Напоминание

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

Автор: Метлова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад№17
Населённый пункт: гБалаково Саратовской области
Наименование материала: Статья.
Тема: Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Значение сюжетно-ролевых игр в развитии

дошкольников

Дошкольное детство - это время первоначального становления личности, формирования

основ самосознания и индивидуальности ребёнка.

Основным

видом

деятельности

дошкольников

является

игра.

С

помощью

игры

закладываются и наиболее эффективно формируются основные направления развития

ребёнка:

развитие

творческого

воображения,

образного

мышления,

самосознания,

произвольности поведения и др.

Среди всех игр особое, ведущее место занимает сюжетно - ролевая игра. Это такая игра, в

которой дети берут на себя роли взрослых людей, и в специально создаваемых ими

игровых воображаемых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения

между ними.

Сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её

привлекательность

объясняется

тем,

что

в

игре

ребёнок

испытывает

внутреннее

субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего

того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с

трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры –

действием в воображаемой, условной ситуации. Центральным моментом ролевой игры

является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя

именем соответствующего взрослого «Я - космонавт», «Я - доктор», но, что самое

главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы

отождествляет себя с ним. Сюжетно – ролевая игра не требует от ребёнка реального,

ощутимого продукта, в ней всё условно, всё « как будто», «понарошку». Ребёнок может

забивать игрушечным молотком воображаемые гвозди; может быть «врачом» и «лечить»

больных

кукол

и

зверюшек.

Все

эти

«возможности»

сюжетной

игры

расширяют

практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.

Большинство игр отражает труд взрослых: дети подражают домашним делам мамы, работе

воспитателя, врача, шофёра и т д. Следовательно, в играх воспитывается уважение ко

всякому труду, полезному для общества, утверждается стремление самим принимать в

нём участие.

Игровая

деятельность

влияет

на

формирование

произвольности

поведения

и

всех

психических процессов. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои

сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются

и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Игра

оказывает

сильное

влияние

на

умственное

развитие

дошкольника.

Действуя

с

предметами – заместителями ребёнок начинает действовать в условном пространстве.

Таким образом, игра

способствует тому, что ребёнок переходит к мышлению в плане

образов и представлений.

Сюжетно-ролевая

игра

имеет

особое

значение

для

развития

воображения.

Игровые

действия

происходят

в

воображаемой

ситуации;

реальные

предметы

используются

в

качестве других, воображаемых. Такая практика действия в воображаемом пространстве

способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Ролевая игра представляет собой сложное образование, которое заключает в себе как

элементы развития ролевого поведения, так и элементы взаимного согласования действий.

Играя со сверстниками, дети начинают учитывать желания и действия другого ребёнка,

отстаивать

свою

точку

зрения,

строить

и

реализовывать

совместные

планы.

Игра

оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно

переоценить. Игра

может

сделать

ленивого

- трудолюбивым,

незнайку

-

знающим,

неумелого

-

умельцем.

Она

помогает

сплотить

коллектив,

включить

в

активную

деятельность

замкнутых

и

застенчивых

детей.

В

играх

воспитывается

сознательная

дисциплина, дети

приучаются

к

соблюдению

правил,

справедливости,

умению

контролировать свои поступки, а также правильно и объективно оценивать поступки

других.

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

через

сюжетно-ролевую

игру

ребёнок

овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В ней

ребёнок получает навыки коллективного мышления.

Сюжетно-ролевая

игра

является

той

формой

организации

жизнедеятельности

дошкольника, в условиях которой педагог формирует личность ребёнка, её духовную и

общественную направленность.