Автор: Шубина Марина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №3 "Ивушка"
Населённый пункт: г.Пятигорск Ставропольского края
Наименование материала: статья
Тема: Особенности формирования экологической культуры дошкольников как одно из условий сохранения окружающей природы
«Особенности формирования экологической культуры дошкольников как
одно из условий сохранения окружающей природы»
От взаимодействия человека и природы зависит важность сохранения экологического
равновесия . Общество давно выявило пагубный фактор для природы, который вызван
достижениями науки и техники..
В России, как и во всем мире, создаются природные
заповедники, заказники, потому что стало очевидно, что от уничтожения природных зон,
экосистем, лесов, парков окружающую среду может защищать только человек Особо в
охране
природы
выделяют
отдельные
памятники
природы.
Но
самое
главное
в
этом
вопросе
-
формирование
экологической
культуры,
начиная
со
старшего
дошкольного
возраста.
Понятие
«экологическая
культура»
сложное
и
многостороннее.Оно
имеет
различные
толкования.Первое
из
них
звучит
так:
экологическая
культура –
это
одно
из
новых
направлений
дошкольной
педагогики,
которое
отличается
от
традиционного
–
ознакомления детей с природой,второе- экологическая культура – это неотъемлемая часть
общей культуры человека и включает различные виды деятельности, а также сложившееся
в результате этой деятельности экологическое сознание человека (интересы, потребности,
установки,
эмоции,
переживания,
чувства,
эстетические
оценки,
вкусы
и
т.д.).Также,
экологическая
культура
рассматривается
как
гармонизация
человека
с
природой,
согласованного объединения социальных нужд и потребностей людей. Считается, что
«Человек, владеющий экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности
требованиям природопользования, заботится о совершенствовании окружающего мира, не
допускает его разрушения и загрязнения.
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития основ экологической культуры,
становления обуславливающих её экологического мировоззрения и сознания, нравственно-
этических норм поведения. В этом возрасте человек наиболее восприимчив к идеалам
красоты,
гармонии
эмоциональному
единству
с
живой
и
неживой
природой,
чувству
товарищества и коллективизма, духовному развитию и самопознанию, неформальному
восприятию мира, высоким нравственным идеалам. Ребёнок чувствует чужую боль, остро
воспринимает несправедливость своих и чужих поступков, стремится к подражанию,
справедливым делам и поступкам. Тонко чувствующая и легко восприимчивая психология
юного
человека
соединяет
воедино
материальный
и
духовный
мир.
Без
подобного
воссоединения
невозможно
воспитание
и
развитие
экологического
мировоззрения
и
сознания.
Старший
дошкольный
возраст –
самоценный
этап
в
процессе
развития
основ
экологической культуры. В этот период происходит качественный скачок. В значительной
степени
определяющий
процесс
развития
экологической
культуры
личности,
в
дальнейшем
выражающийся
в
формировании
у
ребёнка
осознанного
отношения
к
окружающему
миру.
В
том,
что
он
начинает
выделять
себя
из
окружающей
среды,
преодолевает в своём мироощущении и расстояние от «Я – природа» до «Я и природа»,
акцент смещается на формирование отношений к самому себе (какой я? За что меня хвалят
или ругают?) и к ближайшему социальному окружению – сверстникам, взрослым.
У детей старшего дошкольного возраста взаимодействия и отношения с природной и
социальной средой существуют на бессознательной основе. Дети не выделяют себя из
объектов
и
субъектов
окружающего
мира,
они
ощущают
себя
естественной
частью
природы, органичное единство с ней. Между ребёнком и субъектом среды образуются
непосредственные
объект-объектные,
межобъектные
отношения.
Ребёнок
старшего
дошкольного возраста открыт для того, чтобы воспринимать и присваивать экологические
правила этих отношений, превращать их в свои привычки, в часть своей натуры. Этот
возраст наиболее благоприятен для экологического воздействия.
Развитие основ экологической культуры у старших дошкольников можно рассматривать
как специфическую «субкультуру» определённой социальной группы.
Соответствующий дошкольному возрасту объём знаний основ экологической культуры
ребёнок получает в семье, детском саду, через средства массовой информации. Влияние
семьи на развитие начал экологической культуры ребёнка определяется отношением её
членов
к
окружающей
природе,
обще
культурой.
Роль
детского
сада
в
этой
связи
определяется
личностными
и
профессиональными
качествами
педагогов,
условиями
воспитания.
В
старшем
дошкольном
возрасте
более
отчётливо
проявляются
элементы
основ
экологической культуры ребёнка: интерес к природе, к определённым видам деятельности,
эмоциональные
реакции,
более
сознательные
оценки
поведения
людей
в
природе,
формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе.
Для детей старшего дошкольного возраста наиболее характерны следующие элементы
экологического сознания:
потребность в общении с природой. Это отправная точка развития основ экологической
культуры ребёнка (ещё не отделяет себя от природы);
эстетические и этические чувства, которые вызывает общение с природой (различные
эмоциональные оттенки, положительные или отрицательные).
Необходимость
ставить
их
в
поисковые
ситуации,
чтобы
дети
активно,
творчески,
самостоятельно
приобретали
опыт
и
осваивали
окружающий
мир
является
условием
развития основ экологической культуры детей . Основы экологической культуры могут
быть
заложены
лишь
в
процессе
общения
с
природой
и
с
педагогически
грамотно
организованной деятельностью.
Для
ребёнка-выпускника
детского
сада
характерны
следующие
показатели
сформированности основ экологической культуры:
проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений,
животных, пытается оценивать их состояние с позиции «хорошо – плохо»;
с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;
эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в
доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.);
старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.;
проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;
пытается
контролировать
своё
поведение,
поступки,
чтобы
не
причинить
вреда
окружающей среде.
Именно в дошкольный период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия:
миром
людей,
природы,
предметным
миром.
Происходит
приобщение
к
культуре,
к
общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство –
время
первоначального
становления
личности,
формирования
основ
самосознания
и
индивидуальности ребёнка.
Развитие основ экологической культуры есть результат воспитания, который выражается в
умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим
собой.