Автор: Исаченко Юлия Геннадьевна
Должность: воспитатель доу
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №143"
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: "Путешествие в сказку"
Непосредственно образовательная
деятельность
по формированию
элементарных математических представлений
Тема: «Путешествие в сказку»
(средняя группа)
Цель: сравнение групп предметов по заданному признаку (форма, счет, величина).
Задачи:
1.
Сравнить
предметы
по
форме;
определить
круг,
квадрат,
треугольник,
прямоугольник; выделить их свойства: цвет, размер.
2.
Сравнить группы предметов по количеству.
3.
Сравнить
предметы
по
величине
(длине,
ширине);
обозначить
результаты
сравнения соответствующими словами: длинный, короткий, широкий, узкий.
Материал и оборудование:
слайды с изображением героев разных сказок, слайд с картинкой из сказки «Гуси-
лебеди», мяч, «ковер-самолет» (дорожка с прорезями для геометрических фигур),
геометрические фигуры; мольберт с яблоней; 5 зеленых и 5 красных бумажных
яблок; одно настоящее яблоко; широкая и узкая «речка» (из ватмана); длинные и
короткие
«дощечки»
(из
ватмана);
домик;
куклы
Иванушка
и
Алёнушка;
угощение для детей.
Ход занятия:
Вводная часть
-Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь (дети здороваются с воспитателями
и садятся на стулья).
-А сейчас внимательно посмотрите на экран. Кого вы видите?
(Просмотр слайдов с изображением героев сказок).
-Молодцы! Вы узнали всех сказочных героев. Ребята, а вы хотите попасть в
сказку? А вы знаете, что в сказках может происходить все наоборот: рыбы могут
летать, птицы жить в воде, ночью может светить солнце, а летом идти снег. Вот и
мы с вами сейчас поиграем в игру, которая так и называется «Наоборот» (с
мячом, стоя в кругу):
-низкий – высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твердый,
легкий – тяжелый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.
-Молодцы!
Справились
с
заданием!
А
сейчас
мы
отправляемся
в
сказочное
путешествие. А отправимся мы туда на волшебном «ковре-самолете».
Основная часть
Показываю детям «ковер-самолет».
-Ой, ребята, его прогрызли мыши. Надо срочно починить «ковер-самолет». У
меня
на
столе
лежат
«заплатки»
для
ремонта
«коврика».
Это
различные
геометрические фигуры.
(дети по очереди подходят к столу, выбирают любую геометрическую фигуру,
отвечают
на
вопросы:
Что
это?
Какой
по
цвету?
Какой
по
размеру?
И
накладывают на прорези в ковре).
-Наш ковер готов к полету. А теперь все на борт.
(дети становятся друг за другом и имитируют движение полета).
-Наш ковер летит и мчится
Трудностей мы не боимся.
В сказочный мир попадем,
И героев позовем!
-Вот мы и прилетели! (на экране слайд с картинкой из сказки «Гуси-лебеди»).
Вокруг все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с вами попали? Ой, а
нас кто-то встречает.
(Показываю куклу Аленушку).
-Здравствуйте,
ребята!
Отгадайте
загадку,
и
вы
узнаете,
в
какую
сказку
вы
попали.
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
-Гуси-лебеди.
-Алёнушка, а ты хочешь с ребятами поиграть?
-Я бы поиграла, но случилась беда. Гуси-лебеди унесли моего братца Иванушку, а
я никак не могу найти дорогу до избушки Бабы-Яги.
-Мы тебя в беде не оставим. Ребята, поможем Аленушке?
-Ну тогда в путь.
(Дети подходят к яблоне).
-Яблоня, яблоня, покажи дорогу до избушки Бабы-Яги.
-Яблоня говорит, что покажет нам дорогу, если мы узнаем, сколько на ней висит
красных и сколько зеленых яблок.
-Что можно сказать о количестве красных и зеленых яблок? Как это можно
узнать?
Предлагаю одному ребенку выложить в ряд красные яблоки, а другому- под
каждое красное яблоко положить зеленое яблоко.
-Аня, посчитай, сколько красных яблок?
-5 красных яблок.
-Кристина, посчитай, сколько зеленых яблок?
-4 зеленых яблока.
-Чего больше красных яблок или зеленых?
-Красных яблок больше.
-На сколько?
-На одно.
-Чего меньше зеленых яблок или красных?
-Зеленых яблок меньше.
-На сколько?
-На одно.
-Какое число больше: пять или четыре?
-Какое число меньше: четыре или пять?
-Что надо сделать, чтобы яблок стало поровну, по 5?
-Надо добавить еще одно зеленое яблоко.
-Ира, добавь еще одно яблоко.
-Сколько яблок ты добавила?
-Я добавила одно яблоко?
-Сколько их стало?
-5.
-Что можно теперь сказать о количестве яблок?
-Что их стало поровну. По 5.
-Как получилось 5 зеленых яблок?
-К четырем зеленым яблокам добавили еще одно зеленое яблоко, и их стало пять.
-Молодцы! Вы справились с заданием. За это яблоня дает нам свое яблочко. Куда
оно покатится, туда нам и надо следовать.
-Ребята, яблоко привело нас к речке. Но их здесь две. Что можно сказать о
ширине речек?
-Они разные. Одна широкая, другая узкая.
-Как перейти через речки?
-Нужно построить мостик.
-Смотрите, на берегу лежат доски для строительства мостика. Одинаковые ли они
по длине? (предлагаю сравнить доски по длине и уточняю правила сравнения:
доски нужно положить друг под друга, подравняв их с левой стороны).
-Через какую речку можно перекинуть короткую дощечку: через узкую или
широкую?
-Через узкую речку.
-Через какую речку можно перекинуть длинную дощечку?
-Через широкую речку.
Ребенок выбирает доску нужной длины и перекидывает через речку.
-Аня, какую дощечку ты выбрала: длинную или короткую? На какую речку ты её
положила: на узкую или широкую?
После того, как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через
речки, каждый по своей дощечке.
Заключительная часть
Идут дальше.
-По ровненькой дорожке шагают наши ножки. Топ-топ-топ!
По камешкам, по камешкам. Прыг-прыг-прыг!
Шли мы, шли и до домика дошли.
Подходят к домику. Находят Иванушку (куклу) и возвращают Аленушке.
Аленушка: Спасибо вам, ребята, за то ,что помогли мне найти моего братца. А у
меня для вас есть угощение.(Аленушка угощает детей, прощается с ними и
уходит).
-Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? Кому мы с вами сегодня
помогали? А что вам понравилось больше всего? А что было самым трудным?
-А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
(Дети прощаются с гостями и уходят в группу).