Автор: Хакимова Светлана Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР-детский сад "Росинка"
Населённый пункт: город Качканар Свердловской области
Наименование материала: Эссе
Тема: Музыка - моя судьба.
Музыка - моя судьба.
«Мы водили хоровод, песенки учили» - так звучит детская песенка. Я вспоминаю
себя в дошкольном возрасте, как стою перед проигрывателем, пою песни звучащие на
пластинках и представляю себя артисткой. Наверное, это и подтолкнуло мою маму отдать
меня в музыкальную школу. С тех пор я с музыкой не расставалась. Спустя годы судьба
привела меня в стены детского сада «Росинка». Я обрела новый смысл! Начался этап ста -
новления меня как волшебницы, дарящей детям сказку. Видя восторженные глаза малы -
шей, в первый же день, я поняла, что музыкальный руководитель – это моя судьба…На му-
зыкальных занятиях видеть счастливые лица детей, это
огромное счастье. Они через
сказку и игру знакомятся с новыми понятиями, такими как «жанр», «ритм», «тембр», на -
чинают понимать язык музыки. На развлечениях и праздниках дети искренне радуются
всему происходящему так, что любой взрослый может позавидовать. Вы не замечали, как
музыка нам помогает мечтать? Слыша волшебные звуки мы с замиранием сердца перено-
симся в мир мечты и фантазий … Полет… Невесомость… Волшебство… Ну кто, как не
ребенок поймет нас, немного странных музыкантов? Самым благодарным слушателем ста-
нет только малыш. Ведь фантазия детей не имеет границ! Так же, как и музыка…Что зна -
чит музыка для малышей? Заходя в зал, ребенок попадает в мир ярких музыкальных впе-
чатлений. Музыка это праздник, это радость и моя задача создать атмосферу праздника.
Музыка многогранна - с одной стороны сложная, но в то же время и простая. Яркие
музыкальные образы встают перед малышами, слушая такие произведения как: «Баба
Яга», «Две плаксы», «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Медведь», «Ло-
шадка» и многое другое. Так интересно узнать о чувствах, которые переполняют малень-
кого человечка. Они открывают себя через музыку, которая показывает целый мир, так
происходит тесная связь с жизнью. В «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского пока -
зан и прочувствован детский мир ребенка. Там можно плакать и смеяться, любить и нена -
видеть, мечтать и фантазировать…..
Основная идея Дмитрия Борисовича Кабалевского звучала так: «Музыка – это
жизнь». Как много сказано в этой фразе. Я считаю, что моя задача создать у неопытного
человечка целостную картину мира – вот тема, которая проходит через все части огром-
ного произведения под названием «От рождения до школы». Детство - это время, когда ре -
бенок испытывает радость открытия себя и других людей в этом мире. Уверена, что, вос -
питание мыслящего человека, принимающего подлинные жизненные ценности, активно
познающего мир, возможно только в условиях признания его индивидуальности. Когда он
сам становится исследователем и творцом. Я полностью согласна с высказыванием из-
вестного педагога В.А. Сухомлинского, который отмечал: «Музыкальное воспитание - это
не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека».
Современному ребенку необходим современный педагог, который умеет ориентиро-
ваться в широком спектре технологий, которые требуют новых подходов к музыкальному
воспитанию. «Кто в домике живет?», «Кого встретил колобок?», «Что делают зайцы?»,
«Музыкальная шкатулка»: что это? - спросите вы меня. Да, да - это музыкально-дидакти -
ческие игры, но не простые, а интерактивные, которые помогают создать волшебную и
сказочную атмосферу в музыкальной деятельности детей. Ребенок, попадая в необычную
сказку, может самостоятельно помочь героям, выбрав подходящий ответ – картинку, ис-
пользуя, полученные знания на занятиях.
Как интересно наблюдать за детьми, когда идет слушание музыки. Помогают в этом
готовые презентации по слушанию, но прежде чем их включить, дети слушают музыкаль -
ное произведение и делятся своими впечатлениями. Когда же они слушают и видят музы -
кальное произведение на экране - происходит чудо. Оказывается то, что на экране и то, что
они сами представили, может совпадать или отличаться…. Но это-то и прекрасно. Ма-
лыш, таким образом, пополняет свой «багаж» разными ощущениями и образными впе -
чатлениями, что вызывает желание неоднократно слушать музыкальное произведение.
Сказочные герои знакомят с музыкальными инструментами и помогают играть на
них. Учат ритмически передавать мелодию. Как много в наше время возможностей для
того, чтобы сделать мир ребенка увлекательным. Использование современных образова-
тельных технологий, несомненно, дает положительный результат. У детей появляется же-
лание заниматься музыкальной деятельностью, причем не только петь и танцевать, но и
слушать музыкальные произведения.
Я люблю свой город, люблю страну, в которой живу и хочу, чтобы мои воспитан-
ники, став взрослыми, испытывали такие же чувства. Музыка это тот инструмент, который
поможет малышу полюбить родной язык, понять традиции русского народа, развить па -
триотические чувства. Используя устное народное творчество, выраженное в песнях, ча-
стушках, хороводах, считалочках, потешках, скороговорках, пословицах - я учу детей ви-
деть красоту русского языка.
Родители это бывшие дети и они с удовольствием участвуют в создании и проведе-
нии народных праздников для своих детей. Реализованный мною педагогический проект
«Народные праздники в детском саду», помог познакомить с календарными праздниками
не только детей, но и их родителей.
На таких встречах, на доступном для детей уровне, я
знакомила с такими народными праздниками как: «Покров», «Рождество», «Масленица»,
«Пасха», праздник русской берёзки «Троица». Это были праздники с теплой, домашней ат-
мосферой, где всех объединяла любовь к Родине.
Конечно же, невозможно, без танцевального творчества. Поэтому на моих музы-
кальных занятиях особое место занимает танец. Не один утренник не проходит без весело-
го, красочного или лиричного танца! Взмах… и вот полетела птица … Второй взмах…
подул легкий ветерок… расцвел волшебный цветок. Шажок, другой и продолжается уди-
вительное, загадочное путешествие в сказочную страну. Через движение и пластику мож -
но выразить чувства, эмоции. Лишь музыка в движении дает возможность раскрыть себя,
свое внутренне состояние молча.… Восторг и радость отражается на лицах ребят, когда
они понимают, что «танцуют». Это уже не просто разные движения. Это танец… Красо-
та… Соединение тела с музыкой.
Музыка помогает мне научить малышей отличать хорошее от плохого, красивое от
уродливого.
Я вижу, что моя любовь к музыке и детям оставляет след в жизни моих вос-
питанников. Многие выпускники детского сада связывают свою дальнейшую жизнь с му-
зыкальным творчеством. Уходя в школу, они записываются в вокально-танцевальные или
театральные студии при школе, поступают в Музыкальную школу или в Школу искусств.
Их творческие успехи мы можем увидеть на ежегодном конкурсе «Качканарские звездоч-
ки». Здесь хочется вспомнить слова Л.Н. Толстого «Не тот учитель, кто получает воспита-
ние и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть,
должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть до-
казана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учи -
тель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, – он будет лучше того учителя, кото-
рый прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединя -
ет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель» – писал Л.Н. Толстой.
Стать таким учителем - моя цель.
В жизни маленького, доверчивого человечка для перехода в мир прекрасного – и
существует профессия музыкальный руководитель. Хочется узнавать что-то новое, неиз-
вестное, видеть каждого ребёнка, выявлять его скрытые возможности. От музыкального
руководителя зависит как далеко и безопасно пройдет ребенок к этому прекрасному миру.
А без прекрасного - нет жизни.
Чудесная профессия.
Я пою с детворою песни,
И учу всех ребят танцевать.
И профессии нету чудесней!
Я могу это твёрдо сказать.
Я хочу научить ребятишек
Слышать музыку в каплях дождя
И в шуршанье листвы осенней,
И в журчанье лесного ручья.
Жить без музыки скучно на свете,
Её надо во всём замечать.
Ну, а главная музыка - дети!
Я об этом хотела сказать.
(И.Н. Ольховик)