Напоминание

"Фонематический слух-основа правильной речи"

Автор: Шишкина Ольга Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Город детства"
Населённый пункт: г.Лянтор, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: "Фонематический слух-основа правильной речи"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это тонкий, систематизированный слух, позволяющий

различать и узнавать фонемы родного языка, является частью физиологического слуха

и направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами. Фонематический слух и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух)

осуществляют не только приём и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять

звуковой состав слова, это умственные действия по выделению и различению фонем,

по определению звукового состава слова:

- определение наличия или отсутствия звуков в слове;

- местоположение звуков в слове;

- определение линейной последовательности и количества звуков в слове.

Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи,

соответствия речи говорящего произносительным нормам.

Практические наблюдения позволили установить, что уже на ранних этапах развития

речи ребенок дифференцирует некоторые признаки фонем. В три года малыш, который

еще не может правильно произносить звуки родного языка, способен определить,

правильно ли они звучат в речи окружающих. Это возможно именно благодаря наличию

у ребенка фонематического слуха и фонематического восприятия.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит

в основе безошибочного усвоения речевых умений, освоения всех видов речевой

деятельности: слушания, говорения, чтения и письма на всех последующих этапах обучения.

Под фонетической стороной речи понимают произнесение звуков как результат

согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата.

Периферическим отделом речедвигательного анализатора является речевой аппарат,

куда входят:

- дыхательный аппарат, обеспечивающий энергетическую основу речи

(диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань);

- голосообразовательный аппарат, обеспечивающий образование звука

(гортань с голосовыми складками);

- артикуляционный аппарат, преобразующий звук, возникающий в гортани,

в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости).

В проводниковый отдел анализатора входят три пары черепно-мозговых нервов

(языкоглоточный, возвратный, подъязычно-язычный), подкорковые образования,

обеспечивающие проведение информации к коре.

Центральное звено речедвигательного анализатора — теменной отдел коры головного

мозга, где анализируется информация о положении органов речевого аппарата

в момент речи, и лобный отдел, или центр Брока, который программирует и осуществляет

контроль за выполнением движений.

Под фонематической стороной речи понимают способность различать и

дифференцировать фонемы родного языка. Фонематическая сторона речи обеспечивается

работой речеслухового анализатора. Периферический отдел его располагается

в кортиевом органе и осуществляет прием слуховой информации, в том числе и речевых

звуков. Проводниковый отдел передает информацию к коре головного мозга, частично

анализируя — определяя направление и отдаленность источника звука. Данная функция

обеспечивается большим количеством передаточных звеньев (VIII пара черепно-мозговых

нервов, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело

и слуховое сияние).

Центральным отделом речеслухового анализатора является височный отдел

доминантного по речи полушария (у правшей — левого), центр Вернике, где

осуществляется анализ звучащей речи: контролируется наличие звука в слове,

особенности его позиционного звучания, количество и порядок звуков в слове,

различение близких по акустическим параметрам звуков.

В книге «Воспитание у детей правильного произношения» М. Ф. Фомичева подчеркивает,

что восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа

речеслухового и речедвигательного анализаторов, где хорошо развитый фонематический

слух позволяет выработать четкую дикцию — подвижность и тонкую дифференцированную

работу артикуляционных органов, обеспечивающих верное произношение каждого звука.

В онтогенезе развитие и становление фонетической и фонематической сторон речи

происходит постепенно.

Первые условные рефлексы на звуковые раздражители образуются у ребёнка в начале

второго месяца жизни. В это же время ребёнок начинает определять направление

звучания, поворачивает голову в сторону источника звука. В 2-3 месяца у ребёнка

возникает гуление.

На третьем и четвёртом месяце жизни ребёнок начинает дифференцировать качественно

разные звуки (например, звучание рояля и звон колокольчика) и однородные звуки

различной высоты, появляется лепет. Основную семантическую нагрузку в возрасте

от 3 до 6 месяцев несёт интонация. В это время у ребёнка развивается способность

дифференцировать интонацию и выражать свои переживания с помощью оттенков голоса.

К 6 месяцам в лепете ребёнка появляются чёткие звуки, но они ещё не достаточно

устойчивы и произносятся в коротких звукосочетаниях. Среди гласных ясно звучит

звук [а], среди согласных [п] , [б] , [м], [к], [т].

В течение первого года жизни малыш узнаёт слова по их ритму, общему звуковому облику.

Входящие в состав слов звуки воспринимаются им ещё диффузно и потому могут быть

заменены другими, акустически сходными звуками. В этом возрасте ребёнок откликается

не на предметное значение слова, а на его интонационную сторону. Это так называемый

период «дофонемного» развития речи. К году ребёнок хорошо произносит простые по

артикуляции звуки: гласные - [а] , [ у] , [ и ] и согласные [п] , [б] , [м], [ н] ,[к], [ г] ,[т], [ д] .

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки.

На втором же году жизни ребёнок начинает более точно дифференцировать звуки речи,

звуковой состав слов. Слово начинает служить орудием общения, ребёнок начинает

реагировать на его звуковую оболочку, предметное значение. Ребёнок начинает

активно произносить звуки [э ], [ ы ], [и ], но твёрдые согласные у него звучат как

мягкие – [т`], [ д`], [ c`], [ з`]. Малыш начинает активно и самостоятельно употреблять

в речи простые по структуре слова].

В норме фонематический слух формируется с 6 месяцев до 1 года и 7 месяцев.

Однако развитие фонематического слуха и его совершенствование продолжается и

в дошкольном возрасте. Решающим фактором развития фонематического слуха является

развитие его речи в целом в процессе общения с окружающими людьми.

При восприятии речи ребёнок слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь

в слоговые последовательности, образуют непрерывные компоненты. Ему нужно извлечь

из них фонему, при этом отвлечься от всех вариантов звучания одной и той же фонемы

и опознать её по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема

противопоставлена другой. Если ребёнок не научится этому, он не сможет отличить

одно слово от другого и не сможет узнать его.

На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппарата повышается, но

произношение ещё не соответствует норме. В этом возрасте дети пытаются приблизить своё произношение к

общепринятому, трудные по артикуляции звуки заменяют простыми.

Например, [ц] = [т`] или [ц] =[с`]; [л] =[л`]; [р] = [л`].

К трём годам чётко оформляется артикуляция губно-зубных звуков. Дети почти не

смешивает слова, близкие по звучанию, пытаются сохранить слоговую структуру слов.

На четвёртом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата,

движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твёрдые

согласные, шипящие звуки, правильно произносятся слова со стечением нескольких

согласных. Дети легко различают близкие по звучанию звукосочетания и слова.

На пятом году жизни большинство детей правильно произносят шипящие звуки и

сонорные [л ], [ р], [р`], у некоторых из них остаётся неустойчивым произношение

свистящих и шипящих звуков, они взаимозаменяются.

Фонематические процессы у детей к 5 годам совершенствуются: они узнают звук в

потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или

понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.

К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова

различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет

дифференцировать близкие по звучанию фонемы. Формируются навыки звукового и

слогового анализа и синтеза.

Произносительная сторона речи 7 года жизни максимально приближается к речи взрослых

с учётом норм литературного произношения.

Таким образом, работа над становлением фонематического слуха должна проводиться

с рождения ребёнка.

От звукового оформления речи во многом зависит сила воздействия на слушателей,

поэтому необходима специальная работа над звуковой стороной речи.

Русский язык обладает сложной звуковой системой, поэтому на него обращают внимание

многие исследователи, которые занимаются теорией звучащей речи.

Именно на основе анализа звукового строя языка создается база для теоретического

осмысления процессов, происходящих в языке.

Ученые характеризуют звуковые единицы языка с точки зрения образования звука

(это артикуляционные свойства языка), звучания (акустические свойства языка)

и восприятия (перцептивные качества языка). Все эти единицы взаимосвязаны.

Игры для развития фонематического (речевого)

1. Где звук?

Цель: определить позицию звука в слове, где он стоит( первый, последний, в середине).

для игры надо:1.схема. нарисовать схему можно самим, это прямоугольник

разделенный на 3 равные части.

2.пуговицы, фишки, кружочки, квадратики, мелкие игрушки, и т.д.

Вы говорите ребенку слово с конкретным звуком, который Вы договорились слушать

(допустим звук "А"), он определяет позицию звука и ставит фишку(пуговицу и т.д.)

на соответствующее место.

например:

слово "Аист", ставить фишку ребёнок должен на 1 место. после того, как ребёнок

поставил фишку Вы просите его объяснить почему?. ответ должен быть следующим:

"Я поставил фишку в первую клетку,т.к."А" в этом слове - первый звук.".

слово "ЕДА"- ставим фишку на последнее место, т.к. "А" стоит на последнем месте.

слово "МАК"-ставим фишку в среднюю клетку, т.к. "А" стоит посередине.

2. Доскажи словечко.

цель:развитие слухового восприятия, развитие логического мышления.

Взрослый читает стихотворный текст, а ребёнок должен догадаться и подсказать слово.

Всех на свете он добрей,

лечит он больных зверей,

и однажды бегемота

вытащил он из болота.

он известен, знаменит,

это доктор ...........(Айболит).

***

Буквы-значки, как бойцы на парад,

в строгом порядке построены в ряд.

каждый в условленном месте стоит,

и называется всё ...............(алфавит).

***

лежебока рыжий кот

отлежал себе .........(живот).

***

вяжет мама длинный шарф,

потому что сын .......(жираф)

***

крыша в шапке меховой,

белый дым над головой.

двор в снегу. белы дома.

ночью к нам пришла .....(зима).

***

в коридоре топот ног,

то зовёт всех в класс ....(звонок).

3.попугай(повтори звуки).

Цель: различение слогов и слов содержащих близкие по звучанию звуки.

Взрослый шепчет на ухо ребёнку слог(на начальном этапе, затем -слово). ребёнок должен вслух сказать , что он услышал, а взрослый повторяет то, что говорил

ребёнку шёпотом теперь вслух. ребёнок должен определить правильно ли он услышал и повторил то что ему сказали шёпотом.

повторить несколько раз с разными звуками.

4.Рифмы.

Цель: развитие слухового восприятия, развитие логического мышления.

надо объяснить ребёнку просто и доступно, что такое рифмы.

Рифмы это как в стихах, когда 2 слова звучат складно.

подбери рифму к слову: мель-.....(цель, гель, ель, и т.д.)

моль-......(ноль.соль, толь, боль, и т.д.)

зайка-....(майка), кот-......(год)

парта-.....(карта), лей-.....(клей, пей, вей)

сова-.......(софа), коза-......(коса) и т.д.

5.игра "Кирпич и пёрышко"("твёрдый- мягкий")

для различения согласных твёрдых и мягких - с 6 лет.

Цель: учить правильно различать звуки по твёрдости и мягкости.

для дошкольников можно использовать картинки, со школьниками на слух.

Нарисовать или распечатать 2 картинки на одной кирпич, на другой пёрышко.

Взять лист бумаги формата А4 и разделить его пополам, на одну половину сверху

положить картинку "кирпич", на вторую "пёрышко", причём, необходимо пояснить ,

что кирпич твёрдый и на эту половину мы будем класть картинки с твёрдым звуком,

а пёрышко мягкое, значит к нему мы положим картинки с мягким звуком.

Далее мы называем картинку и спрашиваем какой в названии этой картинки первый

(третий, последний и т.д.) звук твёрдый или мягкий? И в соответствии с ответом ребёнка

он кладёт картинку на нужную часть листа. можно работать на слух, ребёнок слушает и

выкладывает те же пуговицы, фишки, мелкие игрушки и т.д. можно ребёнку самому дать

картинки содержащие заданный звук и он самостоятельно их раскладывает по игровым полям.

Взрослый должен проверить и разобрать ошибки..

6.собери слово из звуков.

Цель: научить синтезировать отдельные звуки в слово.

слово у нас рассыпалось, у нас теперь не слова, а отдельные звуки что же делать? надо его собрать, ты мне поможешь? я говорю тебе звуки, а ты должен сложить из них слово.

например: "Д", "О", "М".- слово "ДОМ". и т.д.

7. кто как голос подаёт?

в эту игру можно играть с детьми с 3 лет.

Цель: развитие слухового внимания, различение и узнавание на слух голосов животных.

включить запись с голосами домашних животных, ребёнок угадывает кто как голос подаёт.

после прослушивания можно спрашивать , кто как голос подаёт? например:

как подаёт голос корова? -МУ-МУ. как курица?- ко- ко, и т.д.

8. Угадай, что звучит?

Цель: развитие слухового внимания и различение на слух разных не речевых звуков.

для этой игры потребуются наборы:

1)музыкальные инструменты(колокольчик, барабан, бубен, дудочка, губная гармошка и другие)

2)мячики с пищалками, колокольчиками, явно отличающиеся по внешнему виду

(цвет, размер и звуку) подойдут детские мячики и игрушки для животных.

3)коробочки с крупами. (одинакового размера и одинаковое количество насыпать крупы)

крупы можно использовать разные. у меня гречка, горох, фасоль, рис.

Сначала каждый предмет мы показываем, называем, даём потрогать ребёнку и слушаем

как звучит этот предмет. работаем с одним набором. затем мы ставим ширму(книгу),

прячем под стол, закрываем от ребёнка инструменты, мячики, коробочки. ребёнок слушает,

мы достаем и показываем что это звучало, издаем звук снова не спрятав предмет

когда ребёнок понимает как и что звучит приступаем к работе только на слух

вы издаете звук за ширмой, ребёнок должен на слух определить что прозвучало.

9. Тихо или громко

Цель: развитие слухового внимания, учить различать на слух силу звучания.

говорите тихо-ребёнок приседает, говорите громко- встаёт на носочки.

можно включать музыку то тихо, то громко.

10. Путаница

взрослый называет картинку ЧЁТКО, правильно и громко.

например : "Мишка". затем говорите ребенку :"слушай внимательно, я буду несколько

раз называть картинку, но могу и неправильно её назвать, как услышишь правильное

название скорее хлопни в ладони.всё понятно." если ребёнок не понял вы играете с ним

и первый раз совершаете хлопки вместе с ним.

Слово и картинка "мишка". взрослый говорит:сишка, шишка, лишка, МИШКА,

пишка, миска, вишка, бишка, МИШКА, ребенок на слова МИШКА-хлопает. и т.д.

с другими картинками и словами.

11. Выбери на слух

Цель: развитие слухового восприятия, дифференцировка близких по звучанию звуков.

для игры нужны картинки. Перед ребёнком ряд картинок(6-12). названия картинок должны

быть знакомы ребёнку. Послушай и выбери картинку, взрослый называет ребенок ее берет: Например картинки :дом, том, ком,

лом, сом, гном и т.д. .

12. Исключи лишнее слово(слог)

Взрослый произносит ряд из слогов или слов, а ребёнок должен исключить лишнее слово (слог).

например: слоги: там-дам-там-там. лишнее "дам".

слова: рак-рак-лак-рак. и т.д.

13.Звук заблудился

Цель: развитие слухового восприятия, узнавание звука на фоне других звуков, в составе

слова, развитие логического мышления.

звук заблудился, не в том слове очутился, ты послушай, угадай, что за звук?

взрослый говорит предложение, а ребёнок должен понять что не так. и исправить.

например: во рту выросли дубы.(зубы)

собака спит в булке(будке). у мамы красивая точка(дочка). на деревьях распускаются

дочки(почки). и т.д.

14. Поезд(определяем количество слогов)

Цель: развитие слухового восприятия, упражнять детей в умении делить слова на слоги

и определять количество слогов в слове.

картинка паровозик с вагонами: 1вагон имеет одно окно(1 слог в слове);

2 вагон имеет 2 окна-два слога в слове, 3 вагон имеет 3окна-3 слога в слове, 4 вагон

имеет 4 окна и 4 слога в слове.

картинки названия которых состоят из 1,2,3,4 слогов. ребенок должен рассадить

их по вагонам в соответствии с количеством слогов. например:мяч-поедет в 1вагоне,

т.к. это слово состоит из 1 слога. кошка-поедет во 2 вагоне, т.к. это слово состоит из двух

слогов. машина поедет в 3 вагон, т.к. это слово состоит из 3 слогов.колокольчик -это слово

мы поместим в 4 вагон, т.к. оно состоит из 4 слогов.

15. Рыбалка.

Цель: умение анализировать слова, выделять первый или последний звук в слове.

развитие слухового восприятия, тренировка звуко-буквенного анализа слова. Необходимо

подготовить к игре: 1)картинки с металлическими зажимами.

2)удочка с маленьким магнитиком.

картинки перевернуты рисунком вниз, лежат в произвольном порядке. играть можно

от двух человек, по очереди.цель игры: поймать как можно больше "рыбы",

ребёнок берёт удочку и ловит любую картинку, называет картинку и первый(последний)

звук в слове, если назвал звук правильно забирай себе, если нет положи обратно и перемешай.

НОВОСТИ

НАПИШИТЕ НАМ

НАШ АДРЕС