"Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного образования при разработке образовательной программы"

Автор: Филимонова Елена Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного образования при разработке образовательной программы"
Дата публикации: 25.11.2015







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации


«Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной

образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного

образования при разработке образовательной программы»
Филимонова Елена Сергеевна заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ ДС №8 «Снеговичок» город Нижневартовск В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» 1 программы дошкольного образования, реализуемые образовательными организациями, должны соответствовать федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) с момента вступления в силу закона. В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО и учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования. Одним из ключевых моментов деятельности дошкольной организации при переходе на ФГОС является разработка и утверждение основной образовательной программы дошкольного образования. Образовательная программа является нормативно-управленческим документом организации, в котором раскрывается содержание и организация образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Под разработкой программы, имеется в виду разработка ее проекта всеми участниками образовательных отношений, а также принятие данного проекта на педагогическом совете. В мае 2015г. экспертизу прошла одна примерная основная образовательная программа дошкольного образования, которая получила официальный статус примерной - с этого момента, государственные органы получают полное право требовать от дошкольной организации соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО. Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (гл.3, ст.28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации») к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: 1) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; 1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». 1
2) разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Согласно Главе 2 ст.10 п.4 Федерального закона от 29.12.2012г №273- ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дошкольное образование является первым уровней общего образования. Новые ФГОС дошкольного образования поставили перед педагогами новые задачи, такие как обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного образования. Сегодня существенно меняются приоритеты на основе которых проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности психической и социальной деятельности ребенка. ФГОС ДО является основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности дошкольного учреждения требованиям стандарта.
Основными принципами
образовательной программы являются:  Базовые принципы.
Принцип актуальности
– образовательная программа актуальна, если её составляющие направлены на решение значимой для дошкольной организации проблемы.
Принцип преемственности
–устанавливает требование эволюционности, а не революционности при проведении изменений в дошкольной организации.
Принцип системности
– реализуемая программа (проект), независимо от её масштаба, во-первых, обеспечивает органичное включение новаций в образовательную систему дошкольного учреждения и не вызывает в ней деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивает полноту и согласованность действий, необходимых для получения желаемого результата.
Принцип ресурсной обеспеченности
– конечная цель нововведения не может быть достигнута, если дошкольная организация не располагает необходимыми для этого финансовыми и материально-техническими ресурсами, и если участники проекта не обладают необходимой для его реализации компетенцией.
Принцип контролируемости
– для того, чтобы своевременно выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации программы (проекта), и принимать необходимые для минимизации их негативного влияния меры, реализация программы должна иметь специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого 2
необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот, ненормальном ходе реализации программы. Необходимо обеспечение соответствующей периодичности контроля и принятия решений в случае возникновения нежелательных ситуаций.  Содержательные (концептуальные ценностные) принципы.
Принцип непрерывности образования
– принцип включает с одной стороны, преемственность различных ступеней общего образования, с другой – последовательность восхождения по этим ступеням.
Принцип деятельности
– ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, что способствует активному успешному формированию познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.
Принцип гуманизации личности и среды
– уважение к личности ребенка, принятие его личных целей, интересов.
Принцип дифференциации
– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип направленности образовательного процесса
на развитие интеллектуального, духовного потенциала личности. Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в (ФГОС ДО п. 1.6). Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (ФГОС ДО п.2.3.). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (ФГОС ДО п.2.4.). В стандарте прописываются требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, которые представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 3
Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования являются ориентирами для построения образовательной политики как на муниципальном уровне, так и уровне каждого дошкольного учреждения в отдельности. Кроме того, они позволят решать задачи проектирования основной образовательной программы, мониторинга эффективности профессиональной деятельности, выстраиванию коммуникативного пространства с заказчиками образовательной услуги. Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий координации деятельности образовательной организации и существенных изменений в образовательной системе дошкольного учреждения, и прежде всего
в управлении
. Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО являются поиск и освоение эффективных форм и методов управления, способствующих качественным изменениям в деятельности всего педагогического коллектива дошкольной организации. Под проектированием образовательной программы в практике работы образовательной организации определена форма совместной деятельности членов педагогического коллектива, которая позволяет обновить часть работы: направление, сферу образовательной деятельности, условия, методы и т.д. за счет внедрения различных новшеств: крупномасштабных, локальных или модульных, то есть единичных. Можно сказать, что проектирование образовательной программы - позволяет производить изменение работы образовательной организации по частям, т.е. «движение шаг за шагом». А значит это ориентация на новое, благодаря проектированию образовательной программы, организация осуществляет «бросок вперед». Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ осуществляет руководитель образовательной организации совместно с членами проектной группы (педагогическим коллективом).
Система управления проектирования образовательной программы,

подразумевает:
1. Формирование проектной группы для разработки образовательной программы образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО. 2. Определение порядка работы по проектированию образовательной программы, через работу микро групп с установлением ответственных, определением сроков. 3. Руководитель проектной группы обеспечивает всех членов микро группы необходимыми инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы в соответствии с заданиями на разработку единичного проекта (раздела программы). Основной метод работы - это ведение дискуссии о выполнении анализа сначала в микрогруппах, а затем на общем заседании педагогического коллектива. Работа завершается обсуждением и принятием общего для 4
коллектива решения о том, какие элементы системы работы образовательной организации должны быть в связи с переходом на новый стандарт заменены и доработаны и почему, какие элементы целесообразно сохранить. Педагогический коллектив должен проанализировать, какой опыт работы образовательной организации, накопленный в предыдущие годы, будет ценным для работы по ФГОС. Составленный проект образовательной программы и план её реализации должен быть самым подробным образом обсужден всеми участниками проектной группы. Это необходимо, во-первых, потому, что каждый член микрогруппы должен внутренне психологически принять этот план как свой. Во-вторых, каждый должен увидеть роль и место своей работы в общем объеме работ. В-третьих, при обсуждении плана члены группы должны трезво оценить возможности выполнения работ в указанные сроки. После обсуждения проект образовательной программы принимается проектной группой с учетом мнения родительской общественности и руководителем образовательной организации.
Графическое описание механизма управления процессом

проектирования образовательной программы дошкольного образования
Вход Документация Выполняемая работа Результат (выход) Ресурсы 5 Информация о социальном заказе Нормативные документы Определение ответственных за разработку ООП ДО 1 Приказ о начале разработки ООП ДО Руководитель проектной группы
6 Требования к разработке ООП ДО ФГОС ДО, примерная ООП Определение содержания разделов ООП ДО 2 Структура ООП ДО Ответственные Проект новой (обновленной) ООП ДО с учетом мнения родительской общественност и ФГОС ДО, примерная ООП Ресурсное обеспечение ООП ДО/ Система оценки качества /Планируемые результаты (целевые ориентиры) 3 Утверждение ООП ДО Ответственные Требования к разработке ООП ДО (корректировка проекта)