать

часы репетиций;

-

Дуэт

или

трио

имеет

возможности

исполнения

более

широкого

круга

произведений,

включая

и

оркестровые.

Для

таких

произведений

используются многотембровые, готово-выборные баяны.

- При работе с мини-ансамблями проще добиться стройного ансамблевого

звучания – штрихового единства, динамического баланса, гибкой фразировки

в партиях, чёткости аккомпанемента, чистоты текста.

-

С

каждым

участником

ансамбля

преподаватель

может

позаниматься

индивидуально,

проверить

текст,

аппликатуру,

смену

меха,

динамику

развития

произведения,

проработать

кульминации,

трудные

технические

места.

- Дуэт или трио даёт возможность участникам приобрести ансамблевые

навыки, умение сосредотачиваться и одновременно слушать своего партнёра,

слушать партитуру в целом.

27

А. Беляев в своей работе в «Народнике» №1 2004г. писал: «Думается,

если ансамбль чисто баянный (аккордеонный), вполне достаточно дуэта или

трио. Они прекрасно справятся с любой партитурой».

Но

такой

результат

возможен,

если

руководитель

является

профессиональным

аранжировщиком,

умеющим

разбираться

в

фактуре

произведения,

его

стиле,

знающим

гармонию,

полифонию,

умеющим

модернизировать ритмические формулы, уметь их разнообразить.

Звучание

многих

произведений

мини-ансамблем

станет

более

красочным,

если

в

процессе

работы

будут

привлечены

другие

дополнительные инструменты: ударные, фортепиано, синтезатор, смычковые,

народные, духовые, даже можно использовать часть вокала. Но руководителю

необходимо соблюдать чувство меры, необходимо знание дополнительных

инструментов. В современном мире средства выразительности расширяются:

меховые штрихи (кластеры, глиссандо), шумовые приёмы: хлопки, притопы,

стук по клавиатурам, меху. Можно также использовать вокализы, подпевки,

возгласы и т. д. Поиски новых красок и приёмов продолжаются. Воспитание

навыков ансамблевого музицирования в современном мире имеет большое

будущее и массовую востребованность. Большинство учащихся, если не все,

после окончания ДМШ и ДШИ обязательно принимают активное участие в

ансамблях различного уровня, выступают, гастролируют. Значит, музыка в их

жизни

продолжается

и

занимает

центральное

место.

Это

очень

ценно

и

значимо

для

нас,

преподавателей

ДМШ

и

ДШИ.

Цель

музыкального

образования выполняется и воплощается в наших детях.

Хочется закончить мою работу словами В. Сухомлинского: «То, что

упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в

зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребёнка и

особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в

детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития

28

личности. Потребность в красивом утверждает моральную красоту, рождая

непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому и уродливому».

При этом нужно помнить педагогический вывод из истории методики

музыкального воспитания: ребёнок вовсе не любит только то, что ему даётся

совершенно

легко,

без

всякого

труда.

Он

испытывает

как

раз

большую

эстетически обогащающую радость в результате преодоления каких-либо

трудностей.

V. Список литературы.

1. Н. Ризоль «Очерки о работе в ансамбле баянистов» М., 1986 – 223с.

Общая редакция Н. Я. Чайкина.

2,

С.

Рубинштейн

«Самодеятельный

ансамбль

баянистов»

Издательство

ВЦСПС, Профиздат – 1961, - 96с.

3. И. Г. Пуриц Методические статьи по обучению игре на баяне. М., 2009, -

294с.

4. Д. Б. Кабалевский «Воспитание ума и сердца». Книга ждля учителя. – М.,

1984.

29

5.

В.

В.

Крюкова

«Музыкальная

педагогика».

Ростов-на-Дону

«Феникс»,

2002, - 288с.

6. Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры». М., 1987, - 239с.

7. Фридрих Липс «Искусство игры на баяне». М., 1985. – 158с.

8. О. Паньков. «О работе баяниста над ритмом». М., 1986. – 61с.

9. А. Чиняков «Преодоление т6ехнических трудностей на баяне». М., 1982. –

54 с.

10.

И.

И.

Новик.

Методическая

работа

«Ансамблевое

музицирование

баянистов», 2015. – 7с.

11. Гладкова Л. В. Методическая разработка на тему: «Ансамбль как одна из

форм повышения мотивации в обучении детей игре на баяне». 2012, - 8с.

12. С. В. Неклюдова. Методическая работа «Игра в ансамбле как средство

воспитания личностных и исполнительских качеств учащихся ДШИ в классе

баяна и аккордеона». 2015. - 22с.