"Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного образования при разработке образовательной программы"
Автор: Филимонова Елена Сергеевна Должность: заместитель заведующего по воспитательной и методической работе
Учебное заведение: МБДОУ ДС №8 "Снеговичок"
Населённый пункт: город Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного образования при разработке образовательной программы"
«Освоение эффективных форм и методов управления дошкольной
образовательной организацией в условиях ФГОС дошкольного
образования при разработке образовательной программы»
Филимонова Елена Сергеевна
заместитель заведующего
по воспитательной и методической работе
МБДОУ ДС №8 «Снеговичок»
город Нижневартовск
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ»
1
программы дошкольного
образования, реализуемые образовательными организациями, должны
соответствовать федеральному государственному образовательному
стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) с момента
вступления в силу закона. В соответствии с частью 6 статьи 12 действующего
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательные программы
дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с
ФГОС
ДО и учетом соответствующих примерных образовательных программ
дошкольного образования.
Одним из ключевых моментов деятельности дошкольной организации
при переходе на ФГОС является разработка и утверждение основной
образовательной программы дошкольного образования.
Образовательная программа является нормативно-управленческим
документом организации, в котором раскрывается содержание и организация
образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Под разработкой программы, имеется в виду разработка ее проекта
всеми участниками образовательных отношений, а также принятие данного
проекта на педагогическом совете.
В мае 2015г. экспертизу прошла одна примерная основная
образовательная программа дошкольного образования, которая получила
официальный статус примерной - с этого момента, государственные органы
получают полное право требовать от дошкольной организации соответствия
основной образовательной программы требованиям ФГОС ДО.
Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени
определяется качеством образования. Качество интеллектуальных ресурсов
становится главным геополитическим фактором в мире.
В соответствии с Законом «Об образовании в РФ» (гл.3, ст.28
«Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной
организации») к компетенции образовательной организации в установленной
сфере деятельности относятся:
1) разработка и утверждение образовательных программ
образовательной организации;
1
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
1
2) разработка и утверждение по согласованию с учредителем
программы развития образовательной организации, если иное не установлено
настоящим Федеральным законом.
Согласно Главе 2 ст.10 п.4 Федерального закона от 29.12.2012г №273-
ФЗ «Об образовании в РФ» установлено, что дошкольное образование
является первым уровней общего образования.
Новые ФГОС дошкольного образования поставили перед педагогами
новые задачи, такие как обеспечение доступности и вариативности
образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом
индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов всех
участников педагогического взаимодействия, и в первую очередь, детей и их
родителей, как основы для повышения социального качества дошкольного
образования.
Сегодня существенно меняются приоритеты на основе которых
проектируется вариативный процесс воспитания и обучения ребенка
дошкольного возраста. Внимание обращено на те формы, методы и средства
образования, которые в наибольшей степени учитывают особенности
психической и социальной деятельности ребенка. ФГОС ДО является
основой для объективной оценки соответствия образовательной деятельности
дошкольного учреждения требованиям стандарта.
Основными принципами образовательной программы являются:
Базовые принципы.
Принцип актуальности – образовательная программа актуальна, если
её составляющие направлены на решение значимой для дошкольной
организации проблемы.
Принцип преемственности
–устанавливает требование
эволюционности, а не революционности при проведении изменений в
дошкольной организации.
Принцип системности – реализуемая программа (проект), независимо
от её масштаба, во-первых, обеспечивает органичное включение новаций в
образовательную систему дошкольного учреждения и не вызывает в ней
деструктивных напряжений, во-вторых, обеспечивает полноту и
согласованность действий, необходимых для получения желаемого
результата.
Принцип ресурсной обеспеченности – конечная цель нововведения не
может быть достигнута, если дошкольная организация не располагает
необходимыми для этого финансовыми и материально-техническими
ресурсами, и если участники проекта не обладают необходимой для его
реализации компетенцией.
Принцип контролируемости
– для того, чтобы своевременно
выявлять различные угрозы эффективности, возникающие в ходе реализации
программы (проекта), и принимать необходимые для минимизации их
негативного влияния меры, реализация программы должна иметь
специальную систему контроля и регулирования хода работ. Для этого
2
необходимо определить промежуточные результаты (цели), достижение или
не достижение которых будет свидетельствовать о нормальном или, наоборот,
ненормальном ходе реализации программы. Необходимо обеспечение
соответствующей периодичности контроля и принятия решений в случае
возникновения нежелательных ситуаций.
Содержательные (концептуальные ценностные) принципы.
Принцип непрерывности образования – принцип включает с одной
стороны, преемственность различных ступеней общего образования, с другой
– последовательность восхождения по этим ступеням.
Принцип деятельности – ребенок, получает знания не в готовом виде,
а добывает их сам, что способствует активному успешному формированию
познавательных интересов и познавательных действий в различных видах
деятельности.
Принцип гуманизации личности и среды – уважение к личности
ребенка, принятие его личных целей, интересов.
Принцип дифференциации
– построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Принцип направленности образовательного процесса на развитие
интеллектуального, духовного потенциала личности.
Программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие
личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и
деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и
физиологических особенностей и направлена на решение задач, указанных в
(ФГОС ДО п. 1.6).
Программа формируется как программа психолого-педагогической
поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития
личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных
характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые
результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) (ФГОС ДО
п.2.3.).
Программа направлена на создание условий развития ребенка,
открывающих возможности для его позитивной социализации, его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим
возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной
среды, которая представляет собой систему условий социализации и
индивидуализации детей (ФГОС ДО п.2.4.).
В стандарте прописываются требования к результатам освоения
основной образовательной программы дошкольного образования, которые
представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой социально –
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на
этапе завершения уровня дошкольного образования.
3
Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования являются ориентирами для построения
образовательной политики как на муниципальном уровне, так и уровне
каждого дошкольного учреждения в отдельности. Кроме того, они позволят
решать задачи проектирования основной образовательной программы,
мониторинга эффективности профессиональной деятельности, выстраиванию
коммуникативного пространства с заказчиками образовательной услуги.
Введение ФГОС ДО - процесс многоплановый, требующий
координации деятельности образовательной организации и существенных
изменений в образовательной системе дошкольного учреждения, и прежде
всего в управлении . Основным механизмом оптимизации развития системы
дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО
являются поиск и
освоение эффективных форм и методов управления, способствующих
качественным изменениям в деятельности всего педагогического коллектива
дошкольной организации.
Под проектированием образовательной программы в практике работы
образовательной организации определена форма совместной деятельности
членов педагогического коллектива, которая позволяет обновить часть
работы: направление, сферу образовательной деятельности, условия, методы
и т.д. за счет внедрения различных новшеств: крупномасштабных, локальных
или модульных, то есть единичных.
Можно сказать, что проектирование образовательной программы -
позволяет производить изменение работы образовательной организации по
частям, т.е. «движение шаг за шагом». А значит это ориентация на новое,
благодаря проектированию образовательной программы, организация
осуществляет «бросок вперед».
Координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных
работ осуществляет руководитель образовательной организации совместно с
членами проектной группы (педагогическим коллективом).
Система управления проектирования образовательной программы,
подразумевает:
1.
Формирование проектной группы для разработки
образовательной программы образовательной организации в соответствии с
ФГОС ДО.
2.
Определение порядка работы по проектированию
образовательной программы, через работу микро групп с установлением
ответственных, определением сроков.
3.
Руководитель проектной группы обеспечивает всех членов микро
группы
необходимыми инструктивно-методическими материалами и
рекомендациями по разработке образовательной программы в соответствии с
заданиями на разработку единичного проекта (раздела программы).
Основной метод работы - это ведение дискуссии о выполнении анализа
сначала в микрогруппах, а затем на общем заседании педагогического
коллектива. Работа завершается обсуждением и принятием общего для
4
коллектива решения о том, какие элементы системы работы образовательной
организации должны быть в связи с переходом на новый стандарт заменены и
доработаны и почему, какие элементы целесообразно сохранить.
Педагогический коллектив должен проанализировать, какой опыт работы
образовательной организации, накопленный в предыдущие годы, будет
ценным для работы по ФГОС.
Составленный
проект образовательной программы
и план её
реализации должен быть самым подробным образом обсужден всеми
участниками проектной группы. Это необходимо, во-первых, потому, что
каждый член микрогруппы должен внутренне психологически принять этот
план как свой. Во-вторых, каждый должен увидеть роль и место своей работы
в общем объеме работ. В-третьих, при обсуждении плана члены группы
должны трезво оценить возможности выполнения работ в указанные сроки.
После обсуждения
проект образовательной программы принимается
проектной группой с учетом мнения родительской общественности и
руководителем образовательной организации.
Графическое описание механизма управления процессом
проектирования образовательной программы дошкольного образования
Вход
Документация
Выполняемая
работа
Результат
(выход)
Ресурсы
5
Информация о
социальном
заказе
Нормативные
документы
Определение
ответственных
за разработку
ООП ДО
1
Приказ о начале
разработки
ООП ДО
Руководитель
проектной
группы
6
Требования к
разработке
ООП ДО
ФГОС ДО,
примерная ООП
Определение
содержания
разделов
ООП
ДО
2
Структура ООП
ДО
Ответственные
Проект новой
(обновленной)
ООП ДО с
учетом мнения
родительской
общественност
и
ФГОС ДО,
примерная ООП
Ресурсное
обеспечение
ООП ДО/
Система оценки
качества
/Планируемые
результаты
(целевые
ориентиры)
3
Утверждение
ООП ДО
Ответственные
Требования к
разработке ООП ДО
(корректировка проекта)