Автор: Эпова Галина Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО г. Краснодар "Центр - детский сад № 100"
Населённый пункт: г. Краснодар
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Космос
Тема: Волшебный космос
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое
развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Цель: закрепить знания детей о космосе и космонавтах.
Задачи:
Познавательные. Формировать познавательные действия. Развивать любознательность.
Специальные. Совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Активизировать словарь по теме «Космос». Развивать культуру речевого общения детей
друг с другом и педагогом. Развивать воображение, мышление, память и творческую
активность. Развивать мелкую моторику. Воспитательные. Воспитывать чувство
взаимопомощи, умение работать в команде, аккуратность выполнения работы. Развивать
умение сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Воспитывать умение
слушать сверстников.
Предварительная работа: Чтение художественной литературы по теме «Космос»: Я.
К. Голованов «Дорога на космодром», П. О. Клушанцев «О чем рассказал телескоп»;
просмотр мультфильма «Белка и Стрелка», просмотр иллюстраций на тему « Космос»,
Беседа на тему «Космос».
Материалы: карточки с заданиями, цветные карандаши, мультимедийное оборудование,
презентация.
Содержание образовательной деятельности
1 Организационная часть.
Воспитатель:
Слайд №1
-Ребята, обратите внимание на экран.
Посмотри на этих малышей! На что они так увлекательно смотрят?
(Варианты ответов детей: они с интересом смотрят в ночное небо, они смотрят на звёзды.)
Воспитатель:
Я с вами полностью согласна! Дети смотрят на необыкновенное звездное небо!
Люди с самых давних времен любили смотреть на звезды, и им было очень интересно –
какие же они на самом деле!
И вот однажды они решили полететь в космос! К звездам!
Слайд №2, слайд №3
Что же им для этого надо было сделать? (Варианты ответов детей: для полета в
космос люди построили космическую ракету; в ракету посадить космонавта – именно он
должен был управлять ракетой и лететь к звездам.)
Воспитатель:
-Все верно! А теперь отгадайте загадку!
Самый первый в космосе
Летел с огромной скоростью
Отважный русский парень, Наш космонавт ... (Гагарин)
Как называлась космическая ракета, на которой Гагарин поднялся к звездам? (Восток)
- Ребята, кто же был первым космонавтом нашей планеты? (Варианты ответов детей:
первым космонавтом планеты был Ю.А. Гагарин).
- Когда Ю. А. Гагарин полетел в космос? (Вариант ответов детей: 12 апреля.)
- Как называется праздник, посвященный этому событию? (Варианты ответов детей:
праздник называется «День космонавтики»)
Слайд №4
- Молодцы ребята! Юрий Гагарин – настоящий герой не только нашей страны, но всей
планеты Земля!
- Ребята, летали ли в космос женщины? (Варианты ответов детей: да, летали)
Слайд №5
- Кто знает, как звали первую женщину – космонавта? (Варианты ответов детей: первая
женщина-космонавт - В. В. Терешкова)
- А кто еще летал в космос кроме людей? (Варианты ответов детей: в космос летали
собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже обезьяна).
Воспитатель:
- Ребята, смотрите, с нами кто-то пытается выйти на связь по видео-звонку!
(Включается видео-звонок по Skipe)
Белка и Стрелка:
- Здравствуйте, наши маленькие друзья! Вы нас узнали? (Варианты ответов детей: это же
Белка и Стрелка с мультфильма! Конечно, узнали!)
- Вы бы хотели сегодня стать настоящими космонавтами? (Вариант ответа детей)
- А как вы думаете, какими должны быть космонавты? (Варианты ответов детей:
космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким,
выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным,
скромным.)
- Мы вам приготовили интересные игры и задания, чтобы вы стали еще более
умнее и сообразительнее! Для этого вам надо разделиться на две команды! Первую
команду назовем «Белки» , а вторую команду назовём - «Стрелки»
( Воспитатель помогает ребятам разделиться на две команды)
2. Основная часть
Белка и Стрелка:
- Вы готовы, ребята? (Варианты ответов детей: Да!)
-Тогда приступаем к первому заданию!
1 Задание Игра «Какое слово отличается от других?»
Необходимо хлопнуть в ладоши, когда услышите лишнее слово.
Белка и Стрелка:
Задание для команды «Белки»
Спутник, планета, путник, звезды
- Какое слово лишнее? (Варианты ответов детей: путник)
- Кто такой путник?( Варианты ответов детей: человек идущий пешком, путешественник,
друг, товарищ)
Задание для команды «Стрелки»
Астроном, космос, планета Земля, самолет
- Какое слово лишнее? (Вариант ответа детей: самолет)
- Почему слово самолет лишнее ( Варианты ответов детей: самолет не летает в космос)
Белка и Стрелка:
- Какие вы молодцы! Летим дальше!
2 задание « Один – много (множественное число):
(Каждой команде зачитывается по одному слову)
Спутник – спутники; корабль — …космонавт — …звезда – … планета — … скафандр —
…ракета — …
3 задание «Отгадай Загадки»:
(Каждая команда отгадывает по очереди)
Угли пылают-
Совком не достать.
Ночью их видно,
А днём не достать
(Звёзды)
Ты меня увидишь в небе,
Я хвостата, не хвастлива.
Не планета. Не ракета,
А зовут меня…
(Ракета)
Сверкая огромным хвостом в темноте,
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной…
(Комета)
Планета голубая,
Любимая, родная.
Она твоя, она моя,
А называется…
(Земля)
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, темный и необычайный,
В нем живут вселенные, звезды и кометы,
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
(Космос)
В небе виден желтый круг
И лучи, как нити.
Вертится Земля вокруг,
Словно на магните.
Хоть пока я и не стар,
Но уже ученый —
Знаю, то — не круг, а шар,
Сильно раскаленный.
(Солнце)
Ночью с Солнцем я меняюсь
И на небе зажигаюсь.
Сыплю мягкими лучами,
Словно серебром.
Полной быть могу ночами,
А могу — серпом.
(Луна)
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(Звезды)
Белка и стрелка:
- Какие же вы все молодцы! А теперь мы с вами отправимся в космос и вспомним все
наши волшебные планеты!
Слайд №6 «Планеты»
Пальчиковая гимнастика «Солнечная система»
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Ну, а десять – это Солнце,
Не планета, а звезда,
Ярко светит нам она!
Белка и Стрелка:
- Ребята, мы готовились к встрече с вами и заранее отправили волшебный конверт с
испытаниями для настоящих космонавтов, который находится в вашей группе! Вам надо
будет его найти!
Игра «Ориентир»
Белка и Стрелка направляют игроков «Прямо-назад-вправо-влево»
Белка и стрелка:
-Ребята, вы отлично справились с заданием! В конверте находятся карточки с
изображением ракет! Каждая команда берет себе по одной карточке! Сейчас посмотрим,
какая команда быстро и правильно выполнит наше волшебное задание!
4 задание « Найди одинаковые планеты и соедини их!»
(Воспитатель раздает карточки каждой команде с изображением ракет)
Белка и Стрелка:
- Ребята, в следующее задание называется «Помоги белке и стрелке найти дорогу !»
Поможете нам найти дорогу? (Варианты ответов детей: Да!)
(Воспитатель раздает каждой команде карточки-лабиринты)
5 задание «Помоги белке и стрелке найти дорогу!
Белка и стрелка:
- Молодцы , ребята! С вашей помощью мы нашли дорогу!
- Ребята, как вы думаете, что нужно делать настоящим космонавтам, чтобы они были
здоровыми и сильными? (Варианты ответов детей: надо делать зарядку по утрам, надо
заниматься физкультурой)
-Да, действительно, чтобы быть крепкими и сильными, надо делать зарядку по утрам!
Наше утро начинается всегда с зарядки для космонавтов! Сейчас мы вместе с вами ее
разучим, и вы сможете каждое утро проводить её в детском саду!
(Воспитатель предлагает детям встать для выполнения физкультминутки)
Физкультминутка.
Раз-два, стоит ракета. (ребенок поднимает руки вверх)
Три-четыре, скоро взлет. (разводит руки в стороны)
Чтобы долететь до солнца (круг руками)
Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)
Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-
влево)
Каждый ведь из нас атлет (сгибает руки в локтях)
Пролетая над землею (разводит руки в стороны)
Ей передадим привет . (поднимает руки вверх и машет)
(Белка и стрелка:
- Приступаем к следующему заданию! В следующем задании команда «Белка» обведёт в
карточке ракеты, которые летят вправо, а команда «Стрелка» обведёт все планеты, которые
летят влево!
(Воспитатель раздаёт каждой команде одинаковые карточки с ракетами)
Слайд №7 «Звёздное небо»
6 задание «Обведи ракеты, которые летят вправо-влево»
3 Заключительный этап.
Белка и Стрелка:
-Ребята , вам удалось выполнить все наши задания ? (Варианты ответов детей: да)
-Какие задания мы сегодня выполняли? (Варианты ответов детей: разгадывали загадки,
помогали найти вам дорогу , находили одинаковые ракеты, делали физкультминутку,
чтобы быть сильными и здоровыми космонавтами)
-Какое задание для вас было труднее всего выполнить? (Варианты ответов детей)
-Теперь вы смело можете отправляться в космос, каждая команда справилась с нашими
заданиями, и каждый из вас показал, каким должен быть космонавт! Вы все большие
молодцы и мы убедились, что в группе «Солнышко» все сильные, храбрые и
целеустремлённые!
-К сожалению, нам придётся с вами прощаться, для подготовки новых заданий для
будущих космонавтов! Но мы обязательно свяжемся с вами снова! До скорых встреч!
(Skipe выключается)
Воспитатель:
- Какое интересное занятие у нас с вами получилось! Ребята, вам понравилось? (Варианты
ответов детей)
- С кем бы вы поделились своими впечатлениями? Кому бы вы рассказали о нашем
приключении? (Варианты ответов детей)