Напоминание

Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников

Автор: Плотникова Надежда Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ№3 "Золотой ключик"
Населённый пункт: г.Сысерть Свердловской области
Наименование материала: Статья
Тема: Полихудожественный подход в формировании творческих способностей младших дошкольников
Дата публикации: 11.07.2019







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное автономное дошкольное учреждение

Детский сад №3 «Золотой ключик»

Статья на тему:

«Полихудожественный подход в формировании творческих способностей

младших дошкольников»

Подготовила:

Плотникова Н.Н.

Музыкальный руководитель

1 квалификационная категория

Сысерть, 2019г.

Полихудожественный подход в формировании творческих способностей

младших дошкольников.

Аннотация: В статье раскрывается образовательная область художественно –

эстетическое развитие, одна из ее составляющих – музыка направлена на

достижение

цели

развития

музыкальности

младших

дошкольников,

способности эмоционально воспринимать музыку.

Ключевые слова: образование, музыкальное занятие, полихудожественный

подход, младшие дошкольники, музыкальный руководитель, воспитанники,

формирование творческих способностей.

В

последнее

время

в

России

претерпели

значительные

изменения

образование,

культура

и

социальная

сфера.

Согласно

Закону

Российской

Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой

непрерывную

систему

последовательных

уровней

на

каждом

из

которых

функционируют

государственные,

негосударственные,

муниципальные

образовательные учреждения разных типов и видов:

- дошкольные;

- школьные;

- другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

Для дошкольного образования, при динамично развивающейся системе

всего

отечественного

образования,

было

необходимо

появление

и

т р а н с ф о р м а ц и я

с и с т е м н о го

и

д е я т е л ь н о с т н о го

п од ход а

в

системнодеятельностный.

Он

является

основой

для

процесса

общего

образования в целом и для дошкольного образования в частности.

В формировании и развитии творческих способностей перспективным

является

полихудожественный

подход,

который

основан

на

идее

синтеза

искусств.

Впервые идею полихудожественного подхода предложил советский

исследователь Б.П. Юсов. Он разработал новую уникальную методику в

области

художественного

развития

творческих

способностей

детей,

она

основана на синтезе искусств. Б.П. Юсов утверждал, что в душе ребенка

взаимодействуют

все

виды

искусств,

ведь

дети

очень

восприимчивы

и

способны к различным видам художественной деятельности.

Под «полихудожественным» Б.П. Юсов понимает такой подход, где

детям

дается

возможность

творить

и

развиваться

в

различных

видах

искусства.[7]

При

полихудожественном

подходе

эффективность

художественно

творческого развития воспитанников достигается при помощи использования

всех существующих способов эстетического воспитания и разнообразных

видов

художественно

-

творческой

деятельности:

музыкальной,

танцевальной, художественно – изобразительной, речевой, театрализованной,

игровой.

Каждый вид искусства имеет свои средства выразительности:

- В музыке – мелодия, гармония, ритм, фактура, лад, тональность,

динамика, темп, тембр.

- В хореографии – жесты, мимика, пластика, музыкальное оформление

и др.

- В драматическом искусстве – движение, музыка, жесты, речевые

интонации и др.

- В литературе – все богатство речи.

-

В

живописи

и

декоративно

прикладном

искусстве

рисунок,

композиция, цвет, фактура и материал.

В

то

же

время

разные

виды

искусства

имеют

схожие

средства

выразительности:

-

ритм

присутствует

в

музыке,

в

поэзии,

в

изобразительном

искусстве;

- можно говорить о пластической выразительности мелодии, линий рисунка,

д в и ж е н и й

т а н ц о р а ;

- музыкальные тембры имеют аналогию с богатством цветовых оттенков в

живописи,

- смена лада (мажор – минор) в музыке вызывает ассоциацию светотени в

и з о б р а з и т е л ь н о м

и с к у с с т в е ;

- динамика есть и в музыке, и в танце, и в живописи, и в литературе, и в

д р а м а т и ч е с к о м

и с к у с с т в е ;

- музыкальная гармония аналогична колориту в изобразительном искусстве;

- фактура музыкальных произведений родственна выразительности мазков

живописи,

а

в

художественно-декоративном

искусстве

в

апликации.

Единая

природа

всех

видов

искусств

говорит

о

неизбежности

их

взаимодействия и необходимости охвата всех проявлений художественно-

творческой деятельности для выявления творческого потенциала и раскрытия

п о л и худ о ж е с т в е н н ы х

в о з м о ж н о с т е й

к а ж д о г о

р е б е н к а

[ 6 ] .

В

младшей

группе

детского

сада

используются

разные

образовательные

области через решение нескольких задач:

- развитие музыкально – художественной деятельности;

- приобщение к музыкальному искусству.

Воспитанники младшей группы (2-3-4 года, I и II младшая группа) на

музыкальном

занятии

в

игровой

форме

знакомятся

с

музыкально

ритмическими

движениями,

пальчиковой

гимнастикой,

развитием

чувства

ритма, пением, восприятием музыки, играми, плясками. На интегрированном

занятии

младшие

дошкольники

создают

продукт

своей

деятельности:

поделку-аппликацию или рисунок.

На

своих

занятиях

мы

используем

наглядный,

словесный

и

практический

методы.

Например

во

время

восприятия

музыки

малышам

предлагается

для

рассмотрения

соответствующая

картинка,

проводится

беседа и дополняется все увиденное и услышанное художественным словом:

стихотворением или загадкой.

Перед

музыкальным

руководителем

стоит

задача:

сделать

занятие

интересным, насыщенным и занимательным в своих небольших временных

рамках

(10-15

минут).

Поэтому

желательно

использовать

материал

с

элементами необычного, удивительного, неожиданного, то есть всего, что

вызовет интерес у младших дошкольников. Это вызовет интерес и будет

способствовать

созданию

положительной

мотивации,

а

также

развитию

музыкальных и творческих способностей воспитанников.

Например, на музыкальное занятие «пришла» к ребятам кукла Катя.

Перед

первым

прослушиванием

музыкальный

руководитель

рассказывает

небольшую

историю

о

том,

как

Катя

вышла

из

дома,

светило

ласковое

солнышко, на деревьях чирикали воробышки. Тут вышла мама Кати и они

пошли вместе гулять. На мольберте появилась картинка детской площадки,

прозвучала

музыка

«Прогулка»

В.Волкова.

При

повторном

активном

слушании желающим малышам можно дать «башмачки», которые одеваются

на пальцы. Дети «шагают» по своим коленкам, вместе с воспитателем под

ритм пьесы «Прогулка».

Для

создания

полного

образа

поможет

танцевальное

творчество.

Например, «Старинная полька» в обработке Н.Соколовой. Самые маленькие

детки

первой

младшей

группы

могут

использовать

2

движения

по

согласованному показу музыкального руководителя и воспитателя: на первую

часть музыки легкий бег в рассыпную, на вторую часть остановились и

топаем правой ножкой, при повторе произведения топаем левой ножкой.

Воспитанники

постарше

вторая

младшая

группа

-

могут

использовать

вместо

топанья

танцевальные

движения:

«пружинка»,

«кружение

вокруг

себя».

Для

формирования

полихудожественного

подхода

творческих

способностей

младших

дошкольников

необходима

разработка

системы

сотрудничества и взаимодействия с семьей, так как именно семья играет

главную

роль

в

жизни

детей.

Родители

охотно

принимают

участие

в

праздниках, развлечениях, конкурсных программах и музыкальных гостиных.

Таким

образом,

полихудожественный

подход

очень

важен

в

формировании

творческих

способностей

младших

дошкольников.

Здесь

ничего не должно быть второстепенного или дополнительного, а должно

быть

основополагающим.

Фантазию

и

способность

к

эмоциональному

переживанию следует развивать в дошкольном возрасте и дети никогда не

утратят то, что было заложено в ранние годы жизни.

Литература

1.Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста // М.,

Просвещение.1957. 191с.

2.Бабинова Н.В., Мельцина И.В. Музыкальные занятия с детьми раннего

возраста // Санкт – Петербург, Детство – Пресс. 2015.126с.

3.Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования // М., Мозаика –

синтез. 2018. 328с.

4.Выродова И.А. Музыка в системе ранней помощи: новые педагогические

технологии // М., Карапуз. 2012.143с.

5.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. Праздник каждый день. (программа

музыкального воспитания детей дошкольного возраста, младшая группа)

6.Самолдина К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию

дошкольников.

7.Юсов Б.П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном

развитии школьников. Луганск, 1990. 175с.