Автор: Метлова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№17
Населённый пункт: гБалаково Саратовской области
Наименование материала: Статья.
Тема: Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.
Значение сюжетно-ролевых игр в развитии
дошкольников
Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования
основ самосознания и индивидуальности ребёнка.
Основным
видом
деятельности
дошкольников
является
игра.
С
помощью
игры
закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития
ребёнка:
развитие
творческого
воображения,
образного
мышления,
самосознания,
произвольности поведения и др.
Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в
которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими
игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения
между ними.
Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её
привлекательность
объясняется
тем,
что
в
игре
ребёнок
испытывает
внутреннее
субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего
того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с
трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры –
действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры
является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя
именем соответствующего взрослого «Я - космонавт», «Я - доктор», но, что самое
главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы
отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального,
ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку». Ребёнок может
забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить»
больных
кукол
и
зверюшек.
Все
эти
«возможности»
сюжетной
игры
расширяют
практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе
воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко
всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в
нём участие.
Игровая
деятельность
влияет
на
формирование
произвольности
поведения
и
всех
психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются
и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.
Игра
оказывает
сильное
влияние
на
умственное
развитие
дошкольника.
Действуя
с
предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве.
Таким образом, игра
способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане
образов и представлений.
Сюжетно-ролевая
игра
имеет
особое
значение
для
развития
воображения.
Игровые
действия
происходят
в
воображаемой
ситуации;
реальные
предметы
используются
в
качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом пространстве
способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.
Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как
элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий.
Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка,
отстаивать
свою
точку
зрения,
строить
и
реализовывать
совместные
планы.
Игра
оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.
Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно
переоценить. Игра
может
сделать
ленивого
- трудолюбивым,
незнайку
-
знающим,
неумелого
-
умельцем.
Она
помогает
сплотить
коллектив,
включить
в
активную
деятельность
замкнутых
и
застенчивых
детей.
В
играх
воспитывается
сознательная
дисциплина, дети
приучаются
к
соблюдению
правил,
справедливости,
умению
контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки
других.
Таким
образом,
можно
сделать
вывод,
что
через
сюжетно-ролевую
игру
ребёнок
овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней
ребёнок получает навыки коллективного мышления.
Сюжетно-ролевая
игра
является
той
формой
организации
жизнедеятельности
дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и
общественную направленность.