Напоминание

Особенности формирования экологической культуры дошкольников как одно из условий сохранения окружающей природы

Автор: Шубина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ивушка"
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования экологической культуры дошкольников как одно из условий сохранения окружающей природы







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Особенности формирования экологической культуры дошкольников как

одно из условий сохранения окружающей природы»

От взаимодействия человека и природы зависит важность сохранения экологического

равновесия . Общество давно выявило пагубный фактор для природы, который вызван

достижениями науки и техники..

В России, как и во всем мире, создаются природные

заповедники, заказники, потому что стало очевидно, что от уничтожения природных зон,

экосистем, лесов, парков окружающую среду может защищать только человек Особо в

охране

природы

выделяют

отдельные

памятники

природы.

Но

самое

главное

в

этом

вопросе

-

формирование

экологической

культуры,

начиная

со

старшего

дошкольного

возраста.

Понятие

«экологическая

культура»

сложное

и

многостороннее.Оно

имеет

различные

толкования.Первое

из

них

звучит

так:

экологическая

культура –

это

одно

из

новых

направлений

дошкольной

педагогики,

которое

отличается

от

традиционного

ознакомления детей с природой,второе- экологическая культура – это неотъемлемая часть

общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся

в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности,

установки,

эмоции,

переживания,

чувства,

эстетические

оценки,

вкусы

и

т.д.).Также,

экологическая

культура

рассматривается

как

гармонизация

человека

с

природой,

согласованного объединения социальных нужд и потребностей людей. Считается, что

«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности

требованиям природопользования, заботится о совершенствовании окружающего мира, не

допускает его разрушения и загрязнения.

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры,

становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-

этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам

красоты,

гармонии

эмоциональному

единству

с

живой

и

неживой

природой,

чувству

товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному

восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро

воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию,

справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология

юного

человека

соединяет

воедино

материальный

и

духовный

мир.

Без

подобного

воссоединения

невозможно

воспитание

и

развитие

экологического

мировоззрения

и

сознания.

Старший

дошкольный

возраст –

самоценный

этап

в

процессе

развития

основ

экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной

степени

определяющий

процесс

развития

экологической

культуры

личности,

в

дальнейшем

выражающийся

в

формировании

у

ребёнка

осознанного

отношения

к

окружающему

миру.

В

том,

что

он

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа»,

акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят

или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.

У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и

социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из

объектов

и

субъектов

окружающего

мира,

они

ощущают

себя

естественной

частью

природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются

непосредственные

объект-объектные,

межобъектные

отношения.

Ребёнок

старшего

дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические

правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот

возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.

Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать

как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.

Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры

ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние

семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её

членов

к

окружающей

природе,

обще

культурой.

Роль

детского

сада

в

этой

связи

определяется

личностными

и

профессиональными

качествами

педагогов,

условиями

воспитания.

В

старшем

дошкольном

возрасте

более

отчётливо

проявляются

элементы

основ

экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности,

эмоциональные

реакции,

более

сознательные

оценки

поведения

людей

в

природе,

формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.

Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы

экологического сознания:

потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической

культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);

эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные

эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).

Необходимость

ставить

их

в

поисковые

ситуации,

чтобы

дети

активно,

творчески,

самостоятельно

приобретали

опыт

и

осваивали

окружающий

мир

является

условием

развития основ экологической культуры детей . Основы экологической культуры могут

быть

заложены

лишь

в

процессе

общения

с

природой

и

с

педагогически

грамотно

организованной деятельностью.

Для

ребёнка-выпускника

детского

сада

характерны

следующие

показатели

сформированности основ экологической культуры:

проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений,

животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;

с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в

доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);

старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;

проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

пытается

контролировать

своё

поведение,

поступки,

чтобы

не

причинить

вреда

окружающей среде.

Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия:

миром

людей,

природы,

предметным

миром.

Происходит

приобщение

к

культуре,

к

общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство –

время

первоначального

становления

личности,

формирования

основ

самосознания

и

индивидуальности ребёнка.

Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в

умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим

собой.